Контакты:
-
МФ
Михаил ФроловУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.ДВ.6.1 «Антикоррупционная политика государства» относится к дисциплинам по выбору вариативной части программы прикладной магистратуры по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, направленность (профиль): «Современные технологии государственного и муниципального управления». Входит в блок дисциплин правового профиля - основы правовых знаний, правоохранительные органы, административное право, гражданское право, оперативно-розыскная деятельность. Изучается во взаимосвязи с дисциплинами: современные технологии государственного управления; современная государственная гражданская служба; кадровая политика и кадровый аудит организации; технологии управления человеческими ресурсами на государственной и муниципальной службе; социальная политика и управление в социальной сфере; инновационные технологии принятия государственных решений.
Данная учебная дисциплина является основой для дисциплин завершающей части теоретического обучения перед прохождением практики и выполнением выпускной квалификационной работы.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина «Антикоррупционная политика государства» формирует основу для профессиональной деятельности магистра в сфере государственного и муниципального управления.
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующим компетенциями:
- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- способностью вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10).
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать: структуру и содержание коррупционных процессов в обществе; основные тенденции антикоррупционой политики; основные положения антикоррупционного законодательства.
Уметь: самостоятельно систематизировать и анализировать имеющуюся информационную базу с целью выработки эффективных управленческих решений в области противодействия коррупционным правонарушениям; анализировать факторы, детерминирующие коррупционные проявления в различных сферах российского общества; планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения.
Владеть: способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах; соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению; выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности; методикой получения юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах профессиональной деятельности.
3. Содержание дисциплины
Коррупция как социальное и правовое явление. Понятие коррупции в отечественном, зарубежном и международном законодательствах. Классификации коррупции. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений. Коррупция в Российской империи.
Коррупция в СССР. Коррупция в России в постсоветский период. Сферы распространения коррупции в современной России. Антикоррупционная политика: понятие, принципы, цели и задачи. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики. Субъекты антикоррупционной политики. Антикоррупционное законодательство. Меры предупреждения коррупционных правонарушений. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики.
Понятие антикоррупционного контроля в системе государственной и муниципальной службы. Формирование системы мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе. Проблемы и перспективы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей. Правовое регулирование осуществления контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля. Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Правовое регулирование их деятельности. Понятие административного усмотрения в системе исполнительной власти. Проблемы элиминации коррупционно опасного поведения. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти. Правовая и антикоррупционные экспертизы как механизм ограничения административного усмотрения в системе исполнительной власти. Понятие и виды юридической ответственности за совершение коррупционных и коррупциогенных правонарушений. Правовая основа, цели, принципы и субъекты международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий |
||
|
|
|
лекции |
практич. занятия |
самост. работа |
1. |
Коррупция как социальное и правовое явление
|
14 |
2 |
2 |
10 |
2. |
История коррупции в России |
10 |
|
|
10 |
3. |
Антикоррупционная политика Российской Федерации |
19 |
2 |
2 |
15 |
4. |
Антикоррупционное законодательство Российской Федерации |
10 |
|
|
10 |
5 |
Антикоррупционный контроль в системе государственной и муниципальной службы
|
12 |
|
2 |
10 |
6 |
Административное усмотрение в системе исполнительной власти: проблемы элиминации коррупционно опасного поведения
|
12 |
|
2 |
10 |
7 |
Юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений |
15 |
|
|
15 |
8 |
Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики |
12 |
|
|
12 |
Форма контроля |
зачет |
||||
контроль |
4 |
||||
ИТОГО |
108 |
4 |
8 |
92 |
5. Виды учебной деятельности
Лекции
Тема 1. Коррупция как социальное и правовое явление ………………………..(2 часа)
Вопросы, выносимые на лекцию:
1. Коррупция как социальное явление.
2. Классификации коррупции
3. Понятие коррупции в отечественном, зарубежном и международном законодательствах
4. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений
Тема 3. Антикоррупционная политика РФ ………………………………………..(2 часа)
Вопросы, выносимые на лекцию:
1. Антикоррупционная политика: понятие, принципы, цели и задачи
2. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики
3. Субъекты антикоррупционной политики
4. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации
5. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики
Практические занятия
Тема 1. «Коррупция как социальное и правовое явление» ………………………(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Коррупция как социальное явление
2. Коррупция как правовое явление
3. Виды коррупции
4. Коррупционная карта мира
5. Особенности коррупции в Российской Федерации.
Задание на самостоятельную работу
Подготовить эссе на тему:
Темы эссе:
1. Коррупционная карта мира.
2.Факторы, детерминирующие коррупцию в современной России.
Литература:
основная 1-4
Тема 3 «Антикоррупционная политика Российской Федерации»……………… (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Антикоррупционная политика: понятие, принципы, цели и задачи
2. Приоритетные сферы правового регулирования антикоррупционной политики
3. Субъекты антикоррупционной политики
4. Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики
5. Проект Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»
Задание на самостоятельную работу
Проранжируйте от 0 до 14 указанные сферы в соответствии с Вашей оценкой распространенности в них коррупционных практик.
Сфера |
Ранг (14- сфера наиболее подвержена коррупции, 0 – наименее) |
Образование и наука |
|
Здравоохранение |
|
ЖКХ |
|
Бизнес |
|
Вооруженные силы |
|
Чиновники (аппарат власти) |
|
Политическая сфера |
|
Суд, прокуратура |
|
Полиция |
|
Социальная защита |
|
Спорт |
|
Культура |
|
Экология (экологическая безопасность) |
|
Церковь |
|
Подготовить эссе на тему:
Темы эссе:
1Антикоррупционные стандарты в сфере службы в коммерческих и иных организациях.
2. Антикоррупционные стандарты в сфере судебной и правоохранительной деятельности.
3. Антикоррупционные стандарты в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.
4. Антикоррупционные стандарты в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.
5. Антикоррупционные стандарты в сфере бюджетного процесса и бюджетного кредитования.
Литература:
основная 1-4
Тема 5 «Антикоррупционный контроль в системе государственной и муниципальной службы» ………………………………………………………………………………… (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Формирование системы мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе
2. Проблемы и перспективы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей
3. Правовое регулирование осуществления контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений
4. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля
5. Специфика правового регулирования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Задание на самостоятельную работу
Подготовить эссе на тему:
Темы эссе:
1. Антикоррупционный мониторинг.
2. Антикоррупционные стандарты в сферах государственной и муниципальной власти.
3. Проблемные вопросы предоставления сведений государственными служащими и членами их семей о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Предложить варианты разрешения конфликта интересов в представленных типовых ситуациях:
Типовые ситуации |
Порядок урегулирования конфликта интересов |
|
1. Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего |
||
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, например: 1. Государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего; 2. Государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего. |
|
|
2. Выполнение иной оплачиваемой работы |
||
1. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
|
|
2. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
|
|
3. Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность. |
|
|
4. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
|
|
3. Принятие решений о закупке товаров, выполнении услуг |
||
Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
|
|
4. Владение ценными бумагами, банковскими вкладами |
||
|
1. Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
|
|
2. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.). |
|
|
5. Получение подарков и услуг |
|
|
1. Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляют ему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность услуги, в том числе платные. |
|
|
2. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления. |
|
|
3. Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного. |
|
|
6. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами |
|
|
1. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства. |
|
|
2. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего. |
|
|
3. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
|
|
4. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
|
|
7. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы |
|
|
1. Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу. |
|
|
2. Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления. |
· |
|
8. Нарушения запретов, установленных законодательством |
|
|
1. Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. |
. |
|
2. Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами. |
|
|
3. Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. |
|
|
4. Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций. |
|
Литература:
основная 1-4
Тема 6. Административное усмотрение в системе исполнительной власти: проблемы элиминации коррупционно опасного поведения ………………………………….(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти
2. Правовая и антикоррупционные экспертизы как механизм ограничения административного усмотрения в системе исполнительной власти
3. Роль кадровой службы в профилактике и выявлению коррупционного и коррупциогенного поведения.
Задание на самостоятельную работу
Подготовить эссе на тему:
Темы эссе:
1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов;
2. Этические кодексы и нормы корпоративной этики.
Литература:
основная 1-4
6. Фонд оценочных средств
компетенция |
этапы формирования (семестр) |
дисциплины, практики, НИР, ГИА |
критерии |
показатели (по уровням) |
Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
Способность вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-10).
|
4 |
Б1.В.ДВ.6.1 Антикоррупционная политика государства
|
|
|
Знаниевый уровень: Знать: структуру и содержание коррупционных процессов в обществе; основные положения антикоррупционного законодательства
Деятельностный уровень: Уметь: самостоятельно систематизировать и анализировать имеющуюся информационную базу с целью выработки эффективных управленческих решений в области противодействия коррупционным правонарушениям; анализировать факторы, детерминирующие коррупционные проявления в различных сферах российского общества Владеть: способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах; соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению; выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности; методикой получения юридически значимой информации
Знаниевый уровень: Знать: основные тенденции развития антикоррупционного законодательства и политики государства в данной сфере общественных отношений
Деятельностный уровень: уметь планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения. Владеть: методикой получения юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности. .
|
«зачтено» – студент глубоко и всесторонне знает основные положения программного материала, логически стройно его излагает. «незачтено» – студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при его изложении.
«зачтено» – студент уверенно и последовательно применяет нормативно-правовые акты, правильно обосновывает принятое решение и свободно владеет навыками выполнения различных видов контрольных действий. «незачтено» – студент не умеет применять нормативно-правовые акты и правильно обосновывать принятое решение, не владеет навыками выполнения различных видов контрольных действий.
«зачтено» - студент знает основные тенденции развития антикоррупционного законодательства и политики государства в данной сфере общественных отношений. «незачтено» - студент не знает тенденции развития антикоррупционного законодательства и политики государства в данной сфере общественных отношений «зачтено» - студент умеет планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения и владеет методикой получения юридически значимой информации, анализа и ее оценки, эффективного использования в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности. «незачтено» - студент не умеет планировать антикоррупционные мероприятия, рассчитывать сопутствующие риски; применять на практике положения этических кодексов поведения, не владеет методикой получения юридически значимой информации.
|
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА (ПРИМЕРЫ)
Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии:
– устный ответ на вопросы или индивидуальное собеседование,
– письменные ответы на вопросы,
– тестирование.
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие процедуры и технологии:
– практические контрольные задания, включающих одну или несколько задач (вопросов) в виде краткой формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить.
I. Шкала оценивания участия в устном опросе на практическом занятии
Студент демонстрирует сформированность компетенций на итоговом уровне, обнаруживает систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности. |
Отлично. |
Студент демонстрирует сформированность компетенций на среднем уровне: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
Хорошо |
Студент демонстрирует сформированность компетенций на базовом уровне: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний, умений, навыков по некоторым компетенциям, испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями. |
Удовлетворительно |
Студент демонстрирует сформированность компетенций на уровне ниже базового, проявляет недостаточность знаний, умений, навыков. Проявляется практически полное отсутствие знаний, умений, навыков. |
Неудовлетворительно |
II. Критерии оценки эссе
Критерий |
Требования к эссе |
Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала |
– рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры, – используемые понятия строго соответствуют теме, – самостоятельность выполнения работы. |
1-10 |
Анализ и оценка информации |
– грамотно применяется категория анализа, – умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, – объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, – обоснованно интерпретируется текстовая информация, – дается личная оценка проблеме. |
1-10 |
Построение суждений |
– изложение ясное и четкое, – приводимые доказательства логичны, – выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией, – приводятся различные точки зрения и их личная оценка, – общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи. |
1-10 |
Итоговая оценка |
до 15 баллов – неудовлетворительно; 15-19 баллов – удовлетворительно; 20-25 баллов – хорошо; 26-30 баллов – отлично. |
Примерная тематика эссе
1. Национальная антикоррупционная политика: понятие и содержание (реалии.)
2 Антикоррупционная политика в субъектах федерации: понятие и содержание (реалии)
3. Антикоррупционная политика на уровне местных органов власти: понятие и содержание (реалии)
4. Антикоррупционная пропаганда: понятие, содержание, направленность (возможности, планы и реалии)
5. Реализация антикоррупционной политики в министерствах и ведомствах: (теоретические перспективы и реальные возможности).
6. Правоохранительные органы как субъекты реализации антикоррупционной политики
7. Антикоррупционный мониторинг: понятие, содержание и перспективы развития.
8. Образовательные учреждения как субъекты антикоррупционной политики: (цели, задачи и перспективы).
9. Особенности проявления коррупции в отдельных сферах (здравоохранение, образование, правоохранительные органы, суды, природопользование)
10. Особенности проявления коррупции в контролирующих и надзорных органах.
11. Особенности проявления коррупции в коммерческих организациях.
12. Особенности проявления коррупции в средствах массовой коммуникации.
13. Особенности проявления коррупции в политических партиях.
14. Антикоррупционная экспертиза правовых актов: понятие, содержание и перспективы использования.
15. Этиология коррупции: проблемы и перспективы познания.
16. Социология коррупции: понятие, предмет, задачи и перспективы развития. 17. Криминология коррупции: понятие, содержание и перспективы развития. 18. Антикоррупционный аудит: понятие, содержание и виды.
19. Онтология коррупции: понятие и содержание.
20. СМИ как субъект и объект антикоррупционной политики.
21. Социальные последствия коррупции.
22. Причины коррупции: понятие и основные факторы.
23. Коррупционная преступность и ее особенности в регионах России.
24. Особенности личности коррупционеров и корруптеров.
25. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.
26. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, 27. Международное сотрудничество по противодействию коррупции.
28. Общественные организации по противодействию коррупции
29. Социально-психологические факторы коррупции.
30. Отечественные и зарубежные СМИ как субъекты антикоррупционной политики.
III. Критерии оценивания задач
Отлично |
1. правильное решение, учтены проблемные моменты вариантности решения; 2. выявлены проблемные моменты, предложена и обоснована вариантность решения; 2. ответ на задачу представляет собой логически построенный ответ, сочетающий теоретические знания и практическую составляющую задачи. |
Хорошо |
1. правильное решение (может содержать незначительные неточности). |
Удовлетворительно |
1. неправильное решение, но теоретически обоснованное; 2. правильное решение при слабом теоретическом обосновании. |
Неудовлетворительно |
1. отказ от ответа; 2. неправильное решение без обоснования. |
IV. Критерии оценивания тестового задания
неудовлетворительно – до 50 % баллов за тест;
удовлетворительно – от 51 до 70% баллов за тест;
хорошо – от 71 до 85 % баллов за тест;
отлично – более 85 % баллов за тест.
Примерное тестовое задание
1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет:
А) Президент РФ;
Б) Федеральное собрание РФ;
В) Правительство РФ
2.Могут ли публиковаться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего:
А) Да;
Б) Нет;
В) Только в порядке определяемом нормативными правовыми актами РФ.
3.Обязан ли государственный служащий уведомлять работодателя об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений:
А) Обязан уведомлять обо всех случаях;
Б) Не обязан;
В) Должен действовать в соответствии своими этическими представлениями
4. Государственный (муниципальный) служащий, совершивший коррупционное правонарушение несет:
А) Уголовную ответственность;
Б) Административную и уголовную ответственность;
В) Дисциплинарную и административную ответственность;
Г) Уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
5. Урегулирование конфликта интересов – это:
А) Отвод или самоотвод государственного служащего в случаях, предусмотренных законодательством;
Б) Изменение служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей, и (или) отказ от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов;
В) А и Б.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится:
А) Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, органами, организациями и их должностными лицами;
Б) Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, органами, организациями и их должностными лицами, общественными объединениями;
В) Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, органами, организациями и их должностными лицами, общественными объединениями; средствами массовой информации.
7. Органы, организации и должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов обязаны:
А) Принять меры по устранению коррупционных факторов;
Б) Проинформировать органы прокуратуры, если устранение коррупциогенных факторов не относится к их компетенции.
В) А и Б.
8. Антикоррупционный мониторинг включает в себя:
А) мониторинг коррупции; мониторинг коррупциогенных факторов; мониторинг мер реализации коррупциогенной политики.
Б) мониторинг общественного мнения по вопросам борьбы с коррупциней;
В) мониторинг среств массовой информации по вопросам освещения антикоррупционной политики.
9. Какой суммой определяется минимальный размер взятки
А) 3000 рублей;
Б) 1000 рублей;
В) 5000 рублей;
Г) минимальный размер взятки не определен законом.
10. Может ли государственный служащий за одно и тоже коррупционной правонарушение быть привлечен к уголовной и административной ответственности одновременно:
А) Да, может быть привлечен;
Б) Нет;
В) Да, если дело рассматривается судом.
Ключ к тестовому заданию
вопрос |
ответ |
1 |
а |
2 |
а |
3 |
а |
4 |
г |
5 |
в |
6 |
а |
7 |
в |
8 |
а |
9 |
г |
10 |
б |
IV. Критерии выставления зачета
Зачет по предмету выставляется по итогам работы на сессии.
Для получения зачета студент должен получить 50 баллов:
Баллы, начисляемые за работу студента:
1. Посещение лекционных занятий – 0,5 балла за одно занятие, максимально 2 балла из расчета 2 лекций.
2. Посещение практических занятий - 1 балл за одно занятие, максимально 4 балла из расчета 4 практических занятий.
3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2 баллов за одно занятие, максимально 8 баллов.
4. Выполнение аудиторных контрольных работ (или текущего тестирования) – максимально 10 баллов (две работы по 5 баллов максимально за каждую).
5. Написание эссе – до 5 баллов
6. Прохождение итогового письменного тестирования: максимально 30 баллов.
Итого максимально возможное количество баллов - 74.
7. Перечень нормативных правовых актов, основной и дополнительной учебной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
5. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1.
6. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.
7. О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.).
9. О муниципальной службе в Российской Федерации. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ
10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17.06.2009 г. № 172-ФЗ № 8721.
11. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015).
12. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Указ Президента РФ от 01.06.2010 г. № 821.
13. О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Указ Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226.
14. О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147.
15. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента от 18.05.2009 г. № 559
16. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции. Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 (ред. от 25.07.2014).
17. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557.
18. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 (в ред. от 16.07.2009 г.).
19. Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. Указ Президента РФ от 08.07.2013 г. № 613 (ред. от 23.06.2014 г.).
20. Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»
21. Приказ Генерального прокурора РФ от 26.08.2009 № 282 «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции»
22. Приказ Генерального прокурора РФ от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией»
Основная литература
1. Борщевский Г.А. Государственная служба: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., Юрайт - 2018. https://urait.ru/uploads/pdf_review/80C4BD8A-CCD1-4EE6-B8E1-7672B21B6C98.pdf
2. Государственная служба и служебное право: Учебное пособие / Старилов Ю. Н. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с. http://znanium.com/catalog/product/537573
3. Занко Т.А., Кочетков А.В., Охотский Е.В. и др. Государственная служба: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., Юрайт - 2017. https://biblio-online.ru/book/gosudarstvennaya-i-municipalnaya-sluzhba-413015
4. Демин А.А. Государственная служба в РФ: учебник для академического бакалавриата. – М., Юрайт - 2017. https://urait.ru/catalog/431735
5. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учебное пособие. М.: Норма, 2018.
6. Прокофьев С.Е., Богатырев Е.Д., Еремин С.Г. Государственная служба: учебное пособие для академического бакалавриата. - М.,Юрайт - 2018. https://biblio-online.ru/book/gosudarstvennaya-sluzhba-413918
Дополнительная литература
1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М. -2011.- 301 с.
2. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ. М.: Проспект. 2016. – 256 с.
3. Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции. Важны ли рыночные институты? – М., 2008. – 230 с.
4. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы. Монография. – М.: Юрист, 2008. – 154 с.
5. Бут С.С. Направления деятельности по совершенствованию административно-правовых средств расследования коррупционных правонарушений в таможенных органах РФ// Административное право и процесс.2014. № 6 С. 46-50.
6. Демидов А.Ю. Юридическая ответственность: понятие, признаки, основные вилды//Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов юридических вузов/ под ред. проф. А.В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 215 с.
7. Карпович О.Г. Коррупция в современной России. М.: Юрист, 2007.- 245 с.
8. Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы: учебный курс. – М.: NOTA BENE, 2010.- 328 С.
9. Криминология: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма, 2014. 1008 с.
10. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика. – Саратов, 2008. – 412 с.
11. Состояние законности и правопорядка в РФ и работа органов прокуратуры в 2014 г. Информационно-аналитический доклад. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2015. – 125 с.
12. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник/ под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2015 – 800 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
I. Сайты базовых академических и государственных структур
1. Генеральная прокуратура РФ // http://www.genproc.gov.ru
2. Верховный Суд Российской Федерации // http://www.supcourt.ru
3. Сайт МВД РФ // http://www.mvdinform.ru
4. Юридическая Россия. Федеральный портал // http://www.law.edu.ru
5. Научная литература по юридическим дисциплинам // Академия Google // scholar.google.com
6. Поиск научной информации для ученых, специалистов, аспирантов, студентов // http://www.scholar.ru
7. Юридический портал «Правопорядок»: электронная юридическая библиотека, 2011. – Режим доступа: http://www.oprave.ru.
II. Электронные библиотеки
1. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru.
2. Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru.
3. Открытая русская электронная библиотека: http://orel.rsl.ru/index.shtml.
4. Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета: http://www.lib.pu.ru.
5. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru.
6. Университетская информационная система «Россия»: http://uisrussia.msu.ru .
8. Перечень информационных технологий
KasperskyEndpointSecurity для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
Microsoft Open License, лицензия 49463448 всоставе:
1. Microsoft Windows Professional 7 Russian;
2. Microsoft Office 2010 Russian.
9. Материально-техническая база
В учебном процессе по дисциплине используется:
1.Компьютер
2.Колонки – 2 шт.
3.Мультимедийный проектор – 1 шт.
4.Компьютерный стол – 1 шт.
5.Компьютерные классы (ауд. № 71 и № 72 корпуса № 1 СмолГУ).