Контакты:
-
НС
Надежда СудиловскаяУчитель
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» входит в обязательную часть образовательной программы высшего образования по направлению подготовки направление подготовки: 44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль Логопедия).
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» тесно связана с такими дисциплинами, как физиология ВНД, невропатология и психопатология, медико-биологические проблемы дефектологии.Данная часть курса предусмотрена на время дистанционного обучения в связи с карантином, поэтому здесь будет представлена только часть (раздел) материала курса. Для изучения данного раздела необходимо использовать следующие источники:
1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.
2. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.
3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. «Возрастная анатомия и физиология» -М.: ИНФРА-М, 2017г.
4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015г.
Изучаемый раздел включает в себя:1. Изучение темы "Анатомия и физиология ЦНС"
Тема : Анатомия ЦНС
Вопросы: Общий обзор головного мозга. Ствол головного мозга: сегментарный аппарат ствола головного мозга, продолговатый мозг, мост (внешнее и внутреннее строение, функции), мозжечок (внешнее и внутреннее строение, функции, связь со спинным и головным мозгом), промежуточный мозг (функции, таламическая область, гипофиз), ретикулярная формация (понятие, функции), конечный мозг (строение коры полушарий мозга, функциональная особенность), подкорковые ядра.
Проводящие пути (восходящие и нисходящие) и их функции.
Контроль: Рисунок в рабочих тетрадях
1 вариант (студенты по списку группы с 1 по 8 позиции)
1.Проводящий путь болевой и температурной чувствительности
3.Экстропирамидный путь
2 вариант (студенты по списку группы с 9 по 15 позиции)
1.Проводящий путь проприоцептивной чувствительности
2.Корково-спинномозговой путь
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с рисунками на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 23.03
Тема: Физиология ЦНС
Вопросы: Функциональное строение ЦНС: нейрон, синапс (строение, виды, особенности химических синапсов), рефлекс, рефлекторная дуга – строение, функции, рефлекторное кольцо. Условные и безусловные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Механизм образования условных рефлексов, стадии формирования. Условия выработки рефлексов, возрастные особенности их формирования. их отличия. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования.
Контроль:
1. Рисунки в рабочих тетрадях:
а. Химического синапса,
б. Рефлекторного кольца по Анохину
2. Составить и описать ситуацию, отражающую торможение условного рефлекса одним из четырех видов условного торможения условного рефлекса (например, включение мультфильма при приеме пищи или выполнение домашнего задания только в присутствии родителя) у ребенка.
1.вариант – использовать запаздывательный вид торможения
2. вариант – использовать дифференцировочный вид торможения
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 27.03
Тема: Физиология ЦНС: ВНД – типологические особенности. Память, виды, особенности формирования. Исследование различных видов памяти
Типы ВНД – понятие, принципы выделения, влияние на поведение человека. Память, механизм образования, классификация, виды научения. Диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.
Вопросы для контроля:
1. Типы ВНД по Павлову И.П. – принцип классификация. Возрастные особенности.
2. Типологические варианты у детей младшего школьного возраста.
3. Память, виды, механизм образования, классификация.
4.
Диагностика уровня функционального
развития ребенка
Контроль: 1. Назвать и изобразить структуры мозга связанные с долговременной памятью.
2. Перечислить условия, ускоряющие процессы запоминания.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 6.04
Тема: Речь. Развитие речи. Функции речи. Становление коммуникативного поведения.
Вопросы для контроля:
1.Речь, формирование.
2. Функции речи.
3. Роль различных структур мозга в организации речи.
4. Виды нарушения
Контроль:
1. На рисунке коры головного мозга выделить центры Вернике и Брока, описать их значение в речеобразовании – выполнить всем.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 8.04
2. Студентам необходимо выполнить контрольное тестирование по теме «Анатомия и физиология ЦНС»
Тесты
1.Автономная нервная система также называется
1.соматическая 2 .вегетативная
3.периферическая 4.центральная
2. Центральная нервная система состоит из (несколько вариантов):
1.нервы 2. Головной мозг
3. спинной мозг 4.ганглии
3. Периферическая нервная система состоит из (несколько вариантов):
1. нервы 2.головной мозг
3. спинной мозг 4. ганглии
4. Мозговой ствол является продолжением
1. среднего мозга 2. спинного мозга
3. продолговатого мозга
5. Конечный мозг включает:
1. промежуточный и средний мозг 2. большие полушария мозга
3. средний мозг и мост
6. Последовательность расположения отделов головного мозга, начиная от спинного
1.мост 1
2.продолговатый 2
3.промежуточный 3
4.средний мозг 4
5. большие полушария мозга 5
7. Таламус входит в состав
1.среднего мозга 2.промежуточного мозга
3.продолговатого мозга 4.больших полушарий мозга
8. Моторная кора находится в
1.лобных долях больших полушарий 2. теменных долях больших полушарий
3. затылочных долях больших полушарий 4. височных долях больших полушарий
9. Боковые желудочки мозга соединяются с
1.четвертым желудочком 2.третьим желудочком
3.Сильвиевым водопроводом
10. Серое вещество мозга -это
1.спинно-таламический путь 2.пирамидный тракт
3.таламл-кортикальный путь 4. кора больших полушарий
11.Укажите соответствие свойств нервной системы типу ВНД
1)Сильный уравновешенный (безудержный) А) меланхолик
2)Сильный уравновешенный подвижный Б)флегматик
3)Сильный уравновешенный инертный В) сангвиник
4)Слабый тип Г) холерик
12.Укажите соответствие рефлексов различным отделам
ЦНС
1)Коленный рефлекс
А) рефлексы продолговатого мозга
2)Глотательный рефлекс Б)
рефлексы коры больших полушарий
3)Условный рефлекс
В) рефлексы спинного мозга
4)Рефлексы правильной координации движений
Г) рефлексы мозжечка
13.
Укажите соответствие особенностей условных и безусловных рефлексов
1)Врожденные, отражают видовые
особенности организма А) Условные рефлексы 2)Приобретаются в течение жизни Б) Безусловные рефлексы
3)Реализуются по временным связям А) УР
4)Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически Б) БР
14.Что такое динамический стереотип?
1)Искусственная система действий
2)Фиксированная система поведенческих реакций
3)Устойчивый очаг возбуждения в головном мозге
15.Укажите соответствие свойств нервной ткани их значению
1)Проводимость А) Реакция на действие
раздражителя
2)Раздражимость Б)
«Образование» нервного импульса
3)Возбудимость В)
Проведение нервных импульсов
16. Укажите соответствие свойств нервных процессов их значению
1)Уравновешенность А)Уровень работоспособности
нервных клеток
2)Подвижность Б)
Соотношение процессов возбуждения и торможения
3)Сила
В)Скорость замены возбудительного и/или тормозного процесса
17. Прекращение рефлекторной реакции на условный стимул при отсутствии
подкрепления называется:
1) Угасательным торможением
2)Запаздывательным торможением
3)Внешним торможением
18. Укажите соответствие отделов центральной нервной системы их функциям:
1)Гипоталамус А)Координация движений
2)Кора больших полушарий Б)Проведение нервных импульсов к головному мозгу 3)Мозжечок В)Высший центр регуляции функций организма
Каждому студенту из группы прислать выполненный экземпляр тестов на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 10.04.
Кроме того в рамках изучения курса было запланированно самостоятельное изучение студентами темы
"Анатомия и физиология пищеварительной и дыхательной систем". Контрольное тестирование по которой студенты долны пройти до 30.03.
Тестовый контроль по теме «Пищеварительная и дыхательная системы»
Вариант 1.
1. В образовании полости рта не участвует
-1. твёрдое и мягкое небо -2. мышечная диафрагма и язык
-3. губы и щеки -4.
ротовая часть глотки
2. Преддверие рта сообщается с собственно
полостью рта при сомкнутых
челюстях через
-1. щель позади последних коренных
зубов -2. хоаны
-3. зев -4.
евстахиеву трубу
3. В
образовании зева не участвует
-1. корень языка -2. мягкое небо
-3. твердое небо -4.
небные дужки
4. В языке отсутствует следующая часть
-1. корень -2. основание
-3. тело -4.
верхушка
5. Не является составной частью зуба
-1. коронка -2. головка
-3. шейка -4.
корень
6. В
твердое вещество зуба не входит
-1. дентин -2. эмаль
-3. пульпа -4.
цемент
7. Первые молочные зубы появляются у ребенка
в возрасте
-1. 2-4 мес. -2.
6-7 мес.
-3. 8-10 мес. -4.
11-13 мес.
8. В отличие от взрослого человека у ребенка
до 6-7 лет отсутствует
-1. резцы -2. клыки
-3. малые коренные зубы -4.
большие коренные зубы
9. Глотка переходит в пищевод у взрослых на
уровне позвонков
-1. 4-5 шейных -2. 6-7 шейных
-3. 1-2 грудных -4.
3-4 грудных
10. В глотке отсутствует одна из частей
-1. носовая -2. ротовая
-3. пищеводная -4.
Гортанная
11. По бокам гортани находится
-1. подъязычные мышцы шеи -3. хрящевые полукольца трахеи -2. подъязычная кость -4. доли щитовидной железы
12. Голосовая щель при переходе от молчания к разговору:
-1. не изменяется -2. сужается -3. расширяется
13. Надгортанник закрывает вход в гортань:
-1. во время разговора -2. при вдохе -3. при глотании
14. Носовая часть глотки сообщается
с полостью носа через
-1. евстахиевы
трубы -2.
зев
-3. ноздри -4. хоаны
15. Слизистая оболочка носоглотки покрыта
эпителием
-1. реснитчатым /мерцательным/ -2.
однослойным плоским
-3. однослойным
кубическим -4. неороговевающим
многослойным плоским
16. Голосовые связки располагаются в:
-1. носоглотке -2. трахее -3. гортани
17.
Стенка пищевода не имеет слоя /оболочки/
-1. слизистого -2. фиброзного
-3. мышечного -4. адвентициального /серозного/
18. В пищеводе не выделяют часть
-1. шейную -2.
грудную
-3. брюшную -4.
поясничную
19. Стенки гортани образованы:
-1. хрящами -2. связками -3. гладкими мышцами
20. Основным
местом всасывания питательных веществ, воды и минеральных солеи являются:
-1. толстый кишечник -2. тонкий кишечник
-3. желудок -4. полость рта
Вариант 2.
1. В
состав тонкого кишечника не входит
-1. слепая кишка -2.
ДПК
-3. тощая кишка -4.
подвздошная кишка
2. Для тонкого кишечника
нехарактерно наличие
-1. ворсинок -2.
круговых складок
-3. микроворсинок -4.
сальниковых отростков
3. Самый крупный хрящ гортани:
-1. перстневидный -2. черпаловидный -3. щитовидный -4. надгортанник
4. Групповые
лимфоидные узелки /пейровы бляшки/ встречаются только в слизистой оболочке
кишки
-1. двенадцатиперстной -2.
тощей
-3. подвздошной -4.
слепой
5. Гортань расположена на уровне:
-1. 6-7 шейных позвонков -2. 4-6 шейных позвонков -3. 4-5 шейных позвонков -4. 1-2 грудных позвонков
6. Обонятельная часть расположена в слизистой оболочке носа в/на:
-1. нижней носовой раковине -2. верхней носовой раковине -3. перегородке носа -4. средней носовой раковине
7. Форма диафрагмы при сокращении:
-1. плоская -2. куполообразная -3. вогнутая -4. удлиненная
8. Носовая полость выстлана эпителием:
-1. мерцательным -2. кубическим -3. цилиндрическим -4. плоским
9. Кость, в которой расположена гайморова пазуха называется:
-1. лобная -2. височная -3. верхнечелюстная -4. носовая
10. Голосовую щель суживают следующие мышцы гортани:
-1. перстневидные -2. голосовые -3. задние перстнечерпаловидные -4. щитонадгортанные
11. Евстахиева труба открывается в:
-1. носовую полость -2. носоглотку -3. глотку -4. гортань
12. Систему органов пищеварения образуют:
-1. ротовая полость, глотка,
пищевод, желудок, кишечник
-2. ротовая полость, глотка, пищевод, желудок
-3. ротовая полость, глотка
-4. ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы
13. Содержимое
тонкой кишки продвигается в ней благодаря
-1. сокращению желудка -2.
работе сердца
-3. сокращению мышц
кишечника -4.
работе легких
14. Непереваренные остатки накапливаются в
-1. толстой кишке
-2. желудке
-3. тонкой кишке
-4. поджелудочной железе
15. В отличие от тонкого толстый кишечник не
имеет
-1. сальниковых отростков -2.
гаустр
-3. трех продольных мышечных лент -4.
ворсинок
16. В
состав толстого кишечника не входит кишка
-1. ободочная -2.
слепая
-3. подвздошная -4.
прямая
17. Червеобразный
отросток (аппендикс) отходит от кишки
-1. восходящей ободочной -2.
слепой
-3. сигмовидной -4.
прямой
18.Аппендикс выполняет
функцию
-1. пищеварительную -2.
депонирующию
-3. защитную -4. никаких функций
19. Имеет
собственную брыжейку отдел толстого кишечника
-1. слепая кишка -2.
восходящая ободочная кишка
-3. нисходящая ободочная кишка -4.
сигмовидная кишка
20. Расщепление волокон растительной клетчатки в
толстом кишечнике осуществляет
-1. ферментами бактерий -2. липазой -3.
амилазой -
4. мальтазой
1 вариант – выполняют студенты с 1по 7 позицию в списке группы
2 вариант - выполняют студенты с 8 по 15 позицию в списке группы
Каждому студенту из группы прислать выполненный и подписанный экземпляр тестов на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 30.03
Лекции по теме "Анатомия и физиология ЦНС" в слайдовом варианте предоставлены студентам по электронной почте.
По окончании изучения темы "Физиология ЦНС" необходимо выполнить контрольное тестирование начиная с 7.04.
Тестовый контроль по теме «Физиология ЦНС »
1.Что является структурной основой рефлекса?
1. нервные сети;
2. нейроглия;
3. рефлекторная дуга.
2.Что входит в рефлекторную дугу?
1. афферентная, центральная и эфферентная части;
2. чувствительные и двигательные нейроны;
3. межполушарные связи.
3.Все ли отделы ЦНС участвуют в реализации простейшего рефлекторного акта?
1. да;
2. только спиной мозг;
3. только продолговатый мозг.
4.Что называется рецептивным полем рефлекса?
1. мышцы, участвующие в рефлекторном ответе;
2. совокупность рецепторов, раздражение которой вызывает рефлекс;
3. анализаторы, задействованные в осуществлении данного рефлекторного акта.
5.Безусловные рефлексы представляют собой:
1. генетически заданные и жестко подогнанные под определённые экологические условия реакции организма;
2. лабильные механизмы функциональной деятельности организма;
3. один из вариантов мотивационного возбуждения.
6.Выберите ту характеристику безусловных рефлексов, которая не соответствует свойствам безусловного рефлекса:
1. врожденный рефлекс;
2. рефлекс возникает на строго определённый раздражитель;
3. осуществляется с участием коры.
7.Выберите верное утверждение:
1. условные рефлексы без подкрепления исчезают;
2. условные рефлексы без подкрепления угасают, но не исчезают;
3. условные рефлексы даже без подкрепления сохраняются и проявляются всю жизнь.
8.Какие из признаков НЕ являются отличительными в сравнении безусловных и условных рефлексов?
1. врожденный и приобретённый характер;
2. стабильность и изменчивость;
3. экстероцептивность и интероцептивность.
9.Выберите из приведённых характеристик ту, которая НЕ соответствует свойствам условного рефлекса:
1. рефлекс может возникать на различные раздражители;
2. рефлекс присущ всем представителям данного вида;
3. рефлекс изменчив.
10.Среди нижеприведённых явлений найдите то, которое является примером условного рефлекса:
1. на вид приготовляемого острого салата у человека выделяется слюна;
2. кошка перестаёт лакать молоко при приближении собаки;
3. ни один ответ не верен.
11.Что такое динамический стереотип?
1. искусственная система действий;
2. фиксированная система поведенческих реакций;
3. устойчивый очаг возбуждения в головном мозге.
12.Что делает очаг возбуждения доминантным:
1. актуальная потребность;
2. сила действующего раздражителя;
3. отсутствие препятствующих достижению цели факторов.
13.Определите вид торможения, имеющий место в следующем случае. Голодный шестимесячный ребёнок перестаёт плакать при виде яркой игрушки.
1. запаздывательное торможение;
2. дифференцировочное торможение;
3. внешнее торможение.
14.Среди нижеописанных явлений найдите то, которое является примером запаздывательного торможения
1. когда волк видит зайца на расстоянии, у него не начинается сразу слюноотделение, а только, когда догоняет зайца;
2. кошка, лакающая молоко, при приближении собаки прекращает еду;
3. при включении яркого света у собаки прекращается выделение слюны, которое только что происходило у нее в ответ на звук метронома.
15.Прекращение рефлекторной реакции на условный стимул при отсутсвии подкрепления является примером следующего вида торможения условных рефлексов:
1. угасательное торможение;
2. запаздывательное торможение;
3. внешнее торможение.
16..Каким структурам в современной физиологии придают особенно большое значение в механизмах памяти?
1. пирамидным нейронам;
2. нейроглии;
3. клеткам Пуркинье.
17.Какая нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую?
1. вегетативная;
2. соматическая;
3. ЦНС.
18.Какая часть выполняет роль коллектора сенсорной информации, так как в него поступает информация от всех органов чувств?
1. ретикулярная информация;
2. зрительный бугор, или таламус;
3. лимбическая система.
19.Какую стадию сна называют стадией «быстрых движений глаз»?
1. быстрого сна;
2. переход ко сну;
3. дельта-сна.
Каждому студенту из группы прислать выполненный и подписанный экземпляр тестов на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 11.04 включительно.
*Качество ответов на контрольные вопросы по каждой теме и результаты выполнения тестового контроля по теме "Анатомия ЦНС" и "Физиология ЦНС" позволит оценить работу студентов на предстоящей (с 20.04 по 24.04) контрольной неделе.
С 14.04 группа переходит к изучению нового раздела дисциплины - "Анатомия, физиология и патология органа зрения, слуха и речи", поэтому 13.04 будут выложены новые материалы, которые позволят студентам приступить к изучению данного раздела. При этом лекционный материал в слайдовом варианте будет отправлен студентам по электронной почте, а в текстовом виде выложен вместе с темами занятий.
Для качественного изучения раздела"Анатомия, физиология и патология органа зрения, слуха и речи" необходимо иметь следующую литературу:
1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020
2. Григорьева Е.В., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Возрастная анатомия и физиология учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020. (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
3.Компанеец С.М. Болезни уха, горла и носа – Москва: «Юрайт», 2020 (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
4. Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников: учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020 (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
Изучение раздела начинается с:
Тема №1: «Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Общие принципы работы анализаторов».
Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах. Принципы переработки информации в ЦНС. Кодирование стимула. Нейроны-детекторы. Гностические нейроны. Концептуальная рефлекторная дуга.
Общие принципы и свойства работы анализатора. Многоуровневость анализаторных систем. Иерархический принцип построения анализатора. Неспецифические влияния ретикулярной формации.
Рецепторы. Рецепторный потенциал. Рецептивное поле нейронов. Адаптация. Обратная афферентация.
Проводящие пути анализатора. Корковый отдел анализатора. Цитоархитектоника коры больших полушарий. Вызванные потенциалы мозга. Нисходящие влияния анализаторов.
Контроль:
Вариант №1
1. Перечислите общие свойства анализаторов.
2. Опишите функции периферического и коркового отделов анализатора.
3. Нарисуйте проводящий путь вкусового анализатора.
Вариант №2
1. Назовите расположение корковых центров основных (7) анализаторов.
2. Опишите, что такое процесс кодирования в работе анализатора.
Перечислите какие характеристики внешнего раздражителя кодируются
и где происходит кодирование.
3. Нарисуйте проводящий путь обонятельного анализатора.
1 вариант – выполняют студенты с 1по 7 позицию в списке группы
2 вариант - выполняют студенты с 8 по 15 позицию в списке группы
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 18.04
Тема №2: Анатомия, физиология анализатора зрения. Возрастные особенности зрительной системы. Методы исследования зрительного анализатора. Патология периферического и центрального отделов анализатора зрения. Профилактика и методы коррекции нарушения функции анализатора зрения.
Вопросы для обсуждения
Часть 1
1. Строение анализатора зрения.
2. Строение периферического отдела анализатора зрения – органа зрения.
3. Функция органа зрения.
4. Основные методы исследования органа зрения.
5. Методы исследования зрительного анализатора у детей.
6. Строение и функция проводящей системы анализатора зрения.
7. Расположение и функция центрального отдела (ядра) анализатора зрения.
Часть 2
8. Патология периферического отдела анализатора – органа зрения.
9. Патология центрального отдела анализатора.
10. Профилактика нарушений функции органа зрения его гигиена.
Контроль:
1 вариант:
1. Дайте понятие и опишите что такое центральное и периферическое зрение.
2. В чем состоит сходство и различие методов исследования органа зрения у взрослых и детей?
3. Нарисуйте проводящий путь зрительного анализатора.
2 вариант:
1. Опишите строение сетчатки и дайте понятие, что такое цвето- и свето- ощущения.
2. Перечислите методы профилактики нарушения зрения.
3. Нарисуйте проводящий путь зрительного анализатора.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 25.04
Литература
1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020
2. Григорьева Е.В., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Возрастная анатомия и физиология учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020. (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
3. Рубан Э.Д. Глазные болезни – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015 г.
К изучению темы №2 добавляются лекции (в приложении) и лекции в слайдовом виде, которые будут высланы студентам по электронной почте.Заканчивая изучение данного раздела студентам кроме тестового контроля необходимо будет написать реферат на одну из ниже представленных тем.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
по разделу «Анатомия, физиология и патология органа зрения, слуха и речи»
1. Заболевания наружного носа и полости носа
2. Заболевания околоносовых пазух
3. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения
4. Инородные тела и ожоги гортани
5. Аденоидные разрастания и острые воспалительные заболевания глотки
6. Ангины при инфекционных заболеваниях и осложнения при ангинах. Хронические заболевания глотки
7. Острые и хронические воспалительные заболевания гортани
8. Инородные тела гортани, трахеи и бронхов
9. Острые и хронические заболевания наружного и среднего уха
10. Острые и хронические заболевания внутреннего уха
11. Отогенные внутричерепные осложнения
12. Невоспалительные заболевания внутреннего уха
13.Профессиональные заболевания уха. Доброкачественные и злокачественные опухоли уха
14.Патология вестибулярного анализатора.
15. Заболевания коньюктивы: инфекционные, вирусные, аллергические, дистрофические
16. Заболевания орбиты: воспалительные, отечные, экзофтальм
17. Заболевания роговицы - кератиты: инфекционные, герпетические, нейропаралитические и т.д.
18. Заболевания сосудистого тракта: иридоциклит, хориоидиты, увеиты
19. Глаукома: первичная открытоугольная и закрытоугольная, вторичная, врожденная
20. Патология сетчатки: воспалительные, циркуляторные сосудистые
21. Патология сетчатки: ретинопатии и дистрофические заболевания, отслойка сетчатки
22. Заболевания хрусталика: врожденные и приобретенные
23. Травматические повреждения глазного яблока и вспомогательных органов глаза.
При написании рефератов необходимо учитывать требования к правилам их оформления, которые приводятся ниже.
Требования к написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата
2) оглавление;
Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.
3) введение;
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.
4) основная часть;
Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
5) заключение;
Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы
6) список использованных источников;
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003
7) приложения.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) материалы, дополняющие реферат;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) иллюстрации вспомогательного характера;
4) другие документы.
Правила оформления реферата
Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .
Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Объем реферата: не более 20 страниц.
Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.
Рефераты необходимо подготовить и сдать в электронном варианте не позднее 25.05.20 на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru).
28.04. Следующая тема изучения раздела:
Тема №3: Анатомия и физиология слухового анализатора. Акустика (восприятие интенсивности, частоты, спектра звука). Характеристика речевых сигналов. Психоакустика. Возрастные особенности органов слуха. Патология органов слуха.
Вопросы для обсуждения
Часть 1
1. Значение слуха в жизни человека.
2. Анатомия наружного, среднего и внутреннего уха.
3. Звукопроводящая и звуковоспринимающая системы слухового анализатора.
4. Физиология слухового анализатора.
5. Методы определения остроты слуха.
5. В чем состоит познавательная, регулятивная и коммуникативная роль слухового восприятия.
6. В чем проявляется зависимость речевого развития ребенка от состояния слуха?
Часть 2
1. Врожденные аномалии и заболевания наружного уха, приводящие к нарушениям слуха.
2. Врожденные аномалии и заболевания среднего уха, приводящие к нарушениям слуха.
3. Врожденные аномалии и заболевания внутреннего уха, приводящие к тугоухости и глухоте.
4. Тугоухость. Виды, причины и характеристика различных видов тугоухости.
5. Глухонемота. Каковы причины и последствия глухонемоты.
Контроль:
1 вариант:
1. Дайте понятие и опишите кондуктивную тугоухость и болезнь Миньера.
2. В чем состоит особенность исследования слуха методом камертонов. Опишите известные Вам опыты исследования слуха с использованием камертонов.
3. Что такое костно-воздушный разрыв и о чем он свидетельствует
4. Нарисуйте и опишите (расположение 1-го нейрона, 2-го нейрона и т.д.) проводящий путь слухового анализатора.
2 вариант:
1. Дайте понятие и опишите сенсоневральную тугоухость и ретрокохлеарные нарушения слуха.
2. В чем состоит особенность исследования слуха аудиометром. Перечислите методы исследования слуха у детей раннего возраста.
3. Что такое паспорт слуха и для чего он заводится.
4. Нарисуйте и опишите (расположение 1-го нейрона, 2-го нейрона и т.д.) проводящий путь слухового анализатора.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 6.05
Литература
1. 1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020
2. Компанеец С.М. Болезни уха, горла и носа – Москва: «Юрайт», 2020 (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
3. Ананьев С.В. Болезни уха, горла, носа - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016 г.
4.Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. – Санкт-Петербург, издательство КАРО, 2016 г.
6.05.20
Тема: Анатомия и физиология и патология органов речи.
Часть 1. Анатомия, физиология и патология носа и полости рта. Физиология околоносовых пазух и их значение в речеобразовании. Физиология языка, твердого и мягкого неба и их значение в речеобразовании. Понятие «прикус» и значение правильного прикуса для речеобразования. Возрастные особенности анатомии и физиологии полости рта, носа и околоносовых пазух.
Вопросы для обсуждения
Часть 1
1.Анатомия полости рта, носа и околоносовых пазух.
2.Физиология полости рта, полости носа и околоносовых пазух.
3.Значение в речеобразовании полости рта и околоносовых пазух.
4.Возрастные особенности полости рта, полости носа и околоносовых пазух.
5.Патология полости носа и околоносовых пазух: острые, хронические заболевания
и осложнения.
6.Патология полости рта: врожденные и приобретенные.
Контрольные вопросы для всех студентов группы:
1. Перечислите функции полости носа.
2. Перечислите врожденные пороки развития полости рта, методы их коррекции и влияние на речеобразование.
3. Назовите какие характеристики голоса зависят от состояния полости носа и рта.
4. Внутричерепные и орбитальные осложнения при патологии околоносовых пазух – вид, симптомы, профилактика.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 14.05
Литература
1. 1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020
2. Компанеец С.М. Болезни уха, горла и носа – Москва: «Юрайт», 2020 (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
3. Ананьев С.В. Болезни уха, горла, носа - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016 г.
4.Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. – Санкт-Петербург, издательство КАРО, 2016 г.
В помощь студентам будут отправлены на электронную почту дополнительно лекции в слайдовом варианте.
12.05.20
Тема: Анатомия и физиология и патология органов речи.
Часть 2. Анатомия, физиология и патология глотки и гортани.
Анатомия и физиология глотки. Физиология и патология глотки и их значение в речеобразовании. Физиология и патология гортани и их значение в речеобразовании. Речевая система: акустические параметры и восприятие речи, речь как координированная активность речевого тракта, речь как функция мозга.
Вопросы для обсуждения
1. Анатомия глотки и гортани: хрящевой скелет, связки и мышцы.
2. Физиология глотки и гортани: значение голосовых связок.
3. Методы исследования глотки.
4. Значение в речеобразовании глотки и гортани.
4. Возрастные особенности глотки и гортани..
5. Патология глотки: острые воспалительные заболевания, инородные тела и аденоидные разрастания.
6. Патология гортани: острые воспалительные заболевания и хроническая патология
7. Развитие и функции речи.
8. Контроль результата деятельности речевой системы.
9. Речь и мышление.
10. Расстройства речи – виды, причины.
11. Коррекция расстройств речи.
Контрольные вопросы:
1 вариант
- Перечислите анатомические и физиологические особенности глотки, методы ее исследования.
- Перечислите какие заболевания глотки влияют на расстройства речи.
- Перечислите симптомы нарушений речевой функции при повреждении различных зон мозга (Брока, Вернике, проводниковой, слуховой, угловой извилины, левого полушария)
- Нарисуйте схематическое изображение областей коры левого полушария, повреждение которых приводит к расстройствам речи.
2 вариант
1. Перечислите анатомические и физиологические особенности гортани, методы ее исследования.
2. Перечислите состояния различных отделов полости гортани, влияющие на расстройства речи.
3. Перечислите важнейшие сенсорные, моторные и интегративные области мозга, прямо или опосредованно связанные с осуществлением речевых функций.
4. Нарисуйте схему иерархической организации системы управления голосовыми реакциями.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 22.05
Литература
1. 1. Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020.
2. Компанеец С.М. Болезни уха, горла и носа – Москва: «Юрайт», 2020 (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека)
3. Ананьев С.В. Болезни уха, горла, носа - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016 г.
4. Шипицына Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учебник для специального дефектологического образования – Москва, Академия, 2013.
В помощь студентам будут отправлены на электронную почту дополнительно лекции в слайдовом варианте.
19.05.20
Необходимо до 26.05 повторить весь пройденный материал по разделу «Анатомия, физиология и патология ЛОР органов» и подготовиться к итоговому (по разделу) тестовому контролю.
Кроме того, всем студентам группы необходимо подготовить и прислать не позднее 2.06 преподавателю свои рефераты.
26.05 - 29.05.20Итоговое тестирование выполняется каждым студентом группы, при этом половина группы (1-7) делает 1 вариант, вторая половина (8-15) группы – 2 вариант. Каждому студенту из группы прислать выполненный и подписанный экземпляр тестов на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 29.05
Тестовый контроль по теме «Анатомия, физиология и патология анализаторов»
Вариант 1.
- К преломляющим средам глаза относятся:
- роговица, радужка, стекловидное тело
- влага передней и задней комиссур глаза, хрусталик, зрачок
- роговица, хрусталик, стекловидное тело
- хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
- Оптическая система глаза предназначена для:
- защиты сетчатки
- проведение света к сетчатке
- преломление лучей света
- фокусировки преломленных лучей света на сетчатке.
- При рассматривании разноудаленных предметов включается механизм:
- адаптации
- аккомодации
- рефракции
- сужение глазной щели
- Слезотечение необходимо для :
- смывания инородных частиц с поверхности глазного яблока
- смачивание роговицы
- промывание слезных каналов
- для заполнения влагой передней и задней камер глаза
- К периферическому отделу зрительного анализатора относится:
- циллиарное тело
- сетчатка
- радужка
- стекловидное тело.
- Причиной дальнозоркости является :
- удлинение оптической оси глаза
- укорочение оптической оси глаза
- aиbне имеют значения
- большее количество рецепторов на сетчатке
- Рецепторный потенциал возникает в следующих клетках сетчатки:
- в пигментных
- в палочках
- в ганглиозных
- в биполярных
- Укажите пропущенную структуру в проводниковой части зрительного анализатора: сетчатка, верхние бугры четверохолмия, -……..-, зрительная кора;
- медиальное коленчатое тело
- латеральное коленчатое тело
- хвостатое ядро
- вестибулярное ядро
- Люди, в сетчатке которых отсутствуют воспринимающие синий цвет колбочки, называются:
- миопы
- протанопы
- дейтеранопы
- тританопы
- В какой из перечисленных областей коры больших полушарий располагается первичная зрительная зона:
- в лобной
- в височной
- в затылочной
- в теменной
- В состав центральной ямки сетчатки входят только:
- палочки
- волосковые клетки
- колбочки
- опорные клетки
- Перепончатый лаберинт улитки заполнен
- перилимфой
- эндолимфой
- спинномозговой жидкостью
- тканевой жидкостью
- Частотный анализ звука осуществляется в:
- предверии улитки
- кортиевом органе
- полукружных каналах
- среднем ухе
- Колбочки расположены
- на периферии сетчатки
- в желтом пятне
- в слепом пятне
- в сосудистой оболочке
- Первые два нейрона зрительного анализатора располагаются:
- между сетчаткой и верхними буграми четверохолмия
- между сетчаткой и латеральным коленчатым телом
- в буграх четверохолмия
- в сетчатке
- Людей, которые не воспринимают зеленый цвет называют:
- миопами
- протанопами
- дейтеранопами
- тританопами
- Цветовое зрение обеспечивают:
- палочки
- ганглиозные клетки
- колбочки
- биполярные клетки
- Вставьте пропущенное слово.
- Световой поток проходит последовательно через оптические среды глаза: …….., переднюю камеру глаза, хрусталик, стекловидное тело.
- склеру
- роговицу
- сетчатку
- заднюю камеру глаза.
- Вставьте пропущенное слово.
- При ………… изображение предмета находится за сетчаткой:
- дальнозоркости
- близорукости
- астигматизме
- аккомодации
Вариант 2.
20. Вставьте пропущенное слово.
- При ………………… изображении предмета находится перед сетчаткой:
- - дальнозоркости
- близорукости
- астигматизме
- аккомодации
- Вставьте пропущенное слово.
- Костная проводимость звука ……………………. воздушной.
- выше
- ниже
- равна
- Какой из перечисленных пигментов содержится в палочках:
- меланин
- йодопсин
- родопсин
- хлоролаб
- Укажите правильную последовательность распространения возбуждения в сетчатке:
- палочки – биполярные нейроны – ганглиозные нейроны
- - ганглиозные нейроны – палочки – биполярные нейроны
- палочки – ганглиозные нейроны – биполярные нейроны
- Причиной астигматизма является:
- увеличение кривизны хрусталика
- искривление поверхности роговицы
- отсутствие хрусталика
- изменение продольной оси глаза
- При развитии дальнозоркости ближайшая точка ясного видения:
- приближается к глазу
- удаляется от глаза
- не изменяется
- При развитии миопии ближайшая точка ясного видения
- приближается к глазу
- удаляется от глаза
- не изменяется
- К периферическому отделу слухового анализатора относится:
- наружное ухо
- барабанная перепонка
- рецепторы улитки
- система косточек среднего уха.
- Действие светового раздражителя приводит к формированию в палочках:
- рецепторного потенциала
- генераторного потенциала
- потенциала действия
- потенциала покоя.
- Коррекцию дальнозоркости проводят с помощью линз:
- двояковыпуклых
- двояковогнутых
- цилиндрических
- круглых.
- Звуки низкой частоты вызывают колебания основной мембраны:
- на вершине улитки
- на всем ее протяжении
- в средней ее части
- Действие звуковых колебаний воспринимают:
- волосковые клетки
- опорные клетки
- первичночувствующие рецепторы
- Сила звука кодируется:
- числом возбужденных нейронов
- величиной ушной раковины
- зоной колебания основной мембраны
- амплитудой колебания молоточка.
- Бинауральный слух – это слух:
- одним ухом
- двуми ушами
- с помощью слухового аппарата
- при повреждении барабанной перепонки.
- Слуховая кора располагается в:
- в прецентральной извилине
- постцентральной извилине
- височной зоне
- затылочной зоне.
- Вербальный способ передачи информации осуществляется с помощью:
- жестов
- мимики
- символов
- слов
- Критический период для овладения основами языка соответствует возрасту:
- от рождения до года
- от 1,5 до 3 лет
- от 3 до 5 лет
- 5 – 10 лет
- Центр Брока находится в коре больших полушарий:
- в затылочной области
- у основания нижней лобной извилины
- в височной области
- в теменной области
- Центр Вернике находится в коре больших полушарий:
- затылочной области 3. у основания нижней лобной извилины
- в височной области 4.
в теменной области.
2.06.2020
2.06. Студенты переходят к изучению нового раздела дисциплины – «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи».
Внимание! Для изучения данного раздела необходимо использовать указанные источники литературы!
Литература.
1. Гуровец Г.В. Детская невропатология: Специальное образование /под редакцией профессора В.И. Селиверстова – Москва: «Владос», 2010
2.Циркин В.И., Трухина С.И., Трухин А.Н. Нейрофизиология: физиология сенсорных систем: учебник для вузов — Москва: «Юрайт», 2020
3. Криницына Г.М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников: учебное пособие для СПО – Москва: «Юрайт», 2020 (доступна на образовательной платформе «Юрайт» - urait.ru и в мобильном приложении "Юрайт.Библиотека"
Тема. Нарушение речи при различных заболеваниях и патологиях у детей
Фонетико-фонематические расстройства речи (дислалия, дизартрия). Лексико грамматические расстройства речи (алалия, детская афазия). Темпо-ритмические расстройства речи (заикание). Нарушение речи при детском церебральном параличе (ДЦП), минимальной мозговой дисфункции и неврозах.
Контрольные вопросы для самоконтроля:
1. Причины, особенности и профилактика фенетико-фонематических расстройств речи у детей
2. Причины, особенности и профилактика лексико-грамматических расстройств речи у детей
3. Причины, особенности и профилактика темпо-ритмических расстройств
речи у детей
4. Особенности нарушения речевой функции у детей с аутизмом
5. Какие нарушения речи наиболее часто встречаются у детей при СДВГ синдроме
Контрольное задание:
Вариант № 1:
1. Перечислите виды нарушения речевой функции у детей с ДЦП и дайте им характеристику.
2. Перечислите виды нарушения речи, возникающие при поражении экстрапирамидной системы и назовите при каких патологиях у детей они могут встречаться.
Вариант№ 2:
1.Перечислите виды нарушения речевой функции у детей с функциональными расстройствами нервной системы
2. Перечислите виды нарушения речи, которые возникают при поражении отдельных участков передней и задней центральных извилин, прилегающих к роландовой борозде и назовите при каких патологиях у детей они могут встречаться.
Для помощи в изучении данной темы студентам будут высланы соответствующие тематике лекции.
1 вариант – выполняют студенты с 1по 7 позицию в списке группы
2 вариант - выполняют студенты с 8 по 15 позицию в списке группы
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 8.06
9.06.20
Итоговое занятие будет проведено в виде составления эссе на тему «Нарушение речи при различных заболеваниях и патологиях».
Для написания эссе студентам группы будет необходимо посмотреть следующие фильмы (желательно посмотреть все фильмы, а эссе писать по одному из них):
1 вариант (студенты с 1 по 4 позицию из списка группы)
1. «Достучаться до небес»
2 вариант (студенты с 5 по 8 позицию из списка группы)
2. «В душе я танцую»
3 вариант (студенты с 9 по 12 позицию из списка группы)
3. «Король говорит»
4 вариант (студенты с 13 по 15 позицию из списка группы)
4. «Звездочки на земле»
После просмотра фильма в своем эссе, которое по объему не должно превышать 2 страницы, необходимо отразить ответы на следующие вопросы:
1. Каким видом нарушения речи страдает главный герой фильма
2. Перечислить признаки этого нарушения
3. Отразить каким образом герой преодолевает (или не преодолевает) свою проблему
4. Отразить Ваше отношение к герою, его проблеме и особенностях принятия героя.
Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 14.06
16.06.20
Зачетное занятие.
Подведены итоги по всем пройденным занятиям дисциплины "Возрастная анатомия, физиология, гигиена и основы патологии органов слуха, речи и зрения", оценено качество и соблюдение сроков выполнения заданий.
Итоги каждого студента занесены в рабочий журнал, на основании которого все студенты 11 группы по изучаемой дисциплине получают "зачет". Журнал предоставлен в деканат.