Гостевой доступ

Место дисциплины в структуре ООП

Место дисциплины в структуре ООП Б1.В.ДВ.1.2. «Психология педагогического общения» является одной из Вариативной части Дисциплиной по выбору. Содержание дисциплины направлено на подготовку кадров высшей квалификации к преподавательской деятельности, развитие психолого-педагогической компетентности специалистов и готовности к использованию психологических знаний и умений для решения профессиональных задач в области образования. Учебная дисциплина включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу аспиранта. Предметом изучения данной дисциплины являются психологические основы профессионального взаимодействия педагога и обучаемых, определяющие возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Аспирант, изучивший данную дисциплину готов к решению профессиональных задач в сфере образования, осуществлению педагогического взаимодействия с учетом социально-психологических закономерностей общения, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, сопровождению их социализации и формированию гуманистической и коммуникативной направленности личности.

Изучение дисциплины учитывает индивидуальные образовательные потребности аспирантов и ориентирует их на значимость общения и взаимодействия в  профессиональной деятельности и необходимость развития специфических качеств личности, обеспечивающих успешную социально-психологическую адаптацию в профессии, собственное профессиональное и личностное развитие.  

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий

УК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

ПК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования по психолого-педагогическому сопровождению личности обучающегося и общению с ним

В результате освоения дисциплины аспирант должен

Знать:

·                    основную проблематику и ключевые социально-психологические закономерности педагогического общения;

·                    социально-психологические механизмы педагогического взаимодействия;

·                    функции и принципы организации педагогического общения;

·                    основы применения психотехнологий, направленных на развитие индивидуальности субъектов педагогического общения, оптимизацию их взаимоотношений;

Уметь:

·                     применять социально-психологические знания в построении собственного профессионального поведения в реальных педагогических ситуациях;

·                    анализировать ситуации затруднений, возникающих в педагогическом общении и ведущих к росту психоэмоционального напряжения;

·                    выделять показатели эффективности профессионального общения, обусловленные уровнем развития профессионально важных качеств; 

·                    гибко использовать свои внутренние ресурсы как способы достижения успеха в профессиональном общении,

·                    осуществлять эмоциональную и когнитивную рефлексию различных педагогических ситуаций.

Владеть:

·       способами, приёмами и техниками организации взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности;

·       способами саморегуляции, направленными на развитие способности противостоять профессиональным стрессорам;

·       навыками социально-психологического анализа и разрешения конкретных педагогических ситуаций.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

В процессе обучения осуществляется систематический контроль успеваемости, качества теоретической и практической подготовки студентов. Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний осуществляется в форме зачета. Учебно-методический комплекс определяет совокупность знаний и умений, необходимых студентам для реализации профессиональной деятельности в сфере теоретической и практической психологии. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение навыками и умениями, обеспечивающими выполнение функциональных обязанностей практического психолога, профессиолога, преподавателя психологии в высших и средних учебных заведениях. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с деятельностью практических психологов. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах воспитывающего обучения, положения современных концепций усвоения научного знания профессионального опыта.

В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности студентов.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических и деловых игр, психологических тренингов и решения психологических задач.

Цели лекций – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрыть современное состояние, разработки и решение изучаемых проблем, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах изучаемой дисциплины.

Активной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа слушателей. Ее основной целью является углубление и расширение знаний, полученных на лекциях, подготовка рефератов, эссе по вопросам, которые не вошли в лекционный курс.

Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе слушателей по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, а также с самостоятельной работой, в особенности с подготовкой к зачету. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения конфликтных ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера.

       Отметка "зачтено" выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет оценки положительные оценки при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «зачтено» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, обнаружил на зачете всестороннее, систематическое и глубокое знание, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, однако обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

       Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).

Общая трудоемкость дисциплины и  ее распределение

Количество зачетных единиц -3, Общая трудоемкость курса- 108 часа, в том числе аудиторных часов – 32, СРС- 72; 2 семестр; зачет.

3.      Содержание дисциплины

Категориальный аппарат  проблемы, теоретические  основы  ее  изучения,  представления  о  структурном  составе  педагогического общения и особенностей его проявления в контексте педагогического взаимодействия. Характеристика взаимосвязи понятий педагогического общения и взаимодействия. Анализ определений феномена педагогического общения и взаимодействия, предпосылок его отражения в научном знании, основных положений современных психологических исследований, посвященных данному вопросу.Теоретико-методологические основы и проблематика исследований педагогического общения и взаимодействия. Содержание различных подходов к изучению педагогического взаимодействия в образовательном пространстве. Основные аспекты  исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и психологический. Особенности  педагогического взаимодействия, основные подходы к изучению педагогического взаимодействия в образовательном пространстве и структура педагогического взаимодействия как комплексного социально-психологического феномена. Формирование культуры отношений в профессиональном образовании посредством развития коммуникативных умений и навыков взаимодействия. Решение профессиональных задач и реализация принципов обучения и воспитания в педагогическом взаимодействии. Педагогическое взаимодействие как одна из составляющих образовательного процесса и результат совместной деятельности, направленный на решение учебно-воспитательных задач, развитие личности педагогов и обучаемых. Педагогическое взаимодействие как социально значимая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное  обогащение  интеллектуальной,  эмоциональной,  деятельностной сфер участников этого процесса. Актуальность  личностно  ориентированного  и  личностно-развивающего  взаимодействия в  современных  условиях образования. Признание обучаемого основным субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Реализация цели педагогического взаимодействия по созданию благоприятных условий, содействию в личностном развитии, формированию нравственных ориентаций,  самоопределению всех  субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Ф. Зеер, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.). Ценностная значимость общения и взаимодействия как универсального  механизма  формирования  личности. Условия и характер общения и взаимодействия  и их влияние на формирование  системы  представлений  человека  о  самом  себе,  соотнесения  Я-образа  и  образа  другого. Комплексные личностные качества, которые целенаправленно формируются в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания. Основные области затруднений в педагогическом общении и взаимодействии.  Пробле­мы педагогического общения и взаимодействия. Стили педагогичес­кого общения, приемы и техника управления учебно-познавательной деятельностью. Влияния стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуника­тивную культуру межличностных отношений в коллективе обучаемых. Условия создания здорового психологического климата в учебном коллективе. Психологические особенности общения учителя с обучаемыми разного возраста. Преодоление смыслового барьера в общении с подростками. Развитие психологической культуры личности педагога как необходимого условия эффективности педагогического общения. Сущность понятия «трудные педагогические ситуации». Причины затруднений учителя при освоении педагогической деятельности. Ситуации невостребованности личностных проявлений в построении профессионального педагогического действия. Профессионализм монологического типа. Разнопредметность  деятельности педагога и обучаемых. Пути повышения  взаимоосмысленности, ценностных и инновационных основ взаимодействия. Стагнация профессионального развития и отрицательная динамика личностного развития учителя. Пути преодоления трудных педагогических ситуаций

Сотрудничество как гуманистическая идея сов­местной развивающей деятельности. «Педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов и др.) как методологический базис педагогического общения и взаимодействия. Личностные установки педагога на принятие ученика таким, какой он есть; эмпатическое понимание ученика вместо оценочного; открытое и доверительное общение с учащимися.  Взаимодействие и общение на основе сотрудничества как принцип деятельности  педагога,  заключающийся  в уважении различий между людьми, признании права другого на инаковость, отказе от стремления изменить его по своему образцу. Понимание совместной деятельности как диалога, сотрудничества,  взаимопонимания, поэтапного развития толерантности педагогов и учащихся: от определения психологического климата в коллективе образовательного учреждения и оценки психолого-педагогической компетентности через информирование по проблеме толерантности  и  совершенствование  коммуникативных  навыков  учителя  к индивидуальному развитию толерантных качеств педагога на основе рефлексии и самодиагностики затруднений в сфере отношений. Выделение в психологической науке когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов при изучении сложных феноменов. Качественный и количественный анализ представлений ведущих исследователей о компонентном составе педагогического взаимодействия и психологические особенности педагогической деятельности. Характеристика составляющих педагогического взаимодействия: когнитивной (осознание и принятие человеком сложности, многомерности, относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и  своей  картины  мира,  способность  когнитивный «конфликт»  не  переводить  в конфликт  межличностный);  эмоциональной (эмпатия,  безоценочность,  особый вид  эмоциональной  устойчивости «аффективная  толерантность»; поведенческой (способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции, уверенное поведение в напряженных ситуациях);  личностной  (уважение  другого,  ответственность  за  собственную  жизнь  и признание права на таковую за каждым человеком, принятие собственной личности).

Сложная динамика феномена педагогического взаимодействия в контексте выполнения профессиональной деятельности и специфика его компонентов у субъектов  образовательного взаимодействия. Изучение и сравнительный анализ специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия. Демаркация педагогов по подгруппам в зависимости от стажа педагогической деятельности и сравнительный анализ различий в показателях  выраженности  компонентов  педагогического взаимодействия. Показатели когнитивного компонента педагогического взаимодействия. Изучение когнитивного компонента субъектов педагогического общения. Выраженность стремления  оказывать  воздействие  на  партнеров  по  взаимодействию, адаптивности, терпимости к физическому или психическому дискомфорту собеседника. Эмпатические  способности  личности в структуре эмоционального  компонента педагогического взаимодействия. Преобладание эмоциональной составляющей эмпатии  как показатель склонности педагогов к сочувствию и сопереживанию, а не к содействию при решении каких-либо проблем. Исследование поведенческого компонента педагогического взаимодействия. Высокий уровень выраженности социальной смелости, преобладание уверенности в себе и инициатива в социальных контактах как показатель активности субъектов в межличностных отношениях. Личностный компонент педагогического взаимодействия. Показатели личностного компонента: превалирование уважения к себе, самопонимания, саморуководства и самопоследовательности,  внимания  к  оценкам  со  стороны  окружающих  и  тенденцией к самообвинению, аутосимпатия,  интерес  к  себе, принятие собственной личности.