Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Б2.В.01(У) «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедия».
Для прохождения учебной практики необходимы знания, умения и нвыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Общая психология», «Психология развития», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи», «Цифровые технологии в образовании», «Общая педагогика», «Специальная педагогика», «Основы профессиональной деятельности дефектолога».
Практика тесно связана с такими дисциплинами, как «Логопедия», «Семейное воспитание детей с нарушением речи», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Логопатопсихология», «Специальная психология».
Прохождение учебной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин обязательной части образовательной программы: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», а также части, формируемой участниками образовательных отношений: «Логопедические практикумы», «Педагогические системы образования детей с нарушениями речи», «Технологии инклюзивного образования», «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи», «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями развития», «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» «Альтернативная коммуникация с безречевыми детьми», «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра», прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской), а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий. |
Знать: - структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного процесса, его специфику; - современные специальные методики и технологии обучения и воспитания учащихся с нарушением речи. Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами; - планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи в различных институциональных условиях; - применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи. Владеть: - методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях; - навыками применения специальных методик и образовательных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи |
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Знать: - особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании обучающихся с нарушением речи; - требования к содержанию и организации коррекционно-развивающего процесса, ориентированного на обучающихся с нарушением речи; - современные методики и технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе. Уметь: - обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - отбирать и реализовывать содержание, современные методики и технологии, необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - применять разные формы и способы реализации дифференцированного подхода. Владеть: - методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи. |
ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. |
Знать: - принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях; Уметь: - применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса; - оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса; - использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающего процесса. Владеть: - методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов. |
ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы. |
Знать: - содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся; - способы разработки программы обследования; - инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий; - проводить логопедического обследование обучающихся; - интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы; - оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося; - формулировать заключения и рекомендации. Владеть: - методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей; - навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. |
ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума. |
Знать: - содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи; - основы профилактики нарушений речи у обучающихся, способы проведения профилактических мероприятий; - способы, формы и методы консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума). Уметь: - отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их развития; - отбирать содержание и планировать проведение профилактических мероприятий; - отбирать и применять способы, формы и методы консультативно-просветительской работы с участниками образовательных отношений. Владеть: - методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи; - навыками проведения профилактических мероприятий с обучающимися с нарушениями речи; - навыками организации консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений. |
ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы. |
Знать: - компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий потенциал; - принципы и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности; Уметь: - участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды; - проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде. Владеть: - методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи; - способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды. |
ПК-7 Способен провести под руководством преподавателя исследование научной проблемы в области осваиваемого научного знания, подготовить и представить квалификационную работу. |
Знать: - методологию психолого-педагогического исследования в области сурдопедагогики; - способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; - требования к написанию и оформлению научных текстов. Уметь: - определять научную проблему в рамках темы квалификационной работы; - определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; - планировать и проводить экспериментальное исследование; - использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; - оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями создавать и оформлять научный текст. Владеть: - начальными навыками теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; - навыками проведения экспериментального исследования; - умением создавать и оформлять связный научный текст; - навыками интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных. |
3. Тип практики
Тип учебной практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Способ проведения учебной практики: стационарная, выездная.
Форма проведения учебной практики: дискретно.
4. Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются организации, осуществляющие образовательную деятельность с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими нарушения речи:
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 12 «Буратино» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 41 «Солнышко» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
– наличие учителей-логопедов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие материально-технического обеспечения дошкольного образования воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, отвечающего их особым образовательным потребностям.
Учебная практика — практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проводится на 2 курсе в 4 семестре.
5. Этапы прохождения практики
№ п/п |
Этапы практики |
Содержание этапа |
|
Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. |
Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д. |
1. |
Подготовительный этап
|
1. Проверка медицинских книжек (получение допуска к работе с детьми дошкольного возраста). 2. Оформление договора с принимающей организацией для студентов, проходящих практику по месту жительства. 3. Участие в установочной конференции и консультациях по практике. 4. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей. (10 часов) |
2. |
Ориентировочный этап |
1. Изучение официального сайта образовательной организации. 2. Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. 3. Изучение детского коллектива, особенностей их личностного и речевого развития. 4. Изучение локальных нормативных актов Организации, регламентирующих оказание логопедической помощи. 5. Составление индивидуального плана работы на период практики.
Студент заполняет соответствующие разделы дневника учебной практики: - индивидуальный план работы на период практики; - визитная карточка образовательной организации; - локальные нормативные акты Организации, регламентирующие оказание логопедической помощи. (40 часов)
|
3. |
Деятельностный этап
|
1. Проведение логопедической и психолого-педагогической диагностики подгруппы детей с речевыми нарушениями . 2. Разработка индивидуального плана коррекционной работы и консультации для родителей (законных их представителей) на основании результатов диагностики на одного ребенка. 3. Составление психолого-педагогической характеристики группы воспитанников как раздела пояснительной записки адаптированной основной общеобразовательной программы. 4. Проведение с группой детей с нарушениями речи тематических праздников, викторин, конкурсов, сюжетно-ролевых игр и пр. 5. Проведение массового мероприятия с привлечением к участию родителей (законных их представителей); 6. Проведение коррекционных часов по заданию учителя-логопеда.
Студент заполняет соответствующие разделы дневника учебной практики: - индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь; - педагогическая характеристика на обучающегося с нарушениеями речи; - психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи; - консультация для родителей (законных их представителей) на основании результатов диагностики; - конспект коррекционно-развивающего занятия с группой детей, имеющих нарушения речи; - методическая разработка массового мероприятия с привлечением к участию родителей (законных их представителей); - конспекты проведения 5-ти коррекционных часов. - дидактическая игра с методическим описанием. (136 часов) |
4. |
Аналитический этап |
1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста. 2.Самоанализ эффективности учебной практики. 3. Анализ организационных аспектов учебной практики. 4. Оформление отчетной документации по итогам практики: - отчет; - оценочный лист; - дневник производственной практики. ( 22 часа) |
5. |
Результативный этап |
1. Обсуждение результатов практики. 2. Защита отчетной документации по практике (выступление на итоговой конференции) . 3. Оценка деятельности студентов. (8 час.) |
|
Итого |
216 часов |
6. Критерии оценивания результатов освоения практики
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Оценочные средства для текущей аттестации
1. Визитная карточка образовательной организации.
2. Индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь.
3. Педагогическая характеристика на обучающегося с нарушениями речи.
4. Психолого-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями речи.
5. Консультация для родителей (законных их представителей) на основании результатов диагностики.
6. Конспект коррекционно-развивающего занятия с группой детей, имеющих нарушения речи.
7. Методическая разработка массового мероприятия с привлечением к участию родителей (законных их представителей).
8. Конспекты проведения 5-ти коррекционных часов.
9. Дидактическая игра с методическим описанием, разработанная по заданию учителя-логопеда.
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по учебной практике осуществляется в форме зачета по итогам заключительной конференции после прохождения практики.
В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.
Требования к содержанию портфолио практики
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.
Пакет документов (портфолио) учебной практики должен содержать:
1) Отчет о работе.
2) Оценочный лист.
3) Дневник учебной практики
При оценке результатов практики используются
следующие методы:
1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).
3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики
· знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
· возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
· степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;
· уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);
· уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации ;
· уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.
· соблюдения студентом трудовой дисциплины;
· состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса лиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5
2. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634
3. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
4. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8
5. Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570
7.2. Дополнительная литература
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
3. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.
5. Волкова Г.А.Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. – М.: Эксмо, 2017.
8. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.
9. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.
10. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.
11. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.
12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2014.
13. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия. Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ/ О.В. Елецкая. – М.: Инфра-М, Форум, 2017.
14. Логопедия. Теория и практика: учебно-методическое пособие /под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.. – М.: Эксмо, 2017.
15. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 5-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2010.
17. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2016.
19. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
20. .Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
21. Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".
dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци
8. Материально-техническое обеспечение
(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
9. Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian.