Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

            Дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» (Б1.В.ОД.13) является дисциплиной вариативной части Блока 1 рабочего учебного плана ОП бакалавриата по направлению «Социальная работа».

            Содержание дисциплины имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами рабочего учебного плана ОП бакалавриата по направлению «Социальная работа». К таким дисциплинам относятся: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальное обслуживание населения», «Управление в социальной работе», «Правовое обеспечение социальной работы».

            Изучение учебной дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» предполагает наличие «входных» знаний в области социологии социальной работы, математики, методики оценки эффективности социальной работы, информатики, этики социальной работы, приобретенных в результате освоения предшествующих дисциплин.

            Освоение учебной дисциплины является составной частью процесса формирования у студентов методологической, правовой и технологической культуры в области измерения и оценки эффективности системы социального обслуживания населения.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы

            Целью освоения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» являются формирование у студентов целостного представления о социальной квалиметрии и стандартизации социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения, изучение основ социальной квалиметрии как научной дисциплины об измерении и количественной оценке эффективности социальных услуг и национальных и региональных стандартов социальных услуг, регламентирующих деятельность социальных служб и отдельных социальных работников и являющихся гарантом защиты прав клиентов и работников социальных служб в области социального обслуживания.

            Дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» должна сформировать у обучающихся следующие компетенции:

            - ОК-6 – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

            - ОПК-5 – способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан;

            - ПК-4 – способностью к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации.

            В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 ЗНАТЬ:

·         концептуальные основы социальной квалиметрии и стандартизации социальных услуг;

·         технологии применения квалиметрических шкал;

·        особенности используемых методов социальной квалиметрии, применяемых при измерении и количественной оценке эффективности социальных услуг учреждений социального обслуживания;

·        основы методологии и методики, объединяющие знания о единых нормах и требованиях (эталоны), предъявляемые к социальным услугам и процессу стандартизации социального обслуживания;

·        содержание национальных и региональных стандартов социальных услуг, действующих на территории России и в отдельных субъектах Российской Федерации.

            УМЕТЬ:

·           использовать специальные знания и навыки в области социальной квалиметрии, связанной с проблемами измерения и оценки качества социальных услуг и других видов социальной поддержки человека, эффективности различных видов профессиональной социальной работы;

·        самостоятельно выполнять профессиональные действия в области применения национальных и региональных стандартов социальных услуг;

·        осуществлять анализ применения стандартов социальных услуг в субъектах РФ, отдельных районах и населенных пунктах.

            ВЛАДЕТЬ:

·        методиками измерения и оценивания качества социальных услуг и учреждений социального обслуживания населения;

           

3. Содержание дисциплины

            Тема 1. Квалиметрия. Общие понятия и термины.

            Определение квалиметрии. Общие сведения о квалиметрии как отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценке качества любого вида человеческой деятельности. Управление качеством продукции. Сертификация.

            Тема 2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.

            Предмет и содержание социальной квалиметрии как научной и учебной дисциплины. Онтология, философия, аксиология и праксиология качества социальной сферы. Социальный круговорот качества. Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов социальной деятельности в социальном пространстве жизни. Методы оценки качества социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания. Социальная ноосферная квалиметрия. Структура специальных социальных квалиметрий.

            Тема 3. Стандартизация социальных услуг.

            Стратегические цели развития национальной системы стандартизации социальных услуг. Нормативная правовая база развития стандартизации социального обслуживания в РФ. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 о развитии стандартизации. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" о разработке государственных стандартов социальных услуг. Федеральный Закон № 122 от 22.08. 2004 г. о перераспределении полномочий в области стандартизации социальных услуг. Региональные стандарты социальных услуг

            Тема 4. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности социальных услуг.

            Теоретические основы социальной квалиметрии в социальном образовании, социальной защите, социальном обслуживании, социальной медицине, системе пенитенциарных учреждений, культурно-досуговой сфере. Содержание предметной квалиметрии, применяемой в различных секторах социальной сферы. Понятие измерения качества социальной работы. Принципы оценивания в социальной сфере.

            Тема 5. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждений социального обслуживания.

            Проблемы качества социальных услуг. Роль национальных стандартов в обеспечении качества социальных услуг. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52142-2003. «Качество социальных услуг». Общие положения. Региональные стандарты.

            Комплексная система национальных и региональных стандартов, обеспечивающих контроль качества социальных услуг и социальных служб. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг». Общие положения.

            Региональные стандарты контроля качества.

                        Тема 6. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг.

            Методология и методики оценки качества социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения.

            Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.

 4. Тематический план

            Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Количество часов по учебному плану очной формы обучения: Всего – 108 часов.

Аудиторные занятия – 56 часов. Из них лекции – 28 часа, практические занятия – 28 часа.

Самостоятельная работа студентов – 25 часов. Контроль – 27 часов

 

Тематический план

по очной форме обучения

Тема

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятель-

ная работа

Всего

Тема № 1 Квалиметрия. Общие понятия и термины.

 

 

4

4

4

12

Тема № 2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.

 

4

4

4

12

Тема № 3. Стандартизация социальных услуг.

 

 

4

4

4

12

Тема № 4. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности социальных услуг.

4

4

4

12

Тема № 5. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждений социального обслуживания.

6

6

4

16

Тема № 6. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам.

6

6

5

17

Контроль

 

 

 

27

ИТОГО

28

28

25

108

 

 

 

 

5. Виды учебной деятельности

            Лекции.

            Лекция № 1.    (4 часа)

            Тема 1. Квалиметрия. Общие понятия и термины.

            Вопросы лекции:

1.    Определение квалиметрии.

2.    Общие сведения о квалиметрии как отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценке качества любого вида человеческой деятельности.

3.    Управление качеством продукции.

4.    Сертификация.

            Лекция № 2.    (4 часа)

            Тема 2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.

            Вопросы лекции:

1.    Предмет и содержание социальной квалиметрии как научной и учебной дисциплины.

2.    Онтология, философия, аксиология и праксиология качества социальной сферы.

3.    Социальный круговорот качества.

4.    Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов социальной деятельности в социальном пространстве жизни.

5.    Методы оценки качества социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания.

6.    Социальная ноосферная квалиметрия.

7.    Структура специальных социальных квалиметрий.

            Лекция № 3.    (4 часа)

            Тема 3. Стандартизация социальных услуг.

            Вопросы лекции:

1.    Стратегические цели развития национальной системы стандартизации социальных услуг.

2.    Нормативная правовая база развития стандартизации социального обслуживания в РФ.

3.    Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 о развитии стандартизации.

4.    Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

5.    Федеральный Закон № 122 от 22.08. 2004 г. о перераспределении полномочий в области стандартизации социальных услуг.

6.    Региональные стандарты социальных услуг

 

 

            Лекция № 4.    (4 часа)

            Тема 4. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности социальных услуг.

            Вопросы лекции:

1.    Теоретические основы социальной квалиметрии в социальном образовании, социальной защите, социальном обслуживании, социальной медицине, системе пенитенциарных учреждений, культурно-досуговой сфере.

2.    Содержание предметной квалиметрии, применяемой в различных секторах социальной сферы.

3.    Понятие измерения качества социальной работы.

4.    Принципы оценивания в социальной сфере.

            Лекция № 5.    (6 часов)

            Тема 5. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждений социального обслуживания.

            Вопросы лекции:

1.    Проблемы качества социальных услуг.

2.    Роль национальных стандартов в обеспечении качества социальных услуг.

3.    Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52142-2003. «Качество социальных услуг». Общие положения. Региональные стандарты.

4.    Комплексная система национальных и региональных стандартов, обеспечивающих контроль качества социальных услуг и социальных служб.

5.    Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг». Общие положения.

6.    Региональные стандарты контроля качества социальных услуг.

            Лекция № 6.    (6 часов)

            Тема 6. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг.

            Вопросы лекции:

1.    Методология и методики оценки качества социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения.

2.    Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.

 

 

 

 

            Практические занятия

            Практическое занятие № 1.  (4 часа)

            Тема 1. Социальная квалиметрия как новая социальная наука и учебная дисциплина

            Цель: углубить научные представления о квалиметрии как науке.

            Вопросы для обсуждения:

1.    Раскрыть суть новой отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества объектов, процессов и любых видов деятельности специалиста социальной работы.

2.    Квалиметрические методы анализа социального развития общества и человека.

3.    Измерение и оценка социальных систем.

4.    Место и роль предметной квалиметрии в системе знаний общей квалиметрии.

            Индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов:

1.    Изучить учебное пособие В.Н. Фомина «Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. – М.: Ось-89, 2002;

2.    Изучить учебное пособие Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие. М.: РГСУ, 2009.

            Формы контроля самостоятельной работы студентов:

экспертная проверка. Наблюдение. Обсуждение темы.

            Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

уровень овладения знаниями об основах квалиметрии, ее методах, разновидностях;

владение знаниями о специфике социальной квалиметрии.

            Практическое занятие № 2.   (4 часа)

Тема 2. Квалиметрия в социальной работе

            Цель: углубить представления, полученные на учебной лекции, о социальной квалиметрии как науке и учебной дисциплине.

            Вопросы для обсуждения:

1.    Квалиметрия социальной защиты и поддержки населения.

2.    Квалиметрия социального образования.

3.    Квалиметрия качества социальных услуг и учреждений социального обслуживания.

            Индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов:

1.    Изучить публикацию Л.В. Топчия «Проблемы квалиметрии в социальной работе: подходы, критерии, логика оценки» в ж. Отечественный журнал социальной работы. – 2005, № 3;

2.    Изучить публикацию А.И. Субетто, А.В. Титова Ситуационный подход к применению методов социальных квалиметрий в системе мониторинга качества образования на разных уровнях. М., 1999;

3.      Изучить публикацию Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Лига М.Б. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни. М., 2009;

4.      Изучить учебное пособие Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебник.- М., 2009.

            Формы контроля самостоятельной работы студентов:

модульная технология; адаптивная технология.

            Формы текущего контроля знаний и освоения компетенций:

работа в группе; контрольная точка (к. работа).

            Практическое занятие № 3.   (4 часа)

            Тема 3. Стандартизация социально-медицинских услуг.

            Цель: развитие способности студентов пользоваться стандартом как средством повышения качества услуг.

            Вопросы для обсуждения:

1. B чем суть стандартов на социально-медицинские услуги? На что направлены эти государственные стандарты, какова их цель и задачи?

2. На какие категории населения распространяются государственные стандарты на социально-медицинские услуги?

3. Каково содержание понятия «медицинские услуги» и «социально-медицинские услуги», их соотношение? Что в них общее и специфическое?

            Индивидуальное задание для самостоятельной работы студентов:

            Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов. Обоснуйте свой ответ.

            а) стандарты на социально-медицинские услуги регламентируют деятельность социальных служб в области санитарно-гигиенической работы с населением и оказание первичной медицинской помощи;

            б) стандарты на социально-медицинские услуги направлены на обеспечение качества социальной работы в учреждениях социального обслуживания;

            в) стандарты социально-медицинских услуг содержат требования к объему и качеству услуг, суть которых составляет санитарно - просветительская работа с населением, организация учета граждан, нуждающихся в социально-медицинских услугах, наблюдения за состоянием их здоровья и оказания им различной санитарно-гигиенической помощи, комплексная социально-медицинская помощь детям, формирование и организация работы групп здоровья, социальный патронаж семей, нуждающихся в социально-медицинской помощи (семьи с неблагоприятными социально-медицинскими условиями), и др.

            Контрольные вопросы для проверки знаний студентов.

            Стандарты на социально-медицинские услуги распространяются на:

            - граждан пожилого возраста;

            - инвалидов;

            - детей, в первую очередь детей-инвалидов, детей- сирот, безнадзорных, детей с ограниченными физическими и умственными возможностями;

            - беременных женщин и кормящих матерей;

            - малообеспеченных и многодетных семей;

            - граждан, оказавшихся в экстремальных условиях жизни;

            - лиц, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики.

            Определитесь с правильным ответом, дайте всестороннее обоснование.

            Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Проверка конспектов студентов; вербальные методы контроля.

            Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

Контрольная точка. Ответы на контрольные вопросы.

            Практическое занятие № 4.  (4 часа)

            Тема 4. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности социальных услуг

            Цель: Освоение основных теоретических подходов к оценке качества и эффективности социальных услуг

            Вопросы: для обсуждения:

1. Какова направленность стандартов на социально-правовые услуги? В чем суть данных стандартов?

2. На какие категории населения распространяются стандарты социально-правовых услуг?

3. Какова роль стандартов, регламентирующих деятельность социальных служб и отдельных специалистов в системе социального обслуживания населения?

            Индивидуальное задание для самостоятельной работы студентов:

            Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов. Аргументируйте свой ответ.

            а) стандарт на социально-правовые услуги устанавливает требования к объему услуг, суть которых заключается в защите прав клиентов на социально-правовую помощь,

            б) стандарт на социально-правовые услуги, направленный на защиту законных прав и интересов граждан, предоставление им различной юридической помощи в вопросах социальной защиты; устанавливает требования к объему услуг, суть которых заключается в предоставлении гражданам:

            - консультаций по вопросам социально-правовой защиты, предусмотренной законодательством Российской федерации;

            - оказание содействия несовершеннолетним, проживающим в учреждениях социального обслуживания, в соблюдении и защите их законных прав и интересов при решении вопроса усыновления, попечительства, опеки и т. д.;

            - оказании помощи при оформлении юридических документов;

            - содействия в привлечении к ответственности лиц, допустивших различные противоправные действия против клиентов социальных служб;

            в) стандарт на социально-правовые услуги регламентирует правозащитную деятельность работников социальных служб, специалистов органов социальной защиты, правозащитных неправительственных органов и др.

            г) стандарт на социально-правовые услуги - это эталон в виде нормативно-правового документа, устанавливающего основные требования к объему и порядку предоставления нормативно-правовых услуг.

            Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Адаптивная технология (выработка умения самостоятельно находить документы и использовать их в практической работе).

            Формы контроля знаний и освоенных компетенций:

            Контрольная работа. Формирование профессиональной способности применять стандарты в практике социального обслуживания.

            Практическое занятие № 5.   (6 часов)

            Тема 5. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждений социального обслуживания.

            Цель: уяснение организационно-управленческих основ контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания.

            Вопросы для обсуждения:

1. Что Вы понимаете под государственными стандартами на социально-бытовые услуги? Какова направленность этих стандартов?

2. Какова роль и место стандартов на социально-бытовые услуги в системе государственных стандартов, применяемых в социальной сфере и социальном обслуживании населения? В научной и ведомственной литературе имеется несколько суждений по этому вопросу (см. ниже). Какое утверждение, на Ваш взгляд, является наиболее полным и правильным?

            а) государственные стандарты на социально-бытовые услуги - это нормы и нормативы, регламентирующие объем и качество услуг в таких формах как оказание помощи всем категориям населения в получении предусмотренных действующим законодательством РФ льгот при социально-бытовом обслуживании, обеспечение нуждающихся продовольственными товарами, бесплатным питанием, одеждой, обувью, бельем, топливом, другими предметами необходимой помощи, предоставления жилья в экстремальных условиях, содействие в налаживании быта и трудоустройстве соответствующей категории граждан, социальный патронаж нуждающихся в нем семей или отдельных граждан;

            б) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это нормативно-правовые критерии на удовлетворение социально-бытовых базовых потребностей граждан Российской Федерации;

            в) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это комплекс норм и нормативов, направленных на поддержание в быту граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

            Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Подготовка эссе. Экспертная группа.

            Форма контроля освоения основных компетенций:

Экспертиза умений студентов участвовать в дискуссии и владение знаниями по данной теме (оценка формы участия, содержания выступления, умения выстраивать доказательства в поддержку своей точки зрения, интерпретировать научные данные, соблюдение этикета).

            Практическое занятие № 6.   (6 часов)

            Диспут на тему: «Что происходит в системе социального обслуживания населения в РФ: стандартизация социальных услуг или стандартизация социального обслуживания?»

            Цель: уяснение сущности стандартизации социальных услуг; выработка умения отстаивать свою точку зрения, опирающееся на глубокое знание стандартов и научную литературу по данной проблематике.

            Вопросы для обсуждения:

имеется несколько точек зрения. Изучите одну из первых брошюр на эту тему: Панов А.М., Романов Г.И., Новикова М.А. Стандартизация социальных услуг, оказываемых в учреждениях социального обслуживания. М.: Минтруд РФ, МГСУ, 1998, в которой говорится о стандартизации социальных услуг, и сравните эту публикацию с другой, в которой ставится вопрос о стандартизации социального обслуживания населения в целом: см. Новикова М.А., Тарасова Н.В. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития//Социальное обслуживание. - М.: МОО «АРСС», 2004, № 1.

            Ваше мнение по данному вопросу и Ваши аргументы?

            Индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов:

Изучение специальных статей, помещенных в журналах «Социальное обслуживание населения», «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная защита» и «Работник социальных служб».

            Форма контроля самостоятельной работы студентов и освоенных компетенций: экспертная оценка качества устных сообщений; проверка конспектов студентов.

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

      Лекции по дисциплине являются авторскими лекциями преподавателя. Некоторая часть изучаемого по дисциплине материала в изданиях основной и дополнительной литературы отсутствует. Поэтому конспектирование лекций является желательным. Конспект авторских лекций преподавателя размещён в студенческом компьютере кафедры социальной работы в соответствующей папке на рабочем столе.

      При подготовке к практическим занятиям и экзамену студент, кроме конспекта лекций, использует основную и дополнительную литературу из библиотечного фонда университета и из сети «Интернет».

      Особое внимание следует обратить на изучение нормативных правовых документов, указанных в планах практических занятий и в списке дополнительной литературы. Эти документы рекомендуется изучать по их актуальным редакциям, содержащимся в информационно-правовых системах «Гарант» или «Консультант Плюс». Вход в эти системы осуществляется из точки доступа в библиотеке университета или через сеть «Интернет».

      К каждому практическому занятию все студенты учебной группы обязаны написать реферат по одному из вопросов семинара. Материалы реферата используются студентами в процессе публичного обсуждения вопросов занятия. Реферат выполняется студентом в печатной и электронной формах в соответствии с правилами оформления, установленными кафедрой или университетом.

      По окончании практического занятия студент сдаёт реферат в печатной форме преподавателю, а реферат в электронной форме помещает в личную папку портфолио студента по дисциплине, находящуюся в студенческом компьютере кафедры социальной работы.

      При подготовке к экзамену студент ориентируется на приведённый в настоящей программе список вопросов к экзамену. Вопросы экзаменационных билетов будут сформулированы так, как они представлены в этом списке.

      Методические рекомендации по выполнению студентами самостоятельной работы:       При выполнении самостоятельной работы студенты самостоятельно изучают материал каждой темы дисциплины и готовятся к выступлению по любому из вопросов практического занятия по каждой теме.

      Преподавателем по каждому вопросу практического задания назначается студент, выполняющий контрольное задание. Материалы по теме контрольного задания студенты ищут самостоятельно. На занятии эти студенты выступают с презентацией своего задания. Остальные студенты участвуют в анализе и обсуждении презентованных заданий.           Выступления студентов на практическом занятии происходят по инициативе студентов или преподавателя. Оцениваются все устные выступления (ответы) студентов баллами за активность и знания.

Перечень тем рефератов:

1.Актуальные проблемы разработки и применения социальной квалиметрии в Российской Федерации.

2.Проблемы взаимосвязи социальной квалиметрии и стандартизации социальных услуг.

3.Основы теории сравнения и логики оценок в социальной сфере.

4.Квалиметрия в социальной работе: теория и практика.

5.Квалиметрия социального обслуживания.

6.Методология и методика оценки эффективности социальных услуг.

7.Актуальные проблемы стандартизации социальных услуг в России.

8.Зарубежный опыт работы в области стандартизации социальных услуг.

9.Методология и методика разработки государственных стандартов.

10.Механизм реализации стандартов социальных услуг.

11.Основные концептуальные подходы к стандартизации социального обслуживания населения.

12.Основные направления стандартизации социальных услуг.

13.Проблемы стандартизации качества социальных услуг и учреждений социального обслуживания населения.

14.Стандартизация социального обслуживания: основные термины и определения.

15.Основные виды стандартов социальных услуг, из задачи и функции.

16.Технологии обеспечения реализации национальных и региональных стандартов социальных услуг.

17.Проблемы профессиональной подготовки специалистов для разработки и внедрения стандартов в практику социального обслуживания.

18.Проблемы стандартизации социальной работы.

19.Проблемы стандартизации социально-правовых услуг.

20.Проблемы стандартизации социально-медицинских услуг.

21.Методологические проблемы реализации стандартов на социально-педагогические услуги.

22.Проблемы стандартизации социально-бытовых услуг.

23.Проблема соответствия отечественных национальных стандартов международным стандартам социальных услуг.

24.Международные стандарты социальных услуг.

25.Методологические и методические проблемы разработки стандартов социальных услуг в субъектах Российской Федерации.

26.Проблемы стандартизации социальных служб в здравоохранении и образовании.

27.Проблемы стандартизации социальных услуг в системе пенитенциарных учреждений.

28.Стратегические цели развития национальной системы стандартизации в России.

29.Стандарты и качество социальных услуг.

30.Итоги и перспективы развития стандартизации социальных услуг в регионах России.

31.Раскрыть суть новой отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества объектов, процессов и любых видов деятельности специалиста социальной работы.

32.Квалиметрические методы анализа социального развития общества и человека.

33.Измерение и оценка социальных систем.

34.Место и роль предметной квалиметрии в системе знаний общей квалиметрии.

35.Квалиметрия социальной защиты и поддержки населения.

36.Квалиметрия социального образования.

37.Квалиметрия качества социальных услуг и учреждений социального обслуживания.

38.Стандарты на социально-медицинские услуги. Их направленность, цель и задачи.

39.Категории населения, на которые распространяются государственные стандарты на социально-медицинские услуги.

40.Содержание понятий «медицинские услуги» и «социально-медицинские услуги», их соотношение. Общее и специфическое.

41.Направленность стандартов на социально-правовые услуги.  Суть этих стандартов.

42.Категории населения, на которые распространяются стандарты социально-правовых услуг.

43.Роль стандартов, регламентирующих деятельность социальных служб и отдельных специалистов в системе социального обслуживания населения.

44.Государственные стандарты на социально-бытовые услуги. Их роль и направленность.

45.Роль и место стандартов на социально-бытовые услуги в системе государственных стандартов, применяемых в социальной сфере и социальном обслуживании населения.

46.Что происходит в системе социального обслуживания населения в РФ: стандартизация социальных услуг или стандартизация социального обслуживания?

 

     Примеры индивидуальных заданий на практических занятиях:

1.    Поиск специальных статей по стандартизации социальных услуг и социального обслуживания, помещенных в журналах «Социальное обслуживание населения», «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная защита» и «Работник социальных служб».

2.    Какое утверждение, на Ваш взгляд, является наиболее полным и правильным?

                 а) государственные стандарты на социально-бытовые услуги - это нормы и нормативы, регламентирующие объем и качество услуг в таких формах как оказание помощи всем категориям населения в получении предусмотренных действующим законодательством РФ льгот при социально-бытовом обслуживании, обеспечение нуждающихся продовольственными товарами, бесплатным питанием, одеждой, обувью, бельем, топливом, другими предметами необходимой помощи, предоставления жилья в экстремальных условиях, содействие в налаживании быта и трудоустройстве соответствующей категории граждан, социальный патронаж нуждающихся в нем семей или отдельных граждан;

                 б) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это нормативно-правовые критерии на удовлетворение социально-бытовых базовых потребностей граждан Российской Федерации;

                 в) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это комплекс норм и нормативов, направленных на поддержание в быту граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.    Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов. Аргументируйте свой ответ.

                   а) стандарт на социально-правовые услуги устанавливает требования к объему услуг, суть которых заключается в защите прав клиентов на социально-правовую помощь,

                   б) стандарт на социально-правовые услуги, направленный на защиту законных прав и интересов граждан, предоставление им различной юридической помощи в вопросах социальной защиты; устанавливает требования к объему услуг, суть которых заключается в предоставлении гражданам:

       - консультаций по вопросам социально-правовой защиты, предусмотренной законодательством Российской федерации;

       - оказание содействия несовершеннолетним, проживающим в учреждениях социального обслуживания, в соблюдении и защите их законных прав и интересов при решении вопроса усыновления, попечительства, опеки и т. д.;

       - оказании помощи при оформлении юридических документов;

       - содействия в привлечении к ответственности лиц, допустивших различные противоправные действия против клиентов социальных служб;

    в) стандарт на социально-правовые услуги регламентирует правозащитную деятельность работников социальных служб, специалистов органов социальной защиты, правозащитных неправительственных органов и др.

   г) стандарт на социально-правовые услуги - это эталон в виде нормативно-правового документа, устанавливающего основные требования к объему и порядку предоставления нормативно-правовых услуг.

4.    Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов. Обоснуйте свой ответ.

   а) стандарты на социально-медицинские услуги регламентируют деятельность социальных служб в области санитарно-гигиенической работы с населением и оказание первичной медицинской помощи;

    б) стандарты на социально-медицинские услуги направлены на обеспечение качества социальной работы в учреждениях социального обслуживания;

    в) стандарты социально-медицинских услуг содержат требования к объему и качеству услуг, суть которых составляет санитарно - просветительская работа с населением, организация учета граждан, нуждающихся в социально-медицинских услугах, наблюдения за состоянием их здоровья и оказания им различной санитарно-гигиенической помощи, комплексная социально-медицинская помощь детям, формирование и организация работы групп здоровья, социальный патронаж семей, нуждающихся в социально-медицинской помощи (семьи с неблагоприятными социально-медицинскими условиями), и др.

5.    Стандарты на социально-медицинские услуги распространяются на:

     - граждан пожилого возраста;

     - инвалидов;

     - детей, в первую очередь детей-инвалидов, детей- сирот, безнадзорных, детей с ограниченными физическими и умственными возможностями;

     - беременных женщин и кормящих матерей;

     - малообеспеченных и многодетных семей;

     - граждан, оказавшихся в экстремальных условиях жизни;

     - лиц, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики.

Определитесь с правильным ответом, дайте всестороннее обоснование.

6.    Изучить публикацию Л.В. Топчия «Проблемы квалиметрии в социальной работе: подходы, критерии, логика оценки» в ж. Отечественный журнал социальной работы. – 2005, № 3;

7.    Изучить публикацию А.И. Субетто, А.В. Титова Ситуационный подход к применению методов социальных квалиметрий в системе мониторинга качества образования на разных уровнях. М., 1999;

8.    Изучить публикацию Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Лига М.Б. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни. М., 2009;

9.    Изучить учебное пособие Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебник.- М., 2009.

10.  Изучить учебное пособие В.Н. Фомина «Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. – М.: Ось-89, 2002;

11.  Изучить учебное пособие Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие. М.: РГСУ, 2009.

 

 

 

 

 

            Вопросы к экзамену:

1.Какой смысл вкладывается в понятие «социальная квалиметрия»? Предмет и содержание квалиметрии как науки и учебной дисциплины.

2.В чем состоит специфика проблем квалиметрии в социальной работе, социальном обслуживании?

3.Методология и методика оценки качества социальных услуг.

4.Уровни системы квалиметрических знаний в социальной сфере. Предметная квалиметрия.

5.Квалиметрия в социальном обслуживании.

6.Квалиметрия в социальном образовании.

7.Квалиметрия в системе социальной защиты и социальной поддержке населения.

8.Теория сравнения и логика оценок.

9.Методы социальной квалиметрии.

10.Квалиметрические экспертные системы.

11.Что понимается под стандартизацией социальных услуг?

12.Какой смысл вкладывается в понятие «Национальный стандарт социальных услуг?

14.Какова особенность и специфика стандартов на социальные услуги?

15.Какие критерии лежат в основе классификации стандартов на социальные услуги, оказываемые в учреждениях социального обслуживания?

16.Каково состояние правовой базы в области регламентации социальных услуг в Российской Федерации?

17.Какое значение имеет законодательная база зарубежных стран в области социального обслуживания для разработки государственных стандартов на социальные услуги в Российской Федерации?

18.В чем суть основных направлений работы по стандартизации социальных услуг?

19.Какие вы знаете классификации учреждений социального обслуживания?

20.Каково содержание государственных стандартов на социально – правовые услуги?

21.Каково содержание государственных стандартов на социально-медицинские услуги?

22.Каково содержание государственных стандартов на социально-педагогические услуги?

23.Каково содержание государственных стандартов на социально-бытовые услуги?

24.В чем состоит суть системы качества учреждений социального обслуживания?

25.Как осуществляется контроль качества социальных услуг? Какова роль в этом процессе национальных стандартов?

26.Основные направления разработки порядка предоставления /технологии/ социальных услуг в учреждениях социального обслуживания и органах социальной защиты населения?

27.Возможен ли контроль за реализацией государственных стандартов в сфере социального обслуживания населения? В чем суть такой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях?

28.Какова роль и место Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Федерального закона РФ № 122 от 22.08.2004 г. в формировании системы государственных стандартов в области социального обслуживания населения?

29.Каково значение Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в разработке государственных стандартов на социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов?

30.Какие статьи и положения взяты из Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации при разработке государственных стандартов на социальные услуги для инвалидов?

31.Какую роль сыграл Федеральный закон Российской Федерации № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в перераспределении полномочий в разработке законодательных основ стандартов на социальные услуги (федеральный и региональный уровни)?

32.Какое значение имеют ведомственные нормативы и нормы для стандартизации социальных услуг?

33.Каковы основные цели и задачи стандартизации социальных услуг в системе социального обслуживания населения?

34.B каких случаях применение стандартов является наиболее эффективным?

35.Какие существуют критерии эффективности применения стандартов социальных услуг в Российской Федерации и за рубежом?

36.Какова роль субъектов Российской Федерации в формировании и развитии современной системы стандартов на социальные услуги?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

            Список основной литературы:

1. Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 206 с.

2. Романычев И.С., Стрельникова Н.Н., Топчий Л.В. Социальная квалиметрия: оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и К», 2016. – 185 с.

Дополнительная литература и нормативные правовые акты

1. Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг. Учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и К», 2013 – 184 с.

2. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия – 30 лет: итоги и перспективы//Стандарты и качество. – 1999, № 1.

3. Мыльников И.С., Кричагин В.Н., Индейкин Е.Н. Стандарты медицинской помощи. М.: Приецекс, 1993.

4. Квалиметрия. Большая советская энциклопедия. Том 11. М., 1973.

5. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Лига М.Б. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни. М., 2009.

6. Субетто А.И. Социальная Ноосферная квалиметрия в системе неклассической социологии. Академия Тринитаризма, 2006.

7. Федюкин В.Н. Основы квалиметрии. М.: Флинт, 2004.

8. Топчий Л.В. Проблемы технологизации социального обслуживания: теоретико-методические подходы к разработке государственных стандартов // В сб.: Социальная работа и социальные технологии /Материалы методологического семинара / М.: Институт социальной работы АРСС. 1995. с. 34-43.

9. Топчий Л.В. Социально – правовые основы становления профессиональной социальной работы в России. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000 (раздел 4, с. 76-92).

10. Топчий Л.В. Стандарты социального обслуживания населения // «Российская энциклопедия социальной работы». М.: Академия проблем социальной работы. Институт социальной работы АРСС, 1997, с. 330-332.

11. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. М.: ЦБНТИ, 2007.

12. Топчий Л.В. Проблемы квалиметрии в социальной работе: подходы, критерии, логика оценки//Отечественный журнал социальной работы. – 2005, № 3.

13. Топчий Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки. Учебное пособие для социальных работников. Нижний Новгород, 2006.

14. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. Сборник Минсоцзащиты России. М.,1994.

15. Закон города Москвы «О социальном обслуживании населения города Москвы» от 9 июля 2008 года № 34(Социальное обслуживание.- 2/2010.

16. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая Литература, 1993.

17. Модель обеспечения качества услуг. Государственный стандарт Российской Федерации. М.: Изд-во стандартов, 1994.

18. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. «Качество социальных услуг. Общие положения. Издание официальное. Госстандарт России. М., 2004».

19. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. «Основные виды социальных услуг». Изд. официальное. Госстандарт Росси. М., 2004.

20. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. «Термины и определения». Издание официальное. М.. 2006.

21. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. «Классификация учреждений социального обслуживания». Издание официальное. М., 2006.

22. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. «Контроль качества социальных услуг». Основные положения. Издание официальное. М., 2006.

23. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52882-2007. Социальное обслуживание населения. «Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания» (Социальное обслуживание. – 2009, №2).

24. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52883-2007. Социальное обслуживание. «Требования к персоналу учреждений социального обслуживания». Издание официальное. М., 2008 (Социальное обслуживание. – 2009, № 2.

25. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии. Изд-во стандартов. М., 1971.

26. Ковальчик М.М. Квалиметрия. М.: МГИУ, 2006.

27. Новикова М.А., Тарасова Н.В. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития//Социальное обслуживание. – М.: МОО «АРСС»,1/2004.

28. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов Минсоцзащиты России, М.,1993-1994 гг.

29. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок.- №-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009( эффективность социальной работы).

30. Панов А.М. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития//Социальное образование России ХХ1 века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. М.: РГСУ, 2006.

31. Панов А.М.. Романов Г.И. .Новикова М.А. Стандартизация социальных услуг, оказываемых в учреждениях социального обслуживания. М.: Минтруд России, МГСУ, 1998.

32. Постановление Минтруда России от 30.01.96 г. «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; «Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.96 «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

34. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам

пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96 «О межведомственной Комиссии по вопросам социального обслуживания населения».

36. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.96 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения».

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи».

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.96 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

39. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.II.95 г. «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, представляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

40. Права человека. Международный билль о правах человека. Изложение фактов №2. Женева, I990 / ст.25/.

41. Приказ Минсоцзащиты Российской Федерации от 15.09.95 г. № 218 «О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому».

42. Приказ Минсоцзащиты РФ от 24.06.96 г. «Об утверждении форм Примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями».

43. Проблемы стандартизации социальной работы. Отв. ред. Бобковой П.В. М.: Институт социальной работы АРСС, Академия проблем социальной работы, 1996.

44. Стандарты предоставления услуг. Совместный семинар Всемирного банка и Шведского агентства по международному развитию. Всемирный банк: Сида, 2002.

45. Топчий Л.В. Новые подходы к социальному обслуживанию в России: проблемы стандартизации социальных услуг// Российский журнал социальной работы, .№ 2,1995, с.14-19

46. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.92 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

47. Указ Президента Российской Федерации от 02.II.93 «О мерах предупреждения бродяжничества и попрошайничества».

48. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

49. Указ Президента Российской Федерации от 18.09.96 г. “О федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997 - 1998 гг.

50. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

51. Федеральный закон Российской Федерации от 24.II.95 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

52. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

53. Федеральный закон РФ № 112 от 22 августа 2004 г. о новой системе государственной поддержки льготников.

54. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учеб. пособие. М.: Ось, 2002.

55. Фомин В.Н. Подготовка специалистов по качеству в МГТУ – МАМИ. – Стандарты и качество, 1999, № 10.

56. Федюкин В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учеб. для вузов./ Дурнев В.Д., Лебедев В.Г.- М.: Филин, Рилант, 2001.

57. Постановление Минтруда России от 19.07.2000 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного /муниципального/ учреждения «Центр социальной помощи семье и детям».