Дисциплина Б1.В.ОД.15 «Основы социального прогнозирования» включена в блок обязательных дисциплин вариативной части образовательной программы по направлению подготовки 39.03.01 Социология. Цель и задачи курса – изучение истории, теории и практики социального прогнозирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и т.д. прогнозирования.

Учебный план предусматривает освоение студентами данной дисциплины на последнем году обучения (на 4 курсе), т.к. ее изучение предполагает знание основ высшей математики, серьезную подготовку в области философии, социологии, социальной психологии и политологии.


Дисциплина «Основы проектного менеджмента» входит в Блок 1 «Дисциплины (модули)», обязательная часть.

Форма обучения: очная

Курс –1

Семестр – 2

Всего зачетных единиц – 3, часов – 108

Форма отчетности: зачёт – 2 семестр


Дисциплина Б1.В.ДВ.10.1 «Социальная инженерия» относится к дисциплинам по выбору вариативной части ОП по направлению подготовки 39.03.01 Социология. Изучение курса позволит студентам освоить методику проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы в области социоинженерных исследований. В области прикладной социологии социоинженерное направление использует комплекс приемов и средств воздействия на поведение и установки индивидов, социальных объедений и организаций с целью разрешения острых социальных проблем, адаптации социальных институтов к изменяющимся условиям и сохранения социальной стабильности.

Согласно перечню формируемых компетенций, дисциплина «Социальная инженерия» имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с такими дисциплинами программы подготовки, как «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математическое моделирование социальных процессов», «Методы социологического исследования», «Социология управления», «Техника научной работы в современном управлении» и др. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, должны способствовать успешному прохождению студентами преддипломной практики.


Дисциплина Б1.В.21 «Интернет-социология» относится к  1 блоку ОП к части, формируемой участниками образовательных отношений  по направлению подготовки 39.03.01 Социология.

Согласно перечню формируемых компетенций, дисциплина «Интернет-социология» имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с такими дисциплинами программы подготовки, как «Информационно-коммуникационные технологии», «Демография», «Методы социологического исследования» и др.

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, должны стать основой для изучения таких дисциплин, как «Социология коммуникаций», «Массовые коммуникации», «Социология общественного мнения», «Социология рекламы» и др., способствовать успешному прохождению студентами социологической практики в организациях и преддипломной практики.


Курс Б1.В.ОД.3 Социология организаций. Направление подготовки: 39.03.01 Социология. Направленность: Прикладная социология.   Курс – 3. Семестр – 6. Форма обучения – очная. Всего зачетных единиц – 3, часов  – 108. Лекции – 16 час.. Практические занятия – 32 час.. Самостоятельная работа – 60 час. Форма отчетности: экзамен – 6 семестр.

Социология организаций представляет собой учебный курс, ориентиро­ванный на формирование у студентов систематических представлений о сущности, особенностях формирования, функционирования и развития специфических образований – социальных организаций. 

Построение учебного материала обусловлено междисциплинарным характером и широкой практической направленностью курса. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Усвоение материала обеспечивается за счет участия студентов в лекциях, работы на практических занятиях и подготовки к ним, выполнения практических заданий. Последние осуществляются студентами самостоятельно в рамках внеаудиторной самостоятельной работы и контролируются на практических занятиях. Совокупность этих форм работы обеспечивает организацию и контроль как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов. 



Дисциплина Б1.Б.18 «Истории социологии» входит в базовую часть ОП по направлению подготовки 39.03.01 Социология. 

Изучению дисциплины предшествуют: «История», «Основы социологии».

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению социологических дисциплин, дифференцированных по различным отраслям («Социология культуры», «Политическая социология», «Массовые коммуникации» и проч.). 

Содержательное наполнение программы обусловлено обобщающим характером дисциплины и включенностью ее в систему общесоциологических дисциплин. Изучение периода классической социологии 19 - нач. 20 вв. предполагает знакомство с условиями возникновения социологии как науки, закономерностями ее становления, функционирования и развития.

Курс Б1.В.ОД.9 Социология управления. Направление подготовки: 39.03.01 Социология. Направленность: Прикладная социология. Курс – 3. Семестр – 6. Форма обучения – очная. Всего зачетных единиц – 4, часов  – 144. Лекции – 32 час.. Практические занятия – 32 час. Самостоятельная работа – 80 час. Форма отчетности: экзамен – 6 семестр.

Социология управления это отрасль социологического знания, изучающую систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений, механизмы социальных изменений, закономерности социальных действий и поведения людей, включенных в систему управления.

Социология управления представляет собой учебный курс, ориентиро­ванный на формирование у студентов научно обоснованные представления об управляемости социальных объектов и процессов, о структуре и специфике социологического подхода, направленного на выявление социальной сущности управленческой деятельности и взаимодействии социальных субъектов и объектов этой деятельности; выработать у студентов навыки проведения социологических исследований в различных системах управления и применение полученных результатов для анализа и объяснения социальных явлений и процессов, возникающих в управлении, а также принятия на основе полученных социологических знаний управленческих решений и участие в их реализации.

Прикладная функция социологии управления состоит в получении теоретических и эмпири­ческих знаний о закономерностях построения, функционирования и разви­тия управляемых социальных систем, а также имеет методологическое значение для выбора тематики и организации практически ориентированных социологи­ческих исследований, способствующих решению социально-инженерных за­дач, в том числе и задач организации и реорганизации управляемых систем.