Контакты:

Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к вариативной части, к дисциплинам по выбору. Содержательно и методически связана с дисциплинами: «Биология», «Общая экология», «Экология животных», «Животный мир Смоленской области».

 

Цель освоения дисциплины

 Формирование компетенций в области экологии на основе знаний специфики отношений животных со средой обитания в связи с адаптивной ролью нервной системы и поведения.

 Задачи освоения дисциплины

·       Познавательная

Изучить адаптивные возможности животных к абиотическим и биотическим факторам среды, выявить особенности этологических механизмов адаптаций; этологическую структуру популяций, сигнализацию и коммуникацию в популяциях, их формы, механиз­мы и экологическое значение; особенности биотических отношений в межвидовых сообществах.

 ·       Воспитательная

Формирование экологической культуры, ответственного отношения к животному компоненту биосферы и к Природе в целом на основе экологического мировоззрения, сформированного научными знаниями об основных закономерностях взаимодействия животных между собой и с окружающей их средой.

 ·       Развивающая

Развитие культуры мышления, способностей к восприятию, пониманию, изложению, критическому анализу и обобщению полученных знаний в области экологии животных.

  

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Поведенческие основы адаптаций» 

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать:

 Владение знаниями о теоретических основах экологии животных (ПК-15).

Владением базовыми знаниями биологии в объеме, необходимом для освоения биологических основ в экологии; навыками идентификации и описания биологического разнообразия (ОПК-2).

 

  В результате формирования компетенций обучающийся должен:

 Знать:

  • теоретические основы этологии и экологии животных;
  • эволюцию биологических форм поведения животных;
  • закономерности формирования поведенческих адаптаций в онтогенезе и филогенезе;
  • особенности поведенческих адаптаций у разных групп животных.

 Уметь:

  • понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области этологии;
  • использовать теоретические знания на практике при оценке адаптивных возможностей животных и биологического разнообразия сообществ.

 Владеть:

  • методами наблюдения за поведением животных и оценки поведенческих адаптаций.

 

 Содержание дисциплины


 

Модуль 1. История изучения поведения животных.

История изучения поведения животных. Основные направления в изучении поведения животных. Исследования поведения животных в природе.

 

Модуль 2. Физиологические основы поведения.

Особенности строения нервной системы и анализаторов в разных группах животных. Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

 

Модуль 3. Поведенческие адаптации и их формирование.

Коммуникации  животных. Обучение. Мышление. Формирование поведения животных. Биологические формы поведения. Социальное поведение. Поведение, связанное с размножением.