Контакты:
-
МГ
Михаил Юрьевич ГильденковУчитель
Место дисциплины в структуре ООП
Данная
дисциплина относится к вариативной части, к дисциплинам по выбору. Содержательно и методически
связана с дисциплинами: «Биология», «Общая экология», «Экология животных», «Животный
мир Смоленской области».
Цель освоения дисциплины
Формирование компетенций в области экологии на основе знаний специфики отношений животных со средой обитания в связи с адаптивной ролью нервной системы и поведения.
Задачи освоения дисциплины
· Познавательная
Изучить адаптивные возможности животных к абиотическим и биотическим факторам среды, выявить особенности этологических механизмов адаптаций; этологическую структуру популяций, сигнализацию и коммуникацию в популяциях, их формы, механизмы и экологическое значение; особенности биотических отношений в межвидовых сообществах.
· Воспитательная
Формирование экологической культуры, ответственного отношения к животному компоненту биосферы и к Природе в целом на основе экологического мировоззрения, сформированного научными знаниями об основных закономерностях взаимодействия животных между собой и с окружающей их средой.
· Развивающая
Развитие культуры мышления, способностей к восприятию, пониманию, изложению, критическому анализу и обобщению полученных знаний в области экологии животных.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Поведенческие основы адаптаций»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать:
Владение знаниями о теоретических основах экологии животных (ПК-15).
Владением базовыми знаниями биологии в объеме, необходимом для освоения биологических основ в экологии; навыками идентификации и описания биологического разнообразия (ОПК-2).
В результате формирования компетенций обучающийся должен:
Знать:
- теоретические основы этологии и экологии животных;
- эволюцию биологических форм поведения животных;
- закономерности формирования поведенческих адаптаций в онтогенезе и филогенезе;
- особенности поведенческих адаптаций у разных групп животных.
Уметь:
- понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области этологии;
- использовать теоретические знания на практике при оценке адаптивных возможностей животных и биологического разнообразия сообществ.
Владеть:
- методами наблюдения за поведением животных и оценки поведенческих адаптаций.
Содержание дисциплины
Модуль 1. История изучения поведения животных.
История изучения поведения животных. Основные направления в изучении поведения животных. Исследования поведения животных в природе.
Модуль 2. Физиологические основы поведения.
Особенности строения нервной системы и анализаторов в разных группах животных. Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
Модуль 3. Поведенческие адаптации и их формирование.
Коммуникации животных. Обучение. Мышление. Формирование поведения животных. Биологические формы поведения. Социальное поведение. Поведение, связанное с размножением.