Контакты:
-
СИ
Сергей ИвановУчитель
Дисциплина «Психодиагностика» (Б.1. Б.31) входит в обязательную (базовую) часть программы бакалавриата по направлению 37. 03.01. психология.
Дисциплина «Психодиагностика» рассчитана на решение одной из частных и, вместе с тем, очень существенных задач психологической подготовки специалистов сферы общественного воспитания и развития человека – глубокое освоение студентами психолого-педагогического факультета методологических и методических основ общей психологической диагностики.
Дисциплина «Психодиагностика» интегрирована в систему профессиональной подготовки психолога-консультанта, дающей необходимые представления о собственно психологическом изучении единого процесса социализации человека, индивидуально-типологических особенностей взрослеющей личности, осваивающей субъектный потенциал в социально-культурном пространстве современного общества.
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе изучения взаимосвязанных дисциплин образовательной программы, как «Общая психология», «История психологии», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», других.
Освоение дисциплины «Психодиагностика» необходимо для дальнейшего выполнения научно-исследовательской практики, планирования и проведения научно-исследовательской работы.
В результате освоения
дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-2);
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций (ПК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать: теоретический и фактический материал дисциплины, ориентироваться в подходах и предложенных направлениях психотерапии в отечественной и зарубежной психологии;
- объект, предмет, задачи, процедуру и основные методы психологической диагностики;
- современные теоретические концепции исследования личности, организационно-процессуальные принципы и особенности психодиагностики;
- классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения;
- основы и особенности психологического измерения;
- нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик, структуру
диагностического процесса, принципы диагностирования и заключения;
- профессиональные требования к психодиагносту и ситуации психодиагностического обследования испытуемых;
- основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, пути и способы их недопущения;
Уметь:
- ориентироваться в современных научных концепциях личности и группы, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов для конкретного психологического обследования;
- при планировании и проведении психологического изучения личности и группы соблюдать необходимые организационно-методические и морально-этические требования и нормы;
- учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность эмпирических данных и их интерпретации;
- самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным проблемам психодиагностики, использовать некоторые наиболее операционализированные психологические методики, учитывать представления об основных схемах построения диагноза.
Владеть:
- оценкой степени применимости конкретной методики, выбора наиболее адекватных методик и комплектации психодиагностической батареи в зависимости от поставленной задачи и особенностей испытуемых;
- навыками применения основных методов психодиагностики и интерпретации полученных показателей;
- разработкой психологически обоснованных рекомендаций испытуемым лицам и руководителям групп;
- знаниями о психодиагностики в системе отраслей психологии и её структуре;
- знаниями об основных этапах развития психодиагностики и ее содержании как области науки и практической деятельности;
- навыками об областях применения психодиагностики, ее основных видах и задачах.