Контакты:

 Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

 Логопедическая практика «Логопедическая работа с лицами, имеющими комплексные нарушения» относится к базовой части.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

–способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1)

- способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональных сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

- готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);

- готовностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизиологических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

- готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);

- способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогической классификации нарушения развития (ПК-5);

- способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7).

    

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • специфику функционирования учреждений различного типа, имеющих отношение к коррекции тяжелой речевой патологии у людей различной возрастной категории, имеющими комплексные нарушения;
  • условия и содержание работы логопеда учреждений речевой направленности, специфику оборудования и оснащение кабинета.

 уметь:

  • самостоятельно организовывать и осуществлять психолого-педагогическое и логопедическое обследование речемыслительной деятельности детей, подростков и взрослых, имеющих комплексные нарушения и интерпретировать его результаты, определять структуру речевого нарушения;
  • формулировать заключение по результатам логопедического обследования;
  • осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов коррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми с различными видами речевой патологии;
  • обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности и других высших психических функций детей, подростков и взрослых, имеющих комплексные нарушения;
  • проводить индивидуальные и фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия с детьми и взрослыми, имеющими комплексные нарушения;
  • осуществлять адекватную оценку собственной коррекционной деятельности, а также работы студентов, логопеда и других специалистов;
  • изготавливать наглядные пособия и сопутствующий дидактический материал с учетом основных требований для проведения логопедических занятий;

владеть:

  • навыками общения и коррекционно-профилактической работы с людьми, имеющими комплексные нарушения, родителями (законными представителями) и ближайшими родственниками, коллегами и администрацией учреждения;
  • анализом структуры тяжелого речевого нарушения;
  • навыками научно-исследовательской деятельности, а также создавать условия для сбора и анализа полученных экспериментальных данных для написания курсовых и дипломных работ;
  • творческим подходом к осуществлению психолого-педагогической деятельности.

 

2. Место проведения практики

По способу проведения производственная практика является выездной, проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.

1.      

 

3. Содержание практики

Для прохождения производственной практики студенты распределяются по коррекционно-образовательным учреждениям для детей с комплексными нарушениями или в речевой центр по 4-5 человек в каждой группе.

            Руководство и контроль над деятельностью студентов в период производственной практики осуществляет факультетский руководитель, методисты кафедры специальной педагогики и психологии, логопеды учреждений данного типа.

            Студенты во время производственной практики работают в соответствии с расписанием рабочего времени логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.

            За каждым студентом закрепляется по 1-2 человека с комплексными нарушениями для проведения с ними индивидуальной коррекционной работы в соответствии с расписанием логопеда данного учреждения и требованиями, предъявляемыми к индивидуальным занятиям: продолжительность занятия 15-20 минут, при проведении индивидуальной работы учитывается структура и механизм речевого нарушения, психологические, соматические и возрастные особенности ребенка или взрослого.

           


4. Этапы прохождения практики

 

№п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомительный (1-я неделя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностический (2-я неделя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционный (3-7-я недели)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический

Проведение установочной конференции, в ходе которой осуществляется:

            - ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, с нормами поведения в различных учреждениях, на базе которых проводится производственная практика, отчетной документацией;

            - закрепление за методистами и распределение по учреждениям.

- ознакомление с формой ведения дневника практики, дидактическим и наглядным материалом для обследования и проведения логопедических занятий с различной категорией лиц, списком специальной логопедической, психологической и методической литературы.

 

 

1. Получение информации о структуре и специфике коррекционно-образовательного учреждения для лиц с комплексными нарушениями или речевого центра, знакомство с коллективом учреждения, с организацией коррекционной работы с различной категорией детей, подростков и взрослых в условиях данного учреждения.

            2. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопеда учреждения. Наблюдение за взаимодействием в коррекционном процессе логопеда, психолога и других специалистов, обеспечивающих коррекционную и восстановительную работу.

            3. Знакомство с документацией логопеда и её ведением, оформление её образцов в дневник практики.

            4. Знакомство с оформлением и оборудованием логопедического кабинета.

            5. Изучение состава детей, подростков или взрослых, посещающих логопедические занятия.

            6. Посещение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий (наблюдения фиксируются в дневнике практики).

7. Совместное планирование (к концу 1-й недели) методистом кафедры, логопедом и студентами содержания работы с детьми или взрослыми, посещающими логопедические занятия; определение перечня пособий и дидактического материала необходимого при реализации коррекционных занятий; распределение индивидуальной работы студентам и установление сроков её выполнения (консультации, беседы, праздники, исследовательская работа, изготовление пособий и т.д.).

 

1. Самостоятельное проведение психологического и логопедического обследования детей разного возраста и взрослых, страдающих тяжелой речевой патологией, анализ и оформление полученных результатов, составление перспективного плана коррекционной работы:

            а) наблюдение за процедурой обследования ребенка или взрослого с речевой патологией (задачи, разделы, приемы, формы обследования, используемый дидактический и наглядный материал, инструкции и виды помощи логопеда и т.д.);

            б) проведение психологического и логопедического обследований студентом закрепленного за ним ребенка или взрослого;

            в) совместное обсуждение с логопедом и методистом кафедры результатов двух (или трех) видов обследований, занесение данных обследования в речевую карту и карту психологического обследования, протокол нейропсихологического обследования высших психических функций взрослого с тяжелой речевой патологией;

            г) составление развернутого перспективного плана коррекционной работы с закрепленным за студентом ребенка или взрослого.

2. Представление старостой группы методисту кафедры специальной педагогики графиков проведения зачетных логопедических занятий с точным указанием даты и времени проведения, вида и темы занятий (к концу 2-ой недели).

 

 

            1. Наблюдение за детьми и взрослыми во время проведения различных видов логопедических занятий.

            2. Наблюдение за фронтальными (подгрупповыми) и индивидуальными занятиями, проводимыми логопедом учреждения, и их подробный анализ; фиксирование данных наблюдений в дневнике практики.

            3. Разработка и самостоятельное проведение студентами пробных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий (конец 3-ей и 4-я неделя).

4. Проведение студентами зачетных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий, а именно: в медучреждениях -
по 4 индивидуальных занятия по коррекции недостатков устной речи с человеком, страдающим тяжелой речевой патологией; в образовательных организациях -
 по 2 индивидуальных и по 2 фронтальных (подгрупповых) занятий по устранению нарушений устной и письменной речи. После проведенных занятий все студенты участвуют в обсуждении и анализе совместно с логопедом.
Фиксирование в дневнике практики.

            5. Составление примерной психологической характеристики ребенка или взрослого (на основе изучения медико-психологической документации, результатов всестороннего психологического обследования, бесед с родителями и ближайшими родственниками, собственных наблюдений за данным ребенком или взрослым в процессе занятий, проводимых самим студентом и логопедом).

            6. Изготовление наглядных пособий и дидактического материала для фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных форм работы с детьми и взрослыми.

7. Участие студентов в консультациях, проводимых логопедом, самостоятельное проведение просветительских бесед и консультаций, подготовка и проведение праздников, утренников (2 воспитательных мероприятия). В период всей практики посещают занятия логопеда и других студентов, принимают участие в их обсуждении и анализе, который осуществляется в зависимости от расписания занятий для данной группы детей или взрослых (в дневнике практики необходимо представить анализ 1-го занятия логопеда и 3-х занятий студентов группы).

 

 

В течение первой недели после окончания практики представление студентами методисту кафедры специальной педагогики отчетной документации по практике.

 

Подведение итогов производственной практики на заключительной конференции, которая проводится на базе СмолГУ. В проведении конференции принимают участие факультетский руководитель практики, методисты кафедры специальной педагогики СмолГУ, логопеды, представители администрации учреждений, в которых проходили практику студенты 4 курса.

            На конференции каждая студенческая группа выступает с отчетом о производственной практике в произвольной форме. Методисты кафедры и логопеды анализируют проделанную студентами работу, отмечают особо отличившихся студентов, вносят предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации производственной практики в коррекционно-образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи или в речевом центре.

            В процессе проведения заключительной конференции организуется выставка наглядного и дидактического материла. Авторы лучших пособий представляют их и рассказывают об особенностях их использования на занятиях. (16ч)

 

Распоряжение

Отчетная документация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчетная документация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник практики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник практики

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядные пособия отразить в оценочном листе

 

Конспекты занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист
(в бумажном и электронном варианте);

Отчет по практике
(в бумажном и электронном варианте);

Дневник по практике
(в электронном виде).

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  


Перечень отчетной документации по практике

1.     Отчет по производственной практике.

2.     Оценочный лист.

3.     Дневник практики.

 

 

Требования к оформлению отчетной документации по практике

1.     Отчет

Титульный лист отчета по практике печатается на отдельном листе! Ниже –образец!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Смоленский государственный университет

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

Отчет о производственной практике

по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Логопедическая работа
с лицами, имеющими комплексные нарушения)

 

 

Студента __________________________________________________________

Курс ________

Направление подготовки (профиль)____________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Срок практики: с __________ по _____________

Место прохождения практики __________________________________________________________________

 

 

Руководитель практики от университета - Меженцева Г.Н.

Руководитель практики от организации __________________________________

 

Оценка за практику __________________

Руководитель практики от университета       Меженцева Г.Н.

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о производственной практике

 

(примерная схема)

 

1. Выделить основные этапы практики и дать их краткую характеристику.

            2. Определить объем и раскрыть содержание психолого-педагогической работы, выполненной во время прохождения практики (количество проведенных занятий, темы зачетных занятий; основные трудности, возникшие в процессе проведения логопедических занятий, их предполагаемые причины; особенности использования научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала).

            3. Внести предложения по совершенствованию организации и содержания процесса производственной практики студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Студент   ___  курса направления подготовки - специальное (дефектологическое) образование; профиль - Логопедия

Ф.И.О.______________________________________________________________

Организация ________________________________________________________

Руководитель практики от организации  _________________________________

Руководитель практики от университета  ________________________________

Сроки практики  _____________________________________________________

 

 

 

 №

п/п

 

 

Дата

 

 

Вид работы

 

Присутствовали

 

Отметка о выполнении (оценка или зачёт)

 

 

Подпись

руководителей практики

 

Студенты

Руководители практики

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв о работе студента-практиканта

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

            Оценка руководителя практики от организации ______________

 

Дата  ________________          Подпись ___________________

                                            М.П.

 

Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________

 

Дата  ________________          Подпись ___________________