Контакты:
-
Ирина Вадимовна ПоляковаУчитель
3 семестр
Раздел 7. Введение в педагогическую социальную психологию
Предметная область педагогической социальной психологии
Своеобразие социально-психологических явлений. Характеристика основных педагогических проблем социальной психологии: формирование, развитие и деятельность личности в процессе общения; особенности межличностного общения как деятельности; психологические особенности общностей (группы и коллективы); психолого-педагогические аспекты изучения массовых социально-психологических явлений (внушение, подражание, заражение).
Этнопсихология, этнические стереотипы и предубеждения. Развитие этнической терпимости личности в процессе воспитания.
Становление педагогической социальной психологии
Краткий исторический обзор отечественной дореволюционной психолого-педагогической литературы. Возникновение и развитие педагогической социальной психологии. Обзор современного состояния возрастной и педагогической социальной психологии в нашей стране.
Методы педагогической социальной психологии
Объект и предмет социально-психологического исследования. Типы исследований в педагогической социальной психологии. Методы наблюдения. Экспериментальные методы. Методы опроса. Проективные методы. Обработка результатов исследования.
Раздел 8. Личность учащегося
Образовательные системы и развитие личности. Социализация личности. Самоактуализация личности. Социализация агрессии. Агрессия адаптивная и неадаптивная. Я-концепция и самооценка школьника. Мотивация учения, поведения и выбора профессии. Характерологические особенности личности школьника. Развитие ответственности личности.
Раздел 9. Межличностные отношения учащихся
Методы изучения межличностных отношений. Ученик в системе личных взаимоотношений: понятие о положении личности в группе. Социометрический статус и его детерминация. Влияние особенностей личности, успеваемости, индивидуально-психологических особенностей на ее статус. Динамика положения в группе.
Положение трудновоспитуемых подростков в классе.
Влияние положения в группе на развитие личности. Роль учителя в оптимизации положения школьника в классе.
Психологическая структура школьного класса: понятие психологической структуры школьного класса. Структура личных отношений. Структура деловых отношений, педагогические проблемы их оптимизации.
Социометрическое и аутосоциометрическое изучение взаимоотношений. Подготовка и проведение социометрических и аутосоциометрических опытов: их представление и обработка; педагогическая интерпретация результатов.
Сплоченность школьного класса. Понятие сплоченности. Взаимные отношения как фактор сплоченности. Ценностно-ориентационное единство коллектива и методы его изучения. Группировки в школьном классе, педагогические методы работы с группировками.
Взаимоотношения мальчиков и девочек, дифференцированный подход к их воспитанию.
Раздел 10. Психология личности педагога
Психологические модели педагогической деятельности. Мотивация педагога м удовлетворенность профессией. Профессиональная Я-концепция педагога. Учитель в системе психологической службы школы.
Педагогическое общение
Педагогическая деятельность и педагогическое общение. Педагогическое взаимодействие как единство педагогических отношений и педагогического общения. Типы педагогического взаимодействия.
Личность учителя в системе педагогического взаимодействия. Проблема взаимопонимания учителя и учащихся.
Раздел 11. Педагогическое общение
Структура педагогического общения: методы «вхождения» педагога в контакт с учениками, планирование общения.
Средства и техники педагогического общения. Устная речь как основное средство педагогического общения. Средства выразительности речи учителя. Речевые и неречевые средства общения. Владение мимикой, жестами в процессе общения с учениками. Средства повышения коммуникативности педагога.
Стили педагогического взаимодействия. Понятие о гармонических и негармонических стилях взаимодействия. Стиль отношения учителя к ученикам: активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный. Отрицательные стили отношения и необходимость их преодоления. Стиль педагогического общения (руководства). Черты демократического, либерального и авторитарного руководства в педагогическом общении. Отношение учащихся к учителю в связи со стилем его деятельности. Осознание учителем стиля своего взаимодействия с учениками в целях.
Особенности взаимоотношений и общения в педагогическом коллективе. Психологическая совместимость учителей, работающих в одном классе. Социально-психологическая адаптация учителя в педагогическом коллективе. Профессиональные и личностные качества учителя, определяющие его положение в педагогическом коллективе. Директор школы как руководитель педагогического коллектива.