Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.ОД.11 «Консультирование девиантных личностей» является обязательной дисциплиной вариативной части ОП по направлению подготовки 37.03.01 Психология, направленность (профиль) Психологическое консультирование. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и направлена на приобретение профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности психолога при оказании помощи личности или семье с девиантным поведением. Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов, а также учитывает их образовательные потребности
Проблема отклоняющегося поведения представляется одной из наиболее сложных и актуальных в настоящее время, что связано с междисциплинарным характером понятия «отклоняющееся поведение», а также его сопряженностью с понятием «норма», границы которой оказываются весьма изменчивыми в условиях кардинальных социально-экономических перемен.
Исходя из этого, в данной программе поставлены следующие цели.
Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений.
Учебная дисциплина «Консультирование девиантных личностей» имеет связь с учебными дисциплинами «Социальная психология», «Психология развития», «Психология личности».
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций:
ПК-3 - способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
ПК-5 - способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, идеомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
В результате освоения дисциплины по формированию компетенции –
способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3)
Знать:
· основные понятия и категории девиантологии (психологии девиантности и девиантного поведения);
· основные концепции девиантности и девиантного поведения;
· факторы и механизмы формирования девиантности и девиантного поведения личности;
· специфику отдельных видов поведенческих девиаций;
· теоретические основы психологического консультирования девиантных личностей;
· современные диагностические, превентивные и коррекционные технологии психологической работы с девиантным поведением;
Уметь:
· выявлять особенности девиантного поведения, определяемого личностной спецификой и основные проблемы консультирования девиантных личностей;
· проводить комплексный анализ девиантности и девиантного поведения личности;
· выявлять систему взаимосвязанных факторов, детерминирующих девиантное поведение личности (социальные факторы, конституциональные предпосылки, ситуативные провокации и личностные причины девиантного поведения);
· планировать индивидуальное и групповое психологическое консультирование по проблемам девиантного поведения;
· составлять программы профилактики отдельных видов девиантного поведения в для конкретных социальных групп;
· устанавливать качественный психологический контакт с личностью с девиантным поведением;
· проводить диагностическую и коррекционную работу с личностью с девиантным поведением;
· работать с семьей;
Владеть:
стандартными базовыми процедурами индивидуального психологического консультирования девиантных личностей: установления контакта, интервьюирования, интерпретации, поддержки;
традиционными методами и технологиями индивидуального и группового консультирования девиантных личностей: психологической коррекции девинтного поведения (эмпатического выслушивания клиента; снижения сопротивления; стимулирования мотивации позитивных изменений; ослабление нежелательного поведения, подкрепления конструктивной активности), управления групповым процессом.
В результате освоения дисциплины по формированию компетенции –
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, идеомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5).
Знать:
· основные закономерности развития психических сфер личности и их нарушения;
· динамику психофизиологического развития в норме и патологии;
· проблемы клинико-психологической классификации девиантных форм поведения;
· структуру психологического дефекта в диагностике девиантных форм поведения;
· возрастные особенности девиантного поведения.
Уметь:
· планировать и разрабатывать научные исследования в сфере девиантологии;
· осуществлять диагностику нарушений развития психических сфер;
· выявлять психологическую структуру дефекта, сохранные и нарушенные звенья психической деятельности у лица с девиантными формами поведения;
· применять методики диагностики отдельных девиантных форм поведения;
· анализировать и прогнозировать развитие познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт девиантной личности.
Владеть:
· методами диагностики психических сфер с учетом особенностей их применения в работе с девиантными личностями;
· приемами прогнозирования психического развития отклоняющейся личности;
· методами анализа социальной ситуации развития личности с целью профилактики отклоняющегося развития.