«Иностранный язык» относится к обязательной части образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 39.03.02 Социальная работа 39.03.01 Социология, направленность (профиль) «Прикладная социология»

Курс иностранного языка опирается на базовые знания, полученные в среднем общеобразовательном учреждении и ориентирован на формирование профессионально значимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию целей деловой и профессиональной коммуникации. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

– специфику интонации, ритма нейтральной речи в немецком языке, особенности произношения, характерные для деловой коммуникации;

– общеупотребительную, общекультурную и деловую лексику для осуществления деловой коммуникации;

– лексико-грамматические правила, необходимые в процессе деловой коммуникации;

–основные грамматические явления, обеспечивающие деловую коммуникацию без искажения смысла при устном и письменном общении;

– особенности делового этикета в странах изучаемого языка;

– стилистические особенности деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном и иностранном языках.

 

Уметь:

– следовать основным нормам, принятым в общении в деловой сфере на государственном и иностранном языках;

– строить высказывания в смоделированных (предлагаемых) ситуациях общения на иностранном языке, правильно используя общеупотребительную и деловую лексику;

– применять лексико-грамматические средства в коммуникативных ситуациях делового общения;

– использовать основы коммуникативных стратегий и тактик, ориентированных на деловое общение в соответствии с социокультурным параметром;

– извлекать необходимую информацию из различного вида деловых текстов;

– адаптировать свою речь к содержанию и форме высказывания.

 

Владеть:

– навыками оформления речевых высказываний официально-делового стиля;

– навыками анализа деловых текстов на государственном и иностранном языке;

– различными методами и технологиями ведения деловых переговоров на государственном и иностранном языке;

– основами частной и деловой переписки;

– лексическим минимумом учебных лексических единиц, необходимых для осуществления деловой коммуникации;

– навыками получения необходимой информации, находящейся в открытом доступе в Интернете;

– стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных деловых текстов.

3. Содержание дисциплины

 

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, канцелярская, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, речевых клише делового общения. Понятие об основных способах словообразования.

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексические пласты и группы в словарном составе немецкого языка. Классификация лексики по сферам применения.

 

Распределение лексического минимума по основным изучаемым темам:

 

  1. Знакомство с деловыми партнерами.

2.     Устройство на работу. Интервью.

3.     Корпоративная культура.

4.     Роль иностранного языка в деловой сфере.

5.     Деловая поездка за рубеж. Бронирование билетов, гостиницы.

6.     Деловые переговоры.

7.     Тайм-менеджмент. Работа и отдых.

8.     Особенности работы в моей профессиональной сфере.

 

3. Грамматические навыки, обеспечивающие деловую коммуникацию при письменном и устном общении.

Порядок слов простого предложения и вопросительного предложения.

Имя существительное. Род существительных. Множественное число.

Употребление отрицания nicht и kein.

Определенный и неопределенный артикль. Основные случаи употребления артикля. Слияние определенного артикля с предлогами.

Глагол. Временные формы глагола Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum. Управление глаголов.

Модальные глаголы sollen, müssen, können, dürfen, wollen, mögen. Значение и употребление модальных глаголов. Глагол lassen. Глаголы wissen, kennen.

Повелительное наклонение (Imperativ).

Местоимение. Личные, притяжательные, указательные, неопределенные, вопросительные, относительные, отрицательные местоимения. Возвратное местоимение sich. Местоимение es. Отрицательные местоимения и наречия. Местоименные наречия.

Предлоги. Предлоги с Akkusativ. Предлоги с Dativ. Предлоги с Akkusativ и Dativ.

Количественные и порядковые числительные.

Страдательный залог. 

Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Порядок слов в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

 

4.  Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Особенности деловой коммуникации в устной и письменной формах в странах изучаемого языка. Официально-деловой стиль. Основы деловых переговоров. Речевые ситуации и ролевые игры «Интервью с работодателем», «Знакомство с сотрудниками», «В турагентстве», «Бронирование гостиничного номера (билета)», «Телефонный звонок», «Экскурсия», «Осмотр достопримечательностей».

 

5. Устная речь. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях официального общения.

Умение задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; умение пересказать содержание прочитанного или прослушанного текста; умение разыгрывать сходные с пройденными коммуникативными ситуациями диалоги, демонстрируя соответствующее ситуации речевое поведение; объем высказывания 8 – 12 реплик; умение вести беседу в пределах пройденных тем, обменявшись с собеседниками 10 – 12 репликами без коммуникативно значимых ошибок.        

Устные монологические высказывания с опорой на прочитанный текст и без опоры. Коммуникативная задача. Композиция высказывания: вступление, заключение. Слова логической связи высказывания. Тема, основная идея текста. Анализ, обобщение, вывод. Развернутый пересказ. Сжатый пересказ. Моделирование сюжета текста. Составление плана, вопросов. Использование социокультурных знаний в соответствии с ситуацией общения.

            Устные диалогические высказывания. Диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, обмен оценочной информацией. Речевое взаимодействие с собеседником. Высказывание идеи, предложения. Выражение согласия или несогласия. Аргументированность, связность и логичность высказывания. Принятие решения.

Официальный и неофициальный характер высказываний.

 

6. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Различные типы чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, с полным пониманием прочитанного). Чтение текстов профессиональной направленности.

Различные способы чтения (вслух, про себя). Типы текстов (учебные, прагматические, проблемные, научно-популярные, профессионально ориентированные). Виды чтения (с пониманием полного содержания, выборочное чтение, поисковое). Техника чтения. Интонационное оформление прочитанного.

 

7.  Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Виды корреспонденции. Рефераты по страноведению. Тезисы докладов. Биографии знаменитых людей.

Деловое письмо (визитная карточка, анкета, резюме, заявление о приеме на работу, рекламное объявление, электронное письмо, письмо по факсу).

            Умение логически и правильно в грамматическом и орфографическом отношениях строить письменные высказывания (развернутые ответы на вопросы в пределах пройденных тем).          

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 

7.1. Основная литература

 

1. Зимина, Л.И. Немецкий язык (a1–a2) : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.И. Зимина, И.Н. Мирославская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 139 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-08608-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425838(дата обращения: 14.06.2019).

2. Немецкий язык в профессиональной сфере: учебное пособие/ Ю.Д. Гавронова, А.В. Нешенко, В.И. Афанасьева, Л.В. Пушкарева; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. – 76с.

3. Ситникова, И.О. Деловой немецкий язык. Der Mensch und seine Berufswelt. Уровень B2-C1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.О. Ситникова, М.Н. Гузь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09468-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427969 (дата обращения: 14.06.2019).

 

7.2. Дополнительная литература

 

1. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка. Словарь-справочник. – 5-е изд., стереотипное. – Киев: «Логос», 2002. – 352 c. URL:  http://bookre.org/reader?file=1345632&pg=19 (дата обращения: 28.08.2020)

2. Завьялова В.М. Ильина Л.В.  Практический курс немецкого языка (начальный этап). Издание 7-ое, стереотипное. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л.», 2004 – 348 c.

3. Лытаева, М.А. Немецкий язык для делового общения + аудиоматериалы в ЭБС : учебник и практикум для академического бакалавриата / М.А. Лытаева, Е.С. Ульянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07774-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432027 (дата обращения: 25.08.2019).

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Википедия. Свободная энциклопедия. URL: www.ru.wikipedia.org
Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: www.window.edu.ru
Форум «Немецкий язык как иностранный». Интернет-сервис для преподавания немецкого языка как иностранного. URL: www.deutsch-als-fremdsprache.de
Немецкий язык для всех. URL: www.studygerman.ru
Бесплатная библиотека иностранных языков. URL: www. in-yaz-book.ru
Факты о Германии. URL: www.tatsachen-ueber-deutschland.de
Журнал для молодежи, изучающей немецкий язык. URL: www.vitaminde.de
Грамматика на занятиях по немецкому языку. URL: grammade.ru
Немецкий язык – вопросы и ответы. URL: http://faql.de
Немецко-русский словарь Langenscheid. URL: https://de.langenscheidt.com/deutsch-russisch/
Немецко-русский словарь PONS. Онлайн словарь. URL: https://ru.pons.com/
Немецкий язык как иностранный. Задания онлайн. URL: https://www.schubert-verlag.de/aufgaben/
Методики и учебные материалы института Гёте. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/unt/kum.html
Медленный немецкий с Анник Рубенс. URL: https://slowgerman.com
Издательство «Cornelsen» URL: https://www.cornelsen.de
Издательство «Klett» URL: https://www.klett-sprachen.de/deutsch-als-fremdsprache/c-18
Издательство «Huber» URL: https://blog.hueber.de
Издательство «Liebaug-Dartmann e.K» URL: http://www.liebaug-dartmann.de/onlinelernen.html
Иностранный язык немецкий. Журнал для занятий по немецкому языку. URL: https://www.fremdsprachedeutschdigital.de
Журнал межкультурного обучения иностранным языкам. URL: https://tujournals.ulb.tu-darmstadt.de/index.php/zif/issue/view/77
Практика немецкого языка – журнал для преподавания немецкого языка. URL: https://www.friedrich-verlag.de/deutsch/praxis-deutsch/
Немецкий в совершенстве. URL: https://www.deutsch-perfekt.com
Немецкая волна. URL: https://www.dw.com/ru/
Добро пожаловать. Открытый портал для занятий по немецкому языку. URL: http://willkommen.zum.de/wiki/Hauptseite
Фонд «Дом истории Федеративной Республики Германии». URL:  https://www.hdg.de/geschichte-online
Федеральный центр политического образования. URL: https://www.hanisauland.de/index.html
Платформа открытых ресурсов по изучению немецкого языка. URL: https://open-deutsch.de/lehrmittel