1. Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами образовательной программы

Целью практики является овладение системой профессионально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности учителя-логопеда в части реализации психолого-педагогического сопровождения воспитанника дошкольного возраста с нарушением речи.

В результате прохождения производственной практики у студента формируются следующие компетенций:

- способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);

- способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

- готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);

- способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

- готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);

- способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);

- способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);

- готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7).


В результате прохождения практики студент должен:

знать:

  • о социальной и практической значимости профессии логопеда;

  • модели осуществления логопедической помощи детям дошкольного возраста;

  • сущность, условия реализации личностно-ориентированного, индивидуально-дифференцированного подходов к детям дошкольного возраста с нарушениями речи;

  • характеристику нарушений речи у детей дошкольного возраста;

  • возрастные особенности, особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, их индивидуальные образовательные потребности;

  • нормативно-правовые документы обеспечения комплексного медико- психолого-педагогического сопровождения воспитанников дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

  • методические требования к разработке программного обеспечения логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста;

  • психолого-педагогические методы обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

  • технологию логопедического обследования ребенка дошкольного возраста;

  • диагностические показатели возрастного, психофизиологического развития, сформированности разных сторон речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

  • основные этические аспекты профессионального взаимодействия логопеда и других участников коррекционного процесса;

  • формы, методы, приемы организации сотрудничества логопеда в социальной и профессиональной сфере;

  • виды, технологии планирования логопедической работы с дошкольниками с нарушениями речи;

  • формы, методы, условия реализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями речи;

  • формы, методы, приемы, средства социализации дошкольников с нарушениями речи;

  • особенности коррекционно-развивающей среды для детей с нарушениями речи, ее методического и технического обеспечения;

  • виды, технологию разработки и проведения мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;

  • критерии анализа и оценки результатов образовательно-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, профессионального поведения логопеда;

  • основные формы, методы комплексного психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ и описание путей их реализации;

  • формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам психолого-педагогического сопровождения воспитанников с нарушениями речи и их социальной адаптации.


уметь:

  • анализировать тексты нормативно-правовых документов и извлекать необходимую информацию для решения профессиональных задач;

  • реализовывать личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку дошкольного возраста с нарушением речи;

  • соблюдать профессиональные этические и социальные нормы и требования;

  • обоснованно осуществлять выбор форм, методов, приемов организации сотрудничества с участниками психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

  • взаимодействовать с участниками психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

  • проводить логопедическое обследование речевой деятельности детей дошкольного возраста,

  • осуществлять психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

  • анализировать и фиксировать в речевой карте результаты проведенного обследования и квалифицировать выявленные нарушения/отклонения в развитии детей дошкольного возраста в соответствии с клинико-психолого-педагогическим подходом;

  • осуществлять перспективное планирование и текущее планирование содержания индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения;

  • разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника в части организации его логопедического сопровождения;

  • формулировать ожидаемые результаты образовательно-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;

  • определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

  • обоснованно выбирать и применять методы и приемы преодоления нарушений речи детей дошкольного возраста во взаимосвязи с другими сторонами их психического развития на индивидуальных логопедических занятиях;

  • планировать работу с семьей воспитанника, имеющего нарушение речи;

  • подбирать к занятиям специальный рече-языковой, наглядно-дидактический материал, технические средства и приспособления.

  • обоснованно выбирать формы, методы, приемы, средства социализации дошкольников с нарушениями речи;

  • создавать условия для проведения мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;

  • оценивать собственную деятельность, работу студентов и логопеда по заданным критериям.


владеть:

  • способами рационального ведения логопедической документации;

  • навыками логопедического обследования детей дошкольного возраста;

  • навыками анализа и квалификации нарушения/отклонения в развитии детей дошкольного возраста в соответствии с клинико-психолого-педагогическим подходом;

  • приемами организации совместной работы с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения (психологами, воспитателями, музыкальным руководителем и др.), а также родителями детей;

  • навыками осуществления методически правильного выбора языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями;

  • навыками изготовления демонстрационного и раздаточного дидактического материала;

  • навыками оценки профессионального поведения логопеда в системе отношений логопеда с ребенком, имеющим нарушение речи, с другими специалистами навыками осуществления анализа хода и результатов логопедического занятия;

  • навыками осуществления адекватной оценки собственной деятельности и студентов микрогруппы;

  • эффективными формами и приемами логопедической пропаганды.

  • навыками реферирования методической литературы.

2. Место проведения практики

Тип производственной практики – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе дошкольных  образовательных организаций

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

  • наличие и оснащение логопедического кабинета;

  • уровень обеспеченности учебно-методической литературой и дидактическими материалами;

  • наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации).


3. Содержание практики

Для прохождения производственной практики студенты распределяются по образовательным организациям для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями по 4-5 человек в каждой группе.

Руководство и контроль над деятельностью студентов в период производственной практики осуществляет руководитель практики от университета, руководители практики от кафедры специальной педагогики и психологии, учителя-логопеды образовательных организаций.

Студенты во время производственной практики работают в соответствии с расписанием рабочего времени учителя-логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.

За каждым студентом закрепляется по 1-2 ребенка с нарушениями устной речи для проведения с ними индивидуальных логопедических занятий в соответствии с расписанием учителя-логопеда данного учреждения и требованиями, предъявляемыми к индивидуальным занятиям: продолжительность занятия 15-20 минут, при проведении индивидуальной работы учитывается структура и механизм речевого нарушения, психологические, соматические и возрастные особенности ребенка.

В ходе практики у студентов формируются навыки фиксации деятельности учителя-логопеда, анализа занятий специалиста в устной и письменной форме; организации и проведения логопедического обследования и интерпретации полученных результатов.

В течение практики студенты проводят пробные и зачетные индивидуальные логопедические занятия с закрепленными за ними детьми. Учитель-логопед и руководитель практики от университета оказывают консультативную помощь студентам в процессе подготовки к занятиям, постепенно приучая их составлять план и развернутый конспект занятия, точно формулировать тему, цель, задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методически грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические пособия, учитывая основные дидактические и специальные принципы моделирования логопедического воздействия в рамках одного занятия коррекционно-речевого обучения дошкольников с дефектами речи. Каждый студент проводит по два зачетных индивидуальных занятия. Все студенты группы посещают зачетные (открытые) занятия, участвуют в их аналитическом разборе.

После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственной практики, и оформления отчетной документации, на базе дошкольного образовательного учреждения или университета проходит заключительная конференция, на которой дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к производственной практике, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации производственной практики.


4. Этапы прохождения практики

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость ( в часах)

Формы текущего контроля

1.

Организационный этап

Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, требованиями, предъявляемыми при выполнении программы практики, отчетной документацией; закрепление за методистами кафедры специальной педагогики и психологии и распределение по учреждениям; проведение инструктажа по технике безопасности (10 часов).

Проверка медицинских книжек (получение допуска к работе с детьми дошкольного возраста);

оформление договора с принимающей организацией для студентов, проходящих практику по месту жительства;

Проверка знаний по технике безопасности (устный опрос студентов, выезжающих на практику за пределы Смоленска).



2.

Аналитико-проектировочный этап

1. Знакомство с учителем-логопедом и другими специалистами, с администрацией и педагогическим коллективом, с режимом работы образовательной организации с оборудованием логопедического кабинета.

2. Изучение документации учителя-логопеда:

  • речевых карт детей;

  • журнала учета продвижения детей;

  • перспективного плана работы;

  • календарных планов подгрупповых и индивидуальных занятий;

  • журнала учета посещения детьми занятий;

  • графика работы учителя-логопеда,

  • индивидуальных тетрадей домашних заданий,

  • годового отчета специалиста.

3.Составление индивидуального графика работы на период практики.

4. Наблюдение за деятельностью учителя-логопеда и ее анализ.

(40 часов)

Проверка заполнения следующих разделов дневника производственной практики:

- список обучающихся на логопункте/ в группе компенсирующей направленности;

- - образцы документации учителя-логопеда;

- конспекты 2-х индивидуальных занятий, проведенных логопедом, с аналитическим разбором;

- конспект одного фронтального/

подгруппового занятия, проведенного логопедом, с аналитическим разбором.


3.

Диагностический этап

1.Наблюдение за детьми во время занятий, анализ их речи, особенностей познавательной деятельности, поведения;

2.Обследование речи ребенка, заполнение речевой карты.

(26 часов)

Проверка заполнения дневника производственной разделов практики:

- схема психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста;

- схема логопедического обследования дошкольника с речевой патологией;

- одна речевая карта, заполненная на ребенка для индивидуальной работы и перспективный план работы с ним на период практики;

- график проведения зачетных индивидуальных занятий.

4.

Коррекционно-воспитательный этап

1.Проведение пробных и зачетных индивидуальных логопедических занятий с детьми, закрепленными за студентами.

2.Самоанализ и анализ логопедических занятий, проведенных студентами.

3. Заполнение индивидуальных тетрадей для домашних заданий.

4.Подготовка материалов по пропаганде логопедических знаний для педагогов и родителей.

5. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для логопедических занятий.

6.Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

(130 часов)

Проверка заполнения дневника производственной практики:

конспекты 5-ти индивидуальных логопедических занятий, проведенных с закрепленным ребенком;

- конспект 2-х индивидуальных занятий, проведенных товарищами, с анализом.


Проверка выполнения индивидуальных заданий:

- материалов по пропаганде логопедических знаний;

- методических, дидактических материалов и наглядного пособия, подготовленных студентом самостоятельно.

5.

Аналитико-результативный этап

1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.

2.Самоанализ эффективности производственной практики.

3. Анализ организационных аспектов производственной практики.

4. Оформление отчетной документации по итогам практики.

5. Выступление на итоговой конференции.

(10 часов)

Проверка отчетной документации (портфолио):

- отчет;

- оценочный лист;

- дневник производственной практики.





Итого: 216 часов









Оценочные средства

Перечень отчетной документации по практике (портфолио)

  1. Отчет о производственной практике.

  2. Оценочный лист.

  3. Дневник практики.


Требования к оформлению портфолио:

- материалы должны быть размещены в строгой последовательности: титульный лист; отчет; оценочный лист; дневник производственной практики;

- отчет и оценочный лист должны соответствовать установленным формам (образцам); иные материалы могут отличаться по форме от ориентировочных схем (образцов);

- название организации (полное, сокращенное) должно полностью соответствовать ее наименованию в Уставе;

- портфолио должно быть оформлено в печатном и электронном вариантах: печатные листы необходимо поместить в папку с файлами; электронный вариант - на CD-R (в бумажном конверте с наклейкой); наклейка представляет уменьшенную копию титульного листа портфолио;

- портфолио должно быть предоставлено руководителю практики от университета на проверку не позже установленного срока.

Критерии оценки:

- уровень теоретической подготовки студента;

- степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой моделирования проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушенияя речи );

- уровень профессиональной направленности будущих логопедов:

(интерес к профессии; активность; ответственное и творческое отношение к работе, степень самостоятельности при реализации функциональных обязанностей учителя-логопеда в части планирования, разработки и анализа содержания индвидуальных логопедических занятий );

- качество анализа и самоанализа различных видов коррекционно-педагогической работы;

- качество отчетной документации.


«Отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно планировать, моделировать и анализировать процесс логопедического воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с нарушениями речи, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умения определять основные коррекционно-образовательные задачи и способы их реализации, проявлял инициативу в работе, но не смог осуществить творческий подход, проявил небрежность в оформлении отчетной документации.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоко знания психолого-педагогической теории и умения применять ее в практической деятельности, допускал ошибки в планировании и проведении логопедических занятий, не учитывал, в достаточной степени, возрастные, индивидуальные особенности и речевые возможности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, недобросовестно относился к оформлению отчетной документации в период практики.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения дошкольников, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.

При оценке результатов производственной практики используются следующие методы:

- наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности;

- характеристика, оценка деятельности студентов учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений;

- изучение отчетной документации студентов.

- анкетирование студентов по вопросам производственной практики.

По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики от университета.

6. Перечень учебной литературы для проведения практики

а) Список основной литературы


  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. – М.: Эксмо, 2017.

  2. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия. Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ/ О.В. Елецкая. – М.: Инфра-М, Форум, 2017.

  4. Логопедия. Теория и практика: учебно-методическое пособие /под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.. – М.: Эксмо, 2017.

  5. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

  6. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

  7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

  8. Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014.


б) Список дополнительной литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д : Феникс, 2011.

  2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

  3. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.

  5. Волкова Г.А.Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

  6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2014.

  7. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  8. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  9. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период: пособие для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  10. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2014.

  11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 5-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2010.



7. Перечень ресурсов сети «Интернет»


  1. http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ.

  2. http://e.lanbook.com-ЭБС «Лань».

  3. http://vk.com/logobiblioteka Логопедическая библиотека.

  4. http://www.ckpp.spb.ru Центр креативной педагогики и психологии.

  5. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

  6. http://www.logoped.ru/ Логопед. ru: Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов - практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методические пособия по психолингвистике.

  7. http://www.osoboedetstvo.ru Сайт «Особое детство»
    http://www.pedlib.ru/ Электронная библиотека педагогической литературы.

  8. http://www.prosv.ru/ebooks/Gromova_Put-k-pervim-slova.. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.