Б1.Б.17 Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» для бакалавров 5 курса (заочное обучение) факультет Истории и права (педагогическое направление).

 

В ходе изучения дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» будут рассмотрены следующие темы:

- Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.

Календарный и биологический возраст. Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности полового созревания детей и подростков.

- Анатомия и физиология нервной системы: Основные функции. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) и соматическая нервная система. Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Рефлекторная дуга.

- Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их отличия.

Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования. Значение условных рефлексов для педагогической практики.

            -Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем.

Анатомия скелета. Анатомия и физиология пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и системы кожа. Возрастные особенности формирования и созревания систем.

            - Анатомия и физиология сенсорных систем.     

            Анализаторы: строение, свойства. Зрительный анализатор. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные   особенности   органов   слуха. 

           

План занятий.

 Раздел 1.

Тема №1. Закономерности роста и развития детского организма.

Закономерности роста и развития детского организма.  Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация.  Характеристика развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности полового созревания детей и подростков. Сенсетивные и критические периоды развития. Календарный и биологический возраст. Акселирация и ретардация развития.

Вопросы для контроля:

1.     Дайте определение понятиям «рост» и «развитие» и взаимосвязи между ними

2.     Дайте определение понятию онтогенеза и перечислите критерии характеристики каждого периода развития ребенка.

3.     Дайте характеристику возрастным периодам постнатального онтогенеза

4.     Расскажите, что понимается под критическими и сенситивными периодами развития

5.     Дайте краткую характеристику критическим периодам пренатального и постнатального онтогенеза

6.     Дайте определение понятиям Календарного и Биологического возраста

7.     Назовите методы определения биологического возраста

 

Тема №2: Оценка здоровья и физического развития  детей. Гигиенические основы жизнедеятельности ребенка.                                                                                 

Состояние здоровья детей и подростков. Методы оценки состояния здоровья физического развития школьников. Медицинская карта ребенка, ее основные разделы. Оценка физического развития детей: методы, способы анализа полученных результатов, влияние условий внешней среды на физическое развитие. Гигиенические требования к оборудованию  образовательных учреждений,  учебникам, письменным принадлежностям,  одежде и обуви.

Вопросы для контроля:

1.     Дайте определение понятию «Здоровье»

2.     Перечислите критерии оценки здоровья и назовите 5 групп «Здоровья» детей

3.     Назовите методы оценки физического развития ребенка

4.     Назовите методы анализа параметров физического развития ребенка

5.     Перечислите основные гигиенические требования к оборудованию (мебель, доска, освещение) образовательного учреждения

Для изучения данного раздела необходимо использовать следующую литературу:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

2. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

3.Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология». Учебник -Ростов-на-Дону – «Феникс» - 2015 г.

 Контрольное задание:

 1 вариант

1.     Дайте сравнительную (по критериям) характеристику периодов – грудного и дошкольного (первое детство) возраста

2.     Опишите что такое параметрический метод оценки физических параметров развития ребенка

3.     Решите следующую задачу:

Ребенок А. умеет сидеть, ползать, пытается вставать, произносит отдельные слоги. При осмотре – во рту 7 зубов, большой родничок закрыт.

 Вопрос:  Определите возраст ребенка

2       вариант

1.     Дайте  характеристику периода подросткового возраста и акселерации (понятие, признаки, виды)

2.     Опишите что такое не параметрический метод оценки физических параметров развития ребенка

3.     Решите следующую задачу:

Ребенок С., хорошо ходит, свободно бегает, стоит на одной ноге, умеет пользоваться ножницами, разговаривает короткими словами. При осмотре – во рту 18 зубов.

 Вопрос:      Определите возраст ребенка.

 Внимание!

           1 вариант – выполняют студенты  с 1по 7 позицию в списке группы

           2 вариант - выполняют студенты  с 8 по 14 позицию в списке группы

 

 

Кроме изучения тем по разработанному плану занятий каждому студенту группы необходимо написать реферат по одной из предлагаемых тем в соответствии с указанными требованиями.

Темы рефератов

 1. Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья.

2. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

3. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом.

4. Функциональные возможности организма в связи с его возрастными особенностями.

 5. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы у детей 

6. Возрастные особенности иммунной системы детей. Иммунопрофилактика.

 7.  Инфекционные заболевания у детей и их профилактика.

8.  Возрастные особенности дыхательной системы у детей. Гигиена дыхания. Влияние углекислоты на дыхательную функцию.

9. Алкоголь и его влияние на плод  и постнатальное развитие детского организма.

10. Влияние курения на функциональное состояние плода и постнатальное развитие детского организма.

 11. Значение питательных веществ и режима питания  для правильного развития детского организма.

12. Заболевания, вызванные неправильным питанием, их профилактика.

 13. Теории происхождения и функционального значения эмоций.

 14. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

15. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности в процессе учебной деятельности. 

16. Режим дня, возрастные особенности и значение для здоровья ребенка.  

 Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата;  фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.

 Каждому студенту  необходимо  прислать реферат на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 28.05

18.05 - 20.05

Раздел 2. Анатомия и физиология  ЦНС.

Для изучения данного раздела необходимо обратить внимание на следующие источники литературы:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт) 

2. Анатомический атлас: Мозг человека – под редакцией Питера Абрахамса – Мосвка: Издательство АСТ – 2016 г. (можно любой другой анатомический атлас человека или атлас ЦНС).

Тема №3. Анатомия центральной нервной системы

Головной мозг - ствол мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг) строение и функции, основные подкорковые рефлекторные цепи. Функции ствола мозга. Мозжечек: строение, расположение, функции. Промежуточный мозг. Значение гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и в регуляции функций эндокринной системы.

Вопросы для контроля:

1. Отделы головного мозга и их связь с формированием мозга в онтогенезе.

2. Ствол мозга – строение, локализация центров и проводящих путей, функции.

3. Продолговатый мозг – строение, внутреннее строение, функции.

4. Мост – внешнее и внутреннее строение, функции.

5. Средний мозг - внешнее и внутреннее строение, функции.

6. Промежуточный мозг – расположение, внутреннее строение, функции.

7. Ретикулярная формация – понятие, функции.

8. Мозжечок – расположение, внешнее и внутреннее строение, функции.

 

Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

3. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

4. Анатомический атлас: Мозг человека – под редакцией Питера Абрахамса – Мосвка: Издательство АСТ – 2016 г.

 

Тема №4. Анатомия центральной нервной системы (продолжение)

Полушария головного мозга: строение, функции. Локализация функций в коре головного мозга. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Проводящие пути  ЦНС.

Вопросы для контроля:

1. Конечный мозг (полушария большого мозга) – строение коры полушарий, морфофункциональные особенности, белое вещество полушарий.

2. Лимбическая система – основные компоненты, морфофункциональные особенности, функции.

3. Подкорковые ядра – локализация, особенности строения, функции.

4. Оболочки головного мозга – особенности строения, синусы, межоболочечные пространства.

5. Спинной мозг - внешнее и внутреннее строение, функции, оболочки.

6. Проводящие пути ЦНС – афферентные (болевой и температурной чувствительности) проводящие пути, проприоцептивные  пути.

7. Проводящие пути ЦНС – эфферентные (пирамидный, экстрапирамидный путь) проводящие пути, закономерности строения эфферентных проекционных проводящих путей.

 

Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

3. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

4. Анатомический атлас: Мозг человека – под редакцией Питера Абрахамса – Мосвка: Издательство АСТ – 2016 г.

 Контрольное задание:

1 вариант

1.     Нарисовать проводящие пути болевой и температурной чувствительности

2.     Тестовый контроль на тему «Анатомия ЦНС»

2 вариант

1.     Нарисовать Корково-спинномозговые пути

2.     Тестовый контроль на тему «Анатомия ЦНС»

 

Внимание!

           1 вариант – выполняют студенты  с 1по 7 позицию в списке группы

           2 вариант - выполняют студенты  с 8 по 14 позицию в списке группы

 Тест по теме «Анатомия ЦНС»

1.Автономная нервная система также называется

1.соматическая                                         2 .вегетативная

3.периферическая                                     4.центральная

2. Центральная нервная система состоит из (несколько вариантов):

1.нервы                   2. головной мозг

3. спинной мозг      4. ганглии

3. Периферическая нервная система состоит из (несколько вариантов):

1. нервы                      2. головной мозг

3. спинной мозг        4. ганглии

4. Мозговой ствол является продолжением

1. среднего мозга                   2. спинного мозга

3. продолговатого мозга

5. Конечный мозг включает:

1. промежуточный и средний мозг     2. большие полушария мозга

3. средний мозг и мост

6. Последовательность расположения отделов головного мозга, начиная от спинного

1.мост                                                 1

2.продолговатый                               2

3.промежуточный                             3

4.средний мозг                                  4

5. большие полушария мозга           5

7.  Таламус входит в состав

1.среднего мозга                      2.промежуточного мозга

3.продолговатого мозга          4.больших полушарий мозга

8. Моторная кора находится в

1.лобных долях больших полушарий    2. теменных долях больших полушарий

3. затылочных долях больших полушарий  4. височных долях больших полушарий

9. Боковые желудочки мозга соединяются с

1.четвертым желудочком                         2. третьим желудочком

3.Сильвиевым водопроводом

10. Серое вещество мозга -это

1.спинно-таламический путь                    2. пирамидный тракт

3.таламл-кортикальный путь                  4. кора больших полушарий

11. Окончание спинного мозга у взрослого человека находится на уровне:

1. XII  грудного позвонка                           2. I поясничного позвонка

3. II поясничного позвонка                         4. III поясничного позвонка

 12. К какому анатомическому образованию относят гиппокамп:

1. к древней коре                                         2. к старой коре

3. к новой коре                                             4. к базальным ядрам больших полушарий
13. Какие доли разделяет роландова борозда:

1.     Лобную и теменную            2. Теменную и затылочную

3.затылочную и лобную                              4. Височную и лобную

14. Какие ядра мозжечка отвечают за движения конечностей:

1. пробковые и шаровидные                       2. шаровидные

3. пробковые и зубчатые                             4. зубчатые
15. Нижние холмики четверохолмия связаны:

1. со слуховым анализатором                     2. со зрительным анализатором

3. с X-парой черепных нервов                    4. с водопроводом мозга
16. В эпиталамусе находится:

1. гипофиз                                                     2. Шишковидная железа

3. нейросекреторные ядра гипоталамуса 4. Ядро глазодвигательного нерва
17. Укажите соответствие отделов центральной нервной системы их функциям:
1. Гипоталамус                                А)Координация движений
2. Кора больших полушарий          Б)Проведение нервных импульсов к                                                                                            головному мозгу
3. Мозжечок                                     В)Высший центр регуляции функций                                                                                          организма

 

 

21.05

 Кроме указанных источников литературы студентам группы будет выслан слайдовый вариант лекции.

Тема №5. Физиология ЦНС

Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Рефлексы (безусловные и условные). Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо по Анохину. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования. Значение условных рефлексов для педагогической практики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Нейрон – строение, функции.

2. Синапс -понятие, классификация, строение и особенности химического синапса.

3. Механизм образования условных рефлексов, стадии формирования.

4.. Условия выработки рефлексов, возрастные особенности  их формирования.

5. Классификация рефлексов, сравнительная характеристика УР и БР.

4. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования.

5. Внешнее торможение УР: понятие, формирование, значение для педагогической практики.

6.Внутреннее торможение УР: понятие, формирование, значение для педагогической практики.

 Литература:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

2. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

3. Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология». Учебник – Ростов-на-Дону – «Феникс» -2015 г.

4.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015г.

 

Тема №6. Физиология ЦНС (продолжение)

Высшая нервная деятельность – понятие, типы, особенности у детей. Память, механизм образования, классификация, виды научения. Речь, формирование, виды нарушения. Диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие ВНД (высшая нервная деятельность) и ННД (низшая нервная деятельность).

2. Динамический стереотип – понятие, значение для обучения и воспитания.

3. Типы ВНД: понятие, принципы деления, характеристика.

4. Виды научения, значение для педагогической практики.

5.Типологические варианты развития у детей, значение для педагогической практики.

6. Память – классификация, механизм образования.

7. Научение – понятие, значение для обучения.

8.Речь – виды, особенности формирования, виды нарушения.

9. Роль различных структур мозга в организации речи.

 Литература:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

2. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

3. Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология». Учебник – Ростов-на-Дону – «Феникс» -2015 г.

4.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015г.

 Контрольное задание

1 вариант:

1.     Нарисуйте  химический синапс и рефлекторное кольцо по Анохину

2.     Тестовый контроль по теме « Физиология ЦНС»

2 вариант:

1. Нарисуйте структуры мозга связанные с долговременной памятью, перечислить условия, ускоряющие процессы запоминания.

2. Тестовый контроль по теме « Физиология ЦНС»

ТЕСТЫ по теме « Физиология ЦНС»

1.Что является структурной основой рефлекса?

1.     нервные сети;

2.     нейроглия;

3.     рефлекторная дуга.

2.Что входит в рефлекторную дугу?

1.     афферентная, центральная и эфферентная части;

2.     чувствительные и двигательные нейроны;

3.     межполушарные связи.

3.Все ли отделы ЦНС участвуют в реализации простейшего рефлекторного акта?

1.     да;

2.     только спиной мозг;

3.     только продолговатый мозг.

4.Что называется рецептивным полем рефлекса?

1.     мышцы, участвующие в рефлекторном ответе;

2.     совокупность рецепторов, раздражение которой вызывает рефлекс;

3.     анализаторы, задействованные в осуществлении данного рефлекторного акта.

5.Безусловные рефлексы представляют собой:

1.     генетически заданные и жестко подогнанные под определённые экологические условия реакции организма;

2.     лабильные механизмы функциональной деятельности организма;

3.     один из вариантов мотивационного возбуждения.

6.Выберите ту характеристику безусловных рефлексов, которая не соответствует свойствам безусловного рефлекса:

1.     врожденный рефлекс;

2.     рефлекс возникает на строго определённый раздражитель;

3.     осуществляется с участием коры.

7.Выберите верное утверждение:

1.     условные рефлексы без подкрепления исчезают;

2.     условные рефлексы без подкрепления угасают, но не исчезают;

3.     условные рефлексы даже без подкрепления сохраняются и проявляются всю жизнь.

8.Какие из признаков НЕ являются отличительными в сравнении безусловных и условных рефлексов?

1.     врожденный и приобретённый характер;

2.     стабильность и изменчивость;

3.     экстероцептивность и интероцептивность.

9.Выберите из приведённых характеристик ту, которая НЕ соответствует свойствам условного рефлекса:

1.     рефлекс может возникать на различные раздражители;

2.     рефлекс присущ всем представителям данного вида;

3.     рефлекс изменчив.

10.Среди нижеприведённых явлений найдите то, которое является примером условного рефлекса:

1.     на вид приготовляемого острого салата у человека выделяется слюна;

2.     кошка перестаёт лакать молоко при приближении собаки;

3.     ни один ответ не верен.

11.Что такое динамический стереотип?

1.     искусственная система действий;

2.     фиксированная система поведенческих реакций;

3.     устойчивый очаг возбуждения в головном мозге.

12.Что делает очаг возбуждения доминантным:

1.     актуальная потребность;

2.     сила действующего раздражителя;

3.     отсутствие препятствующих достижению цели факторов.

13.Определите вид торможения, имеющий место в следующем случае. Голодный шестимесячный ребёнок перестаёт плакать при виде яркой игрушки.

1.     запаздывательное торможение;

2.     дифференцировочное торможение;

3.     внешнее торможение.

14.Среди нижеописанных явлений найдите то, которое является примером запаздывательного торможения

1.     когда волк видит зайца на расстоянии, у него не начинается сразу слюноотделение, а только, когда догоняет зайца;

2.     кошка, лакающая молоко, при приближении собаки прекращает еду;

3.     при включении яркого света у собаки прекращается выделение слюны, которое только что происходило у нее в ответ на звук метронома.

15.Прекращение рефлекторной реакции на условный стимул при отсутсвии подкрепления является примером следующего вида торможения условных рефлексов:

1.     угасательное торможение;

2.     запаздывательное торможение;

3.     внешнее торможение.

16..Каким структурам в современной физиологии придают особенно большое значение в механизмах памяти?

1.     пирамидным нейронам;

2.     нейроглии;

3.     клеткам Пуркинье.

17.Какая нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую?

1.     вегетативная;

2.     соматическая;

3.     ЦНС.

18.Какая часть выполняет роль коллектора сенсорной информации, так как в него поступает информация от всех органов чувств?

1.     ретикулярная информация;

2.     зрительный бугор, или таламус;

3.     лимбическая система.

19.Какую стадию сна называют стадией «быстрых движений глаз»?

1.     быстрого сна;

2.     переход ко сну;

3.     дельта-сна.

 Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 24.05

 Результаты тестового контроля будут оцениваться по следующим критериям

Критерии оценивания тестового контроля

Показатели по уровням

оценка

Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил 95-100%

отлично

 Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил  75-94%

хорошо

  Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил  60-74%

удовлетворительно

   Студент выполнял тесты самостоятельно,  процент правильных ответов составил   60%

неудовлетворительно

 

25.05 – 27.05

Для изучения следующей темы необходимо обратить внимание на следующий источник:

Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020

Тема №7. Анатомия и физиология анализатора зрения, слуха, вкуса и  обоняния.                                            

Анализаторы – понятие, строение, функции и свойства. Анализатор зрения – строение. Строение глаза (оболочек глаза, внутреннее ядро, вспомогательный аппарат). Светопроводящая среда глаза и преломление света. Функциональная характеристика зрения (острота, поля). Возрастные особенности. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм, косоглазие. Причины, признаки развития близорукости, профилактика близорукости. Анализатор слуха – строение. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Физиологический механизм восприятия звука. Вестибулярная сенсорная система. Сенсорная система кожи. Анализаторы вкуса и обоняния.

 Вопросы для самоконтроля:

1.     Анализатор: понятие, строение, свойства.

2.     Анализатор зрения строение. Строение глаза (оболочек глаза, внутреннее ядро, вспомогательный аппарат).

3.      Светопроводящая среда глаза и преломление света. Функциональная характеристика зрения (острота, поля).

4.     Основные методы исследования органа зрения.

5.     Возрастные особенности.

6.     Анализатор слуха. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.

7.      Звукопроводящая и звуковоспринимающая системы слухового анализатора.

8.     Методы определения остроты слуха.

9.     Вестибулярная сенсорная система: строение, особенности работы.

10.  Сенсорная система кожи – строение, особенности.

11.  Анализаторы вкуса и обоняния – строение, физиологические особенности.

Контрольные врпросы:

1 вариант

1. Дайте понятие и опишите что такое центральное и периферическое зрение.

2. Опишите известные Вам опыты исследования слуха с использованием камертонов.

 3. Нарисуйте проводящий путь зрительного анализатора.

2 вариант

1. Опишите строение сетчатки и дайте понятие, что такое цвето- и свето- ощущения.

2. Опишите в чем состоит физиологический механизм восприятия звука.

3. Нарисуйте проводящий путь слухового анализатора.

Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 27.05

Литература

1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020

2. Григорьева Е.В., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Возрастная анатомия и физиология учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020. (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru  и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)

3. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

4. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

27.05 – 29.05

 Мы переходим к изучению последнего раздела дисциплины - Анатомия и физиология опорно-двигательной системы и висцеральных органов. На занятиях-заданиях разбирается только анатомия и физиология опорно-двигательной системы, а строение, функции и возрастные особенности висцеральных органов рассматриваются студентами самостоятельно в виде отдельных тем для рефератов.

Тема №8.  Опорно-двигательная система.

Анатомия костной системы: Состав и строение костей, соединение костей скелета, возрастные особенности. Скелет и его отделы – череп, скелет туловища, скелет конечностей. Строение и функции мышечной системы: классификация мышц, особенности разных групп мышц, развитие мышечной системы. Возрастные особенности развития костной и мышечной систем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности строения трубчатых и губчатых костей.

2. Перечислите основные типы соединения костей скелета. Характеристика подвижного соединения.

3. Перечислите основные отделы скелета и их функции.

4. Перечислите какие кости формирую мозговой череп.

5. Что такое «роднички», какова их функция, размеры и сроки «окостенения (закрытия)».

6.Перечислите физиологические изгибы позвоночника и сроки их формирования.

7. Назовите кости, входящие в состав свободной верхней и нижней конечностей, особенности строения и функции кисти и стопы.

8. Приведите классификацию мышц и перечислите особенности каждой группы.

9.Назовите мышцы участвующие в процессе дыхания и мышцы, формирующие переднюю брюшную стенку.

 Литература

1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020

2. Григорьева Е.В., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Возрастная анатомия и физиология учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020. (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru  и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)

3. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

4. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

Тема №9. Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные особенности.

Нарушения опорно-двигательного аппарата: Осанка – понятие, признаки правильной осанки, виды и причины нарушения осанки. Нарушение правильного развития стопы – плоскостопие. Причины, признаки, профилактика. Заболевание костно-мышечной системы у детей раннего возраста – рахит. Причины, признаки, профилактика.

Вопросы для самоконтроля:

1.     Дайте понятие осанки и  перечислите признаки «правильной осанки».

2.     Перечислите виды  нарушения осанки и факторы, способствующие развитию ее нарушения.

2. Плоскостопие – понятие, виды, признаки.

3. Перечислите методы профилактики нарушения осанки.

4. Перечислите методы профилактики плоскостопия.

5. Рахит – причины, признаки вовлечения костной и мышечной систем.

6. Профилактика рахита.

Литература

1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020

2. Григорьева Е.В., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Возрастная анатомия и физиология учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020. (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru  и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)

3. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

4. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

 Вопросы для контроля:

1 вариант:

1.     Перечислите какие изменения со стороны скелета (череп и позвоночный столб) происходят у ребенка в течение  грудного возраста.

2.     Выполните 1 вариант тестового контроля по теме «Скелет».

2 вариант:

1.     Перечислите методы профилактики нарушения развития осанки и стопы, зависящие от учителя общеобразовательного учреждения.

2.     Выполните 2 вариант тестового контроля по теме «Скелет».

 Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 29.05

 В помощь для изучения данного разделавсем  студентам группы будут высланы лекции в слайдовом варианте.

Тестовый контроль по теме «Скелет»

Вариант 1.

1.Каким способом соединены кости мозгового отдела черепа?

1.      Полуподвижным       2.      Неподвижным

3.      Подвижным               4.      Полусустава

2.Кости голени относятся к костям:

1.      Трубчатым             2.      Смешанным

3.      Плоским                   4.      Губчатым

3. К парным костям лицевого черепа относятся:

1.Носовая                           2. Сошник

3.Нижняя челюсть           4. Скуловая кость

4. Тело губчатой кости внутри заполнено:

1.      Красным костным мозгом          2.      Желтым костным мозгом

3.      Межклеточной жидкостью         4.      Лимфой

5. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток:

1.      Внутреннего слоя надкостницы

2.      Хрящевой ткани, расположенной между головкой и телом кости

3.      Тела кости

6. Число пар ребер, непосредственно сочлененных с грудной:

1.      3                   2.      5         

3.      7                 4.      10          5.      12

7.  Характеристика носовых костей:

1.Располагаются над корнем языка  

 2. Образуют нижнелатеральные стенки   глазницы

3.Формируют спинку носа, ограничивают грушевидное отверстие                                                                                      

8. В пирамиде височной кости находятся:

1.Полость внутреннего уха

2. Лицевой нерв

3. Внутренняя яремная вена

9.Кости, в которых с возрастом у человека происходит замена красного костного мозга на желтый:

1.      Ребро и грудина                           2.      Грудина и большая берцовая кость

3.      Большая берцовая и бедренная         4.      Бедренная и лопатка

5.      Лопатка и плечевая                            6.      Нижнечелюстная

10. Мышцы, выполняющие противоположную функцию, называются:

1. Синергтсты                             2. Пронаторы

3. Антогонисты                            4. Супинаторы

11. К плоским костям относятся:

1.      Ребра, лопатки                                               2.      Лучевая и локтевая

3.      Большая и малая берцовая кости                 4.      Ключицы

12. Каким способом соединены ребра с грудиной?

1.      Полуподвижным               2.      Неподвижным

3.      Подвижным                      4.      Полусустава

13. Гибкость позвоночника обеспечивается:

1.      Подвижным соединением позвонков

2.      Полуподвижным соединением позвонков

3.      Его длиной и изгибами

14. Какие из перечисленных анатомических образований составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата

1.  мышцы,                2.  кости,                    3. хрящи,

15. Укажите, какие функции выполняет скелет (несколько вариантов)

1. опорную,                    2. трофическую     3. защитную

16. Мимическая мышца, начинается от верхней и нижней челюсти, прикрепляется к круговой мышце рта. При сокращении прижимает щеки и губы к зубам:

1. Круговая мышца рта                   2. Щечная мышца

3. Подбородочная мышца                4. Носовая мышца

17. Количество жевательных мышц:

1. 2 пары                                             2. 4 пары

3. 3 пары                                             4. 12 пар

Вариант 2.

1. Суставы кокой формы присутствуют в скелете человека (несколько вариантов)

1.шаровидные,                    2. ромбовидные,

3. ладьевидные,                 4. блоковидные

2. Какие виды соединения костей присутствуют в скелете человека (несколько вариантов)

1. неподвижное,                    2. подвижное,

3. препывистые,                   4. полуподвижные

3. К губчатым костям относятся (несколько вариантов)

1.  пяточная,        2. плечевая,

3. кубовидная,    4. лучевая.

4. Сошник формирует:

1. Спинку носа                           2. Перегородку носа

3. Нижнюю носовую раковину   4. Гайморову пазуху

5. Носовые ходы образованы:

1. Носовыми раковинами                   2. Хоанами

3. Грушевидными отверстиями         4. Носовой костью

6.   Каким образом соединены кости лицевого черепа

1. подвижным    2. полуподвижным   3. Непрерывным

7. Гайморова пазуха находится в теле:

1. Нижней челюсти                           2. Верхней челюсти

3. Сошника                                          4. Носовой кости

8. Какие виды костей участвуют в образовании лицевого черепа (несколько вариантов)

1. комбинированные              2. воздухоносные

3. губчатые                             4. Плоские

9. К поверхностным мышцам шеи относятся:

1. Двубрюшная                                   2. Подкожная

3. Передняя лестничная            4. Грудино-ключично-сосцевидная

10. Мимическая мышца, начинается от скуловой кости, идет к углу рта, который оттягивается вверх и в стороны называется:

1. Носовая                                       2. Большая скуловая

3. Подбородочная                           4. Щечная

11. Грудино-ключично-сосцевидная мышца прикрепляется:

1. К грудине                                     2. К ключице

3. К подъязычной кости                4. К сосцевидному отростку височной кости

12.  Мышцы, выполняющие одинаковую функцию, называются:

1. Синергисты                                2. Пронаторы

3. Антогонисты                              4. Супинаторы

13. К плоским костям относятся:

1.      Ребра, лопатки                                               2.      Лучевая и локтевая

3.      Большая и малая берцовая кости                 4.      Ключицы

14. Мышцы прикрепляются к костям при помощи …

1. Связок                                    2. Фасций      3. Сухожилий

15. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток:

1. эпифиза                2. метафиза

3. диафиза                4. надкостницы

16.У позвонков какого отдела позвоночника самое массивное тело и толстый межпозвоночный диск:

1. грудного              2.шейного

3. поясничного        4. Крестцового

17. Какие мышцы не участвуют в опускании ребер:

1. Наружные межреберные мышцы                  

2. Внутренние межреберные мышцы

3.Поперечная мышца груди


29.05 – Зачетное занятие

Подведение итогов по всем выполненным заданиям по

Журналу успеваемости студентов 5 курса заочного обучения факультета ИиП 

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология".

Учитывая, что все студенты группы выполнили необходимые задания на положительные оценки, 

всем студентам  выставляется  «зачет».


 



Курс предназначен для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавр 44.03.01. Педагогическое образование (История)

Дисциплина Б1.Б.1 «Иностранный язык» относится к базовой части образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», направленность (профиль): Правоприменительная деятельность.

 Курс иностранного языка опирается на базовые знания, полученные в среднем общеобразовательном учреждении и ориентирован на формирование профессионально значимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию целей научной, бытовой и профессиональной коммуникации.


  Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» профиль «Правоприменительная деятельность».

   Дисциплина «Иностранный язык» (Б.1 Б.1)  входит в обязательную (базовую) часть программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

    Курс иностранного языка опирается на базовые знания, полученные в среднем общеобразовательном учреждении и ориентирован на формирование знаний, умений и      навыков, обеспечивающих реализацию целей научной, бытовой, профессиональной коммуникации и коммуникации межличностного и межкультурного характера.