Контакты:
-
Oksana NovikovaУчитель
Дисциплина «Русское литературное почвенничество» входит в перечень дисциплин направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Русский язык. Литература) (бакалавр).
Почвенническая проза - уникальное явление русской философии, литературы и культуры.
Истоки русского почвенничества прочно связаны с именами писателей, критиков и философов XIX века: Ф.М. и М.М. Достоевских, А.А. Григорьева, Н.Н. Страхова.
Представители "новокрестьянской поэзии" (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин, П. Васильев, А. Ганин, А. Ширяевец, И. Приблудный и др.), «деревенской прозы» (Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин, Б. Можаев, В. Солоухин, В. Крупин и др.), "тихой лирики" (Н.Рубцов, А. Прасолов, А. Передреев и др.) продолжили почвеннические традиции в ХХ веке. З. Прилепин, С. Шаргунов, А. Варламов, Р. Сенчин, М. Елизаров - неопочвенники ХХI века. Почвенничество - явление не тематического, а сущностного порядка, и «эта сущность выявляется не столько на уровне образа героя или повествователя, сколько на уровне эстетического идеала, сформировавшегося на основе крестьянского мироощущения и мировоззрения в его мирной, общечеловеческой сути... и связанного с самой широкой мировой культурой».
Актуальность обращения к означенной теме определяется тем, что духовно-нравственные поиски писателей-почвенников были и остаются предметом острой полемики, а в настоящее время - в условиях крайней поляризации этико-эстетических взглядов - она становится объектом споров писателей-постмодернистов и представителей «нового реализма».
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами при изучении предшествующих историко-литературных и общественных дисциплин; формируется представление о русском литературном процессе XIX - XXI вв.
О процедуре проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета дистанционно, в системе Moodle. Цель – проверить результат освоения студентами знаний по дисциплине «Русское литературное почвенничество», полученных на лекционных и практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.
Контроль и оценка (зачтено / не зачтено) результатов освоения дисциплины студентом осуществляется преподавателем:
1) по результатам выполненных заданий, предусмотренных планами Практических занятий;
2) по результатам написанного реферата по выбранной теме (см. ниже).
Темы рефератов
1. Трагедия коллективизации в рассказах В. Тендрякова «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки».
2. Трагические эпизоды деревенской действительности 1920-30-х гг. в романе «Драчуны» М. Алексеева.
3. Трагедия коллективизации в повести С. Антонова “Овраги”.
4. Русский мир в произведении «Вологодская свадьба» Александра Яшина.
5. А.Т. Твардовский и писатели-почвенники.
6. Тема оскудения деревни в повести В. Крупина "Сороковой день".
7.
Проблема русской ментальности в повести В. Крупина «Живая вода».
8. Русская идея в «малой прозе» А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»).
9. Этика трудовой жизни народа в повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы».
10. Станислав Куняев как представитель почвеннической поэзии и критики.
11. Владимир Бушин как представитель почвеннической критики.
12. Владимир Бондаренко как представитель почвеннической критики.
13. Вадим Кожинов как представитель почвеннической критики.
14. Русский характер в изображении Захара Прилепина (по роману «Санькя»).
15. «Я всегда ощущал себя ближе к почвенникам…»: творчество Алексея Варламова (на примере повести «Рождение»).
16. «Подлинный талант всегда национален…»: творчество Ю. Бондарева (на примере романа «Бермудский треугольник»).
17. Идея национальной самобытности в творчестве Александра Проханова.
18. Неопочвенники 21 века: Сергей Шаргунов.
19. Неопочвенники 21 века: Михаил Елизаров.
20. Неопочвенники 21 века: Роман Сенчин (на примере произведения «Зона затопления»).
21. Неопочвенники 21 века: Александр Сегень.
22. Неопочвенники 21 века: Михаил Тарковский.
23. Мой земляк, писатель-почвенник (по выбору).
(Примечание: Темы рефератов даны для 21 и 22 групп. Соответственно, на каждую тему могут быть записаны не более 2-х студентов).