1.                  Место дисциплины в структуре ОП

                       

Дисциплина Б1.В.ОД.4 «Логопедические практикумы» относится к блоку дисциплин, форируемых участниками образовательных отношений ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Базовый уровень подготовки студентов должен отражать владение знаниями по таким дисциплинам, «Логопедия» (все части данной дисциплины), «Логопедические технологии»,

«Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями»,  «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы культурологии» и др.

            Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору, прохождения технологической, логопедической и педагогической практик, проведения научно-исследовательской работы.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

1.                  ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.

Знать:

- структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи;

- содержание, формы, методы, приемы и

средства  организации  образовательного

процесса, его специфику;

- современные                       специальные                        методики        и

технологии   обучения    и     воспитания

учащихся с нарушением речи.

Уметь:

- отбирать        необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением         речи          в различных институциональных условиях;

- применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи.

Владеть:

- методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях;

- навыками          применения специальных методик и образовательных технологий в процессе       обучения        и воспитания обучающихся с нарушением речи

2.                  ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:           

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и                практику               реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего  процесса,

ориентированного    на                                 обучающихся          с

нарушением речи;

- современные              методики          и                        технологии,

используемые      в         коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать                           и                 реализовывать       содержание,

современные                методики          и                        технологии,

необходимые      для                         осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять          разные  формы         и                    способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:            

- методами           создания условий реализации дифференцированного

подхода     в         коррекционно-развивающем

процессе   с                 участием                  обучающихся                         с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

3.                  ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного,  коррекционно- развивающего процесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающего процесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

4.                  ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.

 

            

 

3.      Содержание дисциплины

Система логопедической помощи в России на современном этапе. Организация логопедической помощи в системе образования и здравоохранения.   Специфика работы педагогов группы компенсирующей направленности. Формы логопедической работы. Формы работы логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

Индивидуальные формы логопедической работы. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий.

Фронтальные формы логопедической работы. Содержание и организация фронтальных занятий. Составление перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию. Разработка моделей (фрагментов) фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов-конспектов.

 

4. Тематический план

5 семестр

п/п

Темы

Всего часов

Формы занятий

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Система логопедической помощи в России на современном этапе

 

1.                                                    

10

2

8

2.

Общие положения организации и содержания работы логопеда в дошкольной образовательной организации

2.                                                    

10

2

8

3.

Организация и содержание работы  воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

10

2

8

4.

Взаимодействие специалистов при коррекции речи у детей с ТНР

9

9

5.

Планирование работы логопеда в дошкольной образовательной организации

 

9

9

6.

Индивидуальная форма логопедической работы в  дошкольной образовательной организации

 

10

2

8

7.

Фронтальные формы логопедической работы в  дошкольной   образовательной     организации

   

10

2

8

8.

Формы работы логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

 

9

9

9.

Общие положения организации и содержания работы логопеда в школе

 

10

2

8

10.

Формы логопедической работы в школе

 

 

9

9

11

Логопедическая работа в системе здравоохранения

8

8

 

Итого

108(+4 контр.)

12

92

6 семестр

1.

Планирование и  разработка студентами фрагментов индивидуальных занятий

по развитию артикуляционной моторики

9

2

7

2

Планирование и  разработка студентами индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия на индивидуальных занятиях.

9

8

3

Планирование и  разработка студентами индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков на индивидуальных занятиях.

10

2

7

4

Планирование и  разработка студентами индивидуальных занятий по дифференциации звуков на индивидуальных занятиях.

9

8

5

Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при дислалии

7

8

6

Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при ринолалии

10

8

7

Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при дизартрии

10

2

7

8

Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при алалии

10

8

9

Основные разделы и специфика содержания индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при дисграфии и дислексии

10

2

7

10

Содержание и организация фронтальных занятий.  Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы

 

7

2

8

11

Отбор и структурирование речевого, дидактического и наглядного материала к конкретному занятию

7

8

12

Разработка моделей (фрагментов) фронтальных занятий. Подготовка  студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов – конспектов

10

2

8

 

Итого

108

(+4 контр.)

12

92

 

ВСЕГО

216

24

184

 

 

5. Виды учебной деятельности

 

Темы и планы практических занятий

Занятие 1.  Система логопедической помощи в России на современном этапе

 

Вопросы для обсуждения

1.    Организации, оказывающие логопедическую помощь.

Логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.

2.    Организация логопедической помощи в дошкольных организациях. 

 

 

Контрольные вопросы и задания

1.      В чём состоят задачи работы логопеда в дошкольной образовательной организации?

2.      Какие направления работы реализует логопед в дошкольной образовательной организации?

3.      В чём заключается специфика работы логопеда в логопедической группе?

4.      В чём заключается специфика работы логопеда на логопедическом пункте?

5.      Как отражается ФГОС дошкольного образования в работе логопеда?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 14, 16.

 

Занятие  2.  Общие положения организации и содержания работы логопеда в дошкольной образовательной организации

Вопросы для обсуждения

1.    Формы логопедической помощи (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная).

3.    Принципы организации логопедической работы с детьми и отбора речевого и дидактического материала.

 

Контрольные вопросы и задания

1.     В каких организациях на современном этапе оказывается логопедическая помощь?

2.     В каких формах может быть оказана логопедическая помощь? Чем обусловлена вариативность этих форм?

3.     Какие дидактические принципы необходимо соблюдать логопеду при организации логопедической помощи?

4.     Какие методические (специфические) принципы необходимо соблюдать логопеду при организации логопедической помощи?

5.     Какие принципы отбора речевого и дидактического материала необходимо соблюдать логопеду при организации логопедической помощи?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 14, 16.

 

 

Занятие 3. Организация и содержание работы  воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

 

Вопросы для обсуждения

1.    Формы организации воспитательской работы в логопедической группе.

2.    Основные направления работы воспитателя.

3.    Организация фронтальных и индивидуальных занятий воспитателя.

4.    Специфика реализации общеобразовательных и коррекционных задач в работе воспитателя.

5.     Диагностическая деятельность воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

6.    Основные положения развития речи детей во всех режимных моментах.

7.    Условия организации речевого режима в процессе всех режимных моментах.

 

Контрольные вопросы и задания

1.    Охарактеризуйте место и значение профилактической работы в системе воспитательской работы с детьми логопедической группы.

2.    Дайте перечень и назовите формы возможных организационно- методических мероприятий профилактической работы с детьми применительно к условиям дошкольного учреждения.

3.    На конкретных примерах покажите, каким образом, совершенствуя речь ребенка, можно в тоже время проводить работу над развитием его личности, решать задачи воспитательного характера.

4.    Назовите основные направления работы воспитателя логопедической группы.

5.    Какие задачи стоят перед воспитателем в процессе коррекционной работы?

6.    Какие требования предъявляются к проведению воспитателем индивидуальных занятий по заданию логопеда?

7.    В чем заключаются особенности проведения воспитателем фронтальных занятий по развитию речи.

8.    Каким образом воспитатель может моделировать различные ситуации общения на занятии и во время режимных мероприятий? Какими приемами педагог может направлять общение детей, стимулировать активность их коммуникативной деятельности?

9.    Чем определяется специфика работы воспитателя в группах для детей с речевыми нарушениями?

10.  Посетив занятие в детском саду, определите, какие методы руководства речевым развитием детей использовал воспитатель. Какие еще методы могут быть использованы с этой целью?

11.  Посетив занятие в детском       саду,   отметьте какие приемы, использованные воспитателем, были         направлены на развитие внимания, памяти, восприятия            детей. Оцените эффективность их использования.

12.  Какие методы и приемы использует воспитатель для развития у детей словесно-логического мышления?

13.  Какие методы и приемы использует воспитатель для развития у детей артикуляционной и пальцевой моторики?

14.  Как           реализует       воспитатель   в процессе     занятий общеобразовательные цели и задачи?

15.  По каким направлениям осуществляет педагог воспитательную работу?

16.  Назовите формы работы, осуществляемые воспитателем в процессе работы с родителями.

17.  Объясните, почему в работе с заикающимися  в специальных детских садах занятия по лепке чередуются с занятиями по конструированию, а не с аппликацией, как это принято в массовых детских садах.

18.  Объясните, как сочетаются общеобразовательные коррекционные задачи на занятиях с заикающимися  по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Какой специалист проводит эти занятия?

19.  Какова специфика работы воспитателя с заикающимися детьми, ее содержание? Назовите основные коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем.

20.  Объясните, как воспитатель и логопед могут корригировать речь заикающихся детей в процессе труда  (хозяйственно-бытового, труда в природе, ручного).

 

Основная литература: № 1,3,4.

Дополнительная литература: № 7, 14, 16.

 

 

 

Занятие 4 Индивидуальная форма логопедической работы в  дошкольной образовательной организации

Вопросы для обсуждения

1.    Структура индивидуального логопедического занятия.

2.    Этапы логопедического воздействия.

3.    Содержание индивидуального логопедического занятия в зависимости от этапа коррекции звукопроизношения.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1.     Какова структура индивидуального логопедического занятия?

2.     Какие этапы логопедического воздействия вам известны?

3.     Зависит ли содержание индивидуального логопедического занятия от этапа коррекции звукопроизношения? Почему?

4.     Какие направления работы вы бы включили в индивидуальное логопедическое занятие на подготовительном этапе?

5.     Какие направления работы вы бы включили в индивидуальное логопедическое занятие на этапе постановки звука?

6.     Какие направления работы вы бы включили в индивидуальное логопедическое занятие на этапе автоматизации звука?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 5, 6, 7, 8, 14, 16.

 

Занятия 5.  Фронтальные формы логопедической работы в  дошкольной   образовательной     организации

Вопросы для обсуждения

1.    Структура фронтального логопедического занятия.

2.    Содержание фронтального логопедического занятия в зависимости от его типа.

3.    Интегрированные фронтальные логопедические занятия в дошкольной образовательной организации.

4.    Игра как форма проведения логопедического занятия.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1.     Какова структура фронтального логопедического занятия?

2.     Какие типы фронтальных логопедических занятий в дошкольной образовательной организации вы знаете?

3.     Зависит ли содержание фронтального логопедического занятия от его типа? Почему?

4.     В чём сущность интегрированных фронтальных логопедических занятий в дошкольной образовательной организации?

5.     Почему игра выступает важнейшей формой проведения логопедического занятия в дошкольной образовательной организации?

6.     Какие виды игр и игровых приёмов для проведения логопедического занятия вы знаете?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 11, 12, 16.

 

 

Занятие 6.  Общие положения организации и содержания работы логопеда в школе

 

Вопросы для обсуждения

1.              Логопедический пункт в образовательной организации

2.              Отражение ФГОС начального образования в работе логопеда.

3.              Отражение в работе логопеда новых образовательных стандартов для учащихся с ОВЗ.

 

Контрольные вопросы и задания

1.    Каково назначение логопедического пункта в образовательной организации?

2.    Какие направления выделяются в работе логопеда на логопедическом пункте образовательной организации?

3.    Почему необходимо отражение ФГОС начального образования в работе логопеда? Как это осуществляется?

4.    Предусмотрена ли логопедическая помощь в условиях действия новых образовательных стандартов для учащихся с ОВЗ?

 

Основная литература: № 2, 3.

Дополнительная литература: № 13, 16.

 

 

Самостоятельная работа

Тема 1.  Система логопедической помощи в России на современном этапе

 

Задания для самостоятельной работы

 

 

Проанализировав предложенные литературные источники, заполните таблицы:

 

1.              Организации оказывающие логопедическую помощь в России

 

Система образования

Система здравоохранения

Дошкольные ОО

Школьные ОО

     

 

2.       Основные дидактических принципов

Название принципа

Его сущность

 

 

 

3.      Методические (специфические) принципы организации логопедической работы

 

Название  принципа

Его сущность

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 14, 16.

 

Тема  2.  Общие положения организации и содержания работы логопеда в дошкольной образовательной организации

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

Изучив рекомендованную литературу, заполните таблицу:

Основные направления  и содержание работы логопеда в дошкольной образовательной организации

 

Направления

Содержание

1.     Диагностическое.

 

 

2.     Коррекционно-воспитательное.

 

 

3.     Методическое.

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 14, 16.

 

 

Тема 3. Организация и содержание работы  воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.    Продумайте вопросы, которые можно задать детям при осмотре помещения группы, направленные на развитие грамматического строя речи и обогащение словаря.

2.    Раскройте ваше понимание термина «речевой режим». По материалам наблюдений в детском саду, покажите, какие единые требования к формированию у детей правильной речи в нем соблюдаются, как проводится эта работа. Чем конкретно обеспечивается в ДОУ комплексная работа по развитию речи у детей? По этой теме подготовьте устное сообщение.

3.    Составьте рекомендации для воспитателя логопедической группы по развитию речи детей в режимные моменты (в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке).

4.    Подготовьте речевые игры для использования в режимные моменты.

5.    Как известно, эффективному решению задач развития речи детей способствуют индивидуальные беседы. Составьте (с учетом возраста детей) примерный перечень тем, которые воспитатель может использовать в таких беседах.

6.    Составьте примерный план-конспект беседы с родителями (воспитателями) о развитии речи ребенка, требованиях к ее формированию. Проведите ее в детском саду.

7.    Оформите           стенд  или    составьте       план-макет,    стенгазету, бюллетень для родителей на тему «Развитие речи и ее нарушения у детей» (приведите описание материалов, дайте монтаж примерного оформления).

8.    Оформите или дайте рекомендации к оформлению речевого уголка логопедической группы.

 

Основная литература: № 1, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 14, 16.

 

 

Тема 4. Взаимодействие специалистов при коррекции речи у детей с ТНР

 

Задания для самостоятельной работы

 

Изучив рекомендованные источники, заполните таблицу

Содержание работы специалистов, работающих с детьми с ТНР

 

Педагог

Методы и приемы коррекции речевого развития

Логопед

 

Воспитатель

 

Музыкальный руководитель

 

Инструктор по физической культуре

 

 

 

Основная литература: № 1, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 14, 16.

 

 

Тема 5 Планирование работы логопеда в дошкольной образовательной организации

Задания для самостоятельной работы

 

1.Проанализировав предложенные литературные источники, заполните таблицу

Характеристика различных видов планирования

 

Вид планирования

Его сущность

 

 

 

2.Составьте перспективное планирование индивидуальной логопедической работы для ребенка с ТНР (лог .заключение – на выбор).

 

 

Основная литература: № 1,2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 5, 7, 9, 14, 16.

 

Тема 6. Индивидуальная форма логопедической работы в  дошкольной образовательной организации

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Наблюдая занятие, обратить внимание на способы реализации основных задач, стоящих перед логопедом:

- формирование произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

- развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи

- формирование психологических предпосылок для успешного развития речи.

2. Свои наблюдения фиксируйте в таблице:

 

Содержание индивидуального логопедического занятия

Основные направления работы

Приемы         по устранению

Используемые средства наглядности, ТСО.

1. Дефекты произношения

 -

-

-

 

 

2.Формирование фонематических процессов

-

-

-

 

 

3. Активизация и расширение словарного запаса, уточнение словоизменения и словообразования

-

-

-

 

 

Развитие ВПФ

-

-

-

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 5, 5, 7, 8, 14, 16.

 

 

Тема 7.  Фронтальные формы логопедической работы в  дошкольной   образовательной     организации

 

Задания для самостоятельной работы

 

Просмотрев фронтальное  занятие,  обратите внимание на его соответствие требованиям общей и специальной педагогики по следующей схеме:

1)      Тема и цель занятия.

2)      Предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить на занятии.

3)      Основные этапы занятия.

4)      Обучающий этап и этапы последовательного закрепления нового материала.

5)      Постепенное усложнение заданий.

6)      Соответствие лексического и грамматического материала теме и целям занятия, этапам коррекционного обучения, индивидуальным, речевым и психическим возможностям детей.

7)      Использование на занятии упражнений по развитию внимания и памяти, речемыслительной деятельности.

8)      Использование упражнений по развитию фонематических процессов.

9)      Включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей, что повышает эмоциональную и умственную активность детей.

10)  Учет зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и целеустремленности.

11)  Четкая организация занятия от начала до конца, что способствует воспитанию у детей стремления к правильному выполнению заданий.

2. Свои наблюдения оформите в таблице:

 

Содержание фронтального логопедического занятия

Основные задачи занятия

Приемы         их реализации

Развитие психологических предпосылок к обучению

Используемый наглядный, раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 11, 12, 16.

 

 

Тема 8. Формы работы логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

Задания для самостоятельной работы

 

 

  1. Составьте перечень  форм организации работы логопеда с родителями в ДОУ.
  2. Время проведения родительских собраний и их цели запишите в таблицу.

 

План проведения родительских собраний

Время проведения

Цели проведения

1. Август-сентябрь

2. Октябрь

3. Январь

4. Май

 

 

  1. Оформите консультацию для родителей по формированию звукопроизношения, связной речи у детей дошкольного возраста (данной группы).

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 14, 16.

 

 

Тема 9.  Общие положения организации и содержания работы логопеда в школе

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.      Проанализировав рекомендованную литературу, составьте перечень документации логопеда с образцами

 

 

Основная литература: № 2, 3.

Дополнительная литература: № 13, 16.

 

 

 

Тема 10. Формы логопедической работы в школе

Задания для самостоятельной работы

 

  1. Законспектируйте основные положения программы коррекции речи у детей с ОНР А.В. Ястребовой.
  2. Законспектируйте программу по преодолению нарушений  письма у младших школьников Мазановой Е.В.

 

Основная литература: № 2, 3.

Дополнительная литература: № 13, 16.

 

Тема 11. Логопедическая работа в системе здравоохранения

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

Изучив рекомендованную литературу, заполните таблицу

Учреждения здравоохранения, оказывающие помощь лицам с нарушением речи

 

Учреждения

Основные задачи

Формы работы

Реабилитационный  центр

 

 

Поликлиника.

 

 

Клинико-диагностические кабинеты  (КДК)

 

 

Неврологические отделения в  меди цинских организациях.

 

 

Дом   ребёнка

 

 

 

Основная литература: № 2, 3.

Дополнительная литература: №  16.

 

 

 

6 семестр

Занятия 1.  Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию у детей артикуляционной моторики

Вопросы для обсуждения

1. Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией.

2. Использование артикуляционных упражнений общего и частного характера на различных этапах логопедических занятий.

3. Перспективные и текущие планы работы над артикуляцией.

 

Контрольные вопросы и задания

1.      Известно, что нарушение строения артикуляционного аппарата является одной из причин нарушенного произношения. Перечислите, какие аномалии в строении органов речи влекут за собой дефекты звукопроизношения. Обоснуйте свои выводы, приведите примеры.

2.      Какие из дефектов строения артикуляционного аппарата вызывают механическую дислалию и какие — открытую ринолалию?

3.      Какие из дефектов строения артикуляционного аппарата, вызывающие механическую дислалию, могут наблюдаться при ринолалии?

4.      Проанализируйте, какие звуки могут нарушаться при укорочении подъязычной связки?

5.      Объясните, какие звуки и почему могут нарушаться при аномалии зубного ряда и прикусов. Приведите примеры.

6.      Объясните роль упражнений для языка, губ на подготовительном этапе работы по коррекции неправильного звукопроизношения у детей.

7.      Дайте характеристику артикуляционным упражнениям общего и частного характера. Обоснуйте использование этих упражнений на различных этапах логопедической работы по исправлению неправильного звукопроизношения.

8.      Дайте определение статических и динамических артикуляционных упражнений. Объясните необходимость их сочетания.

9.      Раскройте содержание перспективного и текущих планов работы над артикуляцией.

10.              Известно, что нарушение строения артикуляционного аппарата является одной из причин нарушенного произношения. Перечислите, какие аномалии в строении органов речи влекут за собой дефекты звукопроизношения. Обоснуйте свои выводы, приведите примеры.

11.              Какие из дефектов строения артикуляционного аппарата вызывают механическую дислалию и какие — открытую ринолалию?

12.              Какие из дефектов строения артикуляционного аппарата, вызывающие механическую дислалию, могут наблюдаться при ринолалии?

13.              Проанализируйте, какие звуки могут нарушаться при укорочении подъязычной связки?

14.              Объясните, какие звуки и почему могут нарушаться при аномалии зубного ряда и прикусов. Приведите примеры.

15.              Объясните роль упражнений для языка, губ на подготовительном этапе работы по коррекции неправильного звукопроизношения у детей.

16.              Дайте характеристику артикуляционным упражнениям общего и частного характера. Обоснуйте использование этих упражнений на различных этапах логопедической работы по исправлению неправильного звукопроизношения.

17.              Дайте определение статических и динамических артикуляционных упражнений. Объясните необходимость их сочетания.

18.              Раскройте содержание перспективного и текущих планов работы над артикуляцией.

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 14, 16.

 

Занятия 2. Планирование и разработка студентами индивидуальных занятий по  постановке и автоматизации звуков у детей

Вопросы для обсуждения

1.    Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии.

2.    Способы постановки звуков.

3.    Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения.

4.    Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1.    Перечислите виды речевой патологии, при которых наблюдаются нарушения звукопроизношения. При какой речевой патологии дефекты звукопроизношения являются основным нарушением и при каком — одним из симптомов в структуре дефекта? Приведите примеры.

2.    Исходя из содержания понятия «дислалия», объясните, почему ринолалию нельзя отнести к категории механической дислалии.

3.    Дайте лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие звука, искажение, замена, смещение). Охарактеризуйте каждую форму. Приведите примеры.

4.    Раскройте понятие «постановка звука». Объясните, как вы понимаете необходимость этого этапа в коррекции неправильного звука у ребенка и в чем его суть.

5.    Какие приемы коррекции звукопроизношения используются в логопедической практике? Перечислите их, выстройте последовательность их применения, обоснуйте свои предложения.

6.    Расскажите, в чем будут заключаться этапы работы по автоматизации поставленного звука и введения его в связную речь ребенка. Приведите примеры.

7.    Какие наглядные пособия и технические средства обучения могут быть использованы на разных этапах коррекции неправильного звукопроизношения у детей?

8.    Какова деятельность занятий по коррекции звукопроизношения и от каких факторов она зависит?

9.    Каков порядок исправления неправильного произношения фонем в случаях сложного нарушения звукопроизношения?

10.    Какие требования необходимо соблюдать при планировании одновременной работы над двумя и более фонемами?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 10, 14, 16.

 

 

Занятия 3. Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при дизартрии

Вопросы для обсуждения

1. Основные разделы речевой работы:

    • формирование артикуляционной моторики;

    • развитие речевого дыхания;

    • работа над голосом;

    • развитие ритмоинтонационной стороны речи;

    • формирование звукопроизношения;

    • развитие фонематического восприятия.

2. Основные разделы неречевой работы:

    • формирование общей и мелкой моторики;

    • развитие высших психических функций (памяти, внимания, мыслительных операций, оптико-пространственных ориентировок в пространстве и др.).

 

Контрольные вопросы и задания

1.                  Логопедическая работа с данной категорией детей ведется по этапной системе. Назовите этапы коррекционной работы.

2.                  Раскройте общее содержание логопедической работы по пре одолению дизартрии, назовите ее основные разделы и обоснуйте их необходимость.

3.                  Какие задачи стоят перед логопедом при проведении артикуляционных упражнений?

4.                  Перечислите виды пассивной артикуляционной гимнастики. Какова последовательность проведения массажа? С какой целью он применяется в работе с детьми, страдающими дизартрией?

5.                  Какова специфика проведения активной артикуляционной гимнастики?

6.                  Раскройте особенности постановки звуков у детей с дизартрией.

7.                  Объясните, какова последовательность постановки звуков у детей с дизартрией. Обоснуйте порядок работы над коррекцией звукопроизношения.

8.                  Назовите упражнения для коррекции фонематических дефектов звукопроизношения.

9.                  Перечислите упражнения для развития силы, высоты и тембра голоса.

10.              Статические и динамические дыхательные упражнения. Объясните, почему при дизартрии применяются упражнения на «сопротивление».

11.              Назовите упражнения для развития моторики ног, обоснуйте их необходимость и особенности применения.

12.              Какими упражнениями развивают движения кисти руки и пальцев?

13.              Какие игры, гимнастические упражнения используются в работе с детьми с дизартрией в целях развития у них пространственных представлений?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 1, 2, 4, 6, 8, 14.

 

 

 

Занятия 4. Основные разделы и специфика содержания индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при дисграфии и дислексии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные разделы логопедической работы:

• развитие фонематического восприятия (совершенствование               дифференциации фонем с учетом акустических и артикуляционных признаков),

• формирование оптико-пространственной ориентации,

• развитие моторных функций, сложных параметров движения руки,

• развитие ритмической организации движений,

• формирование графо-моторного навыка,

• совершенствование слоговой структуры слова,

• формирование навыков фонемного, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза и др.

2. Модели индивидуальных программ работы с детьми, имеющими различные формы дисграфии и дислексии.

 

Контрольные вопросы и задания

1.                    Назовите основные задачи каждого из разделов индивидуальной программы логопедической работы при дисграфии и дислексии. Обоснуйте значимость каждого раздела.

2.                    Раскройте особенности индивидуальной логопедической про граммы при устранении аграмматической дислексии и дисграфии.

3.                    Приведите примеры упражнений (заданий, игр) для уточнений структуры предложения, развития функций словоизменения и слово образования, морфологического анализа слова при устранении аграмматической дислексии и дисграфии.

4.                    Раскройте содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

5.                    Приведите примеры заданий для развития языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии вследствие нарушения языкового анализа и синтеза.

6.                    Раскройте особенности содержания индивидуальной логопедической программы при устранении оптической дисграфии и дислексии.

7.                    Приведите примеры заданий (игр, упражнений) для развития зрительного гнозиса, зрительной памяти, пространственных представлений при устранении оптической дисграфии и дислексии.

8.                    Перечислите игры (упражнения) для развития у детей моторики пальцев рук, способствующих успешному овладению навыков письма.

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 10, 15.

 

 

Занятия 5. Содержание и организация фронтальных занятий. Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы

 

Вопросы для обсуждения

1.        Типы фронтальных занятий.

2.        Организация  и структура фронтальных занятий.

3.        Содержание фронтальной работы в рамках конкретных учебных дисциплин (произношение, развитие речи, обучение грамоте и др.)

4.        Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы

 

Контрольные вопросы и задания

1.        Назовите типы фронтальных занятий.

2.        Перечислите задачи фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи; по формированию лексико-грамматических средств языка; по развитию связной речи и обучению грамоте.

3.        Какие вам известны методические подходы к организации фронтальных занятий по развитию лексико-грамматического строя речи?

4.        В чем сущность лексико-грамматического подхода? Перечислите его преимущества и недостатки.

5.        Раскройте сущность лексического подхода. Перечислите его преимущества и недостатки.

6.        От чего, на ваш взгляд, зависит выбор того или иного методического подхода к организации фронтальных занятий?

7.        Продумайте, как можно одновременно вести работу над звукопроизношением и над формированием лексико-грамматической стороны речи?

8.        Перечислите основные этапы и задачи на каждом из этапов фронтального занятия по формированию звуковой стороны речи.

9.        Перечислите основные этапы и задачи на каждом из этапов фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.

10.    Перечислите основные этапы и задачи на каждом из этапов фронтального занятия по формированию связной речи.

11.    Дайте анализ перспективного планирования фронтальных занятий

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 10, 11, 12, 16.

 

 

Занятия 6. Разработка моделей (фрагментов)  фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов – конспектов

Вопросы для обсуждения

1.                   Основные составляющие анализа фронтального занятия.

2.                   Характеристика основных моделей фронтальных занятий.

3.                   Структурные компоненты фронтального занятия.

 

Контрольные вопросы и задания

1.                    Проанализируйте одно из просмотренных логопедических занятий по заданной схеме.

2.                    Что необходимо учитывать при выборе той или иной модели фронтального занятия?

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 10, 11, 12, 16.

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Тема 1.  Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию у детей артикуляционной моторики

Задания для самостоятельной работы

1.    Разработать фрагмент индивидуального логопедического занятия по развитию артикуляционной моторики (по заданной теме).

2. Подготовить перспективный план индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста.

 

  1. Систематизировать в своих рабочих тетрадях подготовительные артикуляционные упражнения, используемые при различных видах нарушений звукопроизношения:

сигматизме свистящих;

сигматизме шипящих;

каппацизме (каппацизме);

хитизме;

ротацизме;

ламбдацизме;

дефектах смягчения;

дефектах озвончения.

 

4.        Наблюдая логопедическое занятие, отметить все артикуляционные упражнения (общего и частного характера), используемые учителем логопедом; распределение их в структуре занятия и целесообразность их использования в каждом конкретном случае.

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 14, 16.

 

Тема 2.  Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию у детей фонематического восприятия

Задания для самостоятельной работы

  1. Подобрать и систематизировать игровые приемы по развитию фонематического восприятия.
  2. Разработать фрагмент индивидуального занятия по развитию фонематического восприятия.
  3. Законспектировать работу В.А. Ковшикова (см. список лит. №4, с.9-23).
  4. Разработать фрагмент индивидуального логопедического занятия по развитию артикуляционной моторики (по заданной теме).

5.      Подготовить перспективный план индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста.

6.      В процессе наблюдения за работой учителя-логопеда на индивидуальном занятии отметить этап логопедической работы по формированию фонематического восприятия, а также специальные игры, упражнения, используемые учителем-логопедом.

7.      Подобрать конкретно к каждому из шести этапов логопедической работы по формированию фонематического восприятия специальные игры и упражнения.

8.       Подготовить дидактический материал для формирования фонематических процессов на одном из этапов логопедической работы.

9.      Провести фрагмент индивидуального занятия по формированию фонематического восприятия.

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 14, 16.

 

Тема 3. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по  постановке и автоматизации звуков у детей

Задания для самостоятельной работы

1.      Подобрать речевой материал для автоматизации звуков.

2.      Составить список слов, словосочетаний, фраз, включающих определенный звук.

3.      Систематизировать в своей рабочей тетради стихи, потешки, скороговорки, загадки для автоматизации данного звука (по выбору).

4.      Подобрать картинки-символы для вызывания следующих групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных.

5.      Подобрать картинки (предметные и сюжетные), в названиях которых встречаются определенные звуки (для автоматизации). Разложите их по конвертам.

6.      Разработать фрагмент индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука (по заданной теме).

7.             Наблюдая занятие, обратить внимание на способ постановки звука, используемый учителем-логопедом. Объяснить, почему педагог предпочел данный способ. Аргументируйте правильность выбора.

  1. Дать анализ фрагментов индивидуальных занятий по автоматизации поставленных звуков на различных этапах работы. Заполните таблицу:

Автоматизация звуков в речи

Этапы логопедической работы

Используемый речевой материал

Автоматизация в слогах

Автоматизация в словах

Автоматизация в словосочетаниях

Автоматизация во фразах

Автоматизация в связной речи

 

 

  1. Провести фрагмент индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звуков.

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 14, 16.

 

Тема 4.  Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по  дифференциации звуков у детей

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Разработать содержание и изготовить несколько таблиц-планшетов для дифференциации смешиваемых (близких по артикуляции или по звучанию) звуков.

2.        Разработать фрагмент индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков (по заданной теме).

3.   Наблюдал логопедическое занятие по дифференциации звуков вы делить приемы и речевой материал, используемый педагогом.

4.        Составить примерный план работы по обучению ребенка дифференциации звуков на слух и при собственном произнесении.

5.         Провести фрагмент индивидуального занятия по дифференциации звуков.

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 14, 16.

 

Тема 5. Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при дислалии

 

Задания для самостоятельной работы

1.    Что означает комплексный подход к анализу речевых нарушений?

2.    На основе изучения медико-педагогической документации на детей с речевыми нарушениями (в ходе лабораторных занятий) покажите комплексность их исследования.

3.    Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.

4.    Проанализируйте первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта обследованного ребенка. Обоснуйте свои выводы.

5.    Направленное воздействие не на отдельные речевые недостатки или их проявления, а на весь структурный комплекс речевого дефекта и его последствия - основной теоретический подход в логопедии. Как вы понимаете это положение? Какое значение, данное положение имеет для составления индивидуальной коррекционной программы?

6.    Составьте заключение по каждому из разделов речевой Карты и сделайте общее логопедическое заключение.

7.    Определите основные задачи каждого из разделов индивидуальной программы логопедической работы:

- формирование артикуляционной базы;

- развитие фонематического восприятия;

- формирование звукопроизношения.

8.    Раскройте содержание каждого раздела индивидуальной про граммы логопедической работы с детьми, имеющими акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно фонетическую формы дислалии. Чем обусловлены различия в содержании этих программ? Обоснуйте свой ответ.

9.    От чего зависит выбор дидактического и речевого материала для реализации задач каждого из разделов?

10.              Приведите примеры заданий и упражнений для использования в рамках каждого из разделов.

11. Проанализировать результаты обследования ребенка с дислалией, описать структуру речевого дефекта, определить ведущее нарушение в структуре речевого дефекта.

12. Составить заключение по разделам обследования и общее заключение.

13. Обозначить основные направления логопедической работы с ребенком по результатам обследования состояния его речи.

14. Определить содержание логопедической работы по основным раз делам индивидуальной программы с ребенком с дислалией (в зависимости от формы дислалии). Заполнить таблицу:

 

Разделы и содержание индивидуальной программы работы с дислаликом

Разделы индивидуальной программы

Задачи

 

Содержание

Приемы работы

Типы заданий и упражнений

Дидактический и речевой материал

Формирование артикуляционной базы

 

 

 

 

Развитие фонематического восприятия

 

 

 

 

Формирование звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков)

 

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 6, 8, 14, 16.

 

Тема 6. Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при ринолалии

 

Задания для самостоятельной работы

1.    Подготовить сообщение на тему: «Формирование речевого дыхания у детей с ринолалией».

2.    Подобрать упражнения, соответствующий дидактический материал картинки, игры на развитие голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.

3.    Разработать фрагмент индивидуального логопедического занятия по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией (по заданной теме).

4.    Разработать модель индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком с ринолалией (по заданию преподавателя).

5.    Проанализировать результаты обследования ребенка с дислалией, описать структуру речевого дефекта, ведущее нарушение в структуре речевого дефекта.

6.    Составить заключение по разделам обследования и общее заключение.

7.    Обозначить основные направления логопедической работы с ребенком по результатам обследования состояния его речи.

8.    Составить перспективный план работы по формированию речевого дыхания, голоса, интонационной стороны речи (для конкретного случая) и оформить в виде таблицы:

 

Основные направления работы с ринолаликом

Направления логопедической работы

Специальные приемы логопедической работы

Речевой и дидактический материал

Формирование речевого дыхания

 

 

Развитие голоса

 

 

Развитие интонационной стороны речи

 

 

 

9.    Провести фрагмент индивидуального занятия с ребенком-ринолаликом по формированию речевого дыхания, голоса, интонационной стороны речи.

10. Определить содержание логопедической работы по основным разделам индивидуальной программы с ребенком с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Дать сравнительную характеристику логопедической работы в разные периоды. Заполните таблицу:

 

Разделы и содержание индивидуальной программы работы с ринолаликом

 

Разделы индивидуальной программы

Задачи

 

Содержание

 

До операции

После операции

 

Приемы работы

 

Типы заданий и упражнений

Дидактический и речевой материал

До операции

После операции

До операции

После операции

До операции

После операции

 

Развитие речевого дыхания

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над голосом

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие артикуляционного аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование звукопроизношения

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие фонематического восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 3, 6, 8, 10, 14, 16.

 

Тема 7. Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при дизартрии

 

Задания для самостоятельной работы

1.               Разработать модель индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком с дизартрией.

2.               Подобрать приемы работы и подготовить дидактическое пособие для фрагмента индивидуального занятия (по заданной тематике).

 

 Проанализировать результаты обследования ребенка с дизартрией, описать структуру речевого дефекта, определить ведущее нарушение в структуре речевого дефекта.

 Составить заключение по разделам обследования и общее заключение.

 Обозначить основные направления логопедической работы с ребенком с дизартрией по результатам обследования состояния его речи.

Определить содержание логопедической работы основных разделов речевой и неречевой работы индивидуальной программы логопедической работы с ребенком с дизартрией. Заполните таблицу:

Разделы и содержание индивидуальной программы работы с дизартриком

 

Разделы речевой работы

Задачи

 

Содержание логопедической работы

 

Приемы работы

 

Типы заданий и упражнений

Дидактический и речевой материал

1.Формирование артикуляционной моторики

 

 

 

 

2.Развитие речевого дыхания

 

 

 

 

3.Работа над голосом

 

 

 

 

4.Формирование звукопроизношения

 

 

 

 

5.Развитие фонематического восприятия

 

 

 

 

6.Развитие

ритмо-интонационной стороны речи

 

 

 

 

Разделы неречевой работы

 

1.Формирование            общей моторики

 

 

 

 

2.Формирование            мелкой моторики

 

 

 

 

3.Развитие высших психических функций:

а) мыслительных операций;

 

 

 

 

б) памяти;

 

 

 

 

в) внимания;

 

 

 

 

г) оптико-пространственных ориентировок и т. д.

 

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 1, 2, 4, 6, 8, 14..

 

Тема 8. Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при алалии

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать результаты обследования ребенка с алалией, описать структуру речевого дефекта, определить ведущее нарушение в структуре речевого дефекта.

2. Составить заключение по разделам обследования и общее заключение (определить уровень развития речи).

3.Обозначить основные направления логопедической работы с ребенком с алалией по результатам обследования состояния его речи.

4.Определить задачи и содержание основных разделов речевой и неречевой работы индивидуальной программы логопедической работы с ребенком с алалией (соответственно уровню (I, II, III) речевого развития, выявленному в результате анализа материалов обследования). Заполните таблицу:

 

Разделы и содержание индивидуальной программы работы с алаликом

Разделы речевой работы

Задачи

 

Содержание логопедической работы

 

Приемы работы

 

Типы заданий и упражнений

Дидактический и речевой материал

1.Формирование фонетико-фонематической стороны речи

 

 

 

 

2.Обогащение словарного запаса

 

 

 

 

3.Формирование грамматического строя речи

 

 

 

 

4.Становление            и совершенствование связной речи

 

 

 

 

Разделы неречевой работы

 

1.Формирование            общей моторики

 

 

 

 

2.Формирование            мелкой моторики

 

 

 

 

3.Развитие высших психических функций:

а) мыслительных операций;

 

 

 

 

б) памяти;

 

 

 

 

в) внимания;

 

 

 

 

г) оптико-пространственных ориентировок и т. д.

 

 

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 10, 14, 16.

 

 

Тема 9. Основные разделы и специфика содержания индивидуальных коррекционно-развивающих программ логопедической работы при дисграфии и дислексии.

 

Задания для самостоятельной работы

1.        Разработать модель индивидуальной программы работы с ребенком с дисграфией (дислексией) (по заданию преподавателя).

2.        Подобрать приемы работы и подготовить дидактическое пособие для фрагмента индивидуального занятия (по заданной тематике).

  1. Проанализировать личное дело ребенка, речевую карту, индивидуальные тетради. По результатам обследования раскрыть структуру речевого дефекта, определить ведущее нарушение.
  2.  Составить заключение по разделам обследования и общее заключение (определить вид дисграфии и дислексии).
  3. . Обозначить основные направления логопедической работы с ребенком, имеющим определенный вид нарушений письменной речи.
  4. .Определить задачи и содержание основных разделов логопедической работы индивидуальной программы при определенной форме дисграфии и дислексии (по результатам изучения материалов обследования).
  5.      Разделы работы:

     • развитие фонематического восприятия (совершенствование дифференциации фонем с учетом акустических и артикуляционных признаков);

     • формирование оптико-пространственной ориентации;

     • развитие моторных функций (развитие сложных параметров движения руки);

     • развитие ритмической организации движений;

     • формирование графо-моторного навыка;

     • совершенствование слоговой структуры слова;

     • формирование навыков фонемного, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза и др.

     Определив основные разделы работы, заполните таблицу:

 

Разделы и содержание индивидуальной программы работы при дисграфии и дислексии

 

Основные разделы работы

Задачи

Этапы работы

Содержание логопедической работы

Приемы работы

Типы заданий и упражнений

Дидактический и речевой материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 10, 15.

 

 

Тема 10. Содержание и организация фронтальных занятий. Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.    Воспользовавшись рекомендованной литературой, подготовить конспект на тему «Методические требования к фронтальным занятиям».

2.     Подготовить анализ адаптированной программы  для дошкольников с ТНР, разработанные  Каше А.Г., Филичевой Т.Б. и  Чиркиной Г.В. (см. список лит.)

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 10, 11, 12, 16.

 

Тема 11.  Отбор и структурирование речевого, дидактического  и наглядного материала к конкретному занятию

 

 

Задания для самостоятельной работы

1.    Составить примерный перечень игр для обследования и закрепления в речи детей определенных граммати­ческих категорий. Обсудите материал на практическом занятии.

2.    Подобрать предметные картинки, продумайте, как
они могут быть использованы в работе над грамматиче­ским строем речи. Составьте вопросы, при ответе на которые подобранный наглядный материал может быть использован для активизации в речи детей разных падежных форм имен существительных.

3.    Составить перечень игр, с помощью которых можно
выработать у детей навык правильного употребления при­лагательных. Запишите фрагменты занятия (описания игр)
в рабочую тетрадь.

4.    Подобрать и записать в рабочую тетрадь основные виды упражне­ний на построение предложений полного состава.

5.    Составить перечень  игр и  упражнений, которые могут быть использованы для расширения лексического запаса у детей.

6.    Наблюдая фронтальное занятие, фиксируйте, какой дидактический, наглядный материал использовал в работе логопед. Свои наблюдения оформите в таблице:

 

Использование пособий в работе логопеда

Пособия

(дидактический и наглядный материал)

Его речевое сопровождение

 

 

7.                  Проанализируйте четкость формулировок и заданий, которые даются детям на занятии. 8. Оцените их соотнесенность с речевыми возможностями детей.

Составьте фрагмент фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Отберите наглядный, дидактический и речевой материал в соответствии с целями и задачами конкретного этапа логопедической работы. Дайте обоснование целесообразности вашего выбора.

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 10, 11, 12, 16.

 

Тема 12. Разработка моделей (фрагментов)  фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов – конспектов

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте одно из просмотренных логопедических занятий по заданной схеме.

Что необходимо учитывать при выборе той или иной модели фронтального занятия?

 

  1. Результаты наблюдения фронтального занятия оформите в следующем порядке:

 

Дата и время наблюдения.

Возраст детей.

Логопед ___________________________________________

                                                      Ф.И.О.

Название, тема, план, цель занятия.

Для удобства свои наблюдения записать в таблице:

 

Содержание фронтального занятия логопеда

 

Этапы занятия, их длительность

Используемые методы и приемы

Поведение и речь детей

Вопросы, предложения

 

 

 

 

 

  1.  Дать анализ фронтального занятия по следующей схеме:

 

Примерная схема анализа логопедического занятия.

1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультаций, литературы, степень освоения конспекта, знание состава детей группы.

2. Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия: количество детей, эстетичность обстановки, оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность про ведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Методы и приемы обучения: разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, методика использования оборудования, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, применение специальных методических приемов, контроль за речью детей, выявление и свое временное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рациональной психотерапии.

6. Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности детей, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать детей для работы, повышать их активность, интерес и внимание, умение найти правильный подход к отдельным детям с учетом их индивидуальных способностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи).

8. Результаты занятия (выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов).

9. Педагогические выводы и предложения (положительные стороны и недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и рекомендации по дальнейшему совершенствованию).

 

4.                  Проанализируйте  программы по следующим дисциплинам:

     • произношение;

     • развитие речи;

     • обучение грамоте.

5.                  Воспользуйтесь следующей схемой: тематика, задачи, содержание, структура.

6.                  Разработать по одному плану-конспекту фронтальных занятий

·                    по развитию звуковой стороны речи;

·                    формированию лексико-грамматического строя речи;

·                    развитию связной речи.

7.                  Составить перспективное и текущее планирование по одной из дисциплин.

 

 

Основная литература: № 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: № 7, 10, 11, 12, 16.

 

 

6.Критерии оценивания результатов освоения дисциплины 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

3 семестр

Примерная тематика рефератов

1.        Содержание работы логопеда группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

2.        Коррекционная направленность музыкальных и физкультурных занятий с детьми с ТНР.

3.        Взаимодействие педагогического коллектива, направленное на коррекцию речи

4.        Современные образовательные маршруты по коррекции речи

5.        Современные требования к составлению программ по коррекции речи у детей

разного возраста и с разными нарушениями речи

6.        Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждений

7.        Изучение контингента детей образовательного учреждения

8.        Методические основы проведения фронтальных коррекционно-ориентированных занятий (уроков) с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

9.        Компоненты методической системы фронтального занятия (урока)

10.    Подбор циклов заданий и упражнений для соответствующих занятий и уроков (по темам).

 

Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом.

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1. - 2003.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. -  5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. -  5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

4 семестр

Примерная тематика рефератов

 

1. Основные направления фронтальной работы в разделе «Коррекция произносительной стороны речи».

2. Основные направления фронтальной работы в разделе «Развитие речи».

3. Основные направления фронтальной работы в разделе «Обучение письму и чтению».

4. Специфика коррекции звукопроизношения детей с ОВЗ

5. Специфика коррекции фонематического восприятия детей с ОВЗ.

6. Особенности консультативной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

 

 

6.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации

 

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в шестом семестре  в виде зачета.  Зачет проводится по расписанию деканата.

Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях (подготовка рефератов, презентаций и др.), а также по результатам выполнения теста.

 

4 семестр

Оценочные средства

(примеры)

Вопросы для итогового повторения

 

  1. Организации, оказывающие логопедическую помощь.
  2. Формы логопедической помощи.
  3. Принципы организации логопедической работы с детьми и отбора речевого и дидактического материала.
  4. Логопедический пункт в образовательной организации.

5.      Задачи работы логопеда в дошкольной образовательной организации.

  1. Основные направления работы логопеда в дошкольной образовательной организации.
  2. Отражение в работе логопеда новых образовательных стандартов для учащихся с ОВЗ.

8.      Логопедическая документация учителя-логопеда ДОУ. Требования к ведению логопедической документации.

9.      Оборудование логопедического кабинета.

  1. Виды планирования логопедической работы в дошкольной образовательной организации.

11.  Содержание и организация фронтальных занятий.

12.  Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы

  1. Структура фронтального логопедического занятия.

14.  Типы фронтальных логопедических занятий в дошкольной образовательной организации.

  1. Содержание фронтального логопедического занятия в зависимости от его типа.

16.  Интегрированные фронтальные логопедические занятия в дошкольной образовательной организации.

  1. Игра как форма проведения логопедического занятия.

18.  Планирование фронтальной логопедической работы.

  1. Планирование индивидуальной логопедической работы.
  2. Отражение ФГОС дошкольного образования в работе логопеда.
  3. Специфика логопедической работы на логопедическом пункте.
  4. Специфика логопедической работы в логопедической группе.
  5. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя.
  6. Структура индивидуального логопедического занятия.
  7. Планирование   логопедической   работы   на  школьном  логопункте.

26.  Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

  1. Этапы логопедического воздействия.
  2. Разработка и проведение логопедических занятий в школе.

29.  Логопедическая документация учителя-логопеда  в школе.  Требования к ведению логопедической документации.

30.  Отражение ФГОС начального образования в работе логопеда.

31.  Организация деятельности воспитателя во всех режимных моментах.

32.  Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

  1. Содержание индивидуального логопедического занятия в зависимости от этапа коррекции звукопроизношения

34.  Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий

35.  Обследование детей, как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий.

36.  Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

37.  Особенности различных разделов индивидуальных занятий с детьми.

38.  Особенности логопедической работы по развитию артикуляционной моторики у детей на индивидуальных занятиях.

39.  Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия на индивидуальных занятиях с дошкольниками

40.  Особенности логопедической работы по постановке и автоматизации звуков на индивидуальных занятиях.

  1. Особенности логопедической работы по дифференциации звуков на индивидуальных занятиях.

42.  Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией на разных этапах работы.

43.  Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с ринолалией на разных этапах работы.

44.  Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при дизартрии

45.  Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при алалии.

46.  Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при заикании.

47.  Основные разделы и содержание индивидуальных коррекционно-развивающих  программ логопедической работы при дислексии и дисграфии.

  1. Принципы отбора речевого и дидактического материала.

49.  Перспективные и текущие планы фронтальных форм логопедической работы. Отбор и структурирование речевого, дидактического и наглядного материала к конкретному занятию.

  1. Структура фронтального занятия.
  2. Требования к проведению фронтальных логопедических занятий.

52.  Интегрированные фронтальные логопедические занятия в дошкольной образовательной организации.

  1. Фронтальные занятия  по обучению произношению. Структура, требования, организация.
  2. Фронтальные занятия  по развитию лексико-грамматического строя речи. Структура, требования, организация.
  3. Фронтальные занятия  по развитию связной речи. Структура, требования, организация.
  4. Фронтальные занятия  по обучению грамоте.  Структура, требования, организация.

 

 

Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной, качественной работы на практических занятиях, а так же по результатам выполнения теста.

 

 

 

7.Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 

7.1.Основная литература

 

1.      Антипова Ж. В. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. –  М.: ИНФРА-М, 2018. – 313 с.

2.      Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://urait.ru/viewer/logopediya-451428#page/1

3.      Шеховцова Т. С.  Формы логопедической работы: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 120

4.      Шашкина, Г. Р.  Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14591-5. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477969

 

Дополнительная литература:

1.      Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.:АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008. 254 с.

2.      Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2007. 150с.

3.      Балакирева  А.С. Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011.

4.      Белякова Л.И. Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.:ВЛАДОС, 2009. 287 с.

5.      Безрукова О.А., Приходько О.Г. и др. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. – М.: Русская речь. 2010.

6.      Борисова Е. А.  Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. –  М.: Сфера. 2008.

7.       Валявко С.М., Белая К.Ю.    Ежедневник логопеда детского сада. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с.

8.      Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2011.

9.      Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. . -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -

10.  Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб., 2010.

11.  Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период. Пособие для логопедов – М.: ГНОМ и Д, 2012.

12.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов   М.: ГНОМ и Д, 2012.

13.  Поварова И. А.  Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников : учебное пособие для вузов / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М : Издательство Юрайт, 2021. — 139 с. — (Высшее образование). // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475030

14.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева – М., 2011.

15.  Нарушения письменной речи у младших школьни­ков / Авт.-сост. И. А. Поварова, IS. Л. Гончарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

16.  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

 

7.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет»

 

1.        Logoped.ru – Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

2.        eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

3.        www.pedlib.ru – электронная библиотека педагогической литературы.

4.        http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

5.        http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

 

Компьютерные средства:

-     Word

-     Power Point

-     Adobe Reader

-     Интернет – браузер

-        Электронно-библиотечная система «Знаниум»  http://znanium.com/

-        Электронно-библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/

 

8. Материально-техническое обеспечение

 

Для проведения учебных занятий по дисциплине «Логопедия» используется имеющееся у кафедры специальное  материально-техническое обеспечение:

·         аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской; специальными логопедическим уголком и зеркалами;

·         стационарный компьютер и ноутбук;

·         стационарный и переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования;

·         учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации, практикумы и др.);

·         наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.);

·         компьютерное и мультимедийное оборудование;

·         видео-сюжеты логопедических занятий и их фрагментов по коррекции речи;

·         логопедические зонды, компьютерные программы и др. 

·         методическая, аудиторная и техническая база системы общего и специального образования г. Смоленска (дошкольные и школьные образовательные учреждения, специализированные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.).

 

9. Программное обеспечение

Логопедический тренажер Дэльфа-142.1