Контакты:

Место дисциплины в структуре ОП

  Дисциплина Б1.Б.10 «Возрастная психология» входит в обязательную (базовую) часть программы бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль – психология в образовании.

В ходе ее изучения формируется категориальный аппарат и основы психологического мышления, которые будут использованы как в дальнейшем освоении других психологических дисциплин, так и в последующей практической профессиональной деятельности. Назначение  данного курса  в учебном плане  заключается в обеспечении бакалавров фундаментальными знаниями в области возрастной психологии, в знакомстве их с основными закономерностями психического развития личности в онтогенезе.

В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе предшествующего изучения таких дисциплин образовательной программы, как «Введение в специальность», «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Профессиональная этика».

Формирование психики по возрастам рассматривается в рамках нескольких содержательных блоков, которые образуют учебные модули дисциплины: «физические и психофизиологические изменения», «интеллектуальное развитие», «становление нравственности», «сексуальное развитие», «сенсорное развитие», «психосоциальное развитие» и др. Каждый из блоков знаний содержит основные сведения по диагностике уровня развития психических свойств и процессов.

Содержание дисциплины включает анализ жизненного пути личности как полного цикла: от рождения до смерти. Наряду с отечественными периодизациями, большое внимание уделяется зарубежным периодизациям психического развития (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Ш. Бюллер, З. Фрейд, Л. Кольберг, К. Гиллиган, А. Валлон, Г. Крайг и др.)

 Отличительной особенностью данного курса является рассмотрение личности в качестве субъекта, как основных видов деятельности, так и собственных психических процессов, свойств, состояний на различных возрастных стадиях онтогенеза. Студентами изучаются основные стадии развития субъекта в течение жизненного пути.

Цель освоения дисциплины: изучение студентами базовых, фундаментальных знаний в области возрастного развития психики, рассмотрение основного понятийного аппарата современной психологии развития, формирование практических навыков взаимодействия с различными возрастными группами населения.

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

·                    способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК – 1);

·                    готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

·                    способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-22);

·                    способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-25).

В результате освоения дисциплины учащийся должен

Знать:

  • теоретический и фактический материал дисциплины;
  • основные методы оценки качественных и количественных изменений в психическом развитии на разных возрастных этапах;
  • положения культурно-исторического, деятельностного, субъектно-деятельностного подходов в психологии развития;
  • тенденции развития и основные периодизации возрастной психологии за рубежом; 
  • основные особенности психического развития в различные периоды жизни;
  • специфику планирования и организации развивающей среды в разные возрастные этапы;
  • особенности угасания и старения психофизиологических функций и процессов;
  • характер и способы саморегуляции психического и поведения в разные периоды онтогенеза;
  • психологические основы реализации здорового образа жизни и способов самоактуализации.

Уметь:

  • самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным проблемам  возрастной психологии;
  • анализировать положения современных теорий обучения, воспитания и развития, для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
  • системно анализировать и выбирать концепции в возрастной психологии;
  • использовать некоторые наиболее операционализированные психологические тесты в возрастной психологии;
  • создавать психологически безопасную развивающую среду;
  • взаимодействовать с различными субъектами психолого-педагогического процесса.

Владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
  • способами осуществления психологической поддержки обучения и развития детей разного возраста;
  • стандартными тестами и технологиями, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
  • навыками организации совместной и индивидуальной деятельности детей различных возрастов;
  • способами определения и предупреждения суицидального, девиантного поведения;

·         навыками рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.