Контакты:
-
ОК
Оксана Николаевна КапиренковаУчитель
Место дисциплины в структуре ООП
Место дисциплины в структуре ООП Б1.В.ДВ.2.2 «Психология высшего образования» является одной из Вариативной части Дисциплиной по выбору. Данная дисциплина имеет тесную связь с реализацией следующих дисциплин «Педагогика высшей школы», «Технологии обучения в высшей школе», «Психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося». Содержание дисциплины направлено на ознакомление аспирантов с предметным содержанием психологии высшего образования как тенденция развития современного образования, с историческим опытом высшего образования в России и за рубежом, с формированием навыков организации высшего образования в зависимости от направления образовательного учреждения. Психология образования создает условия для реализации целей обучения и воспитания педагогом, который представляет собой координату жизнедеятельности обучающего, его саморазвития, самообразования и самовоспитания, занимающий позицию активного субъекта собственной образовательной деятельности. Психология образования дает возможность осуществлять процесс непрерывного, гуманистического, культуросообразного и культурообразующего развития. Ведущую роль при этом играют психолого-педагогические ресурсы педагога, осуществляющиеся в диалоге, общении и взаимодействии с субъектами образовательного процесса.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ОПК-1,УК-2,ПК-3
ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ПК-3 готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
В результате освоения дисциплины учащийся должен
Знать: современные проблемы психологии образования; теоретические основы, концепции и принципы психологии развития и образования в избранной области деятельности.
Уметь: применять комплексный подход к решению проблем психологии образования человека; использовать различные психолого-педагогические методики и эмпирические данные в образовательной/ профессиональной деятельности; расширять общепрофессиональную, фундаментальную подготовку в соответствии с видами деятельности.
Владеть: способами решения проблем в области образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; системным и научно- образовательным мышлением учитывая социально- экономические, психологические и культурно-исторические условия жизнедеятельности человека; современными технологиями сбора, обработки данных и их интерпретации.
Критерии оценивания уровня освоения дисциплины
В процессе обучения осуществляется систематический контроль успеваемости, качества теоретической и практической подготовки студентов. Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний осуществляется в форме зачета. Учебно-методический комплекс определяет совокупность знаний и умений, необходимых студентам для реализации профессиональной деятельности в сфере теоретической и практической психологии. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение навыками и умениями, обеспечивающими выполнение функциональных обязанностей практического психолога, профессиолога, преподавателя психологии в высших и средних учебных заведениях. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с деятельностью практических психологов. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах воспитывающего обучения, положения современных концепций усвоения научного знания профессионального опыта. В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности студентов. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических и деловых игр, психологических тренингов и решения психологических задач.
Цели лекций – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрыть современное состояние, разработки и решение изучаемых проблем, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах изучаемой дисциплины.
Активной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа слушателей. Ее основной целью является углубление и расширение знаний, полученных на лекциях, подготовка рефератов, эссе по вопросам, которые не вошли в лекционный курс.
Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе слушателей по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, а также с самостоятельной работой, в особенности с подготовкой к зачету. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения конфликтных ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера.
Отметка "зачтено" выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет оценки положительные оценки при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «зачтено» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, обнаружил на зачете всестороннее, систематическое и глубокое знание, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, однако обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).
Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение
Количество зачетных единиц -3, Общая трудоемкость курса- 108 часа, в том числе аудиторных часов – 32, СРС- 72; 2 семестр; зачет.
3. Содержание дисциплины
Общие основы педагогики и психологии высшей школы. Основные тенденции развития высшего образования.Общее понятие о педагогике высшей школы. Объект, предмет, задачи, функции и понятийный аппарат педагогики высшей школы. Роль высшего образования в современной цивилизации и основные тенденции его развития в контексте Болонского процесса. Модели современных университетов. Нормативно-правовые основы преподавательской деятельности в системе высшего образования
Психология профессионального становления личности в образовательном процессе вуза.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Особенности образовательного процесса в высшей школе. Психологические аспекты проблемы понимания студентов в процессе обучения в высшей школе. Психологическая природа понимания как смыслового единства. Представление о взаимосвязи значения и смысла в построении психического образа, виды взаимоотношения значения и смысла (В.П.Зинченко). Организация обучения в высшем образовании как реализации понимания разного уровня. Характеристика педагогического процесса как целостной системы. Субъекты образовательного процесса. Понятие парадигмы и концепции. Педагогическая парадигма как совокупность подходов к решению проблем образования и обучения, традиционная педагогика. Андрогогическая парадигма как процесс обучения и образования взрослого человека, индивида, осознающего свои потребности и способного сознательно удовлетворить их в своей деятельности. Акмеологическая парадигма — преподавание как помощь субъекту в достижении вершины его возможностей. Коммуникативная парадигма - как процесс взаимообучения и его категория взаимосовершенствование. Психологические основы научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Психологические основания процесса обучения, в том числе, в высшей школе. Социокультурный характер высшего образования. Понятие взаимодействия, коммуникации в высшем образовании. Психологические аспекты стратегии педагогического взаимодействия. Структура социальной ситуации. Значение «субъективной модели условий» взаимодействия. Роль установок и стратегии педагога в педагогическом взаимодействии со студентами в процессе обучения.
Ошибки и стереотипы педагогической стратегии, затрудняющие эффективное взаимодействие. Роль доверия ситуации взаимодействия в реализации социальных потребностей студентов в образовании. Интерактивные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии в вузе. Формы и методы обучения
образования. Характеристика педагогической деятельности преподавателя вуза (теоретических и практических кафедр) и еѐ особенности. Структура педагогической деятельности. Характеристика умений у преподавателей с различным стажем работы и научным опытом. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.