Гостевой доступ

1.      Место дисциплины в структуре ООП

 «Психология здоровья и здоровьесберегающие технологии» является одной из дисциплин  по выбору. Содержание дисциплины направлено на ознакомление студентов с предметным содержанием психологии здоровья, на помощь в формировании собственной позиции по отношению к здоровью, так же данный курс позволяет ознакомиться с теоретическими основами психологии здоровья, осмыслить научные подходы к проблематике здоровья, приобрести практический опыт оздоровления.  Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения  профессионального цикла, базовой части,  в частности «Общей психологии», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия и физиология». Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение «Психологическая служба в системе образования», «Специальная психология» и др. Курс строится на сочетании теоретических знаний и практических приемов. При реализации программы  используются современные педагогические технологии (практические занятия   проблемной направленности, групповые  и индивидуальные творческие занятия,  деловые игры, тренинговые упражнения и др.), теоретические  вопросы подкрепляются  соответствующими практическими методиками. При выдаче тематики зачетных работ соблюдается принцип практической направленности работы, ее полезности для слушателей курса. Предусмотренные программой формы индивидуальной работы способствуют применению приобретенных компетенций при решении практических задач инновационной направленности, возникающих в процессе профессиональной  деятельности слушателей. Тематика учебного курса и методика проведения занятий позволяет активизировать подготовку студентов по умению решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Общие для всех видов профессиональной деятельности: создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня психологической компетентности участников

образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; систематическое повышение своего профессионального мастерства. В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании: работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье. В области социально-педагогической деятельности: организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов. В области образовательной деятельности на начальной ступени общегообразования: создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоении образовательной программы

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

ОПК-12, ПК-25, ПК-26

ОПК-12 способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

ПК-25 способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей

ПК-26 способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основной категориальный аппарат психологии здоровья как нового практического направления, иметь представления о психологических и физиологических составляющих и факторах здоровья человека, основные особенности физического, психического и социального здоровья человека, ориентироваться в проблемах критериев психологического (душевного) и физического здоровья человека, знать о существующих психологических факторах, влияющих на состояние физического здоровья человека, современные представления о факторах здоровья, различные точки зрения на модель здоровья, здоровой личности, здорового образа жизни и содержание их компонентов, подходы и методы укрепления и формирования здоровья, значение деятельности психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в системе охраны здоровья.

Уметь: самостоятельно анализировать основные факторы влияния социологических, психологических и физических параметров среды и ситуации на состояние здоровья человека, учитывать резервные и возрастные возможности человека в своей профессиональной деятельности, иметь четкое представление о границах своей профессиональной компетентности, связанной с ответственностью за жизнь и здоровье другого человека, выявлять и анализировать факторы риска здоровья, использовать подходы для формирования установки быть здоровым, осуществлять психологические мероприятия по выработке стратегии и тактики сохранения физического, психического и социального здоровья и профилактике его расстройств, выявлять и анализировать факторы риска для здоровья человека, проводить диагностику показателей психологического здоровья,  осуществлять психологические мероприятия по сохранению физического, психического и социального здоровья в рабочих коллективах,  пользоваться профессиональными знаниями и подходами при решении практических задач.

Владеть: быть способным учитывать существование различий, особенностей, преимуществ, недостатков, ограничений различных подходов, направлений и методов достижения и поддержания здоровья человека в своей профессиональной деятельности, владеть основными видами  просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества, методами исследований в области психологии здоровья, конкретными методиками психолого-педагогической диагностики и оценки психологического здоровья, профессиональными знаниями и подходами при решении практических задач.