Дисциплина «Педагогическая конфликтология» относится к обязательной части блока Б1, изучается в пятом семестре.

Планируемые результаты обучения по дисциплине 

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

Знать: психологические особенности разных возрастных групп, особенности деятельности и общения в разных возрастных периодах; психологические особенности взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ с учетом возрастных особенностей; принципы, методы и приемы эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса; понятийный аппарат и методы исследования педагогических конфликтов; основные причины, особенности и способы разрешения конфликтов в образовательном процессе; способы формирования благоприятной образовательной среды.

Уметь: анализировать взаимодействие с участниками образовательных отношений исходя из научно-психологического понимания возрастных и индивидуально-психологических особенностей; устанавливать контакты с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками, администрацией школы; анализировать и оценивать кризисные явления и ситуации в педагогическом процессе; использовать эффективные методы разрешения конфликтов в педагогической среде; применять правила бесконфликтного поведения с участниками образовательного процесса;

Владеть: приемами и методами психологического анализа и  выявления социально-психологических особенностей разных категорий обучающихся, изучения особенностей профессиональной деятельности; элементарными навыками психологического анализа профессиональных и учебно-воспитательных ситуаций; технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; умениями конструктивного бесконфликтного общения в профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины

 Основы педагогической конфликтологии. Понятие педагогического конфликта, его функции, классификации, структура и динамика. Особенности конфликтов в школе и предпосылки возникновения педагогической конфликтологии. Теории механизмов возникновения конфликтов. Методы исследования конфликтов в школе.

Социально-психологическая характеристика различных видов конфликтов. Определение, причины и виды внутриличностного конфликта. Статусно-ролевые конфликты в педагогической деятельности. Особенности переживания внутриличностного конфликта и его последствия у педагога. 

Причины и особенности межличностных конфликтов в школе. Ценностные, ролевые и конфликты интересов в педагогическом процессе и их влияние на результаты учебной деятельности.

Теоретические модели межгрупповых конфликтов. Межгрупповые конфликты в школе. Проблема национально-культурных конфликтов в школе.

Конфликты в школе. Учащийся как субъект и объект конфликтов. Особенности протекания конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» (особенности педагогических конфликтов). Виды педагогических ситуаций и конфликтов: конфликты поступков, отношений, деятельности. Модели педагогического общения и конфликты с учащимися разных возрастных групп у педагогов.

Особенности конфликтов в системе «ученик-ученик». Причины и особенности межличностных конфликтов у детей разного возраста. Особенности конфликтов в системе «ученик-группа».

Детско-родительские конфликты. Тип внутренних отношений как фактор конфликтного взаимодействия родителей и детей: гармоничный и дисгармоничный. Деструктивность Возрастные кризисы детей как факторы повышенной конфликтности. Влияние личностных особенностей детей и родителей на конфликтность отношений.

Педагог как субъект деятельности. Конфликты в педагогическом коллективе. Особенности менталитета педагога и проблема профессиональной деформации. Трудовые, организационные и психологические конфликты в педагогическом коллективе. Моббинг и боссинг. Особенности педагогических конфликтов между педагогами и администрацией. Специфика педагогических конфликтов между педагогами. Особенности педагогических конфликтов между учителями и родителями учеников. Молодой педагог в школе. Коммуникативная культура педагога.

Разрешение и профилактика конфликтов в образовании. Специфика управления конфликтом. Понятие управления конфликтом, содержание управления конфликтом и его динамика. Особенности управления конфликтами в школе.

Сравнительный анализ понятий: разрешение, соглашение, управление, урегулирование, завершение конфликта.

Формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Деструктивное и конструктивное разрешение конфликта. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов, их специфика в образовательной сфере. Негативные факторы принятия решений по конфликту.

Деятельность учителя по урегулированию конфликтов между учениками.

Разрешение и профилактика конфликтов в образовании. Социально-психологические технологии работы педагога с конфликтами. Технологии регулирования конфликта. Медиация. Профилактика конфликтов в образовании. Социально-психологический климат в коллективе. Школьная служба примирения.