1. Место практики в структуре ОП

Б2.В.01(У) «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков»   является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в   часть, формируемую участниками образовательных отношений,  по направлению подготовки: 44.03.03   «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедия».

Для прохождения  учебной практики необходимы знания, умения и нвыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Общая психология»,  «Психология развития», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи», «Цифровые технологии в образовании», «Общая педагогика»,  «Специальная педагогика», «Основы профессиональной деятельности дефектолога».

Практика тесно связана с такими дисциплинами, как  «Логопедия»,   «Семейное воспитание детей с нарушением речи», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Логопатопсихология»,   «Специальная психология».

Прохождение учебной  практики является необходимой основой для последующего изучения  ряда дисциплин  обязательной части образовательной программы: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ»,  а также части, формируемой участниками образовательных отношений:  «Логопедические практикумы», «Педагогические системы образования детей с нарушениями речи», «Технологии инклюзивного образования», «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи»,    «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями развития», «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»  «Альтернативная коммуникация с безречевыми детьми», «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра», прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской), а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

 

2. Планируемые результаты обучения

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики  ОП ВО)

ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.

Знать:

- структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи;

- содержание, формы, методы, приемы и

средства    организации  образовательного

процесса, его специфику;

- современные                        специальные                         методики        и

технологии    обучения    и     воспитания

учащихся с нарушением речи.

Уметь:

- отбирать              необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи          в        различных институциональных условиях;

- применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи.

Владеть:

- методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях;

- навыками    применения специальных методик и образовательных технологий в процессе        обучения        и воспитания обучающихся с нарушением речи

ПК-2 Способен дифференцированно            использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:    

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и    практику  реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего    процесса,

ориентированного  на    обучающихся   с

нарушением речи;

- современные методики   и    технологии,

используемые     в      коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать       условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и   реализовывать содержание,

современные   методики   и    технологии,

необходимые   для    осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять разные   формы   и    способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:

- методами                 создания условий реализации дифференцированного

подхода    в     коррекционно-развивающем

процессе    с    участием   обучающихся  с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного,                коррекционно- развивающего процесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающего процесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.

ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися            с нарушениями речи, их родителями            (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума.

Знать:

- содержание,           формы, методы          и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- основы профилактики нарушений

речи у обучающихся, способы проведения

профилактических мероприятий;

- способы, формы и методы консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума).

Уметь:

- отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их     развития;

- отбирать      содержание   и планировать проведение профилактических мероприятий;

- отбирать и применять способы, формы и

методы консультативно-просветительской

работы с участниками образовательных

отношений.

Владеть:

- методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи;

- навыками проведения профилактических

мероприятий      с       обучающимися     с

нарушениями речи;

- навыками организации  консультативно-

просветительской работы с участниками

образовательных отношений.

ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы.

Знать:

- компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий         потенциал;

- принципы   и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности;

Уметь:

- участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды;

- проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде.

Владеть:

- методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи;

- способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды.

ПК-7 Способен провести под руководством преподавателя исследование научной проблемы в области осваиваемого научного знания, подготовить и представить квалификационную работу.

Знать:

- методологию психолого-педагогического исследования в области сурдопедагогики;

- способы  сбора,    оформления   и интерпретации экспериментальных данных;

- требования к написанию и оформлению

научных текстов.

Уметь:    

- определять научную проблему в рамках темы квалификационной работы;

- определять  методы   теоретического  и экспериментального исследования научной проблемы;

- планировать      и                  проводить экспериментальное исследование;

- использовать разные    способы    сбора,

обработки    и     интерпретации  данных, полученных в ходе теоретического анализа

научной проблемы и экспериментальным путем;

- оформлять анализировать, обобщать   и

представлять полученные результаты исследования            научной         проблемы            в соответствии с предъявляемыми требованиями создавать и оформлять научный текст.

Владеть:

- начальными навыками теоретического  и экспериментального исследования научной проблемы;

- навыками проведения экспериментального

исследования;

- умением создавать и оформлять связный научный текст;

- навыками  интерпретации,          обобщения и

представления             экспериментальных данных.

 

3. Тип практики

Тип учебной практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способ проведения учебной практики: стационарная, выездная. 

Форма проведения учебной практики: дискретно.

 Учебная практика — практика по получению  первичных профессиональных умений и навыков проводится на 2 курсе в 4 семестре.

 5. Этапы прохождения практики

№ п/п

Этапы практики

Содержание этапа

 

Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.

Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.

1.

Подготовительный этап

 

1.      Проверка медицинских книжек (получение допуска к работе с детьми дошкольного возраста).

2.      Оформление договора с принимающей организацией для студентов, проходящих практику по месту жительства.

3.      Участие в установочной конференции и консультациях по практике.

4.      Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей. 

(10 часов)

2.

Ориентировочный этап

1.      Изучение официального сайта образовательной организации.

2.      Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования.

3.      Изучение детского коллектива, особенностей их личностного и речевого развития.

4.      Изучение локальных нормативных актов  Организации, регламентирующих  оказание логопедической помощи.

5.      Составление индивидуального плана работы на период практики.

 

Студент заполняет соответствующие разделы  дневника учебной  практики:

- индивидуальный план работы на период практики;

- визитная карточка образовательной организации;

- локальные нормативные акты  Организации, регламентирующие  оказание логопедической помощи. (40 часов)

 

3.

Деятельностный этап

 

  1. Проведение логопедической и психолого-педагогической диагностики  подгруппы детей с речевыми нарушениями .
  2. Разработка индивидуального плана коррекционной работы и консультации для родителей (законных их представителей) на основании результатов диагностики на одного ребенка.
  3. Составление  психолого-педагогической характеристики группы воспитанников как раздела пояснительной записки адаптированной основной общеобразовательной программы.
  4. Проведение с группой детей с нарушениями речи  тематических праздников, викторин, конкурсов, сюжетно-ролевых игр и пр.
  5. Проведение массового мероприятия с привлечением к участию родителей (законных их представителей);
  6. Проведение коррекционных часов по заданию учителя-логопеда.

 

Студент заполняет соответствующие разделы  дневника учебной  практики:

- индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь;

- педагогическая характеристика на обучающегося с нарушениями речи;

- психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи;

- консультация  для родителей (законных их представителей) на основании результатов диагностики;

- конспект  коррекционно-развивающего занятия с группой детей, имеющих нарушения речи;

- методическая разработка массового мероприятия с привлечением к участию родителей (законных их представителей);

- конспекты проведения 5-ти коррекционных часов.

- дидактическая игра с методическим описанием.

(136 часов)

4.

Аналитический этап

1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.

2.Самоанализ эффективности учебной  практики.

3. Анализ организационных аспектов учебной практики.

4. Оформление отчетной документации по итогам практики:

- отчет;

- оценочный лист;

- дневник производственной практики.

( 22 часа)

5.

Результативный этап

1.      Обсуждение результатов практики.

2.      Защита отчетной документации по практике (выступление на итоговой конференции) .

3.      Оценка деятельности студентов.

(8 час.)

 

Итого

216 часов

 

6. Критерии оценивания результатов освоения практики 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

Оценочные средства для текущей аттестации

 

1.      Визитная карточка образовательной организации.

  1. Индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь.

3.      Педагогическая характеристика на обучающегося с нарушениями речи.

4.      Психолого-педагогическая характеристика  группы детей с нарушениями речи.

  1. Консультация  для родителей (законных их представителей) на основании результатов диагностики.
  2. Конспект  коррекционно-развивающего занятия с группой детей, имеющих нарушения речи.
  3. Методическая разработка массового мероприятия с привлечением к участию родителей (законных их представителей).
  4. Конспекты проведения 5-ти коррекционных часов.
  5. Дидактическая игра с методическим описанием, разработанная по заданию учителя-логопеда.

 6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 Промежуточная аттестация  по учебной практике осуществляется в форме зачета  по итогам заключительной конференции после прохождения практики.

В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично  защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске.  Защита проходит в форме  доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент  должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.

 

Требования к  содержанию портфолио практики

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов  (портфолио) учебной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.

Пакет документов  (портфолио) учебной  практики должен содержать:

 

1)       Отчет о работе.

2)       Оценочный лист.

3)      Дневник учебной  практики

 При оценке результатов практики используются

следующие методы:

1.    Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для  воспитателей, учителей, родителей и т.д.).

2.    Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).

3.    Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).

 

 

Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики

  • знание научной и методической литературы по проблемам логопе­дии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрело­сти» студента;
  • возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смеж­ным дис­циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформиро­ванности профессионально-педагогических умений, яв­ляющихся базой для ов­ладения специальностью логопеда;
  • степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обо­зна­ченных программой практики;
  • уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);
  • уровень сформированности умений и навыков работы по организации, плани­рованию и прове­дению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консульта­тивно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления до­кументации ;
  • уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.
  • соблюдения студентом трудовой дисциплины;
  • состояния документации по практике – наличия отражения решения всех за­дач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.

  «Зачтено»  ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса лиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру. 

«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности  в процессе логопедического воздействия.

7. Перечень основной и дополнительной литературы

7.1. Основная литература

 

1.      Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.  - Режим доступа:https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5

2.      Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634

3.      Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.  - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721

4.      Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8

5.      Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

7.2. Дополнительная литература

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2.      Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

3.      Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4.      Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.  М.: ТЦ Сфера, 2010.

5.      Волкова Г.А.Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

6.      Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014.

7.      Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.  – М.: Эксмо, 2017.

8.      Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

9.      Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

10.  Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

11.  Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.

12.  Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2014.

13.  Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия. Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ/ О.В. Елецкая. – М.: Инфра-М, Форум, 2017.

14.  Логопедия. Теория и практика: учебно-методическое пособие /под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.. – М.: Эксмо, 2017.

15.  Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

16.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.  5-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2010.

17.  Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС.  – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

18.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

19.   Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного  Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

20.  .Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

21.  Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.

22.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци

 

8. Материально-техническое обеспечение

(Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).

 

9. Программное обеспечение

(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).

 

1.      Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

2.      Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

Microsoft Windows Professional 7 Russian;

Microsoft Office 2010 Russian.