Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Б2.0.01(У) «Ознакомительная практика» является обязательным видом учебной
работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03
«Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков
дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части,
формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы
логопедической практики», «Современные логопедические технологии»,
«Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные
методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы
логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).
Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для
последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками
образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной
помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных
программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»
и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно
исследовательской).
При оценке результатов практики используются
следующие методы:
1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической
деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение
логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для
воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем
логопедом детского сада (школы).
3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики,
индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных
наглядных пособий и др.).
4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период
практики.
Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики
знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня
теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дис
циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности
профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения
специальностью логопеда;
степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных
программой практики;
уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в
том числе и качество оформления документации);
уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного
логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской
деятельности (в том числе и качество оформления документации ;
уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических
знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях,
педсоветах.
соблюдения студентом трудовой дисциплины;
состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач
практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
«Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь
намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения
правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно
образовательного процесса лиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий
подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики,
обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи,
неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения,
организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz 446758#page/5
2. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio online.ru/bcode/444634
3. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
4. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5
5. Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio online.ru/bcode/427570 1.
7.2. Дополнительная литература
1. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.
2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с.
3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.
Шафеева А.А. Логопедический массаж: методическое пособие / А.А. Шафеева. – М: В. Секачев: ИОИ, 2009.
Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие . 4 е изд. СПб.: КОРОНА – Век, 2009.
Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2009.
Колобова Г. Д. Невропатология: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2008 10.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008.
11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2010
12. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии.М.: Издательский центр «Академия», 2006.
13. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет М.: Издательство: ВЛАДОС, 2005 14. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи М.: Издательский центр «Академия», 2007
Балакирева А.С.Логопедия. Ринолалия. 2-е изд., исправленное и дополненное / Учебное пособие для вузов, Издательство: В. Секачев,2011
15. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004.
17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003.
18. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонением в развитии: метод.пособ. для педагога. М.: ПАРАДИГМА, 2010
19. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011
20. Российская лекотека: Методическое пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006.
21. Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи. Изд-во: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, 2011
22. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи: Коррекция нарушений речи. Чиркина Г.В. М.: Просвещение, 2009.
23. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008.
24. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
25. Лалаева Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004.
26. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010.
27. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы Методическое пособие для учителей-логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
28. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005
29. Архипова Е.В. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.,1989.
30. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
http://vk.com/logobiblioteka http://www.ckpp.spb.ru Логопедическая Центр креативной библиотека педагогики и психологии http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру.
Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме. http://www.logoped.ru/ Логопед. ru:
Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методические пособия по психолингвистике. http://www.osoboedetstvo.ru
Сайт http://www.pedlib.ru/ Электронная библиотека «Особое педагогической детство» литературы http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slova..
Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.
8. Материально-техническое обеспечение (Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса).
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo
(1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного 214000, г. Смоленск, ул.
Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 313 Лаборатория логопедических технологий
Доска настенная магнитная одноэлементная – 1 шт.
Настенное зеркало -5 шт.
Жалюзи на зеркало – 5 шт.
Светильник для подсветки логопедического зеркала – 1шт.
Логопедический уголок – 1шт.
Настенный проекционный экран -1 шт.
Цветной телевизор Elenberg – 1шт.
DVD-плеер LG – 1шт.
Кушетка для массажа складная – 1шт.
9. Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного
обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского»,
лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian