Контакты:
-
Алексей Николаевич РодионовУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летнем лагере» (Б1.В.ДВ.6) входит в вариативную часть учебного плана по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин образовательной программы, как «Педагогика», «Общая психология», «Социальная психология», «Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы педагога-психолога» с которыми данная дисциплина содержательно и логически взаимосвязана.
Освоение данной дисциплины связана и закладывает основу для усвоения материала по следующим дисциплинам: «Психологическая служба в системе образования», «Социальная педагогическая психология», «Психологическое консультирование в системе образования», «Технологии психотерапии в психологическом сопровождении учащихся», «Тренинговая работа с детьми и подростками», «Психологическое сопровождение особого ребенка», «Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска» и других. Данная дисциплина подготавливает студентов к учебной практике Б2.П.1 «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях)».
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-9 – способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
ПК-26 – способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей
ПК-27 – способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать: закономерности организации летнего отдыха детей в условиях летнего лагеря; основные методы и технологии работы педагога-психолога в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития в условиях летнего лагеря; основные виды деятельности педагога-психолога; особенности проведения психодиагностических, консультативных, психокоррекционных, просветительских и профилактических мероприятий в условиях летнего лагеря в поликультурной среде; основы психолого-педагогического взаимодействия с родителями и педагогическими работниками по вопросам психического развития детей отдыхающих в летнем лагере; способы взаимодействия с педагогическими работниками и другими специалистами по вопросам развития детей;
Уметь: ориентироваться в основных подходах к организации и реализации психолого-педагогического сопровождения в условиях летних лагерей в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития; в основных видах деятельности педагога-психолога учитывая специфику условий летних лагерей; в способах взаимодействия с родителями и педагогическими работниками по вопросам психического развития детей отдыхающих в летнем лагере; уметь взаимодействовать с педагогами и другими специалистами по вопросам развития детей;
Владеть: основами проведения психодиагностических, консультативных, психокоррекционных, просветительских и профилактических мероприятий в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития с детьми и педагогами в условиях летнего лагеря;
Содержание дисциплины
Подходы к организации детского летнего отдыха. Документы, регламентирующие организацию летнего детского отдыха. Логика развития лагерной смены. Особенности организационного периода и специфика психолого-педагогического сопровождения в этот период. Характеристика основного и заключительного периодов смены. Особенности психолого-педагогического сопровождения кризисных периодов смены. Этические проблемы и особенности психолого-педагогического сопровождения детского отдыха.
Общие положения об организации психологической службы и психолого-педагогического сопровождения в летнем лагере отдыха. Цели и задачи психологической службы и психолого-педагогического сопровождения.
Содержание и формы работы педагога-психолога в летнем лагере. Организация деятельности педагога-психолога: планирование работы, особенности организации практической деятельности по сопровождению детей, педагогов, педагогической деятельности. Авторские подходы к организации психологической службы в условиях летнего детского лагеря.
Психодиагностика как основа работы педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей. Особенности организации психодиагностических исследований в логике развития смены. Получение информации и ее использование. Психологический мониторинг в практике психологической службы летнего лагеря отдыха.
Специфика организации психологического консультирования. Особенности консультирования детей различных возрастов. Специфика психологического консультирования педагогов в летнем лагере.
Психокоррекция как направление деятельности педагога-психолога в летнем лагере. Специфика и особенности психокоррекционного процесса. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками. Психологический тренинг как особая форма работы. Психологическое просвещение и профилактика: задачи и содержание.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, девиантным поведением. Взаимодействие педагога-психолога с родителями. Методика работы психолога с педколлективом лагеря. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития. Психологическая помощь педагогу. Методы гармонизации и самоактуализации личности педагога.