Самостоятельная запись

Изучение данного курса направлено на создание условий для овладения слушателями системой важнейших теоретических знаний и практических навыков, необходимых педагогу-дефектологу в его профессиональной деятельности для понимания сущности и решения проблем лиц с сенсорными, интеллектуальными и двигательными нарушениями, организации и осуществления их логопедического сопровождения.

Содержание дисциплины

Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха. Типология нарушений слуха. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха. Роль слуха в развитии речи ребенка. Характеристика речевого развития слабослышащих и глухих детей. Специфика фонетико-фонематических нарушений, лексического и грамматического строя речи при снижении слуха. Особенности нарушений письменной речи у детей с нарушениями слуха.

Методы обследования слуха и особенности логопедического обследования слабослышащих детей. Развитие слухового и зрительного восприятия у слабослышащих детей. Методики обучения глухих детей произношению (Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной, Э.И. Леонгард, К.А. Волковой, В.Л. Казанской и О.А. Денисовой и др.). Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха. Методы коррекции нарушений чтения и письма.

Организация логопедического сопровождения детей с нарушениями слуха в образовательных организациях, структурах здравоохранения и социальной защиты.

Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения. Особенности устной и письменной речи при нарушениях зрения у детей.

Специфика логопедического обследования детей с нарушением зрения. Принципы логопедического воздействия, коррекции нарушений речи слепых и слабовидящих детей. Основные направления, методы и приемы логопедического воздействия. Структура и организация логопедической помощи слабовидящим и слепым детям в организациях системы общего образования, здравоохранения и социальной защиты.

Логопедическая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью. Недостатки фонетической стороны речи, лексико-грамматической, связной речи детей с легкой степенью умственной отсталости. Дислексия, дисграфия и факторы, обуславливающие нарушения чтения и письма. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений устной и письменной речи умственно отсталых детей.

Характеристика нарушений устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность, цели, задачи, принципы и методы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.

Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич). Детский церебральный паралич как наиболее частая причина расстройства двигательных функций детей. Патология речи при ДЦП. Характеристика речевых расстройств (дизартрия, алалия и др.) и их патогенетическая общность с двигательными расстройствами при ДЦП.

Организация и содержание логопедического обследования детей с ДЦП.

Соотношение разнообразных мероприятий (разных видов массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики, развития голоса, коррекции артикуляционного праксиса, звукопроизношения, лексико-грамматического строя и др.), входящих в структуру логопедической помощи.

Организация логопедической работы по развитию вербального общения детей с ДЦП.

Система логопедической помощи детям с церебральными параличами.