Изучение данной дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций в области проектирования и реализации процессов обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в условиях современной системы комплексного медико-психолого-социально-педагогического сопровождения лиц данной категории.

Содержание дисциплины

Тема 1. Общие вопросы воспитания и обучения детей с нарушением зрения Предмет, цели, задачи и методы тифлопедагогики.

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения как часть общей педагогики и раздел дефектологии. Предмет, цель и задачи воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Закономерности и принципы воспитания и обучения в тифлопедагогике. Связь воспитания и обучения детей с нарушением зрения с другими науками. Методы воспитания и особенности их использования в коррекционно-компенсаторной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Тема 2. История развития зарубежной и отечественной тифлопедагогики

Формирование воспитания и обучения детей с нарушением зрения как самостоятельной отрасли общей педагогики, ее теории и практики образования лиц с нарушениями зрения (конец XIX – начало XX в.). Становление дошкольной тифлопедагогики и ее выделение из общей тифлопедагогики как самостоятельной отрасли.

Тема 3. Современное развитие тифлопедагогики

Три вида процесса приспособления: ассимиляция, аккомодация, адаптация. Уровни интеграции лиц с нарушенным зрением в общество: 1 уровень – ранняя интеграция ребенка; 2 уровень – интегрированное (совместно со зрячими) обучение и воспитание; 3 уровень – подготовка к трудовой деятельности в коллективе зрячих. Преимущества системы специализированного обучения, преимущества системы интегрированного обучения. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения: полная интеграция, временная (эпизодическая) интеграция, частичная (фрагментарная) интеграция.

Тема 4. Содержание и система воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Умственное воспитание детей с нарушением зрения. Эстетическое и нравственное воспитание дошкольников с нарушениями зрения. Формирование ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушениями зрения. Роль и задачи физического воспитания дошкольников с дефектами зрения. Развитие слепых и слабовидящих детей в различных видах деятельности чебная, игровая, трудовая деятельность). Воспитание самостоятельности и самообслуживания у детей с нарушениями зрения.

Подготовка детей с нарушениями зрения к школе. Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения. Взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения – основа воспитательного воздействия.

Организация психолого-педагогической и коррекционной помощи. Оборудование, методы и средства коррекции Основные принципы коррекционной работы. Содержание, формы и методы коррекционной работы. Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-восстановительной работой. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения в специальных дошкольных учреждениях. Основные функции специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения. Содержание работы тифлопедагога.