Гостевой доступ

Место дисциплины в структуре ООП

Место дисциплины в структуре ООП Б1.В.ДВ.2.1 «Профильное сопровождение образования» является одной из Вариативной части Дисциплиной по выбору. Содержание дисциплины направлено на ознакомление аспирантов с предметным содержанием профилизации как тенденция развития современного образования,  с историческим опытом профильного образования в России и  за рубежом, с формированием навыков организации профильного образования в зависимости от направления образовательного учреждения.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ОПК-1,УК-2,ПК-3

ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

ПК-3 готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

В результате освоения дисциплины учащийся должен

Знать: нормативно-правовые основы профильного образования; учебно-методическое сопровождение профильного образования .

Уметь проводить психологическое проектирование, экспертизу условий и результатов

профильной образовательной деятельности; ориентироваться в целях, подходах к профильному образованию в России и за рубежом, в профильных программах и учебниках.

Владеть: приобрести опыт разработки направлений профильного  сопровождения

образовательного процесса;должен демонстрировать способность и готовность:

подбирать методы и средства оценки основных направлений профильного

сопровождения участников образовательного процесса; формировать и разрабатывать программа профильного сопровождения в зависимости от типа и направленности образовательного учреждения

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

В процессе обучения осуществляется систематический контроль успеваемости, качества теоретической и практической подготовки студентов. Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний осуществляется в форме зачета. Учебно-методический комплекс определяет совокупность знаний и умений, необходимых студентам для реализации профессиональной деятельности в сфере теоретической и практической психологии. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение навыками и умениями, обеспечивающими выполнение функциональных обязанностей практического психолога, профессиолога, преподавателя психологии в высших и средних учебных заведениях. Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с деятельностью практических психологов. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах воспитывающего обучения, положения современных концепций усвоения научного знания профессионального опыта.

В методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности студентов.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических и деловых игр, психологических тренингов и решения психологических задач.

Цели лекций – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрыть современное состояние, разработки и решение изучаемых проблем, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах изучаемой дисциплины.

Активной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа слушателей. Ее основной целью является углубление и расширение знаний, полученных на лекциях, подготовка рефератов, эссе по вопросам, которые не вошли в лекционный курс.

Консультации направлены на оказание педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе слушателей по темам, входящим в учебный план. Консультации связываются с лекциями, а также с самостоятельной работой, в особенности с подготовкой к зачету. На консультациях, в первую очередь, уделяется внимание следующим вопросам: организация и методика самостоятельной работы; доведение и разъяснение содержания дополнительных литературных и других источников; уточнение тех или иных научных данных, научно-теоретических положений, новых понятий, методов разрешения конфликтных ситуаций; рассмотрение вопросов методологического характера.

       Отметка "зачтено" выставляется студенту, который систематически успешно осваивал дисциплину, имеет оценки положительные оценки при текущих и промежуточных формах контроля знаний, регулярно отчитывался о выполнении самостоятельной работы, успешно защитил индивидуальное задание, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «зачтено» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, обнаружил на зачете всестороннее, систематическое и глубокое знание, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, однако обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

       Оценка "не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).

Общая трудоемкость дисциплины и  ее распределение

Количество зачетных единиц -3, Общая трудоемкость курса- 108 часа, в том числе аудиторных часов – 32, СРС- 72; 2 семестр; зачет.

3.      Содержание дисциплины

Профилизация как тенденция развития современного образования. Образование и общество. Противоречия современного образования. Профилизация как тенденция развития современного образования. Цели профилизации.

Исторический опыт профильного образования в России и  за рубежом. Профильное образование в царскрй России: школы и гимназии. Профильность советской школы. Европейский опыт организации профильных школ. Принципы профильного образования в РФ.

Нормативно-правовая база профильного образования. Концепция профильного обучения. Основные документы, регулирующие реализацию деятельности в профильном образовании. Концепция модернизации российского образования о профильном образовании. Профильное образование в законе «Об образовании». Концепция профильного образования.

Учебно-методическое сопровождение профильного образования. Разнообразие УМК для профильной школы. Состав УМК. Критерии оценки УМК. Проблемы профильного образования в современной образовательной ситуации. Проблема диагностики профессиональной ориентации участников образовательного процесса; проблема организации целостного образовательного процесса, решающего конкретные задачи профилизации; проблема обеспечения  взаимодействия педагогических коллективов школ и преподавательского состава вузов; проблема повышения качества образовательного процесса.