Контакты:
-
Элеонора КотоваУчитель
Тема 1. Введение. Общие понятия литературной критики.
Понятие литературной критики как рефлексии писателя на современный литературный процесс. Природа литературной критики, ее взаимосвязь с литературой, наукой, публицистикой, философией и пр. Специфика функций литературной критики (аналитическая, прогностическая, оценочная, коммуникативная, социальная). Национальное своеобразие русской литературной критики. Направления и течения. Проблемы типологии литературной критики с точки зрения используемых аксиологических (ценностных) критериев; установки на объективность; общественно-политических представлений; субъектов литературно-критической рефлексии; ориентации на читателя; места публикации; жанровых приоритетов.
Тема 2. Русская литературная критика ХVIII-ХIХ веков.
Зарождение литературной критики в России. Первые литературно-критические работы писателей ХVIII в., посвященные вопросам теории классицизма и сентиментализма. Литературные журналы ХVIII в., публикующие критические работы («Всякая всячина», «Трутень», «Собеседник любителей российского слова»).
М. Ломоносов-критик. Статья «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».
Полемика между В. Тредиаковским и А. Сумароковым («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол…», «Ответ критику»).
Библиографическая критика Н. Новикова, ее продолжение в «толстых» журналах в XIX века.
Н. Карамзин как представитель эстетической критики. «Письмо к издателю» (1802). Монографическая Статья «О Богдановиче и его сочинениях» (1803). Проблемные статьи «Что нужно автору?» (1794), «Отчего в России мало авторских талантов?» () и др.
В. Жуковский-критик. Новые критерии оценки произведений искусства (статьи «Об изящном искусстве», «О нравственной пользе поэзии», «Рафаэлева “Мадонна”»). Образ идеального критика (статья «О критике»).
Дискуссия критиков о критике, ее назначении (Н. Карамзин, А. Мерзляков, А. Пушкин, В. Белинский и др.), о литературном направлении.
Формы литературной жизни ХIХ в.: литературные объединения.
Начало публицистической критики (В. Кюхельбекер, К. Рылеев и др.). Попытка философской критики: любомудры (В. Одоевский, Д. Веневитинов, С. Шевырёв, И. Киреевский, М. Погодин и пр.).
«Учёная» критика: Н.И. Надеждин в борьбе с романтизмом (статьи «Литературные опасения за будущий год», 1828; «“Борис Годунов”. Сочинение А. Пушкина. Беседа старых знакомых», 1831). Интерпретация драмы А. Пушкина «Борис Годунов» Н. Надеждиным («“Борис Годунов”. Сочинение А. Пушкина. Беседа старых знакомых», 1831) и Н. Полевым («“Борис Годунов”. Сочинение Александра Пушкина», 1831).
Становление профессиональной литературной критики: творчество В.Г. Белинского (периодизация; эстетическое и общественно-политическое мировоззрение; концепция «реальной поэзии»; отношение к Пушкину и Гоголю). Статьи «Литературные мечтания» (1834), «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835), «Полное собрание сочинений Марлинского» (1840), «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838), «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» (1840), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (1842), Письмо к Гоголю (1847), цикл «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846). Тип синтетической критики.
Славянофильская критика. Статья И.В. Киреевского «Обозрение современного состояния литературы» (1845).
Эстетическая критика. Статья П. Анненкова «О значении художественных произведений для общества» (1856). А. Дружинин о романе И. Гончарова «Обломов».
Реальная критика. Н. Г. Чернышевский. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (лозунг «прекрасное есть жизнь»). Циклы статей «Сочинения А.С. Пушкина» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855-1856), «Русский человек на rendez-vous» (1858), «“Детство и Отрочество”, “Военные рассказы” графа Л. Н. Толстого» (1856). Н.А. Добролюбов – наследник Белинского и Чернышевского. Статьи «Сочинения Пушкина» (1858), «Тёмное царство» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Когда же придёт настоящий день?» (1860), «Луч света в тёмном царстве» (1860).
Творческий путь Д. Писарева. Анализ статьи «Реалисты» (1864) или «Разрушение эстетики» (1865). «Раскол» в лагере утилитаристов: Д. Писарев и М. Антонович о романе И. Тургенева «Отцы и дети» («Базаров» (1862), «Асмодей нашего времени», 1862).
Органическая (почвеническая) критика. А.А. Григорьев (статья «О правде и искренности в искусстве», 1856; «Искусство и нравственность», 1861; «Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства», 1858; «Несколько слов о законах и терминах органической критики», 1859; «Парадоксы органической критики», 1864 и др.). Н. Страхов – продолжатель традиций почвенической критики. «Почвеник» Ф. Достоевский. Цикл «Ряд статей о русской литературе» (1861).
Критика народников. Творчество Ф. Достоевского в оценке П. Ткачева (статья «Больные люди», 1873), Е. Маркова («Романист-психиатр», 1879) и Н. Михайловского («Жестокий талант», 1882).
Тема 3. Литературная критика серебряного века.
Направления в критике: социологическая критика (народники Н. Михайловский, Н. Шелгунов, П. Ткачев); «неославянофилы» (Н. Страхов и И. Аксаков); философская критика (Н. Бердяев, С. Булгаков и др.); «охранительная» критика (К. Леонтьев, М. Катков и др.).
Марксистская критика («критика большевистского толка»); методологические принципы, основные представители (Г. Плеханов, В. Воровский, А. Луначарский). Значение статей В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908); «Л.Н. Толстой» (1910).
Религиозно-философская критика. Литературно-критические работы В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгаков.
Модернистская критика. Цикл лекций «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) Д. Мережковского – начало символистской критики. Теоретическое обоснование символизма В. Брюсовым (статья «О искусстве», 1898, и др.). Круг тем символистской критики, борьба с реализмом. А. Блок-критик. И. Анненский-критик. Отталкивание акмеистов от символистских доктрин и осмысление достижений символизма (Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», «Письма о русской поэзии», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма», 1913). «Лики творчества» М.А. Волошина.
Критики-«одиночки»: Ю. Айхенвальд как представитель импрессионистической критики («имманентной»). Книги книга «Силуэты русских писателей» (1906), «Этюды о западных писателях» (1910), «Пушкин» (1908, 1916), «Слово о словах» (1916).
Зарождение «массовой» критики, ее связь с развитием газетного дела, особенности (ориентация на злобу дня, оперативность, информационная насыщенность текста, экспрессивный стиль, «внепартийность»; ориентация на массового читателя и др.), представители (А. Измайлов и др.). Газета «Новое время» А. Суворина.
Тема 4. Литературная критика советского периода.
Формирование системы тотального контроля за публичным словом. «Декрет о печати» (1917). «Непримиримые» критики, начинавшие свой путь еще до революции (М. Горнфельд, К. Чуковский, Гершензон, А. Белый, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др.).
Пролеткультовская критика: А. Богданов («Пролетариат и искусство», «О художественном наследстве», «Критика пролетарского искусства»).
Литературно-критических дискуссии 1920-х годов, участие в них РАПП и «Перевала» (статья А. Воронского «Искусство видеть мир»). Споры вокруг «Конармии» И. Бабеля. Отклик А. Лежнева на роман А. Фадеева «Разгром».
Феномен советской критики, её «эстетическая парадигма», философия Ф. Ницше, учение З. Фрейда. Нормативный и монологичный характер критики, функция «бдительного партийного контролёра». Организованные государством литературные дискуссии. Характер новых взаимоотношений между критиком и читателем. Вклад советских критиков в создание концепции соцреализма. «Критическая атака» на писателей М. Булгакова, В. Некрасова, Б. Пастернака, В. Гроссмана, А. Солженицына, И. Бродского и др. Суды над писателями (дело А. Синявского и Ю. Даниэля).
А. Луначарский-критик. Статьи «О художнике вообще и некоторых художниках в частности», «Чем может быть А.П. Чехов для нас», «А.П. Чехов в наши дни», «Жив ли “Человек в футляре”?».
Противостояние цензуре. «Тайнописец» А. Платонов. «Внутренний эмигрант» Е. Замятин. Формалисты Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, В. Шкловский.
Критика русского зарубежья: В. Набоков, В. Ходасевич, К. Мочульский, Д. Святополк-Мирский, М. Слонима, Ф. Степун, Г. Струве и др.
Либерально-демократической критика 1950-1960-х гг. «Новый мир» Твардовского, принципы «новомирской» критики. Критики В. Померанцев («Об искренности в литературе»), В. Лакшин («Иван Денисович, его друзья и недруги»), М. Щеглов («Русский лес»). Журнальная полемика «Нового мира» и «Октября» (ред. В. Кочетов).
Самиздатовская и тамиздатовская критика. Статья А. Синявского «Что такое социалистический реализм?» (1957).
Борьба с инакомыслием в эпоху брежневского застоя. Постановление ЦК КПСС: «О литературно-художественной критике» (1972).
Идеология российского почвенничества в журнале «Наш современник» – продолжателя традиций «новомирской» критики (статьи И. Дедкова, В. Кожинова, А. Кондратовича, Л. Лавлинского, В. Сахарова, Ю. Селезнева).
Творческий облик Л. Аннинского. Публицистическая направленность критики С. Чупринина.
Направление «филологической критики»: И. Роднянская.
Писательская критика: А. Битов, Ю. Трифонов, С. Залыгин, В. Каверин и др.
Журнальный бум эпохи перестройки. Отмена цензуры. С. Чупринин о современных литературных критиках (книга «Настающее настоящее: Три взгляда на современную литературную смуту», 1989). Противостояние западников (журналы «Огонёк» (гл. ред. В. Коротич), «Знамя» (ред. Г. Бакланов), «Октябрь» (ред. А. Ананьев) и славянофилов («Молодая гвардия» (ред. А. Иванов), «Наш современник» (ред. С. Куняев) и «Москва» (ред. М. Алексеев), называвших друг друга «русофобами» и «русофилами».
Особенности русской критики на рубеже ХХ-ХХI веков. Повышенное внимание писателей к теме насилия, агрессии, зла (статья Вик. Ерофеева «Русские цветы зла»). А. Немзер о последствиях «компенсаторской» стратегии, характерной для культуры перестроечной эпохи (статья «Замечательное десятилетие»). Критика Н. Ивановой. Литературные критики «новой волны»: А. Архангельский, Д. Быков, М. Липовецкий, М. Эпштейн, Вяч. Курицын и др.