Место дисциплины в структуре ОП

 

 

              Дисциплина «Специальная психология» Б1.В.ОД.11 относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть). Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Основы нейропсихологии», «Психогенетика», «Коррекционная психология».

Проблема развития детей имеющих те или иные врожденные или приобретенные дефекты является непреходящей для психологической науки и практики. На сегодня деятельность психолога, работающего с детьми и подростками, невозможна без глубокого знания аспектов связанных с дизонтогенезами разных типов. Именно ранняя и точная диагностика, понимание психологических закономерностей и механизмов аномального развития лежат в основе адекватных коррекционно-образовательных мероприятий, создания условий для как можно более полной социализации детей с дизонтогениями. Это тем более актуально, что отмечается постоянный рост числа детей со стойкими нарушениями здоровья. По разным данным, из 10 новорожденных детей 6-8 имеют различные отклонения в здоровье, в т.ч. и со стороны нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата.

На сегодня в РФ насчитывается более 8 миллионов инвалидов, число людей с ограниченными возможностями не учитывается и может превышать число инвалидов в несколько раз. В современных условиях крайне актуально стоит вопрос о физической, социальной, трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов, которая невозможна без научно выверенных, современных психологических подходов, без кропотливой, грамотной работы психологов-практиков.

 

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

 

ОПК-1 - способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

 

ПК-26 - способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

цели и задачи специальной психологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения специальных психологических знаний в связи с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития;

историю становления и развития специальной психологии;

принципы работы и функции специальных психологов;

     основы специальной психологии, связанные с решением вопросов реабилитации, коррекции, компенсации и социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями и особыми образова­тельными потребностями.

 

уметь:

проявлять инициативу к инновациям в специальной психологии;

проводить психологическое изучение и диагностику развития детей и подростков;

определять возможные нарушения и отклонения в развитии детей и подростков;

создавать условия, направленные на предупреждение, снятие или ослабление нарушений развития детей и подростков.

 

владеть:

традиционными и новыми технологиями специальной психологии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в специальной психологии;

навыками самостоятельной работы со специальной литературой.