Контакты:
-
ОК
Оксана Николаевна КапиренковаУчитель
Место дисциплины в структуре ООП
Место дисциплины в структуре ООП Б1.В.ДВ.1.2. «Психология педагогического общения» является одной из Вариативной части Дисциплиной по выбору. Содержание дисциплины направлено на подготовку кадров высшей квалификации к преподавательской деятельности, развитие психолого-педагогической компетентности специалистов и готовности к использованию психологических знаний и умений для решения профессиональных задач в области образования. Учебная дисциплина включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу аспиранта. Предметом изучения данной дисциплины являются психологические основы профессионального взаимодействия педагога и обучаемых, определяющие возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Аспирант, изучивший данную дисциплину готов к решению профессиональных задач в сфере образования, осуществлению педагогического взаимодействия с учетом социально-психологических закономерностей общения, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, сопровождению их социализации и формированию гуманистической и коммуникативной направленности личности.
Изучение дисциплины учитывает индивидуальные образовательные потребности аспирантов и ориентирует их на значимость общения и взаимодействия в профессиональной деятельности и необходимость развития специфических качеств личности, обеспечивающих успешную социально-психологическую адаптацию в профессии, собственное профессиональное и личностное развитие.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
УК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ПК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования по психолого-педагогическому сопровождению личности обучающегося и общению с ним
В результате освоения дисциплины аспирант должен
Знать:
· основную проблематику и ключевые социально-психологические закономерности педагогического общения;
· социально-психологические механизмы педагогического взаимодействия;
· функции и принципы организации педагогического общения;
· основы применения психотехнологий, направленных на развитие индивидуальности субъектов педагогического общения, оптимизацию их взаимоотношений;
Уметь:
· применять социально-психологические знания в построении собственного профессионального поведения в реальных педагогических ситуациях;
· анализировать ситуации затруднений, возникающих в педагогическом общении и ведущих к росту психоэмоционального напряжения;
· выделять показатели эффективности профессионального общения, обусловленные уровнем развития профессионально важных качеств;
· гибко использовать свои внутренние ресурсы как способы достижения успеха в профессиональном общении,
· осуществлять эмоциональную и когнитивную рефлексию различных педагогических ситуаций.
Владеть:
· способами, приёмами и техниками организации взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности;
· способами саморегуляции, направленными на развитие способности противостоять профессиональным стрессорам;
· навыками социально-психологического анализа и разрешения конкретных педагогических ситуаций.
Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
В процессе обучения осуществляется систематический контроль успеваемости, качества теоретической и практической подготовки студентов. Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний осуществляется в форме зачета. Учебно-методический комплекс определяет совокупность знаний и умений, необходимых студентам для реализации профессиональной деятельности в сфере теоретической и практической психологии. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение навыками и умениями, обеспечивающими выполнение функциональных обязанностей практического психолога, профессиолога, преподавателя психологии в высших и средних учебных заведениях. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с деятельностью практических психологов. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах воспитывающего обучения, положения современных концепций усвоения научного знания профессионального опыта.
В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности студентов.
Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических и деловых игр, психологических тренингов и решения психологических задач.
Цели лекций – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрыть современное состояние, разработки и решение изучаемых проблем, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах изучаемой дисциплины.
Активной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа слушателей. Ее основной целью является углубление и расширение знаний, полученных на лекциях, подготовка рефератов, эссе по вопросам, которые не вошли в лекционный курс.
Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе слушателей по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, а также с самостоятельной работой, в особенности с подготовкой к зачету. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения конфликтных ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера.
Отметка "зачтено" выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет оценки положительные оценки при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «зачтено» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, обнаружил на зачете всестороннее, систематическое и глубокое знание, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, однако обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).
Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение
Количество зачетных единиц -3, Общая трудоемкость курса- 108 часа, в том числе аудиторных часов – 32, СРС- 72; 2 семестр; зачет.
3. Содержание дисциплины
Категориальный аппарат проблемы, теоретические основы ее изучения, представления о структурном составе педагогического общения и особенностей его проявления в контексте педагогического взаимодействия. Характеристика взаимосвязи понятий педагогического общения и взаимодействия. Анализ определений феномена педагогического общения и взаимодействия, предпосылок его отражения в научном знании, основных положений современных психологических исследований, посвященных данному вопросу.Теоретико-методологические основы и проблематика исследований педагогического общения и взаимодействия. Содержание различных подходов к изучению педагогического взаимодействия в образовательном пространстве. Основные аспекты исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и психологический. Особенности педагогического взаимодействия, основные подходы к изучению педагогического взаимодействия в образовательном пространстве и структура педагогического взаимодействия как комплексного социально-психологического феномена. Формирование культуры отношений в профессиональном образовании посредством развития коммуникативных умений и навыков взаимодействия. Решение профессиональных задач и реализация принципов обучения и воспитания в педагогическом взаимодействии. Педагогическое взаимодействие как одна из составляющих образовательного процесса и результат совместной деятельности, направленный на решение учебно-воспитательных задач, развитие личности педагогов и обучаемых. Педагогическое взаимодействие как социально значимая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса. Актуальность личностно ориентированного и личностно-развивающего взаимодействия в современных условиях образования. Признание обучаемого основным субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Реализация цели педагогического взаимодействия по созданию благоприятных условий, содействию в личностном развитии, формированию нравственных ориентаций, самоопределению всех субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Ф. Зеер, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.). Ценностная значимость общения и взаимодействия как универсального механизма формирования личности. Условия и характер общения и взаимодействия и их влияние на формирование системы представлений человека о самом себе, соотнесения Я-образа и образа другого. Комплексные личностные качества, которые целенаправленно формируются в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания. Основные области затруднений в педагогическом общении и взаимодействии. Проблемы педагогического общения и взаимодействия. Стили педагогического общения, приемы и техника управления учебно-познавательной деятельностью. Влияния стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную культуру межличностных отношений в коллективе обучаемых. Условия создания здорового психологического климата в учебном коллективе. Психологические особенности общения учителя с обучаемыми разного возраста. Преодоление смыслового барьера в общении с подростками. Развитие психологической культуры личности педагога как необходимого условия эффективности педагогического общения. Сущность понятия «трудные педагогические ситуации». Причины затруднений учителя при освоении педагогической деятельности. Ситуации невостребованности личностных проявлений в построении профессионального педагогического действия. Профессионализм монологического типа. Разнопредметность деятельности педагога и обучаемых. Пути повышения взаимоосмысленности, ценностных и инновационных основ взаимодействия. Стагнация профессионального развития и отрицательная динамика личностного развития учителя. Пути преодоления трудных педагогических ситуаций
Сотрудничество как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности. «Педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов и др.) как методологический базис педагогического общения и взаимодействия. Личностные установки педагога на принятие ученика таким, какой он есть; эмпатическое понимание ученика вместо оценочного; открытое и доверительное общение с учащимися. Взаимодействие и общение на основе сотрудничества как принцип деятельности педагога, заключающийся в уважении различий между людьми, признании права другого на инаковость, отказе от стремления изменить его по своему образцу. Понимание совместной деятельности как диалога, сотрудничества, взаимопонимания, поэтапного развития толерантности педагогов и учащихся: от определения психологического климата в коллективе образовательного учреждения и оценки психолого-педагогической компетентности через информирование по проблеме толерантности и совершенствование коммуникативных навыков учителя к индивидуальному развитию толерантных качеств педагога на основе рефлексии и самодиагностики затруднений в сфере отношений. Выделение в психологической науке когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов при изучении сложных феноменов. Качественный и количественный анализ представлений ведущих исследователей о компонентном составе педагогического взаимодействия и психологические особенности педагогической деятельности. Характеристика составляющих педагогического взаимодействия: когнитивной (осознание и принятие человеком сложности, многомерности, относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира, способность когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный); эмоциональной (эмпатия, безоценочность, особый вид эмоциональной устойчивости «аффективная толерантность»; поведенческой (способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции, уверенное поведение в напряженных ситуациях); личностной (уважение другого, ответственность за собственную жизнь и признание права на таковую за каждым человеком, принятие собственной личности).
Сложная динамика феномена педагогического взаимодействия в контексте выполнения профессиональной деятельности и специфика его компонентов у субъектов образовательного взаимодействия. Изучение и сравнительный анализ специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия. Демаркация педагогов по подгруппам в зависимости от стажа педагогической деятельности и сравнительный анализ различий в показателях выраженности компонентов педагогического взаимодействия. Показатели когнитивного компонента педагогического взаимодействия. Изучение когнитивного компонента субъектов педагогического общения. Выраженность стремления оказывать воздействие на партнеров по взаимодействию, адаптивности, терпимости к физическому или психическому дискомфорту собеседника. Эмпатические способности личности в структуре эмоционального компонента педагогического взаимодействия. Преобладание эмоциональной составляющей эмпатии как показатель склонности педагогов к сочувствию и сопереживанию, а не к содействию при решении каких-либо проблем. Исследование поведенческого компонента педагогического взаимодействия. Высокий уровень выраженности социальной смелости, преобладание уверенности в себе и инициатива в социальных контактах как показатель активности субъектов в межличностных отношениях. Личностный компонент педагогического взаимодействия. Показатели личностного компонента: превалирование уважения к себе, самопонимания, саморуководства и самопоследовательности, внимания к оценкам со стороны окружающих и тенденцией к самообвинению, аутосимпатия, интерес к себе, принятие собственной личности.