Контакты:


 

 

 

Программа учебной практики

 

Б2.В.02(У) Технологическая

 

 

 

 

Направление подготовки: 44.03.03 – «Специальное  (дефектологическое) образование»

Профиль:  Логопедия

Форма обучения очная

Курс – 3

Семестр – 6

Практические – 40

Самостоятельная работа – 176

Всего зачетных единиц –  6  часов  –  216

Форма отчетности: зачет – 6 семестр

 

 

 

 

Программу разработал

кандидат  пед. наук, доцент Крылова Елена Викторовна

 

 

 

 

 


1. Место практики в структуре ОП

Б2.В.02(У) Технологическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в «Блок 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений» ОП по направлению подготовки: 44.03.03   «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедия».

Технологической практике предшествует изучение следующих дисциплин образовательной программы: «Специальная педагогика»,  «Специальная психология», «Логопедия», «Семейное воспитание детей с нарушением речи», «Логопедические технологии», «Логопедические практикумы».

Прохождение технологической практики является необходимой основой для последующего изучения  ряда дисциплин:  «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями развития»,  «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ»»  прохождения практик всех видов (логопедической, научно-исследовательской), а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.

Знать:

- структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи;

- содержание, формы, методы, приемы и

средства    организации  образовательного

процесса, его специфику;

- современные специальные  методики  и

технологии    обучения    и     воспитания

учащихся с нарушением речи.

Уметь:

- отбирать              необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи  в          различных институциональных условиях;

- применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи.

Владеть:

- методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях;

- навыками    применения специальных методик и образовательных технологий в процессе        обучения        и воспитания обучающихся с нарушением речи

ПК-2 Способен дифференцированно            использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:    

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и    практику  реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего   процесса,

ориентированного  на    обучающихся  с

нарушением речи;

- современные методики   и    технологии,

используемые     в      коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать       условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и   реализовывать содержание,

современные   методики   и    технологии,

необходимые   для    осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять разные   формы   и    способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:

- методами                 создания условий реализации дифференцированного

подхода    в     коррекционно-развивающем

процессе    с    участием   обучающихся  с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающего процесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.

ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися            с нарушениями речи, их родителями            (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума.

Знать:

- содержание,           формы, методы          и технологии             коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- основы профилактики нарушений

речи у обучающихся, способы проведения

профилактических мероприятий;

- способы, формы и методы консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума).

Уметь:

- отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их      развития;

- отбирать      содержание    и планировать проведение профилактических мероприятий;

- отбирать и применять способы, формы и

методы консультативно-просветительской

работы с участниками образовательных

отношений.

Владеть:

- методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- навыками проведения профилактических

мероприятий      с       обучающимися     с

нарушениями речи;

- навыками организации  консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений.

ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы.

Знать:

- компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий   потенциал;

- принципы   и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности;

Уметь:

- участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды;

- проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде.

Владеть:

- методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи;

- способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды.

ПК-7 Способен провести под руководством преподавателя исследование научной проблемы в области осваиваемого научного знания, подготовить и представить квалификационную работу.

Знать:

- методологию психолого-педагогического исследования в области сурдопедагогики;

- способы  сбора,    оформления   и интерпретации экспериментальных данных;

- требования к написанию и оформлению

научных текстов.

Уметь:    

- определять научную проблему в  рамках темы квалификационной работы;

- определять  методы   теоретического  и экспериментального исследования научной проблемы;

- планировать и    проводить экспериментальное исследование;

- использовать разные    способы    сбора,

обработки    и     интерпретации  данных, полученных в ходе теоретического анализа

научной проблемы и экспериментальным путем;

- оформлять анализировать, обобщать   и

представлять полученные результаты исследования      научной            проблемы       в соответствии с предъявляемыми требованиями создавать и оформлять научный текст.

Владеть:

- начальными навыками теоретического  и экспериментального исследования научной проблемы;

- навыками проведения экспериментального

исследования;

- умением создавать и оформлять связный научный текст;

- навыками  интерпретации,          обобщения и

представления             экспериментальных данных.

 

3. Тип практики

Тип учебной практики – технологическая. Практика проводится на базе СмолГУ. 

5. Этапы прохождения практики

№ п/п

Этапы практики

Содержание этапа

1.

Подготовительный этап


Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, требованиями, предъявляемыми при выполнении программы практики, отчетной документацией;

Проведение инструктажа по технике безопасности.

8 ч.

 

2.

Ознакомительный

1.Изучение  особенностей диагностической деятельности учителя-логопеда, их отражение в планах работы и отчетах.

2.Изучение социального заказа организации на диагностическую деятельность учителя-логопеда: запрос, сформулированный учителем-логопедом, исходя из содержания и задач его плана работы.

3. Составление  плана проведения диагностической работы (дата, время, цель диагностики, форма проведения -индивидуальная и групповая).

4. Наблюдение за диагностической деятельностью учителя-логопеда.

80 ч.

 

3.

 Основной (Практический) этап

1. Составление диагностических комплексов и методик, используемых учителем-логопедом.

2. Подготовка к собственной диагностической деятельности по составленному плану: беседа с учителем-логопедом, наблюдение за детьми с нарушениями речи с целью выбора объектов для

диагностического обследования, подбор методик для проведения диагностического обследования речи детей.

3. Подготовка бланков протоколов для проведения диагностики.

4. Подбор и подготовка в соответствии с возрастом специального стимульного материала из примерного перечня стимульного материала для логопедического обследования, который предлагаются ребенку в процессе проведения диагностики.

5. Проведение индивидуального диагностического обследования пяти детей с нарушениями речи с использованием следующих методов (на выбор): беседа (с психологом, с учителем-дефектологом, с учителями, воспитателями и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; игра, педагогический эксперимент нестандартизированные методики, тестовые задания.

6.Обработка и анализ результатов индивидуального диагностического обследования детей.

7. По итогам логопедического обследования заполнение индивидуальных речевых карт.

8.Формулировка выводов по результатам диагностики.

9.  На основании полученных данных

составление логопедической характеристики по примерному образцу.

10. Составление индивидуальной программы развития  на пятерых  детей.

120  ч.

 

4.

Заключительный

(аналитико-рефлексивный)

1.      Оформление Дневника практики.

2.      Подготовка отчета о работе, оформление Оценочного листа.

3.      Подведение итогов   практики на заключительной конференции, которая проводится на базе университета.

           В работе конференции принимают участие руководитель практики,  учителя-логопеды, представители администрации базовых школ.

            На конференции каждая студенческая группа выступает с отчетом о производственной практике (форма отчета произвольная).

             Руководители практики от университета, учителя-логопеды анализируют, оценивают работу студентов, отмечают особо отличившихся студентов, совместно со студентами обсуждаются  предложения по совершенствованию теоретической  и  практической  подготовки  студентов, организации производственной практики.

             В рамках подведения итогов практики о организуется выставка дидактических пособий, методик и  представление лучших из них.

( 8 часов)

 

 

Итого

216

 

 

 

6. Критерии оценивания результатов освоения практики 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

(Должны быть указаны формы текущего контроля, примеры оценочных средств и критерии оценивания)

В течение практики студенты должны оформить Дневник производственной практики, который включает  следующие документы:

1.        Индивидуальный  план  работы  студента  на  период    практики.

2.        Сравнительный анализ методик логопедического обследования.

3.        Несколько (не менее 5) образцов речевых карт и их анализ. 

4.        Заполненные подробно пять  речевых карт  на обследованных детей. 

5.        Индивидуальный план работы на троих обследованных детей.

6.        Стимульный материал для логопедического обследования.

7.        Фиксация ежедневной  работы (кратко  и  в  свободной  форме).

 

Примерные образцы документации и ее оформления

Сравнительная характеристика методик логопедического обследования

Название методики (автор)

Возраст

детей

Основные структурные составляющие

Их назначение

Стимульный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая карта (образец)

 

1. ФИО ребёнка (дата рождения___________________________________________________

2. Школа(класс):_________________________________________________________________

3. Домашний адрес:______________________________________________________________

4. ФИО родителей, место работы:_________________________________________________

5. Общий анамнез:

-от какой беременности:____, характер беременности(токсикоз 1,2половины, падения, травмы, психоз, хронические заболевания, грипп, краснуха, анемия, угроза выкидыша)

_________________________________________________________________________________

-роды(досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные)

_________________________________________________________________________________

-стимуляция (механическая, электрическая, химическая, не было)_____________________

-крик (был, не сразу, не был)______________Асфиксия(белая, синяя, нет)____________

-вес при рождении______________, длинна____________,по шкале Апгар___________

6.                    Раннее психомоторное развитие:

-держит голову (до 3мес. или позже)___________,сидит(до 7мес. или позже)_______

-ходит (до года и 3м. или позже)_______________,первые зубы с______

7.                    Заболевания (краснуха, корь, коклюш,желтуха, пневмония и т.д.)_______________

_________________________________________________________________________________

-ушибы, травмы головы____________________________________________________________

-судороги при высокой температуре__________________________________________________

8.                    Речевой анамнез:

-гуление(3-4м)__________лепет(5-6м.)______________________первые слова(1г.)__________

первые фразы____________________________________________________________________

9.                    Посещал ли дет.сад, студию (массовую группу или речевую)________________________

-с каким заключением______________________________________________________________

-занимался ли ребёнок с логопедом в поликлинике, индивидуально_______________________

-результаты______________________________________________________________________

10.                Речевая среда ребёнка (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычные, поздно начавшие говорить)

11.                Успеваемость по русскому языку_______________________________________________

-жалобы родителей, учителя_________________________________________________________

12.                Заключение психоневролога, невропатолога (ПЭП, ММД, энурез, тики, дизартрия, повышение внутричерепного давления, неврозы и т.д.)________________________________

________________________________________________________________________________

13.                Состояние биологического слуха_______________________________________________

14.                Состояние зрения_____________________________________________________________

15.                Особенности ребёнка (замкнутость, обидчивость, агрессивность, неуверенность и т.п.)

_________________________________________________________________________________

16.                Обследование психологических процессов:

Память (объем) 1-2ед.___2-3ед.____3-4ед.___4-5ед.___5-6ед.___6-7ед.____7-8ед.___более___

(норма, ниже номы, значительно снижен)_____________________________________________

Внимание: (объем)_________________________________________________________________

-устойчивость (норма, неравномерное, низкое, сильно снижено)__2-5м.___10-15м.____15-20м.

20-25м.___более___________________________________________________________________

-распределение ___________________________________________________________________

-переключаемость( норма, быстрое, замедленное, ригидность, вязкость, «застревание», склонность к детализации)___________________________________________________________

Мышление: (сравнение)____________________________________________________________

-обобщение (4-й лишний)___________________________________________________________

-абстрагирование__________________________________________________________________

-классификация___________________________________________________________________

-установление причинно-следственных связей_________________________________________

_________________________________________________________________________________

17.                Общая моторика, координация движений (ходьба, прыжки)____________________

18.                Мелкая моторика__________________________________________________________

-ведущая рука______________________________________________

19.                Навыки самообслуживания________________________________________________

-умение надеть и снять одежду______________________________________________________

-выполнение гигиенических правил (мытье рук, пользование полотенцем)__________________

20.                Артикуляционный аппарат:

Строение артикуляционного аппарата.

Губы (расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа)

_________________________________________________________________________________

Зубы (неправильный прикус, неправильная посадка зубов)______________________________

Язык (большой, узкий, короткая подъязычная уздечка)__________________________________

Твердое нёбо (узкое куполообразное, расщелина твердого нёба, субмукозная расщелина)___

_________________________________________________________________________________

 

Мягкое нёбо (короткое мягкое небо, расщелина язычка, отсутствие язычка)________________

_________________________________________________________________________________

Функция артикуляционного аппарата (сила, объем, истощаемость, включение в движение, темп и плавность переключения, наличие содружественных движений. Статичность. Саливация.)

_________________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры:

Выраженность носогубных складок и их симметричность: а) в покое__________б) в улыбке__

Характер линии губ и плотность их смыкания__________________________________________

Наличие гиперкинезов: а)в покое_________б) при выполнении двигательных проб__________

Умение держать рот закрытым: при выполнении инструкции, в покое_____________________

Умение закрывать глаза: а) оба одновременно_______б) по очереди_______________________

Умение нахмурить брови_______________наморщить лоб_______________________________

Наличие сопутствующих движений (синкинезий)_______________________________________

21.                Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность)_

______________________________________________________________________________

22.                Связная речь:

Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем)_______________________

________________________________________________________________________________

-уровень самостоятельного повествования_____________________________________________

-типы используемых предложений___________________________________________________

-подбор слов и правильность их использования________________________________________

-затруднения в построении фразы (есть, нет)___________________________________________

23.                Звуковая сторона речи

Звукопроизношение (отсутствие, смешение, замена звуков отраженно, в самостоятельной речи)

_________________________________________________________________________________

Сформированность фонематических процессов________________________________________

-слух_____________________________________восприятие_____________________________

Слоговая структура слова__________________________________________________________

24. Словарный запас:

-общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря)___________________________________________________________________

-название частей целого____________________________________________________________

-бобщающие понятия______________________________________________________________

-название действий________________________________________________________________

-подбор определения к слову________________________________________________________

-подбор синонимов________________________________________________________________

-подбор антонимов________________________________________________________________

-подбор родственных однокоренных слов_____________________________________________

-использование различных частей речи (наречий, относительных прилагательных и т.п.)_______________________________________________________________________

25.                Грамматический строй речи

Словоизменения (если есть, то какие)_________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Словообразования (если есть, то какие)_______________________________________________

_________________________________________________________________________________

Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения)________

_________________________________________________________________________________

Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания)_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

26.                Понимание грамматических форм и конструкций_______________________________________________________________________________________________________________

-понимание текста (скрытый смысл)_________________________________________________

Письмо:

-особенности графики______________________________________________________________

-специфические ошибки____________________________________________________________

27.                Чтение. Техника чтения (глобальное, аналитическое, побуквенное, послоговое, слитное и т.д.) _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

-темп чтения (вслух, про себя)_______________________________________________________

-понимание прочитанного___________________________________________________________

-характеристика ошибок____________________________________________________________

28.          Наличие заикания__________________________________________________________

-характеристика заикания___________________________________________________________

29.                Логопедическое заключение_________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

 

Критерии оценки процедуры обследования

Оценка «отлично» – студент методически грамотно провел логопедическое обследование: использовал адекватный инструментарий и методы диагностики; в соответствии с программным материалом подобрал речевой материал, в достаточной степени и адекватно использовал наглядный материал; учел психологические особенности ребенка, правильно интерпретировал результаты обследования и сделал логопедическое заключение.

Оценка «хорошо» – студент методически грамотно провел логопедическое обследование: использовал адекватный инструментарий и методы диагностики; в соответствии с программным материалом подобрал речевой материал, использовал соответствующий наглядный материал, правильно интерпретировал результаты обследования и сделал логопедическое заключение, но нерационально использовал время, отведенное на обследование и /или испытывал трудности в установлении контакта с ребенком.

Оценка «удовлетворительно» – студент недостаточно грамотно провел логопедическое обследование: время использовано нерационально, речевой и наглядный материал требует корректировки, логопедическое заключение сформулировано  с помощью.

Оценка «неудовлетворительно» – студент допустил множество грубых методических ошибок в процессе логопедического обследования: использованный речевой и наглядный не соответствует возрастным и психологическим особенностями ребенка, речевые инструкции неграмотные, контакт с ребенком установить не удалось, студент не проявил неправильно сделано логопедическое заключение.

 

Индивидуальный план работы с ребенком

(примерный образец)

Разделы и содержание индивидуальной программы работы с ребенком с дизартрией

 

Разделы речевой работы

Задачи

 

Содержание логопедической работы

 

Приемы работы

 

Типы заданий и упражнений

Дидактический и речевой материал

1.Формирование артикуляционной моторики

- Подготовка артикуляционных органов к дальнейшей работе

- Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата

- Развитие умения объединять простые движения в сложные

1. Упражнения, направленные на развитие челюстей

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

3. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

1) «Бегемот», «Жевательная резинка», «Обезьянки»
2) «Лягушка», «Хоботок»

3) «Лопаточка», «Иголочка», «Часики»

1. Картотека артикуляционных упражнений

2. «Сказки о веселом язычке»

3. Косинова Е. – «Уроки логопеда»

4. Картинки-символы артикуляционных упражнений

2.Развитие речевого дыхания

- Выработка правильного диафрагмального дыхания

- Развитие ротового выдоха

- Произнесение слогов и звукоподражаний

- Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи

1. Выработка плавного длительного выдоха

2. Работа над силой выдоха

3. Работа над правильным дыханим в процессе речи

1) «Вьюга», «Насос», «Варим кашу»

2) Произнесение гласных на выдохе

3) Дутье вертушки

1. Дидактические материалы к играм в виде игрушек

2. Стаканы, вертушки

3. Символы гласных звуков

3.Работа над голосом

- Развитие речевого дыхания

- Усиление воздушной струи

- Развитие силы и динамического диапазона голоса

1. Вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

2. Произнесение гласных и их сочетаний с изменений силы и высоты голоса

1) «Скакалка», «Лесенка», «Разведчики»

2) Пропевание гласных звуков

1. Материалы к дидактическим играм из различных средств

2. Символы гласных звуков

4.Формирование звукопроизношения

- Постановка звука

- Автоматизация звука

- Дифференциация звука

1. Знакомство с артикуляцией звука

2. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте

3. Дифференциация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте

1) Показ артикуляции перед зеркалом

2) Артикуляционные упражнения («Лошадка», «Барабанщик», «Киска сердится», «Часики»)

3) Игры на звукоподражание, игры с картинками и карточками

4) «Звуковая мозаика», «Улитка»

1. Настенное зеркало, маленькое зеркальце
2. Профили звуков

3. Игровой материал

4. Шпатели, зонды, ватные палочки

5. Символы звуков, дидактические игры, картинный и речевой материал

5.Развитие фонематического восприятия

- Узнавание звука на фоне слога, слова

- Формирование фонематического анализа

- Развитие фонематического синтеза

- Развитие фонематических представлений

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог

2. Определить последний звук

3. Составить из названных звуков слово

4. Подобрать картинки на заданный звук

1) «Цепочка слов», «Звуковая мозаика»

2) «Веселый поезд», «Домики»

3) «Путаница», «Поймай звук»

4) «Отгадай», «Пирамидка», «Следопыт»

1. Картотека речевых игр

2. Символы звуков, фишки

3. Дидактические игры, материалы

6.Развитие

ритмо-интонационной стороны речи

- Развивать слуховое внимание

- Развивать умение пользоваться  интонацией, паузой, ударением

- Формировать понимание ритма и темпа

1. Игровые упражнения по развитию мимики и пантомимики

2. Игры на развитие выразительности, тембровой окраски голоса

3. Упражнения на запоминание ритимического рисунка

1) «Съели кислый лимон», «Обиделись», «Удивились»

2) «Угадай, кто кричит», «Эхо», «Повтори за мной», «Скажи, как я», «Кукольный театр»

1. Стихотворения, скороговорки, потешки, сказки, рассказы

2. Куклы для кукольного театра

3. Музыкальные инструменты

4. Картинки, дидактический материал, игры

Разделы неречевой работы

 

1.Формирование общей моторики

- Развитие силы, выносливости

- Тренировка пространственных представлений

- Развитие слухового внимания

- Формирование связи речи и движений

1. Упражнения для рук

2. Упражнения для ног

3. Упражнения для туловища

4. Упражнения для шеи

1) Упражнения без показа, воспринимаемые на слух

2) «Петрушка», «Маятник»,

«Пружинки», «Ножницы», «Тряпичная кукла», «Лягушки», «Волчок»

3) Игры под стишки

1. Игровые упражнения

2. Дидактические игры

3. Спортивный инвентарь

4. Речевой материал в виде ритмичных стихов

2.Формирование мелкой моторики

- Развитие связи руки и слова

- Формирование точных и мелких движений

- Развитие координации и точности движений руки и глаза

- Содействовие нормализации речевой функции;

1. Развитие движений кистей

2. Развитие движений пальцев рук

1) Пальчиковая гимнастика

2) Штриховка

3) Обведение шаблонов

4) Вырезание ножницами разных фигур

1. Речевой материал (стихи и потешки)

2. Мозаика

3. Трафареты и шаблоны

4. «Пальчиковый бассейн»
5. «Шнуровка»

3.Развитие высших психических функций:

а) мыслительных операций;

- Развитие навыков анализа и синтеза

- Развитие логического мышления

- Формирование связи речи и мышления

1. Формирование умения выполнять классификацию

2. Формирование умения систематизировать

1) «Разложи предметы», «Летает - не летает»

2) «Что тяжелее?», «Кто старше?», «Нелепицы»

3) Парные картирнки, отрицалки

1. Картинный материал

2. Дидактические игры

3. Игровые упражнения

б) памяти;

- Развитие зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой памяти

- Формирование свящи между памятью и речью

- Развитие запоминания слов, стихов, артикуляционных укладов

1. Развитие слуховой памяти

2. Развитие зрительной памяти

3. Развитие осязательной памяти

4. Развитие обонятельной памяти

5. Развитие вкусовой памяти

1) «Рассказываем сказку», «Загадки»

2) «Экран», «Обезьянка», «Запомни картинки»

3) «Парам картинок»

4) «Запахи и звуки», «Вкус и запах»

5) «Игра в слова», «Осень»

1. Речевой материал: стихи, потешки, скороговрки, сказки

2. Картинки, дидактический материал

в) внимания;

- Развитие способности к распределению внимания

- Формирование связи внимания с речью

- Развитие произвольного внимания

1. Собранность внимания

2. Произвольное внимание

3. Связь внимания и зрительной памяти

1) «Запрещенные движения», «Цепочка слов»

2) «Нарисуй», «Едем на пароходе»

3) «Сосчитай глазами», «Наблюдательность»

1. Речевой материал в виде стихов и текстов

2. Дидактический материал

3. Игровые упражнения

г) оптико-пространственных ориентировок и т. д.

- Развивитие умения ориентироваться на собственном теле

- Формирование навыков ориентировки в пространстве

- Равитие умения согласовывать движения

1. Ориентировка «на себе»

2. Ориентировка в замкнутом и открытом прострастве

3. Ориентировка в процессе передвижения

4. Ориентировка в микроспространстве

1) «Солнышко», «Контролер»

2) «Прятки», «Всадник»

3) «Найди игрушки», «Разведчик»

4) «Волшебный сундучок», «Разноцветное путешествие»

1. Картинки, карточки, схемы, настольные игры

2. Дидактические игры

3. Считалочки, потешки

 

Критерии оценки составления индивидуальной программы на ребенка

Оценка «отлично»  – направления и содержание программы отражают структуру дефекта ребенка с речевым нарушением; задачи, методы и приемы выбраны адекватно речевому нарушению.

Оценка «хорошо» – направления и содержание программы отражают структуру дефекта ребенка с речевым нарушением; отмечаются неточности в выборе методов и приемов работы, заданий.

Оценка «удовлетворительно» – направления и содержание программы требуют корректировки, задачи, методы и приемы недостаточно соответствуют структуре речевого дефекта.

Оценка «неудовлетворительно» – индивидуальный план не соответствует структуре речевого дефекта (или отсутствует совсем)

 

 

 

 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

(Должны быть указаны формы промежуточной аттестации, примеры оценочных средств и критерии оценивания)

            Оценка результатов практики проводится в соответствии со следующими требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам студентов:

-       обязательное прохождение всех этапов практики;

-       уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам);

-       степень сформированности профессионально-педагогических компетенций (овладение методикой проведения логопедического обследования детей с речевыми нарушениями);

-       уровень профессиональной направленности (общение с детьми, любовь к ним, забота о       детях, их развитии; направленность на психолого-педагогическую деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового; ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса; осуществление творческого подхода в работе; степень самостоятельности при выполнении обязанностей логопеда);

-       использование в практической работе знаний по специальной педагогике, возрастной и специальной психологии;

-       эффективность проводимой работы;

-       качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной психолого-педагогической работы;

-       качество отчетной документации.

 

            При оценке результатов технологической практики используются следующие методы:

  1. Наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности

(разработка и проведение логопедического обследования, составление индивидуальной программы).

  1. Характеристика психолого-педагогической деятельности студентов логопедами образовательных учреждений.
  2. Изучение отчетной документации студентов (дневников практики, отчетов и др.).

 

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично  защищаются студентами. Защита проходит в форме  доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.

 

Критерии оценки:

- уровень теоретической подготовки студента;

- степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой  моделирования проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи );

- уровень профессиональной направленности  будущих логопедов:  (интерес к профессии;  активность; ответственное и творческое отношение к работе, степень самостоятельности при реализации функциональных обязанностей учителя-логопеда в части планирования, разработки и  анализа содержания индвидуальных логопедических занятий );

- качество анализа и самоанализа различных видов коррекционно-педагогической работы;

- качество отчетной документации.

 

«Зачтено»  ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно планировать, анализировать и моделировать  процесс  диагностики в системе коррекционно-образовательного процесса детей с нарушениями речи, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

 «Незачет» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания детей с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач обследования детей с речевыми нарушениями.  

 

 

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики от университета.

 

 

Оценочные средства

Перечень отчетной документации по практике (портфолио)

1.       Отчет о производственной практике.

2.       Оценочный лист.

3.       Дневник практики.

 

Требования к оформлению отчетной документации по практике

Требования к оформлению портфолио:

- материалы должны быть  размещены  в строгой последовательности: титульный лист; отчет; оценочный лист; дневник производственной практики;

- отчет и  оценочный лист  должны соответствовать установленным формам (образцам);  иные материалы могут отличаться по форме от ориентировочных схем (образцов);

- название организации (полное, сокращенное) должно полностью соответствовать ее наименованию в Уставе;   

- портфолио  должно быть оформлено  в печатном и электронном вариантах: печатные листы необходимо поместить   в папку с файлами; электронный вариант - на CD-R (в бумажном конверте с наклейкой); наклейка представляет уменьшенную копию титульного листа портфолио;

- портфолио должно быть предоставлено руководителю практики от университета          на проверку не позже установленного срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Титульный лист  портфолио производственной практики (образец)

 

Министерство науки и  высшего  образования Российской Федерации

Смоленский государственный университет

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

Портфолио

учебной практики

(Технологическая практика)

 

Студента __________________________________________________________

Курс ________

Форма обучения    _очная_

Направление подготовки (профиль)_44.03.03 Специальное (дефектологическое )

образование («Логопедия»)_____________________________________________

Организация _________________________________________________________

Срок практики: с __________ по _____________

Место прохождения практики ____________________________________________

Руководитель практики от университета _________________________________

Руководитель практики от организации __________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Титульный лист отчета по практике (образец)

Министерство науки и  высшего образования Российской Федерации

Смоленский государственный университет

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

Отчет об учебной практике

(Технологическая практика)

 

Студента _____________________________________________________________________

Курс __3__   

 Форма обучения       _очная _____________________________________________

Направление подготовки (профиль):  _ 44.03.03 Специальное (дефектологическое ) образование «Логопедия»)________________________________________________________

 

Сроки  практики: с __________ по _____________

Место прохождения практики ___________________________________________________________

 

Руководитель практики от университета __________________________________________

Руководитель практики от организации __________________________________________

 

 

 

Оценка за практику __________________

Руководитель практики от университета _____________            ____________

                                                                                     (подпись)             (дата)

 
 
Анализ работы 

­  Организация работы

установочная конференция ______________________________________________________

организация практики _________________________________________________________

итоговая конференция _________________________________________________________

­        Содержание работы (направления деятельности);  объем психолого-педагогической работы (количество просмотренных индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий; количество проведенных индивидуальных занятий)

_______________________________________________________________________________

2.1.Обследование____ детей ___лет (Оценить свои умения, связанные с логопедическим изучением детей с различными речевыми нарушениями и составлением на его основе подробного заключения)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Краткая характеристика речевого развития детей, участвующих в обследовании (анализ результатов  работы за период  практики_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Основные трудности в реализации самостоятельной профессиональной деятельности учителя-логопеда; характер и степень помощи логопеда, руководителя практики от университета

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество пропусков и их причина

 

­        Характеристика участия в жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

­        Анализ инновационных технологий, применяемых в образовательном учреждении и, в частности, в деятельности учителя-логопеда

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания по организации и проведению практики_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

­  Предложения и пожелания по организации и проведению практики____________

 

 

 

Требования к оформлению отчета о практике:

- должен быть оформлен на отдельных листах формата А4;

- не должен содержать исправления;

- титульный лист должен быть оформлен по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Студент  3   курса направления подготовки: специальное (дефектологическое) образование, Профиль «Логопедия

Ф.И.О.____________________________________________________________________________ Организация ______________________________________________________________________

Руководитель практики от организации  _______________________________________________

Руководитель практики от университета  ______________________________________________

Сроки практики  ___________________________________________________________________

 

 

 

 №

п/п

 

 

Дата

 

 

Вид работы

 

Присутствовали

 

Отметка о выполнении (оценка или зачёт)

 

 

Подпись

руководителей практики

 

Студенты

Руководители практики

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв о работе студента-практиканта

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

           

Оценка  руководителя практики от организации ______________

 

Дата  ________________          Подпись ___________________

 

 

Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________

 

Дата  ________________          Подпись ___________________

7. Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература

1.    Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — М: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.  - Режим доступа: https://urait.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/1

2.    Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — М: Издательство Юрайт, 2021. — 362 с. URL: https://urait.ru/bcode/475971

3.    Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://urait.ru/viewer/logopediya-451428#page/1

4.    Ахутина, Т. В.  Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2021. — 157 с. URL: https://urait.ru/bcode/472267

5.    Шашкина, Г. Р.  Логопедическая работа с дошкольниками : учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14591-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477969

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

7.2. Дополнительная литература

1.    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2.    Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

3.    Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4.    Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.  М.: ТЦ Сфера, 2010.

5.    Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

6.    Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014.

7.    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.  – М.: Эксмо, 2017.

8.    Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.

9.    Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2014.

10.         Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия. Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ/ О.В. Елецкая. – М.: Инфра-М, Форум, 2017.

11.         Логопедия. Теория и практика: учебно-методическое пособие /под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.. – М.: Эксмо, 2017.

12.         Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

13.         Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.  5-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2010.

14.         Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС.  – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

15.         Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного  Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

16.         .Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

17.         Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.

18.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014.

 

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание.

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци

8. Материально-техническое обеспечение

 

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).

9. Программное обеспечение

 

1.      Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

2.      Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

·         Microsoft Windows Professional 7 Russian;

·         Microsoft Office 2010 Russian.