Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ОД.4 «Логопедические практикумы» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Базовый уровень подготовки студентов должен отражать владение знаниями по таким дисциплинам, как основы логопедии (все части данной дисциплины), логопедические технологии диагностики и коррекции нарушений речи, психолингвистика, медицина, анатомия и физиология речи, педагогика, др.

«Логопедический практикум» является важнейшей дисциплиной для итогового изучения вариативной части образовательной программы подготовки бакалавров. Фонетические и фонетико-фонематические трудности учащихся начальных классов являются наиболее распространенной причиной ошибок в чтении и письме, а значит школьной неуспеваемости в целом. Поэтому знания, полученные в ходе усвоения данного курса, необходимы для эффективного усвоения дисциплин «Методика обучения русскому языку (специальная)», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ».

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·          способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);

·          способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизиологических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

·          способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1).

 

            В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

·          особенности организации совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи;

·          специфику организации логопедической работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией;

·           этиопатогенетические механизмы и структуру речевого дефекта при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии;

·          клинические проявления основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы;

·          индивидуально-типологические проявления речевого дефекта и различий в динамике его преодоления;

·          организацию и содержание индивидуальной и фронтальной форм работы в логопедических группах детского сада, поликлиниках, школьных логопедических пунктах, в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

·          специфику строения и функционирования речевого аппарата при фонетических и фонетико-фонематических нарушениях речи у детей;

·          признаки нарушений звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

·          специфику нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста и младших школьников при различных формах речевого дефекта;

·          логопедические методики диагностики речевых нарушений у детей;

·          место нарушений звукопроизношения у детей в педагогической классификации речевых нарушений;

·          методологию логопедической работы по коррекции речевой функции у детей;

уметь:

·          анализировать структуру речевого дефекта (на модели дислалии, дизартрии, ринолалии);

·          проводить логопедическое обследование и определять диагностические показатели речевого развития ребенка;

·          заполнять речевые карты и разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы в соответствии с результатами диагностического обследования;

·          планировать индивидуальную и фронтальную работу, создавать и апробировать модели индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;

·          диагностировать нарушения звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

·          анализировать структуру речевого дефекта у детей с нарушениями звукопроизношения в междисциплинарном аспекте;

·          выявлять наравне с речевыми неврологические признаки нарушений звуковой стороны речи у детей;

·          составлять логопедическое заключение на основании результатов диагностики;

·          пользоваться логопедической документацией (диагностический протокол, речевая карта, речевой статус) адекватно целям, задачам, условиям специального обучения;

·          подбирать дидактический, игровой, технический, др. материал для логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками с ФН и ФФНР;

·          использовать успехи логопедической коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с целью повышения эффективности их деятельности;

владеть:

·           навыками логопедического обследования с целью выявления специфики речевого развития, анализа материалов обследования;

·           навыками отбора наиболее эффективных методов и приемов логопедической работы в соответствии со структурой речевого дефекта;

·           навыками разработки и проведения индивидуальных и фронтальных занятий;

·           базовыми умениями и навыками логопедической работы в учебных учреждениях с детьми в качестве стажеров и учителей-логопедов;

·           приемами предупреждения трудностей усвоения грамоты у детей младшего школьного возраста;

·           представлениями о тенденциях совершенствования практики логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звуковой стороны речи.

 

3. Содержание дисциплины

 Раздел 1. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

Раздел 2. Индивидуальные формы логопедической работы. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий.

Раздел 3. Фронтальные формы логопедической работы. Содержание и организация фронтальных занятий. Составление перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию. Разработка моделей (фрагментов) фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов-конспектов.