1. Место практики в структуре ОП

Б2.О.02(П) «Логопедическая практика»   является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в  обязательную часть  по направлению подготовки: 44.03.03   «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедия».

Производственной практике предшествует изучение следующих дисциплин обязательной части  образовательной программы: «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде»,  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи», «Цифровые технологии в образовании», «Общая педагогика»,  «Специальная педагогика», «Основы профессиональной деятельности дефектолога», «Логопедия», «Логопедические технологии», «Логопедические практикумы».

Прохождение производственной логопедической практики является необходимой основой для последующего изучения  ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями развития»,  «Альтернативная коммуникация с безречевыми детьми», «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи», прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской), а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики  ОП ВО)

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфер образования в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания    детей  и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- федеральные государственные образовательные стандарты      (далее ФГОС) общего образования            детей с ограниченными возможностями здоровья;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка;

- основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства.

Уметь:

- применять основные         нормативно- правовые акты в сфере  образования и нормы профессиональной этики.

Владеть:

- навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций;

- навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии         с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи    и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации   и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ.

ОПК-2 Способен участвовать       в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Знать:

- историю, теорию, закономерности и принципы            построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- образовательные потребности обучающихся с нарушением речи     с разной         степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп;

- теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи;

- современные образовательные технологии, в том числе  ИКТ    и особенности          их использования;

- технологию разработки    отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи.

Уметь:          

- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;

- разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных        и дополнительных образовательных программ;

- применять современные образовательные технологии в планировании и       реализации образовательного     и коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять педагогическую документацию.

Владеть:

- навыками разработки и реализации программ   учебных                         предметов   и других                                        отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной                                        программы  для                                        обучающихся       с   нарушением речи; методы применения информационно-

коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализации АООП.

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 

Знать:

- требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности;

- специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи;

- особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей.

Уметь:

- взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

- дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

Владеть:

- методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Знать:

- общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи;

- содержание программы духовно-нравственного воспитания;

- методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Уметь:

- планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи;

- проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку;

- применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся;

- оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных потребностей.

Владеть:

- методами формирования у обучающихся с нарушением  речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств.

ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.

Знать:

- принципы, формы, методы и технологии организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся с нарушением речи;

- специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу с неуспевающими обучающимися.

Уметь:

- применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с нарушением речи;

- объективно оценивать трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины, формулировать рекомендации к коррекционной работе по их преодолению.

Владеть:

- разнообразным методом контроля и оценки образовательных результатов обучающихся с нарушением речи;

- методами использования полученных результатов контроля и оценки образовательных достижений обучающихся с нарушением речи для планирования и корректировки программы коррекционной работы.

ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии  в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Знать:

- закономерности развития личности, периодизацию и кризисы развития ребенка в онтогенезе и при нарушениях речи;

- возрастные, типологические, гендерные особенности развития обучающихся с нарушением речи;

- методы изучения психического развития обучающихся;

- психолого-педагогические подходы, обеспечивающие индивидуализацию обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи;

- методы и технологии осуществления коррекционно- развивающего процесса;

- требования к разработке и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.

Уметь:

- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, гендерных особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы;

- применять образовательные технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;

- применять методы                             и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса;

- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса;

- составлять (совместно с психологом и

 другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

Владеть:

- методами планирования и проведения индивидуальных мероприятий в рамках образовательного и коррекционно-развивающего                     процесса с учетом особенностей                     развития                           и

особых        образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи;

- методами совместной разработки (с другими специалистами) и реализации (с участием родителей или законных представителей) индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с нарушением речи;

- навыками использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с нарушением речи.

ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знать:

- основные закономерности семейных отношений,                          позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

- закономерности      формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских            и подростковых сообществ;

- основные     технологии    социально-педагогического взаимодействия;

- специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи.

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- отбирать   и   использовать  адекватные  методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно- образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения;

- методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума;

- действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей;

- действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи;

- навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей;

- навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся.

ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.

Знать:

- структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи;

- содержание, формы, методы, приемы и

средства    организации  образовательного

процесса, его специфику;

- современные                        специальные                         методики        и

технологии    обучения    и     воспитания

учащихся с нарушением речи.

Уметь:

- отбирать              необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи    в                 различных институциональных условиях;

- применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи.

Владеть:

- методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях;

- навыками    применения специальных методик и образовательных технологий в процессе обучения            и воспитания обучающихся с нарушением речи

ПК-2 Способен дифференцированно            использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:     

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и    практику  реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего    процесса,

ориентированного  на    обучающихся   с

нарушением речи;

- современные методики   и    технологии,

используемые     в      коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать       условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и   реализовывать содержание,

современные   методики   и    технологии,

необходимые   для    осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять разные   формы   и    способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть: 

- методами                 создания условий реализации дифференцированного

подхода    в     коррекционно-развивающем

процессе    с    участием   обучающихся  с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного,                коррекционно- развивающего процесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающего процесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.

ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися            с нарушениями речи, их родителями            (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума.

Знать:

- содержание,           формы, методы          и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- основы профилактики нарушений

речи у обучающихся, способы проведения

профилактических мероприятий;

- способы, формы и методы консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума).

Уметь:

- отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их       развития;

- отбирать      содержание   и планировать проведение профилактических мероприятий;

- отбирать и применять способы, формы и

методы консультативно-просветительской

работы с участниками образовательных

отношений.

Владеть:

- методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- навыками проведения профилактических мероприятий с          обучающимися         с нарушениями речи;

- навыками организации  консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений.

ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы.

Знать:

- компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий         потенциал;

- принципы   и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности;

Уметь:

- участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды;

- проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде.

Владеть:

- методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи;

- способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды.

 

 

 

3. Тип практики

3 семестр

Тип производственной практики  – логопедическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по программам дошкольного образования.

 

 

4. Место проведения практики

(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные  договоры).

3 семестр

Базой проведения производственной логопедической практики являются организации, осуществляющие образовательную деятельность с  воспитанниками дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях :

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие  в образовательных организациях групп комбинированной направленности;

наличие учителей-логопедов,  обладающих высоким профессиональным уровнем;

– наличие и оснащение логопедического кабинета;

– уровень оснащенности учебной литературой;

–наличие  материально-технического обеспечения дошкольного образования воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, отвечающего их особым образовательным потребностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Этапы прохождения практики

 

3 семестр

 

№ п/п

Этапы практики

Содержание этапа

 

Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.

Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.

1.

Организационный

1.Проверка медицинских книжек (получение допуска к работе с детьми дошкольного возраста).

2. Оформление договора с  принимающей организацией для студентов, проходящих практику по месту жительства.

3. Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, требованиями, предъявляемыми при выполнении программы практики, отчетной документацией; закрепление за руководителями  кафедры специальной педагогики и психологии и распределение по организациям.

4. Проведение инструктажа по технике безопасности.

 (10 часов).

2.

Аналитико-проектировочный

1. Знакомство с учителем-логопедом и другими специалистами, с администрацией и педагогическим коллективом, с режимом работы  образовательной организации с оборудованием логопедического кабинета.

2. Изучение документации Организации при оказании логопедической помощи :

- программ и / или планов логопедической работы;

- годового плана работы учителя-логопеда (учителей-логопедов);

- расписание занятий учителей-логопедов;

- индивидуальных карт речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь;

- журнал учета посещаемости логопедических занятий;

- отчетную документацию по результатам логопедической работы

3.Составление индивидуального графика работы на период практики.

4. Наблюдение за деятельностью учителя-логопеда и ее анализ.

 

Студент заполняет соответствующие разделы  дневника производственной практики:

- список обучающихся на логопункте / в группе компенсирующей направленности;

-  образцы документации учителя-логопеда;

- конспекты 2-х  индивидуальных занятий, проведенных логопедом, с аналитическим разбором;

- конспект одного  фронтального/

подгруппового занятия, проведенного логопедом, с аналитическим разбором.

(40 часов)

 

3.

Диагностический

1.Наблюдение за детьми во время занятий, анализ их речи, особенностей познавательной деятельности, поведения;

2.Обследование речи ребенка, заполнение индивидуальных карт речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

Студент заполняет соответствующие разделы  дневника производственной практики:

- схема психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста;

- схема логопедического обследования дошкольника с речевой патологией;

- одна  индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь;

- график проведения зачетных индивидуальных занятий.

(26 часов)

4.

Коррекционно-воспитательный

1.Проведение пробных и зачетных индивидуальных логопедических занятий с детьми, закрепленными за студентами.

2.Самоанализ и анализ логопедических занятий, проведенных студентами.

3. Заполнение индивидуальных тетрадей  для домашних заданий.

4.Подготовка материалов по пропаганде логопедических знаний для педагогов и родителей.

5.  Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для логопедических занятий.

6.Участие в мероприятиях, проводимых в ДОО.

 

Студент заполняет следующие разделы дневника производственной практики:

-  конспекты 5-ти индивидуальных логопедических  занятий, проведенных с закрепленным ребенком;

- конспект 2-х индивидуальных занятий, проведенных товарищами, с анализом.

-  материалы по просветительской и консультативной деятельности учителя-логопеда;

- методические, дидактические материалы и наглядное пособие, подготовленные студентом самостоятельно.

 

 

(130 часов)

5.

Аналитико-результативный

1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.

2.Самоанализ эффективности производственной  практики.

3. Анализ организационных аспектов производственной практики.

4. Оформление отчетной документации по итогам практики:

- отчет;

- оценочный лист;

- дневник производственной практики.

5. Выступление на итоговой конференции.

(10 часов)

 

 

Итого:

216 часов

 

  6. Критерии оценивания результатов освоения практики 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 Промежуточная аттестация  по производственной (логопедической)  практике   проводится  в соответствии с Учебным планом  в  форме зачета с оценкой по итогам заключительной конференции после прохождения практики и  по расписанию деканата.

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично  защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске.  Защита проходит в форме  доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент  должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.

Критерии оценки:

- уровень теоретической подготовки студента;

- степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой  моделирования проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи );

- уровень профессиональной направленности  будущих логопедов:  (интерес к профессии;  активность; ответственное и творческое отношение к работе, степень самостоятельности при реализации функциональных обязанностей учителя-логопеда в части планирования, разработки и  анализа содержания индивидуальных логопедических занятий );

- качество анализа и самоанализа различных видов коррекционно-педагогической работы;

- качество отчетной документации.

 

«Отлично»  ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно планировать, моделировать и анализировать процесс логопедического воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с нарушениями речи, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умения определять основные коррекционно-образовательные задачи и способы их реализации, проявлял инициативу в работе, но не смог осуществить творческий подход, проявил небрежность в оформлении отчетной документации.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоко знания психолого-педагогической теории и умения применять ее в практической деятельности, допускал ошибки в планировании и проведении логопедических занятий, не учитывал, в достаточной степени, возрастные, индивидуальные особенности и речевые возможности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, недобросовестно относился к оформлению отчетной документации в период практики.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения дошкольников, организации их деятельности  в процессе логопедического воздействия.

При оценке результатов производственной практики используются следующие методы:

- наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности;

- характеристика, оценка  деятельности студентов учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений;

- изучение отчетной документации студентов.

- анкетирование  студентов  по  вопросам  производственной   практики.

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики от университета.

 

Оценочные средства

Перечень отчетной документации по практике (портфолио)

1.       Отчет о производственной практике.

2.       Оценочный лист.

3.       Дневник практики.

 

7. Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература

1.      Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5

2.      Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634

3.      Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721

4.      Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5

5.      Сикорский И.А. Заикание: учебное пособие / И.А. Сикорский, Е.Е.Шевцова.– 2-е изд.– Москва: Издательство Юрайт, 2019.– Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/442260

6.      Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8

7.      Шевцова Е.Е. Заикание: учебное пособие для вузов/ Е.Е.Шевцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.– Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455662

8.      Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

7.2. Дополнительная литература

1.      Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2.      Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

3.      Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм проектирования, модель, условия и механизмы реализации. ФГОС ДО / Афонькина Ю.А.,Себрукович З.Ф.,Бороздина О.В.,Дубина Е.В.,Светлова Е.Н.,Шемякина И.Н. Волгоград: Изд-во Учитель, 2019.

4.      Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

5.      Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.  М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Венгер  А. Л. Клиническая психология развития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].- Режим доступа: https://urait.ru/uploads/pdf_review/4EC9D5DA-5847-413A-BC98-07ACCCBC602D.pdf

7.      Волкова Г.А.Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010.

9.      Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014.

10.  Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.

11.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.  – М.: Эксмо, 2017.

12.  Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

13.  Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

14.  Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

15.  Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.

16.  Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие . 4 е изд.  СПб.: КОРОНА – Век,  2009.

17.  Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2014.

18.  Лалаева Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004.

19.  Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия. Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ/ О.В. Елецкая. – М.: Инфра-М, Форум, 2017.

20.  Логопедия. Теория и практика: учебно-методическое пособие /под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.. – М.: Эксмо, 2017.

21.  Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

22.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.  5-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2010.

23.  Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС.  – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

24.  Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи. Изд-во: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, 2011

25.  Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях: Метод. рек. / Отв. Ред.  С.А. Алехина.- М.:МГППУ, 2012.

26.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

27.  Примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Вариант 5.2. 1 класс. 1 дополнительный класс.М.: Просвещение, 2018.  736 с.


28.   Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного  Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

29.  .Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

30.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд.  М.: Генезис, 2008.

31.  Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.

32.  Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.

33.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014.

34. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.- URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?index=2

 35. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003.

36.  Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс»,  2001. 272 с.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации