Контакты:

  1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.05 Общеметодические аспекты обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями относится к части  дисциплин, формируемой участниками образовательного процесса, по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.14 Современный русский язык, Б1.О.16.04 Психолингвистика, Б1.О.21 Логогенез, Б1.О.15.01 Общая педагогика.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической и преддипомной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

- структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи;

- содержание, формы, методы, приемы и

средства    организации  образовательного

процесса, его специфику;

- современные                        специальные                         методики        и

технологии    обучения    и     воспитания

учащихся с нарушением речи.

Уметь:

- отбирать              необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи          в        различных институциональных условиях;

- применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи.

Владеть:

- методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях;

- навыками   применения специальных методик и образовательных технологий в процессе           обучения        и воспитания обучающихся с нарушениями речи

 

3. Содержание дисциплины

Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период.. Преподавание фонетики, графики, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации.

Моделирование уроков по разделам русского языка.

Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров

4. Тематический план

п/п

Разделы и темы

Все-го часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

семинары

Практичес-кие занятия

лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку

10

1

-

-

-

8

2

Обучение произношению, формирование звуковой и ритмо-интонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова

10

-

-

2

-

8

3

Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза)

10

1

-

1

-

8

4

Обучение грамоте: букварный период

12

1

-

1

-

8

5

Преподавание фонетики и графики

10

-

-

1

-

8

6

Обучение грамматике и правописанию

10

1

-

1

 

8

7

Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров

10

-

-

2

 

8

 

Контроль

4

-

-

-

-

-

 

Итого

72

4

-

8

-

56