Содержание дисциплины и лекций

Раздел I.Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с  отклонениями в развитии.

1.1. Понятие  о  норме  и  отклонениях в развитии. Определение понятия «нарушения (дефекты) развития», основные закономерности нарушенного развития. Социально-психологические, клинические и педагогические критерии оценки психического и физического развития детей и подростков с ограниченными возможностями.

1.2. Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии в интерактивной форме. Лечебная помощь, социальная поддержка, профессиональное образование и социальная адаптация, обеспечение трудоустройства. Лечебные учреждения для детей и подростков, имеющих нарушения развития (специализированные детские больницы, стационары, санатории, специализированные отделения при больницах общего профиля и др.). Дифференцированная система коррекционных образовательных  учреждений для оказания помощи лицам с нарушениями развития  в РФ. Психолого-педагогическая помощь семьям, где воспитываются дети с проблемами развития; консультирование и другие формы работы с родителями.

1.3. Социально-педагогический функционал специальной (коррекционной) педагогики. Гуманистическая,  аксиологическая  и  социально-культурная  концепции как философская и нравственно-этическая основа теории и практики коррекционной педагогики. Понятия  абилитация,  реабилитация, социальная адаптация, их использование в специальной педагогике.

1.4.  Определение понятия «специальные образовательные условия» (СОУ). Основные компоненты («составляющие») СОУ. Образование (коррекционное обучение и воспитание), лечебная помощь, социальная поддержка, профессиональное образование и социальная адаптация, обеспечение трудоустройства.

1.5. Особенности создания и реализации СОУ в общеобразовательных учреждениях общего типа.  Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк),   консультирование педагогов, осуществляющих коррекционное обучение, и родителей детей с отклонениями в развитии.

Раздел II. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

2.1.Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения. Определение понятия коррекционное обучение.Задачиобучения и воспитания детей и подростков с отклонениями в психическом и физическом развитии.

2.2.Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении учащихся с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей и подростков и интеграции их в социум.

2.3. Дидактические концепции  (концепция наглядно-иллюстративного обучения, концепция  развивающего обучения) в коррекционной педагогике (в интерактивной форме).

2.4.Специфические особенности обучения и воспитания детей с  проблемами развития. Общие принципы, цели и задачи коррекционно-образовательного процесса в СОУ. Коррекционно-практическая направленность образовательного процесса.

РазделIII.Организация и содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

3.1. Задачи и содержание коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями  речи. Коррекционно-воспитательная работа

3.2.Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения. Работа ПМПк. Состав специалистов. Основной функционал. Психолого-педагогическое обследование. Обобщенное заключение.

3.3.Организационно-методическое обеспечение  образовательного процесса в специальных учреждениях. Учебные планы и  программы. Коррекционно-образовательный процесс. Система общеобразовательных уроков. Система специальных коррекционных занятий. Основные виды планирования. Основные требования к построению коррекционно-образовательного занятия (урока). Основные модели коррекционно-образовательных занятий (уроков).