Дисциплина Б1.В.04. «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» относится к части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Основы профессиональной деятельности дефектолога», «Педагогика», «Основы генетики» и др.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и др., а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

1.    Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися            с нарушениями речи, их родителями            (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума.

Знать:

- содержание,           формы, методы          и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- основы профилактики нарушений

речи у обучающихся, способы проведения

профилактических мероприятий;

- способы, формы и методы консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума).

Уметь:

- отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их     развития;

- отбирать      содержание   и планировать проведение профилактических мероприятий;

- отбирать и применять способы, формы и

методы консультативно-просветительской

работы с участниками образовательных

отношений.

Владеть:

- методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- навыками проведения профилактических

мероприятий      с       обучающимися     с

нарушениями речи;

- навыками организации  консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений.

ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы.

Знать:

- компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий         потенциал;

- принципы   и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности;

Уметь:

- участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды;

- проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде.

Владеть:

- методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи;

- способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды.

 

 

 

  1. Содержание дисциплины

Семейное воспитание как педагогическое система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей. Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё.

Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющие речевые нарушения.

Семейное воспитание детей с раннего возраста с отклонениями в речевом развитии. Воспитание ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением в семье. Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Воспитание ребёнка дошкольного с ДЦП в семье. Особенности семейного воспитания ребёнка-дошкольника с ринолалией. Семейное воспитание детей с заиканием. Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией.

 

  1. Тематический план

 

Разделы и темы

 

 

Всего

часов

Формы занятия

(в соответствии с учебным планом)

Лекции

семинары

Практические занятия

лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1.

Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных учёных

25

1

-

2

-

22

2

Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

25

1

-

2

-

22

3.

Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений детей

26

2

-

2

-

22

4.

Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения

28

2

-

4

-

22

 

Контроль

4

 

-

 

-

 

 

ИТОГО:

108

6

-

10

-

88

 

  1. Виды образовательной деятельности

 

Занятия лекционного типа

 

Тема 1. Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных ученых

Классические концепции воспитания. Демокрит, Платон, Сократ, Квинтилиан, Э.Роттердамский, Ф. Рабле, Н. Монтень, Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, И.Ф. Герберт, А. Дистервег, Д. Дьюи, М. Монтессори, В. Мономах, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Я. Корчак о проблемах воспитания.

Современные отечественные концепции воспитания (А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, И.А. Колесников, А.С. Нагавкин, Е.Н. Барышников и др.).

Теории личности как основа построения индивидуальной стратегии семейного воспитания. Основные педагогические концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления - прагматизм, бихевиоризм. Психоаналитический подход. Когнитивный подход. Гуманистическая теория личности.

 

Тема 2. Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

Понятия семьи, семейных отношений. Параметры семьи. Формы и модели семьи. Традиционные и современные (модернизированные). Отличительные признаки семей, проживающих в России. Типы семьи. Функции семьи, имеющей детей с нарушениями речи. Стадии формирования семьи.

Классификация стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Принципы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии: природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности образования; гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания, создание воспитывающей среды; любви, терпения и эмоциональной привязанности к ребёнку, полного безоценочного принятия ребёнка с ОВЗ, формирования гармоничной личности ребёнка, формирование у ребёнка чувства привязанности, любви к близким, уважение к старшим; активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации; формирование у ребёнка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей; формирование навыков нормативного поведения, выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с ОВЗ.

Специфика отношений в системе «мать-ребёнок». Психологический компонент гестационной доминанты и его типы: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный. Стадии жизненного цикла семьи: добрачные отношения, конфронтации, компромиссов, зрелого супружеского холона; экспериментирования с независимостью, «ренессанса».

 

Тема 3. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей

Модели взаимодействия педагогов семьями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Общие параметры модели семейно-общественного воспитания. Экспертная, трансплантантная и потребностная модели. Объективные и субъективные трудности в развитии отношений между ДОУ и семьёй. Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями.

Технологии взаимодействия с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Два содержательных блока: информационно-исследовательский и деятельностный. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов и специалистов.

Специфика общения логопеда с родителями детей с нарушениями речи. Составляющие компоненты коммуникативной культуры личности. Критерии коммуникативной культуры. Основные признаки профессионализма учителя-логопеда. Этапы педагогического общения. Коммуникативные умения учителя-логопеда. Особенности профессиональной речи логопеда.

Консультирование семей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Факторы, влияющие на низкую результативность консультирования. Виды некорректного поведения консультанта. Техника семейного консультирования.

 

Тема 4. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Роль семьи в развитии личности ребёнка. Материнская депривация. Родительские установки. Особенности родительских установок по отношению к детям с речевыми нарушениями.

Задачи, содержание и методы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Физическое, интеллектуальное, нравственное и трудовое воспитание. Методы воспитания детей в семье. Общие условия выбора и применения методов родительского воспитания.

Преодоление речевых нарушений в условиях семьи. Условия эффективного контакта родителей с ребёнком на довербальном и вербальном этапах. Основные требования к речи родителей. Требования к родителям для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей.

 

Занятия семинарского типа (практические занятия)

Занятие 1. Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и

  зарубежных учёных

Вопросы для обсуждения

1.Назовите классические и современные концепции воспитания. В чем их сходство и различие?

2.В трудах каких философов, педагогов и психологов наиболее полно рассматриваются вопросы семейного воспитания?

3.Какой вклад внёс Я.А. Коменский в развитие теории воспитания?

4.Сравните педагогические взгляды М. Монтессори и К.Д. Ушинского на процесс воспитания.

5.Проанализируйте педагогические взгляды Я.А. Коменского и Ф.В. Дистервега. В чем сходство и различие их идей?

 

 

Занятие 2. Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

Вопросы для обсуждения

1.Дайте определение понятиям «семья», «семейные отношения», «брак», «родительство».

2.Назовите параметры семьи по А.В. Мудрику.

3.Какие модели воспитания используют родители детей с ОВЗ?

4.Охарактерезуйте модели воспитания по типам «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция».

5.Раскройте принципы семейного воспитания детей с ОВЗ.

6.Приведите примеры реализации принципов воспитания из опыта конкретного педагога.

7.Какие факторы влияют на становление материнства?

8.В чём состоят особенности материнско-детского взаимодействия?

 

 

Занятие 3. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей

Вопросы для обсуждения

 

1.Назовите модели взаимодействия детского сада и семьи (по А.А. Петрикевич и М.М. Ярмолинской).

2.Охарактеризуйте взаимодействие дошкольного учреждения с родителями по типу «открытой» модели.

3.Какие трудности возникают в развитии отношений между детским садом и семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями речи?

4.Перечислите основные формы и методы работы с семьёй.

5.Проанализируйте новые технологии в системе взаимодействия «детский сад-семья».

6.Что характерно для профессионального общения учителя-логопеда?

7.Какие качества профессиональной личности должны быть присуще учителю логопеду?

8.В чем специфика логопедического дискурса?

9.Назовите пять фаз, характерные для процесса семейного консультирования.

 

 

Занятие 4. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Вопросы для обсуждения

1.Кто из отечественных и зарубежных учёных придавал большое значение семье в обучении и воспитании ребёнка?

2.Что такое «материнская депривация»?

3.В чём состоят особенности родительских установок по отношению к детям с речевыми нарушениями?

4.Перечислите основные задачи обучения и воспитания, стоящие перед родителями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

5.Какие педагогические условия необходимо соблюдать родителям в коррекции речевого развития детей?

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Занятие 1. Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и

  зарубежных учёных

 

1.Проследите последовательность становления и развития семейной педагогики как науки в зарубежных концепциях воспитания.

2.Составте аннотации на следующие педагогические труды:

- Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его //Изб.пед.произв.-М.,1952.-С.131-135.

- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. Ч.III. Семейный период воспитания. Гл. «Семейная жизнь ребёнка» //Собр.пед.соч.-М., 1956.-Т.З., Ч.III.-С.308-315.

- Добролюбов Н.А. Мысли по поводу «Вопросов жизни» г.Пирогова // Избр.пед.произв.-М.,1952.-С.131-155.

3.Проанализируйте высказывание и сделайте практические выводы:

- «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой).

- «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

- «Воспитание человека начинается с его рождения: он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению» (Ж.-Ж. Руссо).

4.Решите тест по теме.

1.Кто из зарубежных педагогов один из первых выделил три взаимообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование?

А)Я.А. Коменский

Б)Дж. Локк

В)Г. Песталлоци

2.Обозначьте одну из центральных задач воспитания, которую выдвинул отечественные педагог П.Ф. Каптерев.

А)Воспитание характера и воли.

Б)Формирование нравственной личности.

В)Воспитание чувств.

3.В чем состоит главная сущность неопрагматической концепции воспитания?

А)В воспитании общечеловеческих добродетелей.

Б)В воспитании богобоязненной личности.

В)В воспитании индивидуальности личности.

4.Кому принадлежит следующее высказывание: «Воспитание человека начинается с его рождения: он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится»?

А)И.Ф. Гербарт

Б)Ж.-Ж. Руссо

В)Р. Штайнер

5.Какое понятие ввели отечественные педагоги О.С. Газманов и  А.В. Иванов?

А)Системный синергетизм.

Б)Базовая культура.

В)Жизнеспособность

6.Какова цель воспитания ,согласно И.А.Колесниковой и А.С. Нагавкина?

А)умственное развитие

Б)формирование гармонично развитой личности

В) формирование рефлексивного отношения к собственной жизни

7. Кто являлся представителями неопозитивной концепции воспитания?

А)Дж. Вильсон, Л. Кольберг, А. Харрис.

Б)Ж. Маритен, Е. Жильсон, Р. Ливигстон.

В)Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франл

8.Какой подход в воспитании способствует формированию защитных механизмов личности?

А)бихевиоризм

Б)когнитивизм

В)психоанализ

9.Кому из отечественных педагогов принадлежит труд «Лекции о воспитании детей» (1953)?

А)А.С. Макаренко

Б)В.А. Сухомлинский

В)П.Ф. Лесгафт

10.Кто из великих педагогов прошлого утверждал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и от вещей?

А)Г. Песталоцци

Б)Ж.-Ж. Руссо

В)Квинтилиан

Темы для рефератов

1.В.А. Сухомлинский: не только разумом, но и сердцем.

2.Семья и ребёнок в русской православной культуре.

3.Педагогическая система М.Монтессори.

4.Проблемы семейного воспитания и обучения в рабовладельческую и феодальную эпоху.

5.Роль семьи в культурах католицизма и протестантизма.

Темы для презентаций

6.Вклад Р.Е. Левиной в изучение воспитательных возможностей семьи и место ребёнка в данной педагогической системе.

7.Жизнь и творческая наследие Я.А. Коменского.

8.Вальдорфская школа Р.Штайнера.

9.Идея народности воспитания в трудах К.Д. Ушинского.

 

Занятие 2. Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

 

1.Составте аннотации на следующие статьи:

- Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ «Я» дошкольника и его отношения к родителям //Психологическая наука и образование.-2001.-№2.-С.59-65.

- Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребёнка //Дефектология,-2005.-№5.-С.76-82.

- Сагдуллаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии //Дефектология,-1990.-№4.-С.75.

2.Решите тест по теме.

1.По определению А.В. Мудрика, семья-это

А)малая группа

Б)ячейка общества

В)группа людей

2.Какие из ниже перечисленных признаков характерны для традиционной семьи:

А)сосредоточение всех жизненных функций

Б)регулируемый характер репродуктивного поведения

В)симметричная модель семьи

Г)жёсткая сегрегация социально-половых ролей

3.Функцию первичного социального контроля в семье выделяют:

А)Е.И. Черняк и А.К. Дзагкоев

Б)Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис

В)Н.В. Кузнецова и Л.И. Щербич

4.Н. Штирман выделяет 3 типа родительских отношений к детям.

Назовите их.

А)неприятие, гиперсоциализации, эгоцентрическое воспитание.

Б) «связывание», «отвержение», «делигирование».

В)соперничество, псевдосотрудничество, изоляция.

5.Принцип культуросообразности выделил:

А)Ф. Дистерверг

Б)Ж.-Ж. Руссо

В)Я.А. Коменский

6.Одним из условий реализации принципа социальной адекватности воспитания является:

А)мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребёнке.

Б)учёт интересов ребёнка.

В)координация взаимодействия социальных институтов.

7.Кто из учёных отечественной психологии изучал материнскую (родительскую) позицию?

А)И.Ю. Ильина

Б)А.Я. Варга

В)В.А. Сухомлинский

8.Какие стили воспитания выделяет Е.Т. Соколова

А)гиперопека и симбиоз

Б)изоляция и сотрудничество

В) «волевая мать» и «социальный неудачник»

9.Т.В. Волосовец определяет функции семьи как

А)создание условий для развития личности всех членов семьи

Б)порождение и воспитание детей

В)удовлетворение потребностей членов семьи

10.Гипопротекция-это…

А)чрезмерная опека и мелочный контроль поведения

Б)недостаток опеки и контроля

В)воспитание по типу «кумира семьи»

11.Какие из ниже перечисленных параметров характеризуют семью?

А)психологический

Б)демографический

В)социально-культурный

Г)национальный

12.Какие из ниже перечисленных признаков характерны для модернизированной семьи:

А)патриархальная иерархия

Б)профессиональная занятость взрослых

В)потребность в двух детях

Г)нуклеарный тип семьи

13.Какие из этих стилей воспитания выделили Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер?

А)Конфликтные и педагогические некомпетентные семьи

Б)неприятие, гиперсоциализация, эгоцентризм

В)жестокие взаимоотношения, эмоциональное отвержение

14.В чём сущность принципа центрации?

А)в признании общечеловеческих ценностей культуры

Б)в признании приоритета личности

В)в признании человеческих отношений

15.Кто выделяет в жизненном цикле семьи стадию зрелого супружеского холона:

А)М.И. Лисина

Б)В.И. Брутман

В)А. Фрейд

16.Какое поведение выделил С. Броди в отношениях «мать-ребёнок»?

А)поддерживающие

Б)избегающие

В)отвергающие

17.Согласно Л. Ковару «отношения для двоих» создаются:

А)в полной семье

Б)в неполной семье

В)в расширенной семье

18.Стабилизация семьи относится к

А)фазе без детей

Б)фазе вовлечения

В)фазе зрелого брака

19.Сколько типов неблагополучных семей выделяет Б.Н. Алмазов?

А)3

Б)4

В)

20.Кто из учёных определяет понятие «семейная система»?

А)А.В. Мудрик

Б)А.Я. Варга

В)А.К. Дзагкоев

21.Какие типы семей выделяет М. Арутюнян?

А)нуклеарная, расширенная

Б)традиционная, модернизированная

В)традиционная, детоцентрическая, супружеская

22.Сколько специфических функций обозначает В.В. Ткачёва по отношению к семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии?

А)8

Б)6

В)7

23.В чём заключается гиперсоциализирующее воспитание?

А)в чрезмерной требовательности, жёсткой регламентации и контроле

Б)в стереотипном общении

В)в мнительности, чрезмерной озабоченности будущим ребёнка и его семьи

24.Понятия «конфликтные семьи» выделил:

А)В.И. Гарбузов

Б)Б.Н. Алмазов

В)Н. Штирман

25.Принцип социального закаливания детей предполагает:

А)определение индивидуальной траектории социального развития

Б)создание отношений, которые бы формировали социальность ребёнка

В)включение в ситуации, которые требуют волевого усилия

26.Совокупность механизмом психическойсаморегуляции у беременных женщин определяется как:

А)ПКГД

Б)ПСГД

В)ПТГД

27.Стадию «ренессанса» супружеских отношений выделили

А)В.И. Гарбузов и А.Д. Кошелева

Б)В.И. Брутман и А.Я. Варга

В)Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер

28.В.Н. Дружинин написал книгу:

А) «психология семейных отношений»

Б) «семейная психотерапия»

В) «психология семьи»

 

Темы для рефератов

1.Материнство: врождённое или приобретённое?

2.Психология родительской любви.

3.Психологические особенности взаимоотношений матери и ребёнка, имеющего речевое нарушение.

4.Сравнительная характеристика психологических типов семьи (по М. Арутюнян и В.Н. Дружинин).

5.Психодиагностика детско-родительских отношений в семьях имеющих детей с отклонениями в развитии.

Темы для презентаций

6.Особенности реализации принципов семейного воспитания в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

7.Особенности взаимосвязи между психологическим типом родителя и моделью воспитания.

8.Специфика стилей воспитания в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.

9.Сравнительная характеристика стадий развития семьи (Э.К. Васильева, А.Я. Варга, В. Сатир, М. Эриксон).

 

 

Занятие 3. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей

 

1.Подготовьте конспект проведения психологического консультирования родителей в старшей группе детского сада для детей с нарушениями речи.

2.Особенности взаимодействия педагога с родителями, имеющих детей с речевыми нарушениями.

3.Психологическое консультирование родителей в условиях детского сада компенсирующего вида.

4.Охарактеризуйте стиль общения логопеда с родителями детей, страдающих нарушениями речи.

5.Специфика организации коррекционно-педагогической работы логопеда с родителями в первой младшей логопедической группе детского сада.

6.Составьте советы родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями, по созданию благоприятной атмосферы в семье.

7.Разработайте план подготовки и проведения родительского собрания в первой младшей логопедической группе.

8.Составте план подготовки и проведения тематического занятия с родителями, имеющих детей с нарушениями речи, с использованием активных способов их деятельности.

9.Подготовте анкету для родителей с целью ознакомления с семьёй (взаимоотношений родителей и детей).

10. Решите тест по теме:

1.Какие позиции могут занимать родители во взаимодействии с педагогами?

 

2.Назовите основные модели взаимоотношения родителей и педагогов в педагогическом процессе (по А.А. Петрикевич и М.М. Ярмолинской)?

 

3.Перечислите три основные группы форм работы педагогов с семьёй.

 

4.Родительский лекторий-это…

а) форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей;

б) эффективная форма повышения педагогической культуры;

в) форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, помогающая вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

5. Установите последовательность проведения этапов педагогического диспута.

а) знакомство с литературой;

б) установление регламента времени;

в) ведение спора;

г) выбор темы диспута;

д) подведение итогов;

е) выступления родителей.

6. Какие новые формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) выделяют А.В. Закрепина и Е.А. Стребелева?

а) переписка с родителями;

б) создание широкой сети консультативных пунктов;
в) школа молодой матери;

г) организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей в ДОУ;

д) дни открытый дверей.

7. Выберите этапы работы ДОУ с семьёй.

а) изучение семьи и её социального заказа;

б) «живые контакты» с родителями;

в) создание проблемных ситуаций;

г) наблюдение педагогического опыта;

д) выбор форм работы с родителями;

е) посещение семьи;

ж) знакомство с родителями;

з) ролевые игры.

8.Какие родительские позиции по отношению к ребёнку выделяет А.С. Спиваковская?

 

9.Обозначьте базовые качества родителей.

а)применение физических наказаний;

б)мотивация к уходу за ребёнком;

в)постоянное раздражение;

г)адекватная реакция на действия ребёнка;

д)неверие в успех коррекционной работы;

е)отзывчивость;

10.Назовите два содержательных блока технологии педагогов с родителями,

воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

 

 

11.К какому блоку относится задача формирования родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребёнком, имеющего нарушение речи?

 

12.Назовите основные компоненты коммуникативной культуры личности логопеда.

 

13.Что такое инструментальная компетентность логопеда?

а)понимание научно-теоретических основ профессии;
б)умение сочетать теорию и практику логопедии;

в)владение дифференцированными логопедическими технологиями;

г)целостное видение коррекционно-образовательного процесса.

14.Перечислите четыре этапа педагогического общения.

а)______________________________________________

б)______________________________________________

в)______________________________________________

г)______________________________________________

15.Специфика логопедического дискурса состоит в том, что его участниками являются:

а)логопед, ребёнок, родитель и другой специалист;

б)логопед и ребёнок;

в)логопед и родитель;

г)логопед, ребёнок и родитель.

16.Назовите три основные особенности профессиональной речи логопеда.

а)_________________________________

б)_________________________________

в)_________________________________

17.Лексика в речи логопеда, обращённой к ребёнку, характеризуется следующими особенностями:

а)тематическим разнообразием;

б)выраженной дидактической направленностью;

в)наличием скрытых смыслов и идиом;

г)смысловой и формальной отчётливостью.

18.Перечислите четыре фактора. Влияющие на низкую результативность консультировании логопеда.

а)_______________________________________

б)_______________________________________

в)_______________________________________

г)_______________________________________

19.Обозначте виды некорректного поведения логопеда.

а)_______________________________________

б)_______________________________________

в)_______________________________________

г)_______________________________________

 

20.Назовите пять фаз логопедического консультировании.

 

 

Занятие 4. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения

 

1.Составте таблицу, в которой отметьте положительные и отрицательные стороны влияния материнской заботы на развитие ребёнка.

2.Разработайте индивидуальный план коррекционно-педагогической работы детей с ребёнком с задержкой речевого развития.

3.Подготовте консультацию для родителей на тему: «преодоление заикания в условиях семьи».

4.Изготовте дидактическое пособие по развитию лексического запаса у детей 4-5 лет с речевыми нарушениями.

5.Решите тест по теме:

1.Как, по мнению Э. Эриксона, называются отношения между матерью и ребёнком к концу первого полугодия его жизни?

а) «эмоциональное равновесие»

б) «коллективные отношения»

в) «поведение привязанности»

г) «отношения контактности и социабельности»

2.Назовите три состояния «Я» личности согласно Э. Берну.

 

3.Определите последовательность эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребёнок не такой, как другие.

а)гнев

б)чувство вины

в)эмоциональная адаптация

г)отрицание

4.Какие стратегии используют семьи, воспитывающие ребёнка с нарушениями речи?

 

5.Назовите составные компоненты содержания семейного воспитания.

 

 

6.Определите общие методы семейного воспитания.

а)воспитывающие ситуации

б)похвала

в)наказание

г)объяснение

д)убеждение

е)совет

ж)лишение удовольствий

з)личный пример

7.на какие моменты необходимо обращать родителям при установлении эффективного контакта с ребёнком на довербальном этапе развития.

а)дожидаться сигнала от ребёнка

б)не быть требовательным при общении с ребёнком

в)имитировать звуки и действия ребёнка

г)создавать одну и ту же ситуацию в игре с ребёнком

д)следить за взглядом ребёнка

е)использовать бессловесные указания

8.Что необходимо учитывать родителям при общении с ребёнком на вербальном уровне?

а)не давать ребёнку время на ответ по каждому заданию

б)моделировать своё поведение во время разговора

в)пытаться сдерживать эмоциональные реакции

г)давать ребёнку материалы. Опережающие его возрастное развитие

д)давать только одно указание на каждое задание

е)стараться не повторять указания

9.Какие требования необходимо выполнять родителям по коррекции и развитию речи у детей?

а)соблюдать спокойный ночной отдых

б)выполнять упражнения на развитие только артикуляционного аппарата

в)осуществлять дифференцированный подход

г)соблюдать правильный распорядок дня в выходные дни

д)регулярно посещать логопедические занятия

е)обеспечивать совместную деятельность только с логопедом и воспитателем

10.Кто из ниже перечисленных авторов занимался вопросами семейного воспитания детей с нарушением речи?

а)В.И. Селивёрстов

б)Т.Н. Доронова

в)В.И. Гарбузов

г)Е.М. Мастюкова

д)А.Г. Московкина

 

            Темы рефератов.

1.Психологические особенности матери, воспитывающие ребёнка с нарушениями речи.

2.Понятия «материнская депривация» в исследованиях отечественных и зарубежных учёных.

3.Влияние родительского отношения на речевое развитие ребёнка.

4.Роль психотерапии в коррекции детско-родительских отношений.

5.Психолого-пелагогическая помощь семьям, воспитывающих детей с нарушениями речи.

 

Темы для презентаций

6.Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями, воспитывающихся в домах-интернатах.

7.Изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с речевыми нарушениями.

8.Особенности личности ребёнка с заиканием.

 

 

6.      Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)

 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

Темы для рефератов

 

Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и  зарубежных учёных

1.В.А. Сухомлинский: не только разумом, но и сердцем.

2.Семья и ребёнок в русской православной культуре.

3.Педагогическая система М.Монтессори.

4.Проблемы семейного воспитания и обучения в рабовладельческую и феодальную эпоху.

5.Роль семьи в культурах католицизма и протестантизма.

 

Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

1.Материнство: врождённое или приобретённое?

2.Психология родительской любви.

3.Психологические особенности взаимоотношений матери и ребёнка, имеющего речевое нарушение.

4.Сравнительная характеристика психологических типов семьи (по М. Арутюнян и В.Н. Дружинин).

5.Психодиагностика детско-родительских отношений в семьях имеющих детей с отклонениями в развитии.

 

Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения

1.Психологические особенности матери, воспитывающие ребёнка с нарушениями речи.

2.Понятия «материнская депривация» в исследованиях отечественных и зарубежных учёных.

3.Влияние родительского отношения на речевое развитие ребёнка.

4.Роль психотерапии в коррекции детско-родительских отношений.

5.Психолого-пелагогическая помощь семьям, воспитывающих детей с нарушениями речи.

 

Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата;  фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. -  5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. -  5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих  и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Темы для презентаций

 

Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и  зарубежных учёных

 

1.Вклад Р.Е. Левиной в изучение воспитательных возможностей семьи и место ребёнка в данной педагогической системе.

2.Жизнь и творческая наследие Я.А. Коменского.

3.Вальдорфская школа Р.Штайнера.

4.Идея народности воспитания в трудах К.Д. Ушинского.

 

Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

1.Особенности реализации принципов семейного воспитания в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

2.Особенности взаимосвязи между психологическим типом родителя и моделью воспитания.

3.Специфика стилей воспитания в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.

4.Сравнительная характеристика стадий развития семьи (Э.К. Васильева, А.Я. Варга, В. Сатир, М. Эриксон).

 

Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения

1.Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями, воспитывающихся в домах-интернатах.

2.Изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с речевыми нарушениями.

3.Особенности личности ребёнка с заиканием.

 

 

Требования к презентациям

Подготовка презентации в MicrosoftPowerPoint

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

·         Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

·         Копируемость– с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

·         Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoftPowerPoint

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

 

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

 Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

 - достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

 - графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

 - диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

 - ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

 - хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

 - структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

 - от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

 Макс. 3 балла

 - шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

 - грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации (зачета)

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

1.Кто из зарубежных педагогов один из первых выделил три взаимообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование?

а) Я.А. Коменский б) Дж. Локк в) Г. Песталоцци

2.Обозначьте одну из центральных задач воспитания, которую выдвинул отечественный педагог П.Ф. Каптерев.

а) Воспитание характера и воли.

б) Формирование нравственной личности. в) Воспитание чувств.

3.В чем состоит главная сущность неопрагматической концепции воспитания?

а) В воспитании общечеловеческих добродетелей. б) В воспитании богобоязненной личности.

в) В воспитании индивидуальности личности.

 

4.Кому принадлежит следующее высказывание: «Воспитание человека начинается с его рождения: он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится»?

а) И.Ф. Гербарт б) Ж.-Ж. Руссо в) Р. Штайнер

5.Какое понятие ввели отечественные педагоги О.С. Газманов и А.В. Иванов?

а) системный синергетизм б) базовая культура в) жизнеспособность

6. Какова цель воспитания, согласно И.А. Колесниковой и А.С. Нагавкина? а) умственное развитие б) формирование гармонично развитой личности

в) формирование рефлексивного отношения к собственной жизни

7.Кто являлся представителями неопозитивной концепции воспитания? а) Дж. Вильсон, Л. Кольберг, А. Харрис.

б) Ж. Маритен, Е. Жильсон, Р. Ливигстон в) Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франл

8.Какой подход в воспитании способствует формированию защитных механизмов личности? а) бихевиоризм б) когнитивизм в) психоанализ

9.Кому из отечественных педагогов принадлежит труд «Лекции о воспитании детей» (1953)? а) А.С. Макаренко б) В.А. Сухомлинский в) П.Ф. Лесгафт

10.Кто из великих педагогов прошлого утверждал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и от вещей?

а) Г. Песталоцци б) Ж.-Ж. Руссо в) Квинтилиан

 

11.По определению А.В. Мудрика, семья – это… А) малая группа Б) ячейка общества В) группа людей

 

12.Какие из ниже перечисленных признаков характерны для традиционной семьи: А) сосредоточение всех жизненных функций Б) регулируемый характер репродуктивного поведения В) симметричная модель семьи Г) жесткая сегрегация социально-половых ролей

 

13.Функцию первичного социального контроля в семье выделяют:

А) Е.И. Черняк и А.К. Дзагкоев. Б) Э.Эйдемиллер и В. Юстицкис В) Н.В. Кузнецова и Л.И. Щербич

14.Н. Штирман выделяет три типа родительских отношений к детям. Назовите их. А) неприятие, гиперсоциализации, эгоцентрическое воспитание Б) «связывание», «отвержение», «делегирование» В) соперничество, псевдосотрудничество, изоляция

15.Принцип культуросообразности выделил:

А) Ф. Дистерверг Б) Ж.-Ж. Руссо В) Я.А. Коменский

16. Одним из условий реализации принципа социальной адекватности воспитания является:

А) мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке

Б) учет интересов ребенка

 В) координация взаимодействия социальных институтов

17.Кто из ученых отечественной психологии изучал материнскую (родительскую) позицию? А) И.Ю. Ильина Б) А.Я. Варга

В) В.А. Сухомлинский

18.Какие стили воспитания выделяет Е.Т. Соколова?

А) гиперопека и симбиоз Б) изоляция и сотрудничество

В) «волевая мать» и «социальный неудачник»

19. Т.В. Волосовец определяет функции семьи как А) создание условий для развития личности всех членов семьи Б) порождение и воспитание детей В) удовлетворение потребностей членов семьи

20. Гипопротекция – это ..

А) чрезмерная опека и мелочный контроль поведения Б) недостаток опеки и контроля В) воспитание по типу «кумира семьи»

21.Какие из ниже перечисленных параметров характеризуют семью? А) психологический Б) демографический

В) социально-культурный Г) национальный

22.Какие из ниже перечисленных признаков характерны для модернизированной семьи: А) патриархальная иерархия Б) профессиональная занятость взрослых В) потребность в двух детях Г) нуклеарный тип семьи

23.Какие из этих стилей воспитания выделили Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер?

А) конфликтные и педагогически некомпетентные семьи Б) неприятие, гиперсоциализация, эгоцентризм В) жестокие взаимоотношения, эмоциональное отвержение

24. В чем сущность принципа центрации?

А) в признании общечеловеческих ценностей культуры Б) в признании приоритета личности В) в признании человеческих отношений

 

Критерии оценивания теста

"5" - правильно решено 24 вопросов;

"4" - правильно решено 16 - 23 вопросов;

"3" - правильно решено 8 - 15 вопросов;

"2" - правильно решено меньше 8 вопросов.

 

Критерии выставления зачета

 

"Зачтено"правильно решено – 8-24 вопросов.

"Не зачтено" правильно решено – менее 8 вопросов.

 

Критерии оценивания студентов на зачете

 

      "Зачтено" выставляется студенту, который продемонстрировал при ответе знание учебно-программного материала (вопросы к зачету), выполнившему проверочные работы и зачетное задание на оценку «зачтено». Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а также показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии.

     "Не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного учебно-программного материала (вопросы к зачету), выполнившему проверочные работы и зачетное задание на оценку «не зачтено», не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине, и определёнными предметными умениями.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 

7.1. Основная литература

1.      Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 177 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06395-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/BC18A84C-A0AD-4FC1-8086-0980C8645856.

2.      Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 224 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-02931-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6DAA5ABA-DAA0-43D7-8EAA-DA4082DA7FB7.

 

7.2. Дополнительная литература

3.      Воспитание обучение детей с расстройствами речи /Под ред.С.С. Ляпидевского, В.И. Селивёрстова.-М.,2008.

4.      Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/Т.Н. Доронова.-М.,2010.

5.      Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития/Т.Н. Доронова и др.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

6.      Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/Т.А. Куликова.-М.: Академия, 2009.

7.      Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)/В.М. Минияров.-М.,2010.

8.      Ульянкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/У.В. Ульянкова.-М.:Академия,2007.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.    http://revolution/allbest/ru/psychology/00018956_0/html (Обучение и воспитание детей с нарушениями развития за рубежом и в России);

2.    http://www/bibliofong.ru/view.aspx?id=9210 (Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом);

3.    http://ctnter-yasenevo.mosuzedu-low.php?page=our1 (Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей нарушениями развития);

4.    http://yourlib.net/content/view/378/17 (Специальное образование детей с нарушениями развития).

8. Материально-техническая обеспечение

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 303

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ

 (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный

(1 шт.).

 

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 303

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ

 (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный

(1 шт.).

 

 Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет,  (читальный зал) библиотека СмолГУ

Компьютерное оборудование  (компьютер, монитор) - 12 шт.

 

 

9. Программное обеспечение

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016