Гостевой доступ

Контакты:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

 

Кафедра уголовного права и уголовного процесса

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

___________ Ю.А. Устименко

« ___» ______________2019 г.

 

Рабочая программа дисциплины

Б1.В.ДВ.6.1 Антикоррупционная политика государства

 

Направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Направленность (профиль): Современные технологии государственного и муниципального управления

Форма обучения – заочная

Курс – 2

Семестр – 4

Всего зачетных единиц – 3, часов – 108

Лекции – 4 час.

Практические занятия –8 час.

Самостоятельная работа – 92 час.

Контроль – 4 часа.

Форма отчетности: зачет – 4 семестр

 

 

 

 

Программу разработал:

кандидат юридических наук, доцент Фролов М.Г.

 

Одобрена на заседании кафедры права

«……»………2019 г. Протокол №

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2019

 


1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ДВ.6.1 «Антикоррупционная политика государства» относится к дисциплинам по выбору вариативной части программы прикладной магистратуры по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, направленность (профиль): «Современные технологии государственного и муниципального управления». Входит в блок дисциплин правового профиля - основы правовых знаний, правоохранительные органы, административное право, гражданское право, оперативно-розыскная деятельность. Изучается во взаимосвязи с дисциплинами: современные технологии государственного управления; современная государственная гражданская служба; кадровая политика и кадровый аудит организации; технологии управления человеческими ресурсами на государственной и муниципальной службе; социальная политика и управление в социальной сфере; инновационные технологии принятия государственных решений.

Данная учебная дисциплина является основой для дисциплин завершающей части теоретического обучения перед прохождением практики и выполнением выпускной квалификационной работы.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Дисциплина «Антикоррупционная политика государства» формирует основу для профессиональной деятельности магистра в сфере государственного и муниципального управления.

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующим компетенциями:

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способностью вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10).

 

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать: структуру и содержание коррупционных процессов в обществе; основные тенденции антикоррупционой политики; основные положения антикоррупционного законодательства.

Уметь: самостоятельно систематизировать и анализировать имеющуюся информационную базу с целью выработки эффективных управленческих решений в области противодействия коррупционным правонарушениям; анализировать факторы, детерминирующие коррупционные проявления в различных сферах российского общества; планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения.

Владеть: способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах; соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению; выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности; методикой получения юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах профессиональной деятельности.

 

3. Содержание дисциплины

Коррупция как социальное и правовое явление. Понятие коррупции в отечественном, зарубежном и международном законодательствах. Классификации коррупции. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений. Коррупция в Российской империи.

Коррупция в СССР. Коррупция в России в постсоветский период. Сферы распространения коррупции в современной России. Антикоррупционная политика: понятие, принципы, цели и задачи. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики. Субъекты антикоррупционной политики. Антикоррупционное законодательство. Меры предупреждения коррупционных правонарушений. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики.

Понятие антикоррупционного контроля в системе государственной и муниципальной службы. Формирование системы мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе. Проблемы и перспективы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей. Правовое регулирование осуществления контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля. Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Правовое регулирование их деятельности. Понятие административного усмотрения в системе исполнительной власти. Проблемы элиминации коррупционно опасного поведения. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти. Правовая и антикоррупционные экспертизы как механизм ограничения административного усмотрения в системе исполнительной власти. Понятие и виды юридической ответственности за совершение коррупционных и коррупциогенных правонарушений. Правовая основа, цели, принципы и субъекты международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики.

 

4. Тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Всего часов

Формы занятий

 

 

 

 

 

 

лекции

практич.

 занятия

самост.

работа

1.

Коррупция как социальное и правовое явление

 

14

2

2

10

2.

История коррупции в России

10

 

 

10

3.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

19

2

2

15

4.

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации

10

 

 

10

5

Антикоррупционный контроль в системе государственной и муниципальной службы

 

12

 

2

10

6

Административное усмотрение в системе исполнительной власти: проблемы элиминации коррупционно опасного поведения

 

12

 

2

10

7

Юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений

15

 

 

15

8

Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики

12

 

 

12

Форма контроля

зачет

контроль

4

ИТОГО

108

4

8

92

 

5. Виды учебной деятельности

Лекции

 

Тема 1. Коррупция как социальное и правовое явление ………………………..(2 часа)

Вопросы, выносимые на лекцию:

1. Коррупция как социальное явление.

2. Классификации коррупции

3. Понятие коррупции в отечественном, зарубежном и международном законодательствах

4. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений

 

Тема 3. Антикоррупционная политика РФ ………………………………………..(2 часа)

Вопросы, выносимые на лекцию:

1. Антикоррупционная политика: понятие, принципы, цели и задачи

2. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики

3. Субъекты антикоррупционной политики

4. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации

5. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики

 

Практические занятия

 

Тема 1. «Коррупция как социальное и правовое явление» ………………………(2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Коррупция как социальное явление

2. Коррупция как правовое явление

3. Виды коррупции

4. Коррупционная карта мира

5. Особенности коррупции в Российской Федерации.

Задание на самостоятельную работу

Подготовить эссе на тему:

 

Темы эссе:

1. Коррупционная карта мира.

2.Факторы, детерминирующие коррупцию в современной России.

Литература:

основная 1-4

 

Тема 3 «Антикоррупционная политика Российской Федерации»……………… (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Антикоррупционная политика: понятие, принципы, цели и задачи

2. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики

3. Субъекты антикоррупционной политики

4. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики

5. Проект Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»

 

Задание на самостоятельную работу

Проранжируйте от 0 до 14 указанные сферы в соответствии с Вашей оценкой распространенности в них коррупционных практик.

Сфера

Ранг (14- сфера наиболее подвержена коррупции, 0 – наименее)

Образование и наука

 

Здравоохранение

 

ЖКХ

 

Бизнес

 

Вооруженные силы

 

Чиновники (аппарат власти)

 

Политическая сфера

 

Суд, прокуратура

 

Полиция

 

Социальная защита

 

Спорт

 

Культура

 

Экология (экологическая безопасность)

 

Церковь

 

 

Подготовить эссе на тему:

Темы эссе:

 1Антикоррупционные стандарты в сфере службы в коммерческих и иных организациях.

2. Антикоррупционные стандарты в сфере судебной и правоохранительной деятельности.

3. Антикоррупционные стандарты в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.

4. Антикоррупционные стандарты в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.

5. Антикоррупционные стандарты в сфере бюджетного процесса и бюджетного кредитования.

Литература:

основная 1-4

 

Тема 5 «Антикоррупционный контроль в системе государственной и муниципальной службы» ………………………………………………………………………………… (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Формирование системы мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе

2. Проблемы и перспективы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей

3. Правовое регулирование осуществления контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений

4. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля

5. Специфика правового регулирования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

Задание на самостоятельную работу

Подготовить эссе на тему:

Темы эссе:

1. Антикоррупционный мониторинг.

2. Антикоррупционные стандарты в сферах государственной и муниципальной власти.

3. Проблемные вопросы предоставления сведений государственными служащими и членами их семей о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

Предложить варианты разрешения конфликта интересов в представленных типовых ситуациях:

Типовые ситуации

Порядок урегулирования конфликта интересов

1. Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, например:

1.                  Государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

2.                  Государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

 

2. Выполнение иной оплачиваемой работы

1.                  Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

2.                  Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

3.                  Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

 

4.                  Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

3. Принятие решений о закупке товаров, выполнении услуг

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

 

4. Владение ценными бумагами, банковскими вкладами

 

1.                  Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

 

2.                  Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

 

 

5. Получение подарков и услуг

 

1.                  Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляют ему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность услуги, в том числе платные.

 

 

2.                  Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

 

 

3.                  Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

 

 

6. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

 

1.                  Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

 

 

2.                  Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

 

 

3.                  Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

 

 

4.                  Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

 

7. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы

 

1.                  Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

 

 

2.                  Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

·          

 

8. Нарушения запретов, установленных законодательством

 

1.                  Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

.

 

2.                  Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

 

 

3.                  Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

 

 

4.                  Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

 

 

Литература:

основная 1-4

 

Тема 6. Административное усмотрение в системе исполнительной власти: проблемы элиминации коррупционно опасного поведения ………………………………….(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти

2. Правовая и антикоррупционные экспертизы как механизм ограничения административного усмотрения в системе исполнительной власти

3. Роль кадровой службы в профилактике и выявлению коррупционного и коррупциогенного поведения.

 

Задание на самостоятельную работу

Подготовить эссе на тему:

 

Темы эссе:

1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов;

2. Этические кодексы и нормы корпоративной этики.

Литература:

основная 1-4

 


6. Фонд оценочных средств

 

компетенция

этапы формирования

(семестр)

дисциплины,

практики, НИР, ГИА

критерии

показатели

(по уровням)

Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10).

 

 

4

Б1.В.ДВ.6.1 Антикоррупционная политика государства

 

 

 

Знаниевый уровень:

Знать:

структуру и содержание коррупционных процессов в обществе; основные положения антикоррупционного законодательства

 

 

 

 

Деятельностный уровень:

Уметь:

самостоятельно систематизировать и анализировать имеющуюся информационную базу с целью выработки эффективных управленческих решений в области противодействия коррупционным правонарушениям; анализировать факторы, детерминирующие коррупционные проявления в различных сферах российского общества

Владеть:

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах; соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению; выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности; методикой получения юридически значимой информации

 

Знаниевый уровень:

Знать:

основные тенденции развития антикоррупционного законодательства и политики государства в данной сфере общественных отношений

 

 

 

 

 

 

Деятельностный уровень: уметь

планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения.

Владеть: методикой получения юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности.

.

 

«зачтено» – студент глубоко и всесторонне знает основные положения программного материала, логически стройно его излагает.

«незачтено» – студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при его изложении.

 

«зачтено» – студент уверенно и последовательно применяет нормативно-правовые акты, правильно обосновывает принятое решение и свободно владеет навыками выполнения различных видов контрольных действий.

«незачтено» – студент не умеет применять нормативно-правовые акты и  правильно обосновывать принятое решение, не владеет навыками выполнения различных видов контрольных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«зачтено» - студент знает

основные тенденции развития антикоррупционного законодательства и политики государства в данной сфере общественных отношений.

«незачтено» - студент не знает тенденции развития антикоррупционного законодательства и политики государства в данной сфере общественных отношений

«зачтено» - студент умеет планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения и владеет

методикой получения юридически значимой информации, анализа и ее оценки, эффективного использования в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности.

«незачтено» - студент не умеет планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения, не владеет методикой получения юридически значимой информации.

 


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА (ПРИМЕРЫ)

 

Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций

Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии:

– устный ответ на вопросы или индивидуальное собеседование,

– письменные ответы на вопросы,

– тестирование.

Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие процедуры и технологии:

– практические контрольные задания, включающих одну или несколько задач (вопросов) в виде краткой формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить.

 

I. Шкала оценивания участия в устном опросе на практическом занятии

 

Студент демонстрирует сформированность компетенций на итоговом уровне, обнаруживает систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

 

Отлично.

Студент демонстрирует сформированность компетенций на среднем уровне: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Хорошо

Студент демонстрирует сформированность компетенций на базовом уровне: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний, умений, навыков по некоторым компетенциям, испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями.

Удовлетворительно

Студент демонстрирует сформированность компетенций на уровне ниже базового, проявляет недостаточность знаний, умений, навыков. Проявляется практически полное отсутствие знаний, умений, навыков.

Неудовлетворительно

 

II. Критерии оценки эссе

Критерий

Требования к эссе

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

– рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры,

– используемые понятия строго соответствуют теме,

– самостоятельность выполнения работы.

1-10

Анализ и оценка информации

– грамотно применяется категория анализа,

– умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений,

– объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему,

– обоснованно интерпретируется текстовая информация,

– дается личная оценка проблеме.

1-10

Построение суждений

– изложение ясное и четкое,

– приводимые доказательства логичны,

– выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией,

– приводятся различные точки зрения и их личная оценка,

– общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

1-10

Итоговая оценка

до 15 баллов – неудовлетворительно;

15-19 баллов – удовлетворительно;

20-25 баллов – хорошо;

26-30 баллов – отлично.

 

Примерная тематика эссе

 

1. Национальная антикоррупционная политика: понятие и содержание (реалии.)

2 Антикоррупционная политика в субъектах федерации: понятие и содержание (реалии)

3. Антикоррупционная политика на уровне местных органов власти: понятие и содержание (реалии)

4. Антикоррупционная пропаганда: понятие, содержание, направленность (возможности, планы и реалии)

5. Реализация антикоррупционной политики в министерствах и ведомствах: (теоретические перспективы и реальные возможности).

6. Правоохранительные органы как субъекты реализации антикоррупционной политики

7. Антикоррупционный мониторинг: понятие, содержание и перспективы развития.

8. Образовательные учреждения как субъекты антикоррупционной политики: (цели, задачи и перспективы).

9. Особенности проявления коррупции в отдельных сферах (здравоохранение, образование, правоохранительные органы, суды, природопользование)

10. Особенности проявления коррупции в контролирующих и надзорных органах.

11. Особенности проявления коррупции в коммерческих организациях.

12. Особенности проявления коррупции в средствах массовой коммуникации.

13. Особенности проявления коррупции в политических партиях.

14. Антикоррупционная экспертиза правовых актов: понятие, содержание и перспективы использования.

15. Этиология коррупции: проблемы и перспективы познания.

16. Социология коррупции: понятие, предмет, задачи и перспективы развития. 17. Криминология коррупции: понятие, содержание и перспективы развития. 18. Антикоррупционный аудит: понятие, содержание и виды.

19. Онтология коррупции: понятие и содержание.

20. СМИ как субъект и объект антикоррупционной политики.

21. Социальные последствия коррупции.

22. Причины коррупции: понятие и основные факторы.

23. Коррупционная преступность и ее особенности в регионах России.

24. Особенности личности коррупционеров и корруптеров.

25. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.

26. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, 27. Международное сотрудничество по противодействию коррупции.

28. Общественные организации по противодействию коррупции

29. Социально-психологические факторы коррупции.

30. Отечественные и зарубежные СМИ как субъекты антикоррупционной политики.

III. Критерии оценивания задач

 

Отлично

1.      правильное решение, учтены проблемные моменты вариантности решения;

2.      выявлены проблемные моменты, предложена и обоснована вариантность решения;

2.      ответ на задачу представляет собой логически построенный ответ, сочетающий теоретические знания и практическую составляющую задачи.

Хорошо

1. правильное решение (может содержать незначительные неточности).

Удовлетворительно

1. неправильное решение, но теоретически обоснованное;

2. правильное решение при слабом теоретическом обосновании. 

Неудовлетворительно

1. отказ от ответа;

2. неправильное решение без обоснования.

 

IV. Критерии оценивания тестового задания

 

неудовлетворительно – до 50 % баллов за тест;

удовлетворительно – от 51 до 70% баллов за тест;

хорошо – от 71 до 85 % баллов за тест;

отлично – более 85 % баллов за тест.

 

Примерное тестовое задание

 

1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет:

А) Президент РФ;

Б) Федеральное собрание РФ;

В) Правительство РФ

2.Могут ли публиковаться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего:

А) Да;

Б) Нет;

В) Только в порядке определяемом нормативными правовыми актами РФ.

3.Обязан ли государственный служащий уведомлять работодателя об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений:

А) Обязан уведомлять обо всех случаях;

Б) Не обязан;

В) Должен действовать в соответствии своими этическими представлениями

4. Государственный (муниципальный) служащий, совершивший коррупционное правонарушение несет:

А) Уголовную ответственность;

Б) Административную и уголовную ответственность;

В) Дисциплинарную и административную ответственность;

Г) Уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

5. Урегулирование конфликта интересов – это:

А) Отвод или самоотвод государственного служащего в случаях, предусмотренных законодательством;

Б) Изменение служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей, и (или) отказ от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов;

В) А и Б.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится:

А) Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, органами, организациями и их должностными лицами;

Б) Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, органами, организациями и их должностными лицами, общественными объединениями;

В) Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, органами, организациями и их должностными лицами, общественными объединениями; средствами массовой информации.

7. Органы, организации и должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых  актах и их проектах коррупциогенных факторов обязаны:

А) Принять меры по устранению коррупционных факторов;

Б) Проинформировать органы прокуратуры, если устранение коррупциогенных факторов не относится к их компетенции.

В) А и Б.

8. Антикоррупционный мониторинг включает в себя:

А) мониторинг коррупции; мониторинг коррупциогенных факторов; мониторинг мер реализации коррупциогенной политики.

Б) мониторинг общественного мнения по вопросам борьбы с коррупциней;

В) мониторинг среств массовой информации по вопросам освещения антикоррупционной политики.

9. Какой суммой определяется минимальный размер взятки

А) 3000 рублей;

Б) 1000 рублей;

В) 5000 рублей;

Г) минимальный размер взятки не определен законом.

10. Может ли государственный служащий за одно и тоже коррупционной правонарушение быть привлечен к уголовной и административной ответственности одновременно:

А) Да, может быть привлечен;

Б) Нет;

В) Да, если дело рассматривается судом.

 

Ключ к тестовому заданию

 

вопрос

ответ

1

а

2

а

3

а

4

г

5

в

6

а

7

в

8

а

9

г

10

б

 

IV. Критерии выставления зачета

 

Зачет по предмету выставляется по итогам работы на сессии.

Для получения зачета студент должен получить 50 баллов:

Баллы, начисляемые за работу студента:

1. Посещение лекционных занятий – 0,5 балла за одно занятие, максимально 2 балла из расчета 2 лекций.

2. Посещение практических занятий - 1 балл за одно занятие, максимально 4 балла из расчета 4 практических занятий.

3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2 баллов за одно занятие, максимально 8  баллов.

4. Выполнение аудиторных контрольных работ (или текущего тестирования) – максимально 10 баллов (две работы по 5 баллов максимально за каждую).

5. Написание эссе – до 5 баллов

6. Прохождение итогового письменного тестирования: максимально 30 баллов.

Итого максимально возможное количество баллов - 74.

 

7. Перечень нормативных правовых актов, основной и дополнительной учебной литературы

Нормативные правовые акты

 

1.    Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2.    Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.

3.    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

4.    Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

5.    О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1.

6.    О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.

7.    О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ.

8.    О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.).

9.    О муниципальной службе в Российской Федерации. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ

10.                       Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17.06.2009 г. № 172-ФЗ № 8721.

11.                       О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015).

12.                       О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Указ Президента РФ от 01.06.2010 г. № 821.

13.                       О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Указ Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226.

14.                       О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147.

15.                       О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента от 18.05.2009 г. № 559

16.                       О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции. Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 (ред. от 25.07.2014).

17.                       Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557.

18.                       Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 (в ред. от 16.07.2009 г.).

19.                       Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. Указ Президента РФ от 08.07.2013 г. № 613 (ред. от 23.06.2014 г.).

20.                       Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»

21.                       Приказ Генерального прокурора РФ от 26.08.2009 № 282 «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции»

22.                       Приказ Генерального прокурора РФ от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией»

 

Основная литература

1.    Борщевский Г.А. Государственная служба: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., Юрайт - 2018. https://urait.ru/uploads/pdf_review/80C4BD8A-CCD1-4EE6-B8E1-7672B21B6C98.pdf

2.    Государственная служба и служебное право: Учебное пособие / Старилов Ю. Н. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с. http://znanium.com/catalog/product/537573

3.    Занко Т.А., Кочетков А.В., Охотский Е.В. и др. Государственная служба: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., Юрайт - 2017. https://biblio-online.ru/book/gosudarstvennaya-i-municipalnaya-sluzhba-413015

4.    Демин А.А. Государственная служба в РФ: учебник для академического бакалавриата. – М., Юрайт - 2017. https://urait.ru/catalog/431735

5.    Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учебное пособие. М.: Норма, 2018.

6.    Прокофьев С.Е., Богатырев Е.Д., Еремин С.Г. Государственная служба: учебное пособие для академического бакалавриата. - М.,Юрайт -  2018. https://biblio-online.ru/book/gosudarstvennaya-sluzhba-413918

 

Дополнительная литература

1.    Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М. -2011.- 301 с.

2.    Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ. М.: Проспект. 2016. – 256 с.

3.    Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции. Важны ли рыночные институты? – М., 2008. – 230 с.

4.    Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы. Монография. – М.: Юрист, 2008. – 154 с.

5.    Бут С.С. Направления деятельности по совершенствованию административно-правовых средств расследования коррупционных правонарушений в таможенных органах РФ// Административное право и процесс.2014. № 6 С. 46-50.

6.    Демидов А.Ю. Юридическая ответственность: понятие, признаки, основные вилды//Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов юридических вузов/ под ред. проф. А.В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 215 с.

7.    Карпович О.Г. Коррупция в современной России. М.: Юрист, 2007.- 245 с.

8.    Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы: учебный курс. – М.: NOTA BENE, 2010.- 328 С.

9.    Криминология: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма, 2014. 1008 с.

10.                       Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. – Саратов, 2008. – 412 с.

11.                       Состояние законности и правопорядка в РФ и работа органов прокуратуры в 2014 г. Информационно-аналитический доклад. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2015. – 125 с.

12.                       Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник/ под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2015 – 800 с.

 

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

I. Сайты базовых академических и государственных структур

1.                                Генеральная прокуратура РФ // http://www.genproc.gov.ru

2.                                Верховный Суд Российской Федерации // http://www.supcourt.ru

3.                                Сайт МВД РФ // http://www.mvdinform.ru

4.                                Юридическая Россия. Федеральный портал // http://www.law.edu.ru

5.                                Научная литература по юридическим дисциплинам // Академия Google // scholar.google.com

6.                                Поиск научной информации для ученых, специалистов, аспирантов, студентов // http://www.scholar.ru

7.                                Юридический портал «Правопорядок»: электронная юридическая библиотека, 2011. – Режим доступа: http://www.oprave.ru.

II. Электронные библиотеки

1.                           Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru.

2.                           Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru.

3.                           Открытая русская электронная библиотека: http://orel.rsl.ru/index.shtml.

4.                           Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета: http://www.lib.pu.ru.

5.                           Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru.

6.             Университетская информационная система «Россия»: http://uisrussia.msu.ru .

 

8. Перечень информационных технологий

KasperskyEndpointSecurity для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

Microsoft Open License, лицензия 49463448 всоставе:

1. Microsoft Windows Professional 7 Russian;

2. Microsoft Office 2010 Russian.

 

9. Материально-техническая база

 

В учебном процессе по дисциплине используется:

1.Компьютер

2.Колонки – 2 шт.

3.Мультимедийный проектор – 1 шт.

4.Компьютерный стол – 1 шт.

5.Компьютерные классы (ауд. № 71 и № 72 корпуса № 1 СмолГУ).