Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Учебная дисциплина Б1.В.06 Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями относится к части дисциплин, формируемой участниками образовательных отношений первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения дисциплины «Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.20 Логопедия, Б1.О.21 Логогенез, Б1.В.01 Логопедические технологии, Б1.В.02 Логопедические практикумы, Б1.В.03 Педагогические системы образования детей с нарушениями речи.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин Б1.В.10 Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи, Б1.В.ДВ.04.02 Логопедическая работа с детьми раннего возраста Б2.О.01(П), Педагогическая практика Б3.01(Д), Выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ПК-2 –Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
|
Знать: - особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании обучающихся с нарушением речи; - требования к содержанию и организации коррекционно-развивающего процесса, ориентированного на обучающихся с нарушением речи; - современные методики и технологии, используемые в коррекционно- развивающем процессе. Уметь: - обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно- развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - отбирать и реализовывать содержание, современные методики и технологии, необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - применять разные формы и способы реализации дифференцированного подхода. Владеть: - методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи. |
3. Содержание дисциплины
Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей. Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи. Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей. Содержание и структура занятий по развитию речи. Индивидуальная и фронтальная работа по развитию речи. Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Все-го часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||||
лекции |
семинары |
Практичес-кие занятия |
лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1 |
Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей |
|
1 |
|
2 |
- |
12 |
2 |
Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста |
|
- |
|
- |
- |
11 |
3 |
Задачи, принципы и направления работы по развитию речи |
|
1 |
|
1 |
- |
12 |
4 |
Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков, грамматического строя речи, связной речи у детей |
|
2 |
|
1 |
- |
12 |
5 |
Формирование связной речи у детей
|
|
1 |
|
2 |
- |
12 |
6 |
Содержание и структура занятий по развитию речи
|
|
1 |
|
2 |
- |
12 |
7 |
Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала |
|
- |
|
2 |
- |
12 |
8 |
Контроль |
9 |
|
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО |
108 |
6 |
- |
10 |
- |
83 |