Контакты:

Изучение дисциплины «Психология развития» является необходимой основой для последующего освоения дисциплин «История педагогики и образования», «Социальная психология», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста» и др., а так же дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Формирование психики по возрастам рассматривается в рамках нескольких содержательных блоков, которые образуют учебные модули дисциплины: «физические и психофизиологические изменения», «интеллектуальное развитие», «становление нравственности», «сексуальное развитие», «сенсорное развитие», «психосоциальное развитие» и др. Каждый из блоков знаний содержит основные сведения по диагностике уровня развития психических свойств и процессов.

Содержание дисциплины включает анализ жизненного пути личности как полного цикла: от рождения до смерти. Наряду с отечественными периодизациями, большое внимание уделяется зарубежным периодизациям психического развития (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, З. Фрейд, Л. Кольберг, К. Гиллиган, А. Валлон, Г. Крайг и др.)

Отличительной особенностью данного курса является рассмотрение личности в качестве субъекта, как основных видов деятельности, так и собственных психических процессов, свойств, состояний на различных возрастных стадиях онтогенеза. Студентами изучаются основные стадии развития субъекта в течение жизненного пути.

Цель освоения дисциплины: изучение студентами базовых, фундаментальных знаний в области возрастного развития психики, рассмотрение основного понятийного аппарата современной психологии развития, формирование практических навыков взаимодействия с различными возрастными группами населения.

В результате освоения дисциплины учащийся должен

Знать:

  • теоретический и фактический материал дисциплины;

  • основные методы оценки качественных и количественных изменений в психическом развитии на разных возрастных этапах;

  • положения культурно-исторического, деятельностного, субъектно-деятельностного подходов в психологии развития;

  • тенденции развития и основные периодизации возрастной психологии за рубежом;

  • общие закономерности психического развития в онтогенезе;

  • основные стадии развития психики;

  • условия и движущие силы психического развития;

  • специфику кризисов развития и основные сензитивные периоды;

  • основные особенности психического развития в различные периоды жизни;

  • специфику планирования и организации развивающей среды в разные возрастные этапы;

  • особенности угасания и старения психофизиологических функций и процессов;

  • характер и способы саморегуляции психического и поведения в разные периоды онтогенеза;

  • психологические основы реализации здорового образа жизни и способов самоактуализации.

Уметь:

  • самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным проблемам психологии развития;

  • анализировать положения современных теорий обучения, воспитания и развития, для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

  • системно анализировать и выбирать концепции в возрастной психологии;

  • использовать некоторые наиболее операционализированные психологические тесты;

  • использовать методы психологической диагностики для актуального и потенциального уровней развития общения и деятельности в разные возрастные периоды;

  • проектировать процесс психологического взаимодействия (в просветительской, преподавательской деятельности) с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • создавать психологически безопасную развивающую среду;

  • использовать в своей деятельности современные образовательные ресурсы и технологии;

  • взаимодействовать с различными субъектами психологического процесса.

Владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами осуществления психологической поддержки обучения и развития детей разного возраста;

  • способами предупреждения суицидального, девиантного поведения;

  • способами планирования, проектирования и инновационной деятельности в возрастной психологии;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами процесса психологического взаимодействия в условиях поликультурной среды;

  • способами совершенствования и анализа процесса общения и деятельности у детей разных возрастных категорий.