1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ОД.3 «Логопедические технологии» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения дисциплины «Логопедические технологии» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Логопедия», «Психология», «Педагогика», «Русский язык и культура речи», «Возрастная анатомия и физиология с основами патологии органов слуха, речи, зрения», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология».

Освоение дисциплины «Логопедические технологии» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с нарушениями речи», «Специфика логопедической работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой аттестации.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

- способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК – 1);

- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

- способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

·  закономерности и показатели развития речи, моторной сферы в онтогенезе;

· основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для нарушений речи и моторных функций;

· содержательные, структурные и методические аспекты обследования речи и моторной сферы;

· дифференциальные приемы обследования речи и моторных функций у детей с различными формами речевых нарушений;

· критерии оценки материалов обследования; теоретические основы формулирования выводов и составления заключений по результатам обследования;

· способы использования разных интонационных стилей (основы логопедических технологий) при формировании плавной речи заикающихся;

· теоретические и методические основы коррекционной логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения, навыков интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями, нормализации темпо-ритмической организации речи у заикающихся;

 

 

уметь:

· определять содержание, задачи и организационные формы обследования (в соответствии с особенностями раздела);

·  моделировать схемы обследования речи и моторной сферы (по разделам), разрабатывать протоколы проведения фрагментов обследования;

· методически грамотно проводить обследование речи и моторных функций у детей с различными формами речевых нарушений;

· оценивать и интерпретировать результаты, полученные в ходе обследования речи, моторных функций;

· осуществлять и обосновывать отбор адекватных методов и средств коррекционно-логопедического воздействия на основе анализа результатов логопедического обследования и изучения состояния моторной сферы;

· использовать приемы поэтапного обучения заикающихся полному стилю произношения;

· разрабатывать содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий по формированию произносительной стороны речи, развитию ее интонационной выразительности; развитию моторных функций у детей с различными формами речевой патологии; по формированию темпо-ритмической организации речи заикающихся;

владеть навыками:

·  основными методами и приемами логопедического обследования, изучения состояния моторных функций;

·   ведения протоколов обследования и оформления речевой карты;

·  анализа материалов, полученных в ходе обследования (по заранее определенным параметрам);

·  обобщения результатов обследования, формулирования выводов;

·  технологиями планирования, разработки и проведения коррекционных занятий, направленных на формирование интонационной стороны речи детей с дизартрией; темпо-ритмической организации речевой деятельности при заикании; на развитие моторных функций и речи;

·  установления индивидуальных особенностей состояния речи детей;

·  навыками применения в процессе обследования и коррекционного обучения современных аудиовизуальных (в том числе мультимедийных) средств, игровых технологий.

 

3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Технология обследования речи. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования, научные основы и принципы. Организация и проведение обследования по разделам: связная речь. грамматический строй речи, словарный запас, слоговая структура слова, ритмоинтонационное оформление высказывания, фонематическое восприятие, звукопроизношение. Отбор материала для обследования по каждому разделу. Критерии анализа результатов обследования. Методики логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями различных возрастных групп.

 

Раздел 2. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования речевого дыхания при тяжелых нарушениях речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков при тяжелых нарушениях речи.

 

Раздел 3. Технология обследования и формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования. Теоретические аспекты исследования и формирования слоговой структуры слова. Разделы обследования: обследование произношения слов различной слоговой структуры, обследование восприятия лексических единиц. Обследование предпосылок становления слоговой структуры слова. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Основные направления формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями. Аналитический обзор авторских методик, технологий обследования и формирования слоговой структуры слова у детей.

 

Раздел 4. Технология обследования и развития моторных функций. Теоретические основы обследования моторики (Н.А. Бернштейн, А.А. Семенович и др.). Предмет и объект, задачи, принципы исследования. Сбор анамнестических данных. Разделы обследования: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимика. Направления обследования в каждом разделе: статическая, динамическая координация, пространственная, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движения. Этапы обследования, их характеристика. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Формирование кинетической основы артикуляторных движений. Развитие динамической координации артикуляторных движений. Миогимнастика как средство формирования артикуляционных навыков детей. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие ручной моторики у детей с дизартрическими расстройствами.

 

Раздел 5. Технология формирования интонационной стороны речи. Современная проблематика интонационных исследований (изучение интонации в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и педагогике). Состояние интонационной стороны речи в онтогенезе и при различных речевых расстройствах. Связь эмоции и интонации. Методика изучения интонационной стороны речи у детей. Планирование, содержание и методика проведения коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

 

Раздел 6. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи. Психофизиологический, психолингвистический и лингвистический аспекты изучения темпо-ритма. Ритмическая способность. Развития ритмической способности и темпа моторики и речи в условиях онтогенеза и дизонтогенеза. Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи. Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи. Поэтапное обучение полному стилю произношения при заикании. Выработка навыка речевой саморегуляции темпо-ритма заикающихся и введение его в речевую коммуникацию.

 

4. Тематический план

п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

самостоятельная работа

VI семестр

Раздел 1. Технология обследования речи

1

Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования

8

2

4

0

2

2

Обследование связной речи

6

2

2

0

2

3

Обследование грамматического строя речи

5

1

2

0

2

4

Обследование состояния индивидуального лексикона

5

1

2

0

2

5

Обследование звукопроизношения и фонематических процессов

5

1

2

0

2

Раздел 2. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

6

Обследование артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры

5

1

2

0

2

7

Обследование дыхательной и голосовой функции

5

1

2

0

2

8

Технология формирования речевого дыхания

5

1

2

0

2

9

Технология формирования и коррекции речевых звуков

7

1

4

0

2

Раздел 3. Технология обследования и формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования

10

Обследование произношения и восприятия слов различной слоговой структуры слова

7

1

2

0

4

11

Обследование предпосылок становления слоговой структуры слова

7

1

2

0

4

12

Основные направления формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

7

1

2

0

4

 

Итого за семестр

72

14

28

0

30

 

VII семестр

 

Раздел 4. Технология обследования и развития моторных функций

1.

Теоретические предпосылки исследования и развития моторных функций ребенка

19

4

4

4

7

2.

Обследование моторных функций у детей как часть психолого-педагогического обследования

18

4

4

4

6

3

Обследование общей моторики и тонкой моторики рук

18

4

4

4

6

4.

Обследование артикуляционной моторики и мимической мускулатуры

15

4

0

4

7

5.

Развитие артикуляционной моторики

20

4

4

4

8

6

Развитие тонкой моторики пальцев рук

18

2

6

2

8

 

Итого за семестр

108

22

22

22

42

VIII семестр

Раздел 5. Технология формирования интонационной стороны речи

1.

Интонация как паралингвистическое средство общения

13

2

2

2

7

2.

Онтогенез интонационной стороны речи

13

2

2

2

7

3.

Методика изучения интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

13

2

2

2

7

4.

Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи

13

2

2

2

7

Раздел 6. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи

5.

Психофизиологический, психолингвистический, лингвистический аспекты изучения темпо-ритма

17

2

4

4

7

6.

Средства для восстановления темпо-ритмоинтонационной стороны речи

13

2

2

2

7

7.

Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи

19

4

4

4

7

8.

Выработка навыка речевой саморегуляции темпо-ритма заикающихся и введение его в речевую коммуникацию

16

4

2

2

8

9.

Контроль

27

-

-

-

27

 

Итого за семестр

144

20

20

20

84

 

Итого за курс

324

56

70

42

156