Курс по дисциплине 

Б1.0.10  «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА С ОСНОВАМИ ПАТОЛОГИИ ОРГАНОВ СЛУХА, ЗРЕНИЯ И РЕЧИ»

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» относится к модулю «Медико-биологические основы дефектологии»  базовой части профессионального цикла дисциплин.

Освоение данной дисциплины является необходимой базой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла: «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Логопедия», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические технологии», » и прохождения производственной практики.

Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» включает следующие разделы:

·       Возрастные особенности развития ребенка и особенности анатомии и висцеральных систем организма ребенка

·       Физиология  и основы патологии сенсорных систем

·       Анатомия, физиология и возрастные особенности ЦНС

·       Гигиена детей и подростков

·       Патология органов слуха, зрения и речи

При изучении отдельных тем курса кроме предлагаемых преподавателем лекций необходимо пользоваться следующей литературой:

1.Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. «Анатомия и возрастная физиология» - М.:ИНФРА-М,,2018-178.с – Znanium.com/catalog.php.

2. Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология» - Ростор-на-Дону «Феникс», 2015 г.

3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. «Возрастная анатомия и физиология» -М.: ИНФРА-М, 2017 г. Znanium.com/catalog.php.

4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015 Znanium.com/catalog.php.

 5.Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. С-Пб.: КАРО, 2012

6. Тейлор Д., Хайт К. Детская офтальмология. – М., 2017

7. Ананьев С.В. Болезни уха, горла, носа - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014 г.


18.03.21. Занятие № 1

В ходе занятия необходимо рассмотреть следующие вопросы:

 Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст. Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды: периоде новорожденности и грудного возраста,  периоде ясельного, дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Особенности полового созревания детей и подростков. Понятие и характеристика юношеского возраста.

План занятия и необходимая информация по изучаемому материалу прикреплены к курсу.

18.03.21. Занятие №2.

В ходе занятия необходимо изучить анатомическое строение и функциональные особенности 2 висцеральных систем детского организма - пищеварительной системы (ЖКТ) и дыхательной системы. Особое внимание необходимо обратить на возрастные особенности развития данных систем.

Пищеварительная система:

 Полость рта (зуб как орган, его отделы, поверхности, виды зубов. Язык: его отделы, сосочки языка. Слюнные железы). Глотка и пищевод, их отделы, функция. Желудок, его форма, емкость, топография, отделы, строение стенки. Пищеварение в желудке. Тонкая кишка, ее длина, топография, отделы. Особенности строения тонкой кишки. Пищеварение в тонком кишечнике. Толстая кишка, ее отделы и отношение к брюшине. Червеобразный отросток.  Печень, ее форма, строение, функции. Желчный пузырь. Поджелудочная железа, отделы, топография, строение, ее экскреторная и инкреторная функции.

Дыхательная система:

Полость носа, ротоглотка, трахея, бронхиальное дерево, легкие - строение, особенности движения воздуха. Понятие - процесса дыхания, внешнее и внутреннее дыхание. Структуры мышечного аппарата, участвующие в процессе дыхания.

План занятия и необходимая информация по изучаемому материалу прикреплены к курсу.

Следующее занятие состоится 19.03.21.