Контакты:
-
Ирина МарусоваУчитель
Тема 1. Поэзия М.Ю. Лермонтова
Поэзия Лермонтова в текстологическом аспекте. Периоды творчества. Лирический герой как герой высокого романтизма. Тематико-жанровые направления зрелой лирики. Романтизм и реализм, мировая скорбь и гармоническое примирение с миром в поэзии Лермонтова.
Тема 2. Проза М.Ю. Лермонтова
Эстетическая природа «Героя нашего времени». Жанровая сложность. Психологический роман: приемы создания психологизма. Философский роман: проблема предопределения и свободы воли, выбора человека. Социальный роман: «болезнь века».
Тема 3. Русский исторический роман
Дискуссия о жанре исторического романа на национальной почве. Первые опыты русского исторического романа. Историческая проза Пушкина ("История Пугачева" и "Капитанская дочка"): специфика жанра.
Тема 4. Русская фантастическая повесть
Жанр в контексте поэтики романтизма. Характерные черты фантастической повести. Цикл А. Погорельского "Двойник, или Мои вечера в Малороссии": особенности композиции и образной системы, специфика фантастического. "Пиковая дама" Пушкина как образец жанра. Прием двойной мотивировки.
Тема 5. Творческий путь Н.В. Гоголя
Критические оценки и исследования. Этапы жизненного и творческого пути Гоголя.
Тема 6. Проза Н.В. Гоголя
Проблема циклизации в прозе Гоголя. Соотношение идеала и действительности как магистральная тема прозы Гоголя. Романтизм, фольклор, карнавал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Контрасты «Миргорода». Фантастический реализм «Петербургских повестей». «Мертвые души»: замысел и осуществление, жанр, композиция, персонажи. Приемы «нефантастической фантастики» в реалистической прозе Гоголя.
Тема 7. Драматургия Н.В. Гоголя
Периодизация. Сценическая история «Ревизора». Драматургическое новаторство: жанр, конфликт, герой. Дискуссии о значении немой сцены в структуре комедии. Гоголевский автокомментарий к пьесе («Театральный разъезд после представления новой комедии», «Развязка “Ревизора”»).
Тема 8. Поэзия Ф.И. Тютчева
Тютчев как представитель школы философского романтизма. Тематика поэзии, центральные оппозиции творчества. Жанр фрагмента. «Денисьевский цикл» в контексте судьбы и поэзии Тютчева.
Тема 9. Поэзия Баратынского
Этапы биографии поэта. Жанровое многообразие творчества. Элегия Баратынского и ее оценка Пушкиным. Романтический герой Баратынского, его специфика. "Сумерки" как вершина творчества поэта: структура книги, тематика, образная система.
Тема 10. П.Я. Чаадаев
Русская общественная мысль в 1830-е годы. «Православие, самодержавие, народность» как формула русской государственности. Судьба Чаадаева: вольнолюбивая молодость денди и внутренний кризис. «Философическое письмо» (первое): история создания и публикации, основные идеи, судьба текста и автора. Дальнейшая эволюция взглядов Чаадаева в письмах и «Апологии сумасшедшего».
Тема 11. Литературная критика В.Г. Белинского
Этапы творческой биографии. Основные идеи: периодизация историко-литературного процесса, учение о пафосе и пр. Белинский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Белинский в борьбе за натуральную школу.
Тема 12. «Натуральная школа»
Возникновение названия. Сборники («Физиология Петербурга»). Основные темы. Физиологический очерк: жанровая характеристика. Роль натуральной школы в творчестве русских классиков второй половины XIX века.
Тема 13. Творческий путь А.И. Герцена. «Былое и думы»
Судьба и творчество А.И. Герцена. Герцен и натуральная школа. «Былое и думы»: композиция, проблематика, проблема жанра.