Контакты:

1. Место практики в структуре ОП

 

           Данный вид практики относится к обязательной части дисциплин  «Б2.О.04(У) «Ознакомительная практика» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 – «Специальное  (дефектологическое) образование», профиль:  Логопедия

       Ознакомительная практика имеет важное значение для обеспечения формирования системы дефектологических знаний и организационных умений, что способствует становлению профессиональных компетенций будущего педагога-дефектолога

            Ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин: «Логопедия», «Психология», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».

Освоение практических навыков  в процессе прохождения практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия», «Психолингвистика»,  «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические практикумы», «Логопсихология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», а так же производственных  практик.

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

 

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфер образования в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания       детей  и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- федеральные государственные образовательные стандарты           (далее ФГОС) общего образования           детей с ограниченными возможностями здоровья;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка;

- основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства.

Уметь:

- применять основные         нормативно- правовые акты в сфере        образования и нормы профессиональной этики.

Владеть:

- навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций;

- навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи    и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации            и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ.

ОПК-2 Способен участвовать        в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий).

 

Знать:

- историю, теорию, закономерности и принципы     построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной            степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп;

- теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи;

- современные образовательные технологии, в том числе    ИКТ    и особенности          их использования;

- технологию разработки     отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи.

Уметь:         

- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;

- разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных        и дополнительных образовательных программ;

- применять современные образовательные технологии в планировании и            реализации образовательного        и коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять педагогическую документацию.

Владеть:

- навыками разработки и реализации программ   учебных     предметов   и других                                        отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной  программы  для                                        обучающихся       с нарушением речи; методы применения информационно-

коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализации АООП.

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 

Знать:

- требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности;

- специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи;

- особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей.

Уметь:

- взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

- дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

Владеть:

- методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Знать:

- общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи;

- содержание программы духовно-нравственного воспитания;

- методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Уметь:

- планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи;

- проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку;

- применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся;

- оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных

потребностей.

Владеть:

- методами формирования у обучающихся с нарушением  речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств.

 

3. Тип практики

 

Ознакомительная практика   – вид учебной работы, направленный на ознакомление студентов с системой организации логопедической  помощи  и  профессионально-педагогическими компетенциями, составляющими содержание деятельности логопеда.

Ознакомительная практика дает возможность обучающемуся проявить способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм, продемонстрировать готовность осознавать социальную значимость своей профессии. В процессе практики у студентов  формируется мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.

В ходе практики у студентов проявляется желание и  готовность  осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;  способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Студенты проявляют готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.