Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

Учебная дисциплина Б1.В.06 Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями относится к части дисциплин, формируемой участниками образовательных отношений первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения дисциплины «Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.20 Логопедия, Б1.О.21 Логогенез, Б1.В.01 Логопедические технологии,  Б1.В.02 Логопедические практикумы, Б1.В.03 Педагогические системы образования детей с нарушениями речи.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин Б1.В.10 Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи, Б1.В.ДВ.04.02 Логопедическая работа с детьми раннего возраста Б2.О.01(П), Педагогическая практика Б3.01(Д), Выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-2 –Способен дифференцированно

использовать в коррекционно-развивающем

процессе современные методики и технологии

с учетом особенностей развития обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

- особенности психофизического и возрастного

развития, особые образовательные потребности

разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего процесса,

ориентированного на обучающихся с нарушением речи;

- современные методики и технологии, используемые в коррекционно- развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-

развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и реализовывать содержание,

современные методики и технологии, необходимые

для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи;

- применять разные формы и способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:

- методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных

методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

 

3. Содержание дисциплины

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей. Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи. Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей. Содержание и структура занятий по развитию речи. Индивидуальная и фронтальная работа по развитию речи. Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала.

4. Тематический план

п/п

Разделы и темы

Все-го часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

семинары

Практичес-кие занятия

лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей

 

1

 

2

 -

12

2

Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

 

-

 

-

-

11

3

Задачи, принципы и направления работы по развитию речи

 

1

 

1

-

12

4

Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей

 

2

 

1

-

12

5

Формирование связной речи у детей

 

 

1

 

2

-

12

6

Содержание и структура занятий по развитию речи

 

 

1

 

2

-

12

7

Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала

 

-

 

2

-

12

8

Контроль

9

 

-

-

-

-

 

ИТОГО

108

6

-

10

-

83