Контакты:
-
GМ
Galina МеженцеваУчитель
Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Логопедическая практика «Логопедическая работа с лицами, имеющими комплексные нарушения» относится к базовой части.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
–способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1)
- способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональных сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);
- готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);
- готовностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизиологических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
- готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);
- способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогической классификации нарушения развития (ПК-5);
- способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- специфику функционирования учреждений различного типа, имеющих отношение к коррекции тяжелой речевой патологии у людей различной возрастной категории, имеющими комплексные нарушения;
- условия и содержание работы логопеда учреждений речевой направленности, специфику оборудования и оснащение кабинета.
уметь:
- самостоятельно организовывать и осуществлять психолого-педагогическое и логопедическое обследование речемыслительной деятельности детей, подростков и взрослых, имеющих комплексные нарушения и интерпретировать его результаты, определять структуру речевого нарушения;
- формулировать заключение по результатам логопедического обследования;
- осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов коррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми с различными видами речевой патологии;
- обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности и других высших психических функций детей, подростков и взрослых, имеющих комплексные нарушения;
- проводить индивидуальные и фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия с детьми и взрослыми, имеющими комплексные нарушения;
- осуществлять адекватную оценку собственной коррекционной деятельности, а также работы студентов, логопеда и других специалистов;
- изготавливать наглядные пособия и сопутствующий дидактический материал с учетом основных требований для проведения логопедических занятий;
владеть:
- навыками общения и коррекционно-профилактической работы с людьми, имеющими комплексные нарушения, родителями (законными представителями) и ближайшими родственниками, коллегами и администрацией учреждения;
- анализом структуры тяжелого речевого нарушения;
- навыками научно-исследовательской деятельности, а также создавать условия для сбора и анализа полученных экспериментальных данных для написания курсовых и дипломных работ;
- творческим подходом к осуществлению психолого-педагогической деятельности.
2. Место проведения практики
По способу проведения производственная практика является выездной, проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.
1.
3. Содержание практики
Для прохождения производственной практики студенты распределяются по коррекционно-образовательным учреждениям для детей с комплексными нарушениями или в речевой центр по 4-5 человек в каждой группе.
Руководство и контроль над деятельностью студентов в период производственной практики осуществляет факультетский руководитель, методисты кафедры специальной педагогики и психологии, логопеды учреждений данного типа.
Студенты во время производственной практики работают в соответствии с расписанием рабочего времени логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.
За каждым студентом закрепляется по 1-2 человека с комплексными нарушениями для проведения с ними индивидуальной коррекционной работы в соответствии с расписанием логопеда данного учреждения и требованиями, предъявляемыми к индивидуальным занятиям: продолжительность занятия 15-20 минут, при проведении индивидуальной работы учитывается структура и механизм речевого нарушения, психологические, соматические и возрастные особенности ребенка или взрослого.
4. Этапы прохождения практики
№п/п |
Разделы (этапы) практики |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля |
1.
2.
3.
4.
5.
|
Подготовительный
Ознакомительный (1-я неделя)
Диагностический (2-я неделя)
Коррекционный (3-7-я недели)
Аналитический |
Проведение установочной конференции, в ходе которой осуществляется: - ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, с нормами поведения в различных учреждениях, на базе которых проводится производственная практика, отчетной документацией; - закрепление за методистами и распределение по учреждениям. - ознакомление с формой ведения дневника практики, дидактическим и наглядным материалом для обследования и проведения логопедических занятий с различной категорией лиц, списком специальной логопедической, психологической и методической литературы.
1. Получение информации о структуре и специфике коррекционно-образовательного учреждения для лиц с комплексными нарушениями или речевого центра, знакомство с коллективом учреждения, с организацией коррекционной работы с различной категорией детей, подростков и взрослых в условиях данного учреждения. 2. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопеда учреждения. Наблюдение за взаимодействием в коррекционном процессе логопеда, психолога и других специалистов, обеспечивающих коррекционную и восстановительную работу. 3. Знакомство с документацией логопеда и её ведением, оформление её образцов в дневник практики. 4. Знакомство с оформлением и оборудованием логопедического кабинета. 5. Изучение состава детей, подростков или взрослых, посещающих логопедические занятия. 6. Посещение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий (наблюдения фиксируются в дневнике практики). 7. Совместное планирование (к концу 1-й недели) методистом кафедры, логопедом и студентами содержания работы с детьми или взрослыми, посещающими логопедические занятия; определение перечня пособий и дидактического материала необходимого при реализации коррекционных занятий; распределение индивидуальной работы студентам и установление сроков её выполнения (консультации, беседы, праздники, исследовательская работа, изготовление пособий и т.д.).
1. Самостоятельное проведение психологического и логопедического обследования детей разного возраста и взрослых, страдающих тяжелой речевой патологией, анализ и оформление полученных результатов, составление перспективного плана коррекционной работы: а) наблюдение за процедурой обследования ребенка или взрослого с речевой патологией (задачи, разделы, приемы, формы обследования, используемый дидактический и наглядный материал, инструкции и виды помощи логопеда и т.д.); б) проведение психологического и логопедического обследований студентом закрепленного за ним ребенка или взрослого; в) совместное обсуждение с логопедом и методистом кафедры результатов двух (или трех) видов обследований, занесение данных обследования в речевую карту и карту психологического обследования, протокол нейропсихологического обследования высших психических функций взрослого с тяжелой речевой патологией; г) составление развернутого перспективного плана коррекционной работы с закрепленным за студентом ребенка или взрослого. 2. Представление старостой группы методисту кафедры специальной педагогики графиков проведения зачетных логопедических занятий с точным указанием даты и времени проведения, вида и темы занятий (к концу 2-ой недели).
1. Наблюдение за детьми и взрослыми во время проведения различных видов логопедических занятий. 2. Наблюдение за фронтальными (подгрупповыми) и индивидуальными занятиями, проводимыми логопедом учреждения, и их подробный анализ; фиксирование данных наблюдений в дневнике практики. 3. Разработка и самостоятельное проведение студентами пробных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий (конец 3-ей и 4-я неделя). 4.
Проведение студентами зачетных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных
логопедических занятий, а именно: в медучреждениях - 5. Составление примерной психологической характеристики ребенка или взрослого (на основе изучения медико-психологической документации, результатов всестороннего психологического обследования, бесед с родителями и ближайшими родственниками, собственных наблюдений за данным ребенком или взрослым в процессе занятий, проводимых самим студентом и логопедом). 6. Изготовление наглядных пособий и дидактического материала для фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных форм работы с детьми и взрослыми. 7. Участие студентов в консультациях, проводимых логопедом, самостоятельное проведение просветительских бесед и консультаций, подготовка и проведение праздников, утренников (2 воспитательных мероприятия). В период всей практики посещают занятия логопеда и других студентов, принимают участие в их обсуждении и анализе, который осуществляется в зависимости от расписания занятий для данной группы детей или взрослых (в дневнике практики необходимо представить анализ 1-го занятия логопеда и 3-х занятий студентов группы).
В течение первой недели после окончания практики представление студентами методисту кафедры специальной педагогики отчетной документации по практике.
Подведение итогов производственной практики на заключительной конференции, которая проводится на базе СмолГУ. В проведении конференции принимают участие факультетский руководитель практики, методисты кафедры специальной педагогики СмолГУ, логопеды, представители администрации учреждений, в которых проходили практику студенты 4 курса. На конференции каждая студенческая группа выступает с отчетом о производственной практике в произвольной форме. Методисты кафедры и логопеды анализируют проделанную студентами работу, отмечают особо отличившихся студентов, вносят предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации производственной практики в коррекционно-образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи или в речевом центре. В процессе проведения заключительной конференции организуется выставка наглядного и дидактического материла. Авторы лучших пособий представляют их и рассказывают об особенностях их использования на занятиях. (16ч)
|
Распоряжение Отчетная документация
Отчетная документация
Дневник практики
Дневник практики
Конспекты занятий
Наглядные пособия отразить в оценочном листе
Конспекты занятий
Оценочный лист Отчет по практике Дневник по практике
|
Перечень отчетной документации по практике
1. Отчет по производственной практике.
2. Оценочный лист.
3. Дневник практики.
Требования к оформлению отчетной документации по практике
1. Отчет
Титульный лист отчета по практике печатается на отдельном листе! Ниже –образец!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Смоленский государственный университет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Отчет о производственной практике
по получению
профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Логопедическая
работа
с лицами, имеющими комплексные нарушения)
Студента __________________________________________________________
Курс ________
Направление подготовки (профиль)____________________________________
__________________________________________________________________
Срок практики: с __________ по _____________
Место прохождения практики __________________________________________________________________
Руководитель практики от университета - Меженцева Г.Н.
Руководитель практики от организации __________________________________
Оценка за практику __________________
Руководитель практики от университета Меженцева Г.Н.
Отчет о производственной практике
(примерная схема)
1. Выделить основные этапы практики и дать их краткую характеристику.
2. Определить объем и раскрыть содержание психолого-педагогической работы, выполненной во время прохождения практики (количество проведенных занятий, темы зачетных занятий; основные трудности, возникшие в процессе проведения логопедических занятий, их предполагаемые причины; особенности использования научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала).
3. Внести предложения по совершенствованию организации и содержания процесса производственной практики студентов.
2.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Студент ___ курса направления подготовки - специальное (дефектологическое) образование; профиль - Логопедия
Ф.И.О.______________________________________________________________
Организация ________________________________________________________
Руководитель практики от организации _________________________________
Руководитель практики от университета ________________________________
Сроки практики _____________________________________________________
№ п/п |
Дата |
Вид работы
|
Присутствовали |
Отметка о выполнении (оценка или зачёт)
|
Подпись руководителей практики |
|
Студенты |
Руководители практики |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв о работе студента-практиканта
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка руководителя практики от организации ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
М.П.
Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________
Дата ________________ Подпись ___________________