Контакты:
-
Oksana NovikovaУчитель
Дисциплина "Русская литература 1870-90-х годов" входит в перечень дисциплин направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Русский язык. Литература) (бакалавр) и является частью модуля «Русская литература».
Последняя треть ХIХ века является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века.
Данный период в России – насыщенная, многогранная, но во многом противоречивая эпоха. Тем не менее именно этот «золотой век» подарил нам величайших деятелей культуры, творения которых – бесценный вклад в сокровищницу человечества. Великая русская литература получила мировое признание, её авторами - Л. Толстым, Ф. Достоевским, А. Чеховым, М. Салтыковым-Щедриным, В. Короленко и др. созданы непревзойденные памятники литературы, ставшие образцами для последующих поколений. Их изучение, постижение определённых закономерностей развития литературы 1870-90-х гг., анализ произведений в пределах основных жанров - всё это станет необходимым фундаментом для освоения студентами таких дисциплин как «Русская литература» ХХ - ХХI вв.
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формируется представление о литературном процессе века в его динамике.
Усвоение данной дисциплины предшествует изучению раздела модуля «Русская литература» (Серебряный век).
О процедуре проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена дистанционно, в системе Moodle. Цель – проверить результат освоения студентами знаний по дисциплине "Русская литература 1870-90-х годов", полученных на лекционных и практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1870-90-х гг.)
1. Особенности литературы 1870-х гг. Новый герой эпохи в творчестве А. О. Новодворского, И. И. Ясинского, М. Н. Альбова.
2. Особенности литературы 1870-х гг. Новый герой эпохи в творчестве К. С. Баранцевича, Н. Е. Петропавловского, А. И. Эртеля, Г. А. Мачтета, И. Н. Потапенко.
3. Творческий путь В. М. Гаршина. Анализ 2-3-х произведений по выбору.
4. Женская проза 1870-х гг. (В. И. Дмитриева, А. А. Виницкая, О. А. Шапир).
5. Литература «народного реализма». Н. Н. Златовратский, Н. И. Наумов.
6. Особенности реализма Г. И. Успенского. «Нравы Растеряевой улицы».
7. Основные этапы творческого пути Г. И. Успенского. Анализ произведений «Власть земли», «Выпрямила».
8. Основные этапы творческого пути М. Е. Салтыкова-Щедрина. Особенности сатиры писателя.
9. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Особенности жанра. Проблематика. Образ Порфирия Головлева.
10. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Общая характеристика произведения.
11. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. История создания. Состав. Динамика жанра. Христианские мотивы в сказках (показать на 2-3-х примерах).
12. Литературное движение 1880 – 1890-х гг. Проза. «Натуралистический реализм» (Н. Гарин - Михайловский, П. Боборыкин и др.).
13. Литературное движение 1880 – 1890-х гг. Поэзия. С. Я. Надсон, А. Н. Апухтин и др. Чтение наизусть.
14. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Анализ романа по выбору студента.
15. Ф. М. Достоевский. Начало творческого пути. «Бедные люди». Повести о мечтателях.
16. Ф. М. Достоевский после каторги и ссылки. «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные». Анализ 1-2-х произведений (по выбору).
17. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Падение и путь к воскресению Р. Раскольникова.
18. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой.
19. Князь Л. Н. Мышкин как герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
20. Женские типы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».
21. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». История создания. Проблематика. Художественные особенности.
22. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образ Дмитрия Карамазова.
23. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образ Ивана Карамазова.
24. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образ Алеши Карамазова.
25. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы», «Подросток». Общая характеристика.
26. Л. Н. Толстой. Начало творческого пути. Автобиографическая трилогия. «Севастопольские рассказы», «Казаки». Анализ одного произведения по выбору.
27. «Война и мир» Л. Н. Толстого. История создания. Особенности жанра.
28. «Ищущие» герои Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир». Андрей Болконский.
29. «Ищущие» герои Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир». Пьер Безухов.
30. «Ищущие» герои Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир». Наташа Ростова.
31. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого как «семейный» роман. Трагедия героини.
32. Роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Искания Константина Левина.
33. Роман «Воскресение» Л. Н. Толстого. Проблематика, образы героев.
34. Последние произведения Л. Н. Толстого. Драматургия.
35. Проблема смысла жизни в рассказах А. П. Чехова. Анализ 2-3-х произведений по выбору.
36. Художественные особенности «малой» прозы А. П. Чехова. Показать на 2-3-х примерах.
37. Драматургия А. П. Чехова. «Чайка».
38. Драматургия А. П. Чехова. «Дядя Ваня».
39. Драматургия А. П. Чехова. «Три сестры».
40. Драматургия А. П. Чехова. «Вишневый сад».
41. Творческий путь В. Г. Короленко. Особенности художественного метода писателя. Рассказы («Чудная», «Сон Макара»).
42. Проблематика и художественные особенности повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».