Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в обязательную часть профессионального цикла дисциплин Федерального Государственного Образовательного стандарта.

            Предметом изучения дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирование и регуляция, защитные и приспособительные реакции организма;  влияние наследственности и внешней среды  на развитие детского  организма, гигиена детей и подростков.

            Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» тесно связана с такими дисциплинами, как  педагогика, психолого-педагогическое сопровождение,  безопасность жизнедеятельности, физическая культура.

Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» включает следующие разделы:

- Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация

-Возрастные особенности анатомии опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем

-Физиология  и основы патологии сенсорных систем

 -Анатомия, физиология и возрастные особенности ЦНС

 -Гигиена детей и подростков

В ходе изучения будут рассмотрены следующие темы:

- Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст. Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности полового созревания детей и подростков.

- Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Анатомия и физиология нервной системы: Основные функции. Центральная и периферическая  нервная системы. Вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) и соматическая нервная система.

- Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их отличия.

Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования. Значение условных рефлексов для педагогической практики.

 - Изменение функции сенсорных систем.   Анализаторы: строение, свойства. Зрительный анализатор. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные   особенности   органов   слуха и зрения.

- Основные вопросы гигиены. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. 

При изучении дисциплины будут прочитаны лекции  и  проведены практические  занятия. При этом лекционный курс будет проводиться в дистанционном формате, а практические занятия в очной форме.

Лекционный курс разделен на следующие блоки:

I блок включает в себя : Закономерности онтогенеза, основные периоды онтогенеза и их характеристика. Оценка физического развития детей и подростков.

II блок включает в себя: Анатомию, физиологию и возрастные особенности висцеральных систем и эндокринной системы.

III блок включает в себя: Анатомию, физиологию и возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем.

Лекции и необходимые дополнительные материалы будут приклеплены к данному курсу и будут выкладываться в соответствии с расписанием лекций.

Для изучения данного курса кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. З.В.Любимова, Ф.Ф. Никитина. Возрастная анатомия и физиология - учебник в 2-х томах - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

2. Е.В. Григорьева, В.П. Мальцев. Возрастная анатомия и физиология - учебное пособие - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

3. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. Нейропсихология. Строение и нарушение ЦНС. Атлас - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

4. В.В. Юрьев, А.С. Симаходский. Рост и развитие ребенка (справочник ) - http://www.studmed.ru, http://www.labirint.ru.

Лекции по первому блоку будут выложены 2.09.20 и 8.09.20

Важно!!

Проработать все материалы (лекции, слайд-лекции и видеоматериал) по данному блоку и в рабочих тетрадях законспектировать ответы на следующие вопросы:

1. Перечислить все закономерности роста и развития детей

2. Перечислить основные периоды онтогенеза человека

3. Дать характеристику всех периодов детства

4. Перечислить методы определения биологического возраста ребенка

 5. Перечислить методы определения физического развития ребенка

6. Отметить какие параметры здоровья определялись в видеоматериале  гиперссылки.

Обратите внимание!!

Если ссылка на видеоматериал по гиперссылке не открывается ее можно открыть для использования следующим образом:

самостоятельно открыть ссылку по адресу - ( https://prorodditelstvo.ru - Экспресс оценка физического развития детей ). 

22.09.20

Сегодня мы приступаем к изучению II блока дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Первая лекция этого блока будет посвящена Анатомии и возрастным особенностям сердечно-сосудистой системы и системы крови.

При изучения данного блока кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. З.В. Любимова, Ф.Ф. Никитина. Возрастная анатомия и физиология - учебник в 2-х томах - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

2. Е.В. Григорьева, В.П. Мальцев. Возрастная анатомия и физиология - учебное пособие - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

6.10.20

Продолжение темы Анатомия и физиология различных систем организма.

Лекция на тему "Анатомия и физиология иммунной системы".

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: строение и функции иммунной системы, иммунитет - понятие, виды 

, механизм формирования, особенности иммунной системы в онтогенезе.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. З.В. Любимова, Ф.Ф. Никитина. Возрастная анатомия и физиология - учебник в 2-х томах - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

2. Е.В. Григорьева, В.П. Мальцев. Возрастная анатомия и физиология - учебное пособие - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

Внимание!!

После изучения лекционного материала по темам Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, системы крови и иммунной системы  в рабочих тетрадях законспектировать ответы на следующие вопросы:

1.     Сердце - строение, клапанный аппарат, топография, нервная система (внутренний нервизм).

2.     Возрастные особенности развития сердца.

3.     Кровь - состав и функции, понятие лейкоцитарная формула, гемоглобин, гематокрит.

4.     Возрастные особенности элементов крови.

5.     Группы крови – что определяет ту или иную группу. Резус-фактор – что такое и на что влияет.

6.     Иммунная система – органы ее формирующие, иммунитет – понятие, виды, особенности формирования.

7.    Возрастные особенности развития и функционирования иммунной системы.

Рабочие тетради будут проверены на практическом занятии с 26.10 по 28.10.20 с оценкой за качество выполнения заданий.

20.10.20

Продолжение темы Анатомия и физиология различных систем организма.

Лекция на тему "Анатомия и физиология эндокринной системы".

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: строение и функции эндокринной системы, гормоны - понятие, особенности строения, синтеза, активности. Строение, гормоны и нарушение функции отдельных желез эндокринной системы. Особенности эндокринной системы в онтогенезе.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. З.В. Любимова, Ф.Ф. Никитина. Возрастная анатомия и физиология - учебник в 2-х томах - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

2. Е.В. Григорьева, В.П. Мальцев. Возрастная анатомия и физиология - учебное пособие - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

Внимание!!

После изучения лекционного материала по теме "Анатомия и физиология эндокринной системы".  в рабочих тетрадях законспектировать ответы на следующие вопросы:

1.В чем заключаются возрастные особенности функций гипофиза;

2. Развитие щитовидной железы и ее роль в развитии организма детей;

3. Гормоны - понятие, отличие от других биологически активных веществ, принцип прямых и обратных связей в работе эндокринной системы;

4. Какие изменения претерпевает эндокринная система при старении организма;

5. Перечислите гормоны надпочечников и опишите особенности их действия.

Рабочие тетради будут проверены на практическом занятии  с оценкой за качество выполнения заданий.

3.11.20.

Сегодня мы начинаем изучать III блок дисциплины, который включает в себя: Анатомию, физиологию и возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем. Темы блока будут изучаться в течение нескольких лекций и практических занятий.

Лекция № 1 на тему "Анатомия центральной нервной системы"

Во время лекции должны быть рассмотрены следующие вопросы: эволюция развития нервной системы, ее соматическая и вегетативная части. Строение, значение и функции вегетативной нервной системы. Строение, значение и функция спинного мозга.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1.     Воробьев В.П. Большой атлас анатомии человека. Минск, Харвест, 2007

2.     Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Спб.: МАПО, 2-е изд., 2004.

3.     Фонсова Н.А., Дубинин В.А. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004.

5.     Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов. Спб.: Питер, 2007.

 17.11.20

Лекция № 2 на тему "Анатомия центральной нервной системы"

Во время лекции должны быть рассмотрены следующие вопросы: анатомия и физиология подкорковых структур головного мозга в целом и каждого отдела в частности. Строение, значение и функция конечного мозга или коры головного мозга.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1.     Воробьев В.П. Большой атлас анатомии человека. Минск, Харвест, 2007

2.     Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Спб.: МАПО, 2-е изд., 2004.

3.     Фонсова Н.А., Дубинин В.А. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004.

5.     Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов. Спб.: Питер, 2007.

Внимание!!

После изучения лекционного материала по теме "Анатомия и физиология ЦНС".  в рабочих тетрадях законспектировать ответы на следующие вопросы:

1. Что относится к подкорковым структурам головного мозга (перечислить)?

2.Что относится к таламической области промежуточного мозга и какова их функциональная значимость?

3.Внешнее и внутреннее строение мозжечка

4. Функциональное значение среднего мозга и моста

5.Строение коры полушарий большого мозга

6. Опишите локализацию ассоциативных центров в коре головного мозга

Рабочие тетради будут проверены на практическом занятии.  

1.12.20

Лекция № 2 на тему "Физиология центральной нервной системы"

Во время лекции должны быть рассмотрены следующие вопросы: Нейрон - строение, значение и функции структур нейрона. Типы нейронов, основные функции. Синапсы - понятие, классификация. Строение и особенности функции химического синапса. Роль синапсов в передачи импульса. Ганглии.  Рефлекс -  понятие, классификация, условия формирования. Рефлекторная дуга  -понятие, строение, функциональная значимость. Рефлекторное кольцо по Анохину П.К. - понятие, строение, функциональное значение.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1.     Воробьев В.П. Большой атлас анатомии человека. Минск, Харвест, 2007

2.     Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Спб.: МАПО, 2-е изд., 2004.

3.     Фонсова Н.А., Дубинин В.А. Функциональная анатомия нервной системы. М.: Экзамен, 2004.

5.     Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов. Спб.: Питер, 2007.

Внимание!!

После изучения лекционного материала по теме "Анатомия и физиология ЦНС".  в рабочих тетрадях законспектировать ответы на следующие вопросы:

1. Нейрон – строение, функции.

2. Синапс -понятие, классификация, строение и особенности химического синапса.

3. Рефлекс - понятие, классификация, строение

4.Рефлекторная дуга - строение, значение

5.Рефлекторное кольцо - понятие, функциональное значение.

6. Механизм образования условных рефлексов, стадии формирования.

Кроме того необходимо сделать следующие рисунки:

1. Строение химического синапса

2. Строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца (по Анохину П.К.)

Рабочие тетради будут проверены преподавателем на практическом занятии.  

15.12.20

Лекция № 2 на тему "Физиология ЦНС - Анализаторы"

Во время лекции должны быть рассмотрены следующие вопросы: Анализатор - понятие, строение, классификация, свойства.

Зрительный анализатор. Строение глаза (оболочек глаза, внутреннее ядро, вспомогательный аппарат). Светопроводящая среда глаза и преломление света. Функциональная характеристика зрения (острота, поля). Возрастные особенности. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм, косоглазие. Причины, признаки развития близорукости, профилактика близорукости. Физиологический механизм восприятия звука. Вестибулярная сенсорная система. Сенсорная система кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния.

Вопросы для самоконтроля:

1.     Анализатор: понятие, строение.

2.     Анализатор зрения строение. Строение глаза (оболочек глаза, внутреннее ядро, вспомогательный аппарат).

3.      Светопроводящая среда глаза и преломление света. Функциональная характеристика зрения (острота, поля).

4.     Возрастные особенности.

5.     Сенсорная система кожи: строение, особенности функционирования.

6.     Анализатор слуха. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.         

   7. Вестибулярная сенсорная система: строение, особенности работы.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А.      Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 182с.

2. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология детей и подростков» - М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.

 Внимание!!
После изучения лекционного материала по теме "Физиология ЦНС - Анализаторы" для направления Русский язык в рабочих тетрадях выполнить задание, выложенное в Moodl в указанные сроки.

29.12.20

Лекция  на тему " Анатомия и физиология системы Кожа"

Во время лекции должны быть рассмотрены следующие вопросы: Строение кожи и особенности строение каждого слоя кожи, производные кожи: из строение и значение, функции кожи и их характеристика, возрастные особенности кожи у детей разного возраста, процесс терморегуляции и роль кожи в этом процессе.

Вопросы для самоконтроля:

1.Опишите строение кожи.

2.Опишите роль и значение таких производных кожи как волосы и ногти.

3. В чем заключаются функции кожи для жизнедеятельности организма?

4. Опишите участие кожи в процессе терморегуляции.

5. Что относится к центральному механизму терморегуляции?

6. Перечислите возрастные особенности кожи детей раннего возраста.

7.Перечислите возрастные особенности кожи детей подросткового возраста.

При изучения данного данной темы кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А.      Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 182с.

2. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология детей и подростков» - М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.

 Внимание!!

Это последняя лекция дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Зачет по дисциплине будет выставлять преподаватель, ведущий цикл практических занятий.

Всем удачи!!

С наступающим Новым годом!