Контакты:
-
ЕП
Елена Михайловна Петровапреподаватель
Изучение дисциплины «Психология развития» является необходимой основой для последующего освоения дисциплин «История педагогики и образования», «Социальная психология», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста» и др., а так же дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Формирование психики по возрастам рассматривается в рамках нескольких содержательных блоков, которые образуют учебные модули дисциплины: «физические и психофизиологические изменения», «интеллектуальное развитие», «становление нравственности», «сексуальное развитие», «сенсорное развитие», «психосоциальное развитие» и др. Каждый из блоков знаний содержит основные сведения по диагностике уровня развития психических свойств и процессов.
Содержание дисциплины включает анализ жизненного пути личности как полного цикла: от рождения до смерти. Наряду с отечественными периодизациями, большое внимание уделяется зарубежным периодизациям психического развития (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, З. Фрейд, Л. Кольберг, К. Гиллиган, А. Валлон, Г. Крайг и др.)
Отличительной особенностью данного курса является рассмотрение личности в качестве субъекта, как основных видов деятельности, так и собственных психических процессов, свойств, состояний на различных возрастных стадиях онтогенеза. Студентами изучаются основные стадии развития субъекта в течение жизненного пути.
Цель освоения дисциплины: изучение студентами базовых, фундаментальных знаний в области возрастного развития психики, рассмотрение основного понятийного аппарата современной психологии развития, формирование практических навыков взаимодействия с различными возрастными группами населения.
В результате освоения дисциплины учащийся должен
Знать:
теоретический и фактический материал дисциплины;
основные методы оценки качественных и количественных изменений в психическом развитии на разных возрастных этапах;
положения культурно-исторического, деятельностного, субъектно-деятельностного подходов в психологии развития;
тенденции развития и основные периодизации возрастной психологии за рубежом;
общие закономерности психического развития в онтогенезе;
основные стадии развития психики;
условия и движущие силы психического развития;
специфику кризисов развития и основные сензитивные периоды;
основные особенности психического развития в различные периоды жизни;
специфику планирования и организации развивающей среды в разные возрастные этапы;
особенности угасания и старения психофизиологических функций и процессов;
характер и способы саморегуляции психического и поведения в разные периоды онтогенеза;
психологические основы реализации здорового образа жизни и способов самоактуализации.
Уметь:
самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным проблемам психологии развития;
анализировать положения современных теорий обучения, воспитания и развития, для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
системно анализировать и выбирать концепции в возрастной психологии;
использовать некоторые наиболее операционализированные психологические тесты;
использовать методы психологической диагностики для актуального и потенциального уровней развития общения и деятельности в разные возрастные периоды;
проектировать процесс психологического взаимодействия (в просветительской, преподавательской деятельности) с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
создавать психологически безопасную развивающую среду;
использовать в своей деятельности современные образовательные ресурсы и технологии;
взаимодействовать с различными субъектами психологического процесса.
Владеть:
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
способами осуществления психологической поддержки обучения и развития детей разного возраста;
способами предупреждения суицидального, девиантного поведения;
способами планирования, проектирования и инновационной деятельности в возрастной психологии;
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами процесса психологического взаимодействия в условиях поликультурной среды;
способами совершенствования и анализа процесса общения и деятельности у детей разных возрастных категорий.