Тема 1. Своеобразие исторического пути русской литературы XI – XVII веков. Литература к курсу. Внутренние и внешние предпосылки возникновения и условия развития литературы на Руси. Норманнская и другие гипотезы возникновения русской государственности.

Тип средневековой литературы: дидактичность (принцип всеобщей пользы), монументальный историзм, гражданский пафос, публицистичность, стиль «литературного этикета», анонимность, связь с церковной литературой, деловой письменностью и фольклором, резкое жанровое разграничение, отсутствие литературной борьбы, литературной критики.  Периодизация древнерусской литературы.

Тема 2. Литература Киевской Руси (ХI – первой четверти ХIII веков).

Древнейшее летописание. Гипотезы возникновения летописания на Руси. Летописцы. «Поветь временных лет» как «исходище мудрости».  Четыре ранних списка. Составитель Нестор. Особенности композиции и стиля. Формы летописного повествования.

Искусство красноречия (разновидности, представители). Дидактическое красноречие: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского. «Поучение» Владимира Мономаха. Проблематика. Стиль.  Эпидиктическое красноречие XII века: Климент Смолятич и Кирилл Туровский.

Канон жанра жития, его происхождение. Агиография. Древнейшие русские жития: Киево‑Печерский патерик. «Житие Феодосия Печерского» и жития Бориса и Глеба: содержание, стиль, разница в приемах повествования.

Исторические произведения ХII века. «Слово о полку Игореве». Историческая основа и творческая история «Слова…». Проблема авторства. Основная идея, ее воплощение в тексте. Особенности композиции. Образы князей Игоря, Всеволода, Святослава. Образ Ярославны. Природа в «Слове…». Авторская позиция. Роль и тематика лирических отступлений. Жанровая природа текста. Связь с фольклором. Следы двоеверия (совмещение языческих и христианских элементов в повествовании).

Тема 3. Литературные памятники эпохи монголо-татарского ига (второй четверти XIII – третьей четверти XIV веков). Исторические события данного периода. Влияние монголо-татарского нашествия на культуру и литературу. Своеобразие литературы: тема сильной княжеской власти, представление об идеальном князе, осуждение княжеских междоусобий и несогласованности действий против врагов.

Местное летописание времени монголо-татарского вторжения (Галицко‑Волынская летопись, рязанский летописный свод, новгородская летопись; псковские летописи).

Жанр житийной повести («Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском»).

Исторические повествования: «Моление Даниила Заточника», «Повесть о битве на Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 г.». Образ врага: «Повесть о Шевкале».

Переводные повести конца XIII–XIV вв., их утопический и эсхатологический характер: Образ идеальной страны в «Сказании об индийском царстве», «Повесть о Макарии Римском», «Слово о двенадцати снах Шахаиши».

Тема 4. Литература Предвозрождения (конец ХIV – середина ХV века). Роль Москвы как центра, объединяющего княжества Северо‑Восточной Руси. Завершение борьбы с монголо-татарами и подъем национального самосознания. Расцвет культуры, возрождение национальных традиций. Предвозрожденческие тенденции в литературе конца XIV – XV веков: интерес к психологии человека, абстрагирование, пробуждение исторического сознания.

Историческая основа произведений Куликовского цикла. «Задонщина» («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче»), ее связь со «Словом о полку Игореве». «Сказание о Мамаевом побоище».

Общерусское летописание: Лаврентьевская летопись. Первый московский летописный свод 1408 (1409) г.

Агиографическая литература. Стиль «плетения словес» Епифания Премудрого: «Житие Стефана Пермского». Новый подход к оцениванию жизни святого и совершаемых им чудес. Традиционное и новаторское в «Житии Сергия Радонежского».

Тема 5. Древнерусская литература централизованного русского государства (средина ХV – ХVI века)

Эпоха образования единого Московского государства и развития. Ослабление влияния церкви, светский характер литературы конца ХV в. Еретические движения конца XV – XVI веков, их отражение в литературе. Централизация литературы и культуры.

Летописание: общерусский свод 1448 года (Новгородско‑Софийский). Появление сатирического начала в летописи.

Трансформация жанра жития. «Записка Иннокентия о последних днях Пафнутия Боровского» – «литературное чудо XV века» (Д.С. Лихачев), «Житие Михаила Клопского». «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма (ср. ХIV в.): жанровое своеобразие и историческая основа. Связь произведения с фольклором и бродячими сюжетами мировой литературы. Образ Февронии, перекличка с персонажами древнерусской литературы.

Жанр хождения нового типа. Автобиографичность «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Образ Индии. Тема религии. Тема Родины в произведении, лиричность памятника.

Распространение светских повестей. Переводная беллетристика XV века. История создания «Повести о Дракуле» (автор, жанровые и композиционные особенности текста, образ героя). «Сказание о Соломоне и Китоврасе» – памятник басенно‑сатирического характера. Сказочный характер «Повести о старце, просившем руки царской дочери».

Развитие публицистики. Полемика «нестяжателей» с «иосифлянами». Литературная деятельность Максима Грека, Ивана Пересветова и др. Послания Ивана IV Грозного. Открытый характер его переписки с Андреем Курбским. Споры о политике и литературе. Стилистические особенности произведений Ивана Грозного.

Формирование официальной идеологии в ХVI в.: теория «Москва – третий Рим». Роль Стоглавого собора (1551) в борьбе с еретиками. Запрет на внецерковное искусство. Содержание памятников обобщающего характера: «Домостроя», «Стоглава» и «Великих Миней Четиих».

«Прение живота и смерти» как памятник философской литературы.

Тема 6. Литература переходного периода (ХVII век).

Исторические события в России в XVII веке. Влияние событий Смутного времени на литературный процесс, появление агитационной литературы. Церковная реформа патриарха Никона и движение старообрядцев. Расширение круга писателей и читателей. Культурные взаимодействия со славянскими странами.

Особенности литературы: отход от принципов древнерусской литературы, несоблюдение «литературного этикета», «средневекового историзма», создание произведений на вымышленные сюжеты, «открытие характера», открытие «частного человека». Появление первого литературного направления – барокко. Первые опыты книжного стихотворства (силлабического).

История и вымысел. «Сказочная» повесть об Азове, повести о начале Москвы, повесть о Тверском Отроче монастыре.

Воинские повести «Смутного времени»: «Новая повесть о преславном Российском царстве».

Трансформация агиографической литературы. Возникновение биографии и автобиографии. Деятельность протопопа Аввакума, идеи старообрядчества в его произведениях. Традиционное и новаторское в «Житии протопопа Аввакума». Образ главного героя. Демократический характер жития, его языковое своеобразие.

Бытовые повести ХVII века. Авантюрный характер повествования. «Повесть о Горе-Злосчастии»: особенности композиции, проблема «отцов» и «детей», приемы художественного обобщения. «Повесть о Савве Грудцыне». «Повесть о Фроле Скобееве» и др.

Сатира и смеховая литература ХVII в. «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о бражнике» и др.

Появление поэзии и театра. Симеон Полоцкий как автор стихотворных вирш и драматургических произведений.