1.    Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ОД.8 «Основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Основы генетики», «Онтогенез речевой деятельности».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и др., а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

1.    Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОПК – 4);

2.    Готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК – 7).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

-     психолого-педагогические основы семейного воспитания детей;

-     характерные черты и типы семейного воспитания как педагогической системы;

-     особенности взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей;

-     способы активизации участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения;

-     специфику семейного воспитания детей дошкольного и школьного возраста с различными видами речевых нарушений.

уметь:

-     анализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам семейного воспитания;

-     общаться с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи, в ходе психолого-педагогического консультирования;

-     использовать различные формы взаимодействия логопеда, педагога и психолога с семьёй ребёнка, имеющего речевые нарушения.

владеть:

-     навыками адекватного выбора и применения методов и приёмов воспитания, а также специального обучения детей с речевой патологией в условиях организации работы с родителями;

-     навыками обучения родителей некоторым коррекционным приёмам работы с детьми, имеющими различные нарушения речи;

-      навыками творческой разработки индивидуально-ориентированных программ специально организованных коррекционных воздействий в условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи.

 

3. Содержание дисциплины

Семейное воспитание как педагогическое система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей. Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё.

Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической _аботе с детьми, имеющие речевые нарушения.

Семейное воспитание детей с раннего возраста с отклонениями в речевом развитии. Воспитание ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением в семье. Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Воспитание ребёнка дошкольного с ДЦП в семье. Особенности семейного воспитания ребёнка-дошкольника с ринолалией. Семейное воспитание детей с заиканием. Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией.