1. Место практики в структуре ОП Б2.0.01(У) «Ознакомительная практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование». Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»). Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно исследовательской).

При оценке результатов практики используются следующие методы: 1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.). 2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем логопедом детского сада (школы). 3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.). 4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики. Критерии выставления зачета (оценки) по итогам практики  знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;  возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дис циплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;  степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой практики;  уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике лиц с ОВЗ (в том числе и качество оформления документации);  уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации ;  уровень сформированности умений и навыков популяризации дефектологических знаний в ходе участия в семинарах, круглых столах, родительских собраниях, педсоветах.  соблюдения студентом трудовой дисциплины;  состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру. «Зачтено» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно осуществлять логопедическое воздействие в системе коррекционно образовательного процесса лиц с ОВЗ, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру. «Не зачтено» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.

7. Перечень основной и дополнительной литературы

 7.1. Основная литература 

 1. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа:https://biblio online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz 446758#page/5 

 2. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio online.ru/bcode/444634 

 3. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721 

 4. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. - Режим доступа: https://biblio online.ru/viewer/logopediya-dizorfografiya-u-detey-444464#page/5 

 5. Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio online.ru/bcode/427570 1. 

 7.2. Дополнительная литература 

1. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008. 

 2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с. 

 3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: «Академия», 2003. 

 Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс, 2010.

 Шафеева А.А. Логопедический массаж: методическое пособие / А.А. Шафеева. – М: В. Секачев: ИОИ, 2009. 

 Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие . 4 е изд. СПб.: КОРОНА – Век, 2009. 

 Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2009. 

 Колобова Г. Д. Невропатология: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2008 10. 

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008. 

 11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2010 

 12. Лурия А.Р.Основы нейропсихологии.М.: Издательский центр «Академия», 2006. 

 13. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет М.: Издательство: ВЛАДОС, 2005 14. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи М.: Издательский центр «Академия», 2007 

 Балакирева А.С.Логопедия. Ринолалия. 2-е изд., исправленное и дополненное / Учебное пособие для вузов, Издательство: В. Секачев,2011 

 15. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008. 

 16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 

 17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2003. 

 18. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонением в развитии: метод.пособ. для педагога. М.: ПАРАДИГМА, 2010 

 19. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011 

 20. Российская лекотека: Методическое пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. 

 21. Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи. Изд-во: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, 2011 

 22. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи: Коррекция нарушений речи. Чиркина Г.В. М.: Просвещение, 2009. 

 23. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008. 

 24. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. 

 25. Лалаева Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. М.: Владос, 2004. 

 26. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010. 

 27. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы Методическое пособие для учителей-логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. 

 28. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ. ред. Г. В. Чиркиной М.: Айрис-пресс, 2005 

 29. Архипова Е.В. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.,1989. 

 30. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008. 

 7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 

 http://vk.com/logobiblioteka http://www.ckpp.spb.ru Логопедическая Центр креативной библиотека педагогики и психологии http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. 

Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме. http://www.logoped.ru/ Логопед. ru: 

Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методические пособия по психолингвистике. http://www.osoboedetstvo.ru 

 Сайт http://www.pedlib.ru/ Электронная библиотека «Особое педагогической детство» литературы http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slova.. 

Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам. 

 8. Материально-техническое обеспечение (Указать перечень используемых компьютеров, проекторов, интерактивных досок, лабораторных стендов и другого оборудования, находящихся на балансе университета и необходимых для осуществления образовательного процесса). 

 Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 313 Лаборатория логопедических технологий Доска настенная магнитная одноэлементная – 1 шт. Настенное зеркало -5 шт. Жалюзи на зеркало – 5 шт. Светильник для подсветки логопедического зеркала – 1шт. Логопедический уголок – 1шт. Настенный проекционный экран -1 шт. Цветной телевизор Elenberg – 1шт. DVD-плеер LG – 1шт. Кушетка для массажа складная – 1шт. 9. Программное обеспечение (Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса). 1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231. 2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе: Microsoft Windows Professional 7 Russian; Microsoft Office 2010 Russian