Контакты:
-
Алексей Николаевич РодионовУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Психология межкультурной
коммуникации в образовании» (Б1.В.ДВ.9) входит в вариативную часть учебного
плана по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин образовательной программы, как «Психологическая служба в системе образования», «Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы педагога-психолога», «Психологическое консультирование в сфере образования» с которыми данная дисциплина содержательно и логически взаимосвязана.
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующей компетенцией:
ОПК-9 – способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.
ПК-25 – способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать: особенности профессиональной деятельности в поликультурной среде; особенности поликультурной коммуникации в образовании; основные методы и технологии работы педагога-психолога в поликультурной среде, особенности социокультурной ситуации развития; критерии позволяющие отрефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий.
Уметь: ориентироваться в основных подходах к организации и реализации профессиональной психолого-педагогической деятельности в поликультурной среде; учитывать особенности социокультурной ситуации развития; рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий.
Владеть: основами реализации профессиональной деятельности в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития, особенности поликультурной коммуникации в образовании; способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий; рефлексией способов и результатов своих профессиональных действий.
Содержание дисциплины
Общение как базовая категория психологии. Виды общения. Стороны общения. Характеристика межкультурной коммуникации. Этническая и культурная идентичность. Вербальная и невербальная специфика коммуникации. Стиль коммуникации: высококонтекстный и низкоконтекстный. Коммуникативные нормы. Анализ специфики межкультурной коммуникации. Речевая коммуникация и культура. Культура и невербальное поведение. Экспрессия в общении разных культур. Межкультурная компетентность. Межкультурная коммуникация в образовании. Диагностика межкультурной синзитивности. Культура в психологии. Социализация и инкультурация. Межкультурные конфликты. Профилактика и разрешение межкультурных конфликтов.