Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
- Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.05 Общеметодические аспекты обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями относится к части дисциплин, формируемой участниками образовательного процесса, по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.14 Современный русский язык, Б1.О.16.04 Психолингвистика, Б1.О.21 Логогенез, Б1.О.15.01 Общая педагогика.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической и преддипомной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.
|
Знать: - структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного процесса, его специфику; - современные специальные методики и технологии обучения и воспитания учащихся с нарушением речи. Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами; - планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи в различных институциональных условиях; - применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи. Владеть: - методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях; - навыками применения специальных методик и образовательных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи
|
3. Содержание дисциплины
Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период.. Преподавание фонетики, графики, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации.
Моделирование уроков по разделам русского языка.
Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Все-го часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||||
лекции |
семинары |
Практичес-кие занятия |
лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1 |
Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку |
10 |
1 |
- |
- |
- |
8 |
2 |
Обучение произношению, формирование звуковой и ритмо-интонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова |
10 |
- |
- |
2 |
- |
8 |
3 |
Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза) |
10 |
1 |
- |
1 |
- |
8 |
4 |
Обучение грамоте: букварный период |
12 |
1 |
- |
1 |
- |
8 |
5 |
Преподавание фонетики и графики |
10 |
- |
- |
1 |
- |
8 |
6 |
Обучение грамматике и правописанию |
10 |
1 |
- |
1 |
|
8 |
7 |
Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров |
10 |
- |
- |
2 |
|
8 |
|
Контроль |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
72 |
4 |
- |
8 |
- |
56 |