Контакты:

Б1.Б.17 Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» для бакалавров 2 курса (заочное обучение) факультет Истории и права (педагогическое направление).

 

В ходе изучения дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» будут рассмотрены следующие разделы:

1. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.

Календарный и биологический возраст. Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности полового созревания детей и подростков.

2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем.

Анатомия скелета. Анатомия и физиология пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и системы кожа. Возрастные особенности формирования и созревания систем.

3. Анатомия и физиология нервной системы: Основные функции. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) и соматическая нервная система. Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Рефлекторная дуга.  Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их отличия.

  Кроме изучения тем по разработанному плану занятий каждому студенту группы необходимо написать реферат по одной из предлагаемых тем в соответствии с указанными требованиями.

Темы рефератов:

 1. Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья.

2. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

3. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом.

4. Функциональные возможности организма в связи с его возрастными особенностями.

 5. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы у детей 

6. Возрастные особенности иммунной системы детей. Иммунопрофилактика.

 7.  Инфекционные заболевания у детей и их профилактика.

8.  Возрастные особенности дыхательной системы у детей. Гигиена дыхания. Влияние углекислоты на дыхательную функцию.

9. Алкоголь и его влияние на плод  и постнатальное развитие детского организма.

10. Влияние курения на функциональное состояние плода и постнатальное развитие детского организма.

 11. Значение питательных веществ и режима питания  для правильного развития детского организма.

12. Заболевания, вызванные неправильным питанием, их профилактика.

 13. Теории происхождения и функционального значения эмоций.

 14. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

15. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности в процессе учебной деятельности. 

16. Режим дня, возрастные особенности и значение для здоровья ребенка.  

 Каждому студенту  необходимо  прислать реферат на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 27.11.20

            

 16.11.20

Лекция №1

Тема: Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, системы крови и иммунной системы.

 При изучения данного раздела кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1. З.В. Любимова, Ф.Ф. Никитина. Возрастная анатомия и физиология - учебник в 2-х томах - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

2. Е.В. Григорьева, В.П. Мальцев. Возрастная анатомия и физиология - учебное пособие - Москва: Издательство Юрайт, 2020.

В рамках лекций будут рассмотрены следующие вопросы: строение и функции сердечно-сосудистой системы, системы крови и иммунной системы, возрастные особенности развития систем, особенности строения и работы сердца, форменные элементы крови и их значение, группы крови, иммунитет - понятие, виды , механизм формирования, особенности иммунной системы в онтогенезе.

После изучения лекционного материала по темам Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, системы крови и иммунной системы  в рабочих тетрадях законспектировать ответы на следующие вопросы:

1.     Сердце - строение, клапанный аппарат, топография, нервная система (внутренний нервизм).

7.    Возрастные особенности развития и функционирования иммунной системы.

17.11.20

Практическое занятие №1

Тема:  Закономерности роста и развития детского организма. Основные периоды онтогенеза. Оценка здоровья и физического развития  детей. Гигиенические основы жизнедеятельности ребенка.                                      

В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Закономерности роста и развития детского организма.  Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация.  Характеристика развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности полового созревания детей и подростков. Сенсетивные и критические периоды развития. Календарный и биологический возраст. Акселирация и ретардация развития. Состояние здоровья детей и подростков. Методы оценки состояния здоровья физического развития школьников. Медицинская карта ребенка, ее основные разделы. Оценка физического развития детей: методы, способы анализа полученных результатов, влияние условий внешней среды на физическое развитие. Гигиенические требования к оборудованию  образовательных учреждений,  учебникам, письменным принадлежностям,  одежде и обуви.

При изучении теоретического материала необходимо пользоваться прикрепленным материалом и использовать следующую литературу:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

2. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

3.Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология». Учебник -Ростов-на-Дону – «Феникс» - 2015 г.

Вопросы для самостоятельного контроля:

1.     Дайте определение понятиям «рост» и «развитие» и взаимосвязи между ними

2.     Дайте определение понятию онтогенеза и перечислите критерии характеристики каждого периода развития ребенка.

3.     Дайте характеристику возрастным периодам постнатального онтогенеза

4.     Расскажите, что понимается под критическими и сенситивными периодами развития

5.     Дайте краткую характеристику критическим периодам пренатального и постнатального онтогенеза

6.     Дайте определение понятиям Календарного и Биологического возраста

7.     Назовите методы определения биологического возраста

8.     Перечислите критерии оценки здоровья и назовите 5 групп «Здоровья» детей

9.     Назовите методы оценки физического развития ребенка

10.    Назовите методы анализа параметров физического развития ребенка


Контрольные задания:

1 вариант:

1.     Дайте сравнительную (по критериям) характеристику периодов – грудного и дошкольного (первое детство) возраста

2.     Опишите что такое параметрический метод оценки физических параметров развития ребенка

3.     Решите следующие задачи:

Задача 1.

Ребенок А. умеет: сидеть, ползать, пытается вставать, произносит отдельные слоги. При осмотре – во рту 7 зубов, большой родничок закрыт.

 Вопрос:  Определите возраст ребенка

Задача 2.

Мальчик Д, 10 лет имеет следующие соматометрические показатели:

Рост - 127 см, Масса тела - 28 кг, ОГК - 56 см.

Вопрос: Определите уровень физического развития ребенка.

2       вариант

1.     Дайте  характеристику периода подросткового возраста и акселерации (понятие, признаки, виды)

2.     Опишите что такое не параметрический метод оценки физических параметров развития ребенка

3.     Решите следующие задачи:

Задача 1

Ребенок С., хорошо ходит, свободно бегает, стоит на одной ноге, умеет пользоваться ножницами, разговаривает короткими словами. При осмотре – во рту 18 зубов.

 Вопрос:      Определите возраст ребенка.

Задача 2

Девушка Н. 17 лет, имеет следующие соматометрические показатели:

Рост - 165 см, Масса тела - 68 кг, ОГК - 65 см.

Вопрос: Определите уровень физического развития ребенка.

 Внимание!

           1 вариант – выполняют студенты первой половины по списку группы

           2 вариант - выполняют студенты  второй половины по списку группы

 Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 17.11.20 (включительно).

20.11.20

Лекция №2

Тема Анатомия центральной нервной системы

В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Головной мозг - ствол мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг) строение и функции, основные подкорковые рефлекторные цепи. Функции ствола мозга. Мозжечек: строение, расположение, функции. Промежуточный мозг. Значение гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и в регуляции функций эндокринной системы. Полушария головного мозга: строение, функции. Локализация функций в коре головного мозга. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Проводящие пути  ЦНС.

Вопросы для самоконтроля по усвоению данной темы:

1. Отделы головного мозга и их связь с формированием мозга в онтогенезе.

2. Ствол мозга – строение, локализация центров и проводящих путей, функции.

3. Продолговатый мозг – строение, внутреннее строение, функции.

4. Мост – внешнее и внутреннее строение, функции.

5. Средний мозг - внешнее и внутреннее строение, функции.

6. Промежуточный мозг – расположение, внутреннее строение, функции.

7. Ретикулярная формация – понятие, функции.

8. Мозжечок – расположение, внешнее и внутреннее строение, функции.

 9. Конечный мозг (полушария большого мозга) – строение коры полушарий, морфофункциональные особенности, белое вещество полушарий.

10. Лимбическая система – основные компоненты, морфофункциональные особенности, функции.

11. Подкорковые ядра – локализация, особенности строения, функции.

12. Оболочки головного мозга – особенности строения, синусы, межоболочечные пространства.

13. Спинной мозг - внешнее и внутреннее строение, функции, оболочки.

14. Проводящие пути ЦНС – афферентные (болевой и температурной чувствительности) проводящие пути, проприоцептивные  пути.

15. Проводящие пути ЦНС – эфферентные (пирамидный, экстрапирамидный путь) проводящие пути, закономерности строения эфферентных проекционных проводящих путей.

 При изучении темы, кроме лекционного материала необходимо использовать следующую литературу.

Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

3. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

4. Анатомический атлас: Мозг человека – под редакцией Питера Абрахамса – Мосвка: Издательство АСТ – 2016 г.

Внимание!!

 Для проверки  изучения лекционного материала будет проведено тестирование на тему "Анатомия и физиология ЦНС" на практическом занятии. 

 24.11.20. 

Практическое занятие №2

Тема: "Анатомия, физиология и возрастные особенности скелета"

При изучении  темы "Анатомия, физиология и возрастные особенности скелета" студентам необходимо  изучить  теоретический материал ,  используя прикрепленные лекции и следующую литературу. 

Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

3. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

Вопросы для самоконтроля по усвоению данной темы:

1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата

2. Состав и строение костей

3. Виды соединения костей

4.Скелет - строение и особенности отделов

5. Возрастные особенности развития скелета

6. Нарушения развития скелета 

 Для проверки данной самостоятельной работы будет проведено тестирование на тему "Анатомия и физиология скелета". 

Тест будет выложен в системе Moodl, а его выполнение (фото с ответами на тестовые задания) необходимо прислать на почту Н.Н.Судиловской до 25.11.20 (включительно).

 26.11.20.

Практическое занятие №3

Тема:  "Физиология ЦНС"

Изучение теоретического материала, включающего следующие  вопросы: Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Рефлексы (безусловные и условные). Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо по Анохину. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования. Значение условных рефлексов для педагогической практики. Высшая нервная деятельность – понятие, типы, особенности у детей. Память, механизм образования, классификация, виды научения. Речь, формирование, виды нарушения. Диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Вопросы для самоконтроля по усвоению данной темы:

1. Нейрон – строение, функции.

2. Синапс -понятие, классификация, строение и особенности химического синапса.

3. Механизм образования условных рефлексов, стадии формирования.

4.. Условия выработки рефлексов, возрастные особенности  их формирования.

5. Классификация рефлексов, сравнительная характеристика УР и БР.

4. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования.

5. Внешнее торможение УР: понятие, формирование, значение для педагогической практики.

6.Внутреннее торможение УР: понятие, формирование, значение для педагогической практики.

7.Понятие ВНД (высшая нервная деятельность) и ННД (низшая нервная деятельность).

8. Динамический стереотип – понятие, значение для обучения и воспитания.

9. Типы ВНД: понятие, принципы деления, характеристика.

10. Виды научения, значение для педагогической практики.

11.Типологические варианты развития у детей, значение для педагогической практики.

12. Память – классификация, механизм образования.


 Литература:

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.

2. Дробинская А.О. «Анатомия и физиология человека». Учебник – Москва – Юрайт – 2018г.

3. Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология». Учебник – Ростов-на-Дону – «Феникс» -2015 г.

4.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015г.

 После изучения теоретического материала необходимо письменно выполнить контрольное задание:

1 вариант

1.     Нарисуйте  химический синапс и рефлекторное кольцо по Анохину

2.     Тестовый контроль по теме « Анатомия и Физиология ЦНС»

2 вариант:

1. Нарисуйте структуры мозга связанные с долговременной памятью, перечислить условия, ускоряющие процессы запоминания.

2. Тестовый контроль по теме « Анатомия и Физиология ЦНС»

Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 27.11.20 включительно.

 Результаты тестового контроля будут оцениваться по следующим критериям

Критерии оценивания тестового контроля

Показатели по уровням

оценка

Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил 95-100%

отлично

 Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил  75-94%

хорошо

  Студент выполнял тесты самостоятельно, процент правильных ответов составил  60-74%

удовлетворительно

   Студент выполнял тесты самостоятельно,  процент правильных ответов составил   60%

неудовлетворительно

 Внимание!!! 27.11.20 - последний день сдачи рефератов!!

28.11.20  – Зачетное занятие

Подведение итогов по следующим  выполненным заданиям: тест по теме Анатомия и физиология скелета"; тест  по теме "Анатомия и физиология ЦНС"; реферат; задания по разделу 1. Оценки будут внесены в Журнал успеваемости студентов 2 курса заочного обучения факультета ИиП  по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология".

При всех положительных оценках студент получает зачет.