Контакты:
-
Алексей Николаевич РодионовУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.Б.10 «Возрастная психология» входит в обязательную (базовую) часть программы бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль – психология в образовании.
В ходе ее изучения формируется категориальный аппарат и основы психологического мышления, которые будут использованы как в дальнейшем освоении других психологических дисциплин, так и в последующей практической профессиональной деятельности. Назначение данного курса в учебном плане заключается в обеспечении бакалавров фундаментальными знаниями в области возрастной психологии, в знакомстве их с основными закономерностями психического развития личности в онтогенезе.
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе предшествующего изучения таких дисциплин образовательной программы, как «Введение в специальность», «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Профессиональная этика».
Формирование психики по возрастам рассматривается в рамках нескольких содержательных блоков, которые образуют учебные модули дисциплины: «физические и психофизиологические изменения», «интеллектуальное развитие», «становление нравственности», «сексуальное развитие», «сенсорное развитие», «психосоциальное развитие» и др. Каждый из блоков знаний содержит основные сведения по диагностике уровня развития психических свойств и процессов.
Содержание дисциплины включает анализ жизненного пути личности как полного цикла: от рождения до смерти. Наряду с отечественными периодизациями, большое внимание уделяется зарубежным периодизациям психического развития (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, З. Фрейд, Л. Кольберг, К. Гиллиган, А. Валлон, Г. Крайг и др.)
Отличительной особенностью данного курса является рассмотрение личности в качестве субъекта, как основных видов деятельности, так и собственных психических процессов, свойств, состояний на различных возрастных стадиях онтогенеза. Студентами изучаются основные стадии развития субъекта в течение жизненного пути.
Цель освоения дисциплины: изучение студентами базовых, фундаментальных знаний в области возрастного развития психики, рассмотрение основного понятийного аппарата современной психологии развития, формирование практических навыков взаимодействия с различными возрастными группами населения.
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
· способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК – 1);
· готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
· способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-22);
· способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-25).
В результате освоения дисциплины учащийся должен
Знать:
- теоретический и фактический материал дисциплины;
- основные методы оценки качественных и количественных изменений в психическом развитии на разных возрастных этапах;
- положения культурно-исторического, деятельностного, субъектно-деятельностного подходов в психологии развития;
- тенденции развития и основные периодизации возрастной психологии за рубежом;
- основные особенности психического развития в различные периоды жизни;
- специфику планирования и организации развивающей среды в разные возрастные этапы;
- особенности угасания и старения психофизиологических функций и процессов;
- характер и способы саморегуляции психического и поведения в разные периоды онтогенеза;
- психологические основы реализации здорового образа жизни и способов самоактуализации.
Уметь:
- самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным проблемам возрастной психологии;
- анализировать положения современных теорий обучения, воспитания и развития, для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
- системно анализировать и выбирать концепции в возрастной психологии;
- использовать некоторые наиболее операционализированные психологические тесты в возрастной психологии;
- создавать психологически безопасную развивающую среду;
- взаимодействовать с различными субъектами психолого-педагогического процесса.
Владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
- способами осуществления психологической поддержки обучения и развития детей разного возраста;
- стандартными тестами и технологиями, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- навыками организации совместной и индивидуальной деятельности детей различных возрастов;
- способами определения и предупреждения суицидального, девиантного поведения;
· навыками рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.