Контакты:
-
НС
Надежда СудиловскаяУчитель
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» входит в обязательную часть образовательной программы высшего образования по направлению подготовки направление подготовки: 44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль Логопедия).
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» тесно связана с такими дисциплинами, как физиология ВНД, невропатология и психопатология, медико-биологические проблемы дефектологии.Курс по данной дисциплины предполагает обеспечение студентов следующим материалом:
1. Задание по темам
1.Тема: Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст. Возрастные особенности развития отдельных систем организма ребенка.
1.Закономерности роста и развития детей.
2. Периоды онтогенеза человека.
3. Характеристика периода новорожденности и грудного возраста.
4.Характеристика периодов раннего и первого детства
5. Характеристика периодов младшего, среднего и старшего школьного возраста.
5. Возрастные особенности развития висцеральных органов ребенка.
Контроль:
Тестирование
2. Тема : Анатомия ЦНС
Вопросы: Общий обзор головного мозга. Ствол головного мозга: сегментарный аппарат ствола головного мозга, продолговатый мозг, мост (внешнее и внутреннее строение, функции), мозжечок (внешнее и внутреннее строение, функции, связь со спинным и головным мозгом), промежуточный мозг (функции, таламическая область, гипофиз), ретикулярная формация (понятие, функции), конечный мозг (строение коры полушарий мозга, функциональная особенность), подкорковые ядра.
Проводящие пути (восходящие и нисходящие) и их функции.
Контроль: Рисунок в рабочих тетрадях
1 вариант (студенты по списку группы с 1 по 10 позиции)
1.Проводящий путь болевой и температурной чувствительности
3.Экстропирамидный путь
2 вариант (студенты по списку группы с 11 по 21 позиции)
1.Проводящий путь проприоцептивной чувствительности
2.Корково-спинномозговой путь
Каждому студенту из группы прислать подписанные фото страниц с рисунками на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex/ru) до 21 .03
2. Тема: Физиология ЦНС
Вопросы: Функциональное строение ЦНС: нейрон, синапс (строение, виды, особенности химических синапсов), рефлекс, рефлекторная дуга – строение, функции, рефлекторное кольцо. Условные и безусловные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Механизм образования условных рефлексов, стадии формирования. Условия выработки рефлексов, возрастные особенности их формирования. их отличия. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования.
Контроль: 1. Рисунки в рабочих тетрадях –
а. Химического синапса,
б. Рефлекторного кольца по Анохину
2. Составить и описать ситуацию, отражающую торможение условного рефлекса одним из четырех видов условного торможения условного рефлекса (например, включение мультфильма при приеме пищи или выполнение домашнего задания только в присутствии родителя) у ребенка.
1.вариант (студенты на позиции 1-10) – использовать запаздывательный вид торможения
2. вариант (студенты на позиции 11-21) – использовать дифференцировочный вид торможения
Каждому студенту из группы прислать подписанные фото страниц с заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex/ru) до 22.03
3.Тема: Анатомия и физиология слухового анализатора. Возрастные особенности органов слуха (интерактивная форма). Патология органа слуха.
Вопросы для обсуждения
1. Значение слуха в жизни человека.
2. Анатомия наружного, среднего и внутреннего уха.
3. Звукопроводящая и звуковоспринимающая системы слухового анализатора.
4. Физиология слухового анализатора.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит познавательная, регулятивная и коммуникативная роль слухового восприятия?
2. В чем проявляется зависимость речевого развития ребенка от состояния слуха?
3. Какие врожденные аномалии и заболевания среднего уха приводят к глухоте?
4. В чем состоят причины тугоухости?
5. Каковы причины и последствия глухонемоты?
Контроль:
1.Рисунок в рабочей тетради проводящего пути слухового анализатора
4.Тема: Анатомия и физиология органов зрения (возрастные особенности). Врожденная и приобретенная патология органов зрения
Вопросы для контроля
1. На какие группы делятся дети с нарушениями зрения?
2. Каковы формы отражения действительности при нарушениях зрения?
3. Охарактеризуйте возможности адекватного отражения действительности при нарушениях зрения.
4. Охарактеризуйте способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости.
5. Охарактеризуйте способность глаза различать цветовые оттенки.
Глубокие нарушения зрения у детей и их причины.
6. Врожденная и приобретенная патологии органа зрения.
7. Заболевания органа зрения, приводящие к снижению зрения и слепоте.
Контроль: 1.Рисунок в рабочей тетради проводящего пути зрительного анализатора – выполнить всем.
5.Тема: Анатомическое строение и возрастные особенности органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей
Вопросы для контроля
1. Роль ротовой полости, глотки и гортани в речеобразовании?
2. Какова роль трахеи, бронхов и легких в голосообразовании?
3.Охарактеризуйте роль плевральной полости, грудной клетки и диафрагмы в голосообразовании.
4. Участие коры головного мозга и отдельных ее отделов в речеобразовании
Контроль:
1. На рисунке коры головного мозга выделить центры Вернике и Брока, описать их значение в речеобразовании – выполнить всем.
2.Кроме приведенных контрольных вопросов курс предусматривает выполнение нескольких тестовых контролей:1. Тестирование по теме "Закономерности развития детского организма
Вариант 1
1. К признакам организма, зависимым от среды, относят…
а) силу мышц
б) группу крови
в) дальтонизм
г) гемофилию
д) тугоухость
2. К понятию роста относят…
а) увеличение массы тела
б) формирование осанки
в) увеличение жизненной емкости легких
г) увеличение мышечной силы
д) формирование стопы
3. Биологически активными веществами, которые вырабатываются в эндокринных железах, являются…
а) витамины
б) ферменты
в) гормоны
г) медиаторы
д) секреты
4. Скелет человека не выполняет функцию…
а) регуляторную
б) защитную
в) опорную
г) участия в обмене минеральных веществ
д) кроветворную
5. При измерении длины тела испытуемый должен касаться стойки ростомера … (выберите несколько вариантов ответа)
а) пятками
б) коленями
в) руками
г) ягодицами
д) межлопаточной областью
6. Интероцептивный (висцеральный) анализатор оценивает изменения в состоянии…
а) психики
б) внутренней среды организма
в) кожи
г) внешней среды
7. С транспортной функцией крови не связано ее участие в …
а) терморегуляции
б) дыхании
в) выделении
г) снабжении клеток организма питательными веществами
д) снабжении органов ЛС
8. Измерение жизненной емкости легких, требующее сознательных действий со стороны ребенка, становится возможным…
а) с 1 года
б) после 4-5 лет
в) после 13-15 лет
г) с момента рождения
д) с 3-х лет
9. «Детство» заканчивается в:
- 16 лет;
- 18 лет;
- 20-21 год;
- 25 лет.
10. Признаками акселерации являются:
- ускорение темпов физического развития;
- замедление темпов физического развития;
- ускорение темпов полового созревания;
- ускорение нервно-психического развития;
- замедление нервно-психического развития.
Вариант 2
1. Согласно возрастной периодизации 80-летнего человека относят к периоду … возраста
а) престарелого
б) пожилого
в) старческого
г) зрелого
д) активного взрослого
2. Одним из наиболее части используемых тестов на школьную зрелость является…
а) методика Рокича
б) Бельгийский тест
в) корректурная проба Анфимова
г) тест Керна-Ирасека
3. При нарушении функций надпочечников возможно появление … (выберите несколько вариантов ответа)
а) маскулинизации
б) экзофтальма (пучеглазия)
в) карликовости
г) феминизации
д) эндемического зоба
4. Двигательная активность ребенка не стимулирует развитие…
а) нервной
б) мочевыделительной
в) кровеносной
г) дыхательной
д) мышечной
5. При подборе школьной мебели ориентируются на … ребенка
а) длину и пропорции тела
б) мышечную массу
в) состояние осанки
г) возраст
д) пол
6. У детей до 3-х лет частота сердечных сокращений (ЧСС) значительно превышает ЧСС взрослых, т.к. в регуляции сердечной деятельности преобладает тонус…отдела вегетативной нервной системы
а) соматического
б) парасимпатического
в) центрального
г) симпатического
7. Поджелудочный сок поступает в …
а) пищевод
б) кишечник
в) двенадцатиперстную кишку
г) желудок
д) тонкий кишечник
8. К вторичным половым признакам относят…
а) развитие молочных желез и тембр голоса
б) половые железы и половые гормоны
в) половые железы и телосложение
г) половые железы и половое поведение
д) увеличение массы тела
9.Ребенок начинает ходить в:
- 6 месяцев;
- 12 месяцев;
- 18 месяцев;
- 8 месяцев.
10. Наиболее высокие темпы роста и развития отмечаются:
- внутриутробно;
- первый год жизни;
- от 1 года до 3 лет;
- от 12 до 16 лет.
2. Тестирование по теме "Анатомия и физиология ЦНС"
Тесты
1.Автономная нервная система также называется
1.соматическая 2 .вегетативная
3.периферическая 4.центральная
2. Центральная нервная система состоит из (несколько вариантов):
1.нервы 2. Головной мозг
3. спинной мозг 4.ганглии
3. Периферическая нервная система состоит из (несколько вариантов):
1. нервы 2.головной мозг
3. спинной мозг 4. ганглии
4. Мозговой ствол является продолжением
1. среднего мозга 2. спинного мозга
3. продолговатого мозга
5. Конечный мозг включает:
1. промежуточный и средний мозг 2. большие полушария мозга
3. средний мозг и мост
6. Последовательность расположения отделов головного мозга, начиная от спинного
1.мост 1
2.продолговатый 2
3.промежуточный 3
4.средний мозг 4
5. большие полушария мозга 5
7. Таламус входит в состав
1.среднего мозга 2.промежуточного мозга
3.продолговатого мозга 4.больших полушарий мозга
8. Моторная кора находится в
1.лобных долях больших полушарий 2. теменных долях больших полушарий
3. затылочных долях больших полушарий 4. височных долях больших полушарий
9. Боковые желудочки мозга соединяются с
1.четвертым желудочком 2.третьим желудочком
3.Сильвиевым водопроводом
10. Серое вещество мозга -это
1.спинно-таламический путь 2.пирамидный тракт
3.таламл-кортикальный путь 4. кора больших полушарий
11.Укажите соответствие свойств нервной системы типу ВНД
1)Сильный уравновешенный (безудержный) А) меланхолик
2)Сильный уравновешенный подвижный Б)флегматик
3)Сильный уравновешенный инертный В) сангвиник
4)Слабый тип Г) холерик
12.Укажите соответствие рефлексов различным отделам
ЦНС
1)Коленный рефлекс
А) рефлексы продолговатого мозга
2)Глотательный рефлекс Б)
рефлексы коры больших полушарий
3)Условный рефлекс В)
рефлексы спинного мозга
4)Рефлексы правильной координации движений
Г) рефлексы мозжечка
13.
Укажите соответствие особенностей условных и безусловных рефлексов
1)Врожденные, отражают видовые
особенности организма А) Условные рефлексы 2)Приобретаются в течение жизни Б) Безусловные рефлексы
3)Реализуются по временным связям А) УР
4)Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически Б) БР
14.Что такое динамический стереотип?
1)Искусственная система действий
2)Фиксированная система поведенческих реакций
3)Устойчивый очаг возбуждения в головном мозге
15.Укажите соответствие свойств нервной ткани их значению
1)Проводимость А) Реакция на действие
раздражителя
2)Раздражимость Б)
«Образование» нервного импульса
3)Возбудимость В)
Проведение нервных импульсов
16. Укажите соответствие свойств нервных процессов их значению
1)Уравновешенность А)Уровень работоспособности
нервных клеток
2)Подвижность Б)
Соотношение процессов возбуждения и торможения
3)Сила
В)Скорость замены возбудительного и/или тормозного процесса
17. Прекращение рефлекторной реакции на условный стимул при отсутствии
подкрепления называется:
1) Угасательным торможением
2)Запаздывательным торможением
3)Внешним торможением
18. Укажите соответствие отделов центральной нервной системы их функциям:
1)Гипоталамус А)Координация движений
2)Кора больших полушарий Б)Проведение нервных импульсов к головному мозгу 3)Мозжечок В)Высший центр регуляции функций организма
3. Итоговое тестирование
Тестовый контроль по теме «Анатомия, физиология и патология анализаторов»
Вариант 1.
- К преломляющим средам глаза относятся:
- роговица, радужка, стекловидное тело
- влага передней и задней комиссур глаза, хрусталик, зрачок
- роговица, хрусталик, стекловидное тело
- хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
- Оптическая система глаза предназначена для:
- защиты сетчатки
- проведение света к сетчатке
- преломление лучей света
- фокусировки преломленных лучей света на сетчатке.
- При рассматривании разноудаленных предметов включается механизм:
- адаптации
- аккомодации
- рефракции
- сужение глазной щели
- Слезотечение необходимо для :
- смывания инородных частиц с поверхности глазного яблока
- смачивание роговицы
- промывание слезных каналов
- для заполнения влагой передней и задней камер глаза
- К периферическому отделу зрительного анализатора относится:
- циллиарное тело
- сетчатка
- радужка
- стекловидное тело.
- Причиной дальнозоркости является :
- удлинение оптической оси глаза
- укорочение оптической оси глаза
- aиbне имеют значения
- большее количество рецепторов на сетчатке
- Рецепторный потенциал возникает в следующих клетках сетчатки:
- в пигментных
- в палочках
- в ганглиозных
- в биполярных
- Укажите пропущенную структуру в проводниковой части зрительного анализатора: сетчатка, верхние бугры четверохолмия, -……..-, зрительная кора;
- медиальное коленчатое тело
- латеральное коленчатое тело
- хвостатое ядро
- вестибулярное ядро
- Люди, в сетчатке которых отсутствуют воспринимающие синий цвет колбочки, называются:
- миопы
- протанопы
- дейтеранопы
- тританопы
- В какой из перечисленных областей коры больших полушарий располагается первичная зрительная зона:
- в лобной
- в височной
- в затылочной
- в теменной
- В состав центральной ямки сетчатки входят только:
- палочки
- волосковые клетки
- колбочки
- опорные клетки
- Перепончатый лаберинт улитки заполнен
- перилимфой
- эндолимфой
- спинномозговой жидкостью
- тканевой жидкостью
- Частотный анализ звука осуществляется в:
- предверии улитки
- кортиевом органе
- полукружных каналах
- среднем ухе
- Колбочки расположены
- на периферии сетчатки
- в желтом пятне
- в слепом пятне
- в сосудистой оболочке
- Первые два нейрона зрительного анализатора располагаются:
- между сетчаткой и верхними буграми четверохолмия
- между сетчаткой и латеральным коленчатым телом
- в буграх четверохолмия
- в сетчатке
- Людей, которые не воспринимают зеленый цвет называют:
- миопами
- протанопами
- дейтеранопами
- тританопами
- Цветовое зрение обеспечивают:
- палочки
- ганглиозные клетки
- колбочки
- биполярные клетки
- Вставьте пропущенное слово.
- Световой поток проходит последовательно через оптические среды глаза: …….., переднюю камеру глаза, хрусталик, стекловидное тело.
- склеру
- роговицу
- сетчатку
- заднюю камеру глаза.
- Вставьте пропущенное слово.
- При ………… изображение предмета находится за сетчаткой:
- дальнозоркости
- близорукости
- астигматизме
- аккомодации
Вариант 2.
20. Вставьте пропущенное слово.
- При ………………… изображении предмета находится перед сетчаткой:
- - дальнозоркости
- близорукости
- астигматизме
- аккомодации
- Вставьте пропущенное слово.
- Костная проводимость звука ……………………. воздушной.
- выше
- ниже
- равна
- Какой из перечисленных пигментов содержится в палочках:
- меланин
- йодопсин
- родопсин
- хлоролаб
- Укажите правильную последовательность распространения возбуждения в сетчатке:
- палочки – биполярные нейроны – ганглиозные нейроны
- - ганглиозные нейроны – палочки – биполярные нейроны
- палочки – ганглиозные нейроны – биполярные нейроны
- Причиной астигматизма является:
- увеличение кривизны хрусталика
- искривление поверхности роговицы
- отсутствие хрусталика
- изменение продольной оси глаза
- При развитии дальнозоркости ближайшая точка ясного видения:
- приближается к глазу
- удаляется от глаза
- не изменяется
- При развитии миопии ближайшая точка ясного видения
- приближается к глазу
- удаляется от глаза
- не изменяется
- К периферическому отделу слухового анализатора относится:
- наружное ухо
- барабанная перепонка
- рецепторы улитки
- система косточек среднего уха.
- Действие светового раздражителя приводит к формированию в палочках:
- рецепторного потенциала
- генераторного потенциала
- потенциала действия
- потенциала покоя.
- Коррекцию дальнозоркости проводят с помощью линз:
- двояковыпуклых
- двояковогнутых
- цилиндрических
- круглых.
- Звуки низкой частоты вызывают колебания основной мембраны:
- на вершине улитки
- на всем ее протяжении
- в средней ее части
- Действие звуковых колебаний воспринимают:
- волосковые клетки
- опорные клетки
- первичночувствующие рецепторы
- Сила звука кодируется:
- числом возбужденных нейронов
- величиной ушной раковины
- зоной колебания основной мембраны
- амплитудой колебания молоточка.
- Бинауральный слух – это слух:
- одним ухом
- двуми ушами
- с помощью слухового аппарата
- при повреждении барабанной перепонки.
- Слуховая кора располагается в:
- в прецентральной извилине
- постцентральной извилине
- височной зоне
- затылочной зоне.
- Вербальный способ передачи информации осуществляется с помощью:
- жестов
- мимики
- символов
- слов
- Критический период для овладения основами языка соответствует возрасту:
- от рождения до года
- от 1,5 до 3 лет
- от 3 до 5 лет
- 5 – 10 лет
- Центр Брока находится в коре больших полушарий:
- в затылочной области
- у основания нижней лобной извилины
- в височной области
- в теменной области
- Центр Вернике находится в коре больших полушарий:
- затылочной области 3. у основания нижней лобной извилины
- в височной области 4. в теменной области.
Показатели по уровням |
оценка |
Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил 95-100% |
отлично |
Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил 75-94% |
хорошо |
Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил 60-74% |
удовлетворительно |
Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил 60% |
неудовлетворительно |
3. К самостоятельному виду работы относится написание реферата.
Темы рефератов
1. Сенсорные системы, их структура и виды, значение для организма.
2. Кодирование информации в сенсорных системах. Особенности кодирования на рецепторном уровне.
3. Роль коры в деятельности сенсорных систем, Организация рецептивных полей. Первичные, вторичные, третичные зоны коры ГМ.
4. Основные теории ощущений. Нейрогенная или детекторная концепция восприятия.
5. Общая характеристика слухового анализатора. Основные показатели слуха и его нарушения.
6. Проводящие пути и центры слухового анализатора. Переработка слуховой информации в коре головного мозга.
7. Методы исследования слухового анализатора. Акустическая ориентировка в пространстве. Бинауральный слух.
8. Речь, как основное отличие человека от животных. Значение слова как условного сигнала. Первая и вторая сигнальные системы.
9. Развитие речи в онтогенезе. Роль полушарий головного мозга, аномалии развития и заболевания органов речи у детей.
10. Физиологические основы фонации. Гигиена голоса. Расстройства фонационного оформления речи.
11. Обработка зрительной информации в периферическом отделе зрительного анализатора. Механизм трансформации энергии света в зрительное возбуждение.
12. Психофизиологические характеристики зрительного восприятия. Яркостной контраст, адаптация, дифференциальная зрительная чувствительность.
13. Процессы обработки зрительной информации в зрительном анализаторе. Виды нейронов зрительной коры. Восприятие пространства.
14. Патология органа зрения в зависимости от уровня поражения; нарушение оптической системы глаза, рецепторного аппарата, зрительного нерва. Диагностика.
15. Врожденная и приобретенная патология зрения. Виды. Причины нарушения зрения у детей. Гигиена и охрана зрения у детей.
Каждому студенту из группы прислать реферат на выбранную им тему (написанным в соответствии с требованиями) на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex/ru) до 23.03
Требования к написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата
2) оглавление;
Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.
3) введение;
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.
4) основная часть;
Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
5) заключение;
Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы
6) список использованных источников;
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003
7) приложения.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) материалы, дополняющие реферат;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) иллюстрации вспомогательного характера;
4) другие документы.
Правила оформления реферата
Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .
Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Объем реферата: не более 20 страниц.
Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами.
Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата
Критерии |
Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 5 баллов |
- актуальность проблемы и темы; |
2. Степень раскрытия сущности проблемы |
- соответствие плана теме реферата; - владение понятийным аппаратом; - обоснованность способов и методов работы с
материалом; |
3. Обоснованность выбора источников |
- круг, полнота использования литературных источников
по проблеме; |
4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы Макс. – 5 баллов |
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов |
- правильное оформление ссылок на используемую
литературу; |
5. Грамотность Макс. - 5 баллов |
- грамотность и культура изложения; |
6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы) Макс. – 5 баллов |
- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата; - приложения оформлены в соответствие с требованиями |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала