Контакты:
-
ЕК
Елена Викторовна КрыловаУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Данный вид практики относится к обязательной части дисциплин Б2.О.04(У) «Ознакомительная практика» по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Логопедия».
Ознакомительная практика имеет важное значение для обеспечения формирования системы дефектологических знаний и организационных умений, что способствует становлению профессиональных компетенций будущего педагога-дефектолога
Ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин: «Логопедия», «Психология», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».
Освоение практических навыков в процессе прохождения практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия», «Психолингвистика», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические практикумы», «Логопсихология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», а так же производственных практик.
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-1 Способен осуществлять
профессиональную деятельность в соответствии
|
Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфер образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья; - федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; - законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка; - основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства. Уметь: - применять основные нормативно- правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики. Владеть: - навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций; - навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ. |
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных
образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе
|
Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп; - теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - современные образовательные технологии, в том числе ИКТ и особенности их использования; - технологию разработки отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи. Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ; - применять современные образовательные технологии в планировании и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса; - оформлять педагогическую документацию. Владеть: - навыками разработки и реализации программ учебных предметов и других отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением речи; методы применения информационно- коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализации АООП. |
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Знать: - требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности; - специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи; - особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей. Уметь: - взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; - применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития; - дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи. Владеть: - методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи. |
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей. |
Знать: - общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи; - содержание программы духовно-нравственного воспитания; - методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству). Уметь: - планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи; - проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности; - создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку; - применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся; - оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных потребностей. Владеть: - методами формирования у обучающихся с нарушением речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств. |
3. Тип практики
Ознакомительная практика – вид учебной работы, направленный на ознакомление студентов с системой организации логопедической помощи и профессионально-педагогическими компетенциями, составляющими содержание деятельности логопеда.
Ознакомительная практика дает возможность обучающемуся проявить способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм, продемонстрировать готовность осознавать социальную значимость своей профессии. В процессе практики у студентов формируется мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.
В ходе практики у студентов проявляется желание и готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами; способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Студенты проявляют готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.