1. Место практики в структуре ОП

Данный вид практики относится к обязательной части дисциплин  Б2.О.04(У) «Ознакомительная практика» по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное  (дефектологическое) образование», профиль:  «Логопедия».

       Ознакомительная практика имеет важное значение для обеспечения формирования системы дефектологических знаний и организационных умений, что способствует становлению профессиональных компетенций будущего педагога-дефектолога (учителя-логопеда).

            Ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин: «Логопедия»,  «Общая педагогика», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи», «Профессиональная этика», «Основы профессиональной деятельности дефектолога» .

Освоение практических навыков  в процессе прохождения практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия», «Психолингвистика»,  «Логогенез», «Логопедические практикумы», «Логопсихология», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», а так же производственных  практик.

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики  ОП ВО)

 

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

 

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфер образования в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания       детей  и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- федеральные государственные образовательные стандарты           (далее ФГОС) общего образования           детей с ограниченными возможностями здоровья;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка;

- основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства.

Уметь:

- применять основные         нормативно- правовые акты в сфере        образования и нормы профессиональной этики.

Владеть:

- навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций;

- навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи    и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации            и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ.

ОПК-2 Способен участвовать       в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Знать:

- историю, теорию, закономерности и принципы     построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной            степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп;

- теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи;

- современные образовательные технологии, в том числе    ИКТ    и особенности          их использования;

- технологию разработки    отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи.

Уметь:         

- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;

- разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных        и дополнительных образовательных программ;

- применять современные образовательные технологии в планировании и            реализации образовательного        и коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять педагогическую документацию.

Владеть:

- навыками разработки и реализации программ   учебных     предметов   и других                                        отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной  программы  для                                        обучающихся       с нарушением речи; методы применения информационно-

коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализации АООП.

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 

Знать:

- требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности;

- специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи;

- особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей.

Уметь:

- взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

- дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

Владеть:

- методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Знать:

- общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи;

- содержание программы духовно-нравственного воспитания;

- методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Уметь:

- планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи;

- проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку;

- применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся;

- оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных потребностей.

Владеть:

- методами формирования у обучающихся с нарушением  речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств.

 

3. Тип практики

Тип  учебной практики: ознакомительная.

Способ проведения учебной практики: стационарная, выездная.

Форма проведения учебной практики: дискретно 

 

4. Место проведения практики

(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные  договоры).

Базой проведения учебной практики являются  образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность.

 

Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:

МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска

МБОУ  СШ  № 7 г. Смоленска

МБОУ  СШ  №17 г. Смоленска

МБОУ  СШ № 25 г. Смоленска

МБОУ  СШ № 39 г. Смоленска

 

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

–наличие в  образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

– наличие и оснащение логопедического кабинета;

– уровень оснащенности учебной литературой;

–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

– наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во  2 семестре.

 

5. Этапы прохождения практики

№ п/п

Этапы практики

Содержание этапа

 

Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.

Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.

 

Установочный этап

Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами, отчетной документацией; закрепление за руководителями и распределение по учреждениям.  Проведение инструктажа по технике безопасности.

 

Аналитико-проектировочный этап

1. Знакомство с учителем-логопедом и другими специалистами, с администрацией и педагогическим коллективом, с режимом работы учреждения, на базе которого проводится практика, с оборудованием логопедического кабинета.

2. Изучение документации, касающейся деятельности учителя-логопеда:

·         речевых карт детей;

·         журнала учета продвижения детей;

·         перспективного плана работы;

·         календарных планов подгрупповых и индивидуальных занятий;

·         журнала учета посещения детьми занятий;

·         графика работы учителя-логопеда,

·         индивидуальных тетрадей домашних заданий.

3.Составление индивидуального графика работы на период практики.

 

Деятельностный этап

1. Посещение индивидуальных и групповых занятий, проводимых логопедом:

·  наблюдение и анализ методики построения занятий, методов и приемов, используемых логопедом в работе с различными категориями детей с нарушениями речи;

·  наблюдение за детьми во время занятий, анализ их речи, особенностей познавательной деятельности, поведения;

2.Обследование звуковой стороны речи ребенка, заполнение речевой карты.

3.Подготовка материалов по пропаганде логопедических знаний для педагогов и родителей.

4.  Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для логопедических занятий.

 

 

Рефлексивно-аналитический этап

1. Самоанализ эффективности педагогической практики.

2. Анализ организационных аспектов педагогической практики.

3. Оформление отчетной документации по итогам практики.

Заключительная конференция.

 

 

Основные этапы и программное содержание деятельности студентов  в период практики

 

Этап I. Установочный этап

На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий. Здесь же происходит распределение студентов по базам практики – логопедическим группам ДОУ и логопедическим пунктам конкретных общеобразовательных школ и их закрепление за определенными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп, где определяются конкретные требования руководителя по выполнению программы практики.

 

2. Аналитико-проектировочный этап.

В первые дни нахождения в ДОУ или СШ студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом учреждения. Изучают организацию работы ДОУ и СШ в контексте обеспечения логопедического сопровождения образовательного процесса. Анализируют материально-техническое оснащение логопедической группы ДОУ и логопедического пункта СШ: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи учащимся с трудностями в овладении навыками чтения и письма; расписание работы; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации, ведущейся логопедом; контингент учащихся, занимающихся на логопункте; принципы комплектования логопедических групп и т.д.

На указанном этапе студенты:

·  оформляют дневники практики,

·  составляют индивидуальный план работы на весь период практики,

·  обсуждают тематику и формы мероприятий по логопедической пропаганде или необходимого для логопедического кабинета материального обеспечения – наглядных пособий, дидактического материала, стендовых разработок и т.д.; в рамках деятельности по совершенствованию оснащения логопедической группы ДОУ и логопункта СШ каждый студент получает индивидуальное задание и намечается срок его выполнения.

                   В дневнике практики отражаются все виды деятельности студента в период практики, раскрывается методическая сущность проводимых дел, кроме того, он служит своеобразным «сборником» актуальных методических материалов, используемых в работе логопеда ДОУ  и общеобразовательной школы. Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно.

 

3. Деятельностный этап

На данном этапе студенты-практиканты осуществляют те виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда, которые предусмотрены программой учебной практики в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В основном содержании этапа условно можно выделить два направления работы:

1. Изучение и анализ диагностико-прогностической деятельности логопеда. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений увеличивается постепенно:

·   студенты изучают специфику обследования детей;

·  вслед за этим на основе проведенного анализа, обобщения и интерпретации результатов наблюдения студенты устанавливают эффективные пути и условия диагностики детей имеющих нарушения речи;

·  затем студенты самостоятельно готовят необходимый материал с учетом возраста ребенка, нуждающегося в логопедической помощи, и проводят логопедическую диагностику звуковой стороны речи ребенка, заполняют речевую карту и формулируют логопедическое заключение после обсуждения результатов обследования с логопедом. Педагогическое заключение заносится в речевую карту.

2. Изучение и анализ всех видов деятельности логопеда:

·  тщательное изучения документации логопеда (речевых карт детей, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.);

·   посещения занятий логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов логопедического воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности детей с речевыми проблемами, с трудностями в овладении навыками чтения и письма;

·   присутствия на консультациях для родителей учащихся (по возможности);

·   посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний.

Основой работы с родителями учащихся должны стать такие методы, как беседа и анкетирование.

 

4. Рефлексивно-аналитический этап

Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и составляется отчет.

 Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 Промежуточная аттестация  по учебной практике осуществляется в форме зачета  по итогам заключительной конференции после прохождения практики.

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично  защищаются студентами. Защита проходит в форме  доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент  должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.

 

Требования к  содержанию портфолио практики

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов  (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.

Пакет документов  (портфолио) учебной  практики должен содержать:

 

1)                         Перечень всех нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя-логопеда.

2)                         Паспорт логопедического кабинета (перечень всех документов и оснащения, имеющихся в логопедическом кабинете).

3)                         Список детей, зачисленных на логопункт  с  указанием речевых характеристик.

4)                         Четыре  конспекта просмотренных занятий с подробным анализом.

5)                         Две заполненные подробно с заключением речевые карты.

6)                         Материалы по пропаганде логопедических знаний (по форме предложенной руководителем практики).

7)                         Наглядно-дидактический материал с подробным описанием применения.

8)                         Отчет о результатах практики.

9)                         Оценочный лист с отзывом логопеда о работе студента в период практики.

 

 

      При оценивании практики учитываются:

1. Полнота и качество отчета по практике, способность студента самостоятельно   анализировать результаты своей работы.

2. Отзыв и оценка руководителя практики или должностного лица, под непосредственным руководством которого работал практикант.

3. Объем работы, проведенной студентом.

4. Качество оформления отчетной документации.

5. Своевременность сдачи отчётной документации по практике.

6. Выступление на конференции по итогам практики.

 

Критерии оценки:

 

«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на достаточном уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников и школьников с нарушениями речи, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения дошкольников, организации их деятельности  в процессе логопедического воздействия.

 7. Перечень основной и дополнительной литературы

 7.1. Основная литература

1.      Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 208 с.  Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/399162

2.      Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5

3.      Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570

7.2. Дополнительная литература

 

1.      Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 96 с. 

2.      Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография.  М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.  536 с.

3.      Елецкая О. В. Организация и содержание работы школьного логопеда: Учебно-методическое пособие /О.В.Елецкая, Т.В.Коробченко, Ю.Е.Розова - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 192 с.

4.      Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб.: КАРО, 2005. 288 с.

5.      Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высших учеб.заведений. / Под ред. Л.С.Волковой. – 5 изд., перераб. и доп.  М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. 703 с

6.      Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова.  М.: АСТ: Астрель, 2018.  398 с.

7.      Перепелятникова Н.Н. Положение о логопедическом пункте ДОО  и рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОО. СПб.: ООО «Детство- пресс». 2017. 64с.

8.      Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. 224 с.

9.      Степанова О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание. М.: Форум, 2019. 128 с.

10.  Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова  М.: Просвещение, 2014.  207 с.

 

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
http://www.ckpp.spb.ru Центр креативной педагогики и психологии
http://www.defectolog.ru/  Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.logoped.ru/ Логопед. ru: Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методические пособия по психолингвистике.
http://www.osoboedetstvo.ru Сайт «Особое детство»
http://www.pedlib.ru/  Электронная библиотека педагогической литературы
http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slova.. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.

 

8. Материально-техническое обеспечение

(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).

 

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).

 

9. Программное обеспечение

(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).

 

1.      Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

2.      Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

·         Microsoft Windows Professional 7 Russian;

·         Microsoft Office 2010 Russian.