Контакты:

Учебная дисциплина «Психофизиология» предназначена для студентов, обучающихся по  направлению «Психология и педагогика» (бакалавриат) и является дисциплиной базовой части ООП. Она изучается студентами  в 5 семестре 3 курса.

Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов, а также учитывает их образовательные потребности

Целями освоения дисциплины «Психофизиология» являются:

·        ознакомить студентов с соответствующими современному уровню развития науки представлениями о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и сформировать у них умение использовать эти знания при анализе психологических данных

·       освоение студентами основных положений;

·       ознакомление с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии;

·       ознакомление студентов с основами психофизиологии как науки, с её предметом, задачами и методами.

·       ознакомление студентов с психофизиологическими основами  сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов, психомоторики.

·       ознакомление студентов с основами прикладной психофизиологии.

     Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий и практических занятий. Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких дисциплин как  «Физиология ВНД и СС», «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология». Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Дифференциальной психологии», «Возрастной и клинической психологии», «Специальной психологии», «Основы психогенетики».

Содержание  дисциплины

Содержание дисциплины определяется с учетом современного состояния науки и техники и включает в себя следующие темы:

Тема 1 Предмет и задачи психофизиологии

Определение психофизиологии. Краткий очерк исторического развития. Проблема соотношения мозга и психики. Современные представления о соотношении психического и психофизиологического. Системные основы психофизиологии. История психофизиологической проблемы и варианты ее решения. Функциональная система как физиологическая основа поведения. П

Тема 2 Методы психофизиологии

Методы изучения работы головного мозга: электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, топографическое картирование, компьютерная томография, нейронная активность, методы воздействия на мозг). Условия регистрации и способы анализа ЭЭГ. Основные ритмы и параметры энцефалограммы. Клинический и статистический методы изучения ЭЭГ. Магнитоэнцефалография. Измерения локального мозгового кровотока. Томографические методы исследования мозга. Метод магнитно-резонансной томографии. Термоэнцефалоскопия.  

Тема 3 Психофизиология функциональных состояний

Определение функциональных состояний (различные подходы). Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Разные уровни активации. Методы диагностики функциональных состояний. 

Тема 4 Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов. 

Классификация анализаторов. Модель анализатора. Рецепторы и их виды.

Кодирование информации в нервной системе.  Нейронные модели восприятия.  Электроэнцефалографические исследования восприятия. Топографические исследования восприятия. Работа А,Р.Лурии, 1973, о трех функциональных блоках головного мозга человека.

Тема 5 Психофизиология внимания

Представление об ориентировочной реакции. Физиологические показатели ориентировочной реакции, впервые описанной И.П.Павловым. Нервная модель стимула. Предложена Е.Н.Соколовым, 1958. Значимость стимула. Возникновение ОР только на биологически значимый стимул.

Нейрофизиологические механизмы внимания.

Тема 6 Психофизиология памяти

Классификация видов памяти. Модально-специфические виды памяти, образная память, эмоциональная память, словесно- логическая память. Временная организация памяти (иконическая, кратковременная и долговременная). Механизмы запечатления.

Тема 7 Психофизиология речевых процессов

Неречевые формы коммуникации и их психофизиологические основы.  Речь как система сигналов.  Представление о второй сигнальной системе.  Уровни внутренней речи. Периферические системы обеспечения речи (энергетическая система, генераторная и резонаторная). Мозговые центры речи.  Механизмы восприятия речи. Организация речевого ответа.  Контроль речевой деятельности. 

Тема 8 Психофизиология мыслительной деятельности

Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии.  Электрофизиологические корреляты мышления.  Биоэлектрическая активность мозга, ЭАК и глазные движения. Психофизиологические аспекты принятия решения. 

Тема 9 Сознание как психофизиологический феномен

Психофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания.  Физиологические условия осознания раздражителей.  Мозговые центры и сознание. Сознание и межполушарная асимметрия.  

Тема 10 Психофизиология двигательной активности

Строение двигательной системы. Поддержание позы и собственно движения. Высшие двигательные центры. Классификация движений. Автоматизированные и произвольные, ориентационные движения.   Функциональная организация произвольного движения. Электрофизиологические корреляты организации движения.  Измененные состояния сознания.

Для изучения данного курса рекомендуется пользоваться следующей литературой:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, Ноздрачев А.Д "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.Данилова "Психофизиология": учебник - Москва: Аспект Пресс, 2010

Лекционный курс начнется 1.09.20. Практические занятия  у направления Психология в образовании так же 8.09.20, а у Дошкольного и Начального образования - 2.09.20. Учитывая сложившуюся ситуация Лекция №1 и практическое занятие №1 будут выложены 1.09.20. А задания по первому занятию всем направлениям необходимо выполнить не позднее 11.09.20.

Практическое занятие № 1 (2.09 и 8.09)

Предмет и задачи психофизиологии. Методы психофизиологии

Определение психофизиологии. Методы изучения работы головного мозга: электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, топографическое картирование, компьютерная томография, нейронная активность, методы воздействия на мозг). Условия регистрации и способы анализа ЭЭГ. Основные ритмы и параметры энцефалограммы. 

Необходимо изучить следующие вопросы:

1.     Определение психофизиологии.

2.     Краткий очерк исторического развития.

3.     Современные представления о соотношении психического и психофизиологического. Системные основы психофизиологии.

4.     История психофизиологической проблемы и варианты ее решения.

5.     Условия регистрации и способы анализа ЭЭГ. Основные ритмы и параметры энцефалограммы. Клинический и статистический методы изучения ЭЭГ. Магнитоэнцефалография. Измерения локального мозгового кровотока. Томографические методы исследования мозга. Метод магнитно-резонансной томографии. Термоэнцефалоскопия.  

6.     Электрическая активность кожи. Методы регистрации. Происхождение и значение ЭАК. Показатели работы сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление. Ритм сердца. Электрокардиограмма. Плетизмография. Показатели активности мышечной системы. Электромиография.

Литература:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, Ноздрачев А.Д "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.  Данилова  Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. 

Контрольные задания:

I вариант

1. В рабочих тетрадях описать метод  электроэнцефалографии и нарисовать схему стандартного расположения электродов на голове человека в соответствии с правилами ЭЭГ - выполняют студенты группы дошкольного образования до 11.09.20

II вариант

1. В рабочих тетрадях описать томографические методы исследования мозга и особенности измерения локального мозгового кровотока - выполняют студенты группы направления психология в образовании до 11.09.20

III вариант

1. В рабочих тетрадях описать метод магнитоэнцефалографии и метод магнитно-резонансной томографии выполняют студенты группы начального образования до 11.09.20

При подготовке к практическому занятию необходимо использовать указанную литературу и выложенную лекцию. Кроме того рекомендуется ознакомиться с гиперссылкой.

*Контрольные задания всеми студентами должны быть выполнены в рабочих тетрадях. Во время контрольной недели они все будут проверены преподавателем.

Практическое занятие № 2 (8.09 и 15.09)

Предмет и задачи психофизиологии. Методы психофизиологии

Перед выполнением задания необходимо изучить материал прикрепленный к курсу  под названием Практическая работа №1. Психофизиология. 

Затем  всем студентам необходимо письменно в рабочих тетрадях выполнить контрольное задание т.е. ответить на следующие вопросы:

I вариант :

Опишите связь полиграфии с психофизиологией - выполняют студенты группы направления психология в образовании 

II вариант:

Опишите связь реоэнцефалографии с психофизиологией - выполняют студенты группы направления дошкольного образования 

III вариант:

Опишите связь электроокулографии с психофизиологией - выполняют студенты группы направления начального образования.

Фотографии со страницами, на которых были выполнены контрольные задание №1 и № 2 необходимо прислать до 12.09 на мою электронную почту - sunadin@yandex.ru 

Важно!!! Все работы должны быть подписаны и указано направление подготовки!

15 - 16.09.20.

Сегодня мы начинаем следующий раздел Психофизиологии - Психофизиология функциональных состояний.

 Но, перед этим, необходимо вспомнить некоторый материал, касающийся Анатомии и физиологии ЦНС, поэтому следующая лекция будет посвящена Анатомии ЦНС.

Литература:

1.Калмин О.В., Бочкарева И.В. "Центральная нервная система и органы чувств" - Рост.-на-Дону:"Феникс",2016.

2. Н.П. Ерофеев "Физиология центральной нервной системы" - С-Пб:"СпецЛит", 2018.

Тематические лекции будут прикреплены к курсу 15.09.20

15 - 16. 09 Практическое занятие № 2. Анатомия центральной нервной системы

     Головной мозг - ствол мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг) строение и функции, основные подкорковые рефлекторные цепи. Функции ствола мозга. Мозжечек: строение, расположение, функции. Промежуточный мозг. Значение гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и в регуляции функций эндокринной системы. Полушария головного мозга: строение, функции. Локализация функций в коре головного мозга. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Проводящие пути  ЦНС.

Вопросы для самоконтроля:

1. Отделы головного мозга и их связь с формированием мозга в онтогенезе.

2. Ствол мозга – строение, локализация центров и проводящих путей, функции.

3. Продолговатый мозг – строение, внутреннее строение, функции.

4. Мост – внешнее и внутреннее строение, функции.

5. Средний мозг - внешнее и внутреннее строение, функции.

6. Промежуточный мозг – расположение, внутреннее строение, функции.

7. Ретикулярная формация – понятие, функции.

8. Мозжечок – расположение, внешнее и внутреннее строение, функции.

 9.Конечный мозг (полушария большого мозга) – строение коры полушарий, морфофункциональные особенности, белое вещество полушарий.

10. Лимбическая система – основные компоненты, морфофункциональные особенности, функции.

11. Подкорковые ядра – локализация, особенности строения, функции.

12. Оболочки головного мозга – особенности строения, синусы, межоболочечные пространства.

13. Спинной мозг - внешнее и внутреннее строение, функции, оболочки.

14. Проводящие пути ЦНС – афферентные (болевой и температурной чувствительности) проводящие пути, проприоцептивные  пути.

15. Проводящие пути ЦНС – эфферентные (пирамидный, экстрапирамидный путь) проводящие пути, закономерности строения эфферентных проекционных проводящих путей.

Контрольные задания:

1 вариант (выполняют студенты группы Дошкольного образования)

1. Нарисуйте и обозначьте части ствола головного мозга, опишите закономерности локализации центров и проводящих путей и функции ствола мозга.

2. Составьте таблицу с указанием проекционных центров в коре головного мозга и их локализацию.

3. Нарисуйте Проводящие пути болевой и температурной чувствительности

2. вариант (выполняют студенты группы Начального образования)

1. Нарисуйте внутреннее строение продолговатого мозга и опишите его функции

2. Составьте таблицу с указанием ассоциативных центров в коре головного мозга и их локализацию.

3. Нарисуйте проводящие пути проприоцептивной чувствительности коркового направления

3. вариант (выполняют студенты группы Психологии в образовании)

1. Нарисуйте внутреннее строение среднего мозга и опишите его функции.

2. Опишите основные компоненты, морфофункциональные особенности и функции лимбической системы.

3. Нарисуйте корково-спинальный пирамидный путь (по Гайворонскому И.В.)

 Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2.Калмин О.В., Бочкарева И.В. "Центральная нервная система и органы чувств" - Рост.-на-Дону:"Феникс",2016.

3. Анатомический атлас: Мозг человека – под редакцией Питера Абрахамса – Мосвка: Издательство АСТ – 2016 г.

 Внимание!

          Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 28.09 

Важно!!! Все работы должны быть подписаны и указано направление подготовки!

22.09.20

 Продолжение темы "Анатомия ЦНС"

В рамках заданной темы продолжение выполнения практического занятия №2.

Напоминание - студенты всех групп должны прислать фото страниц с выполненными заданиями не позднее 28.09. на почту  Судиловской Н.Н.

29.09.20

Лекция на тему "Физиология ЦНС".

В рамках лекции будут затронуты такие вопросы как: организация и функции центральной нервной системы, рефлекторная деятельность, процессы торможения в центральной нервной системе.

Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Н.П. Ерофеев "Физиология центральной нервной системы" - С-Пб:"СпецЛит", 2018.

29.09. и 30.09.20 

Практическое занятие № 3. "Физиология центральной нервной системы"

Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Рефлексы. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо по Анохину. Роль различных элементов нейрона в возникновении возбуждения. Распространение возбуждения. Нервные центры. Торможение в ЦНС.

Вопросы для самоконтроля:

1.Нейрон – строение, функции, значение различных частей

2.Синапс-понятие, строение.

3.Принципы классификации синапсов.

4. Особенности и свойства химического и электрического синапсов.

5. Свойства нервных центров.

6. Распространение возбуждения в ЦНС

7. Торможение в ЦНС – понятие, виды, роль в деятельности ЦНС.

8. Механизм становления рефлексов.

9.Условия выработки рефлексов, возрастные особенности их формирования 

Контрольные задания:

1 вариант (выполняют студенты группы Дошкольного образования)

1. Нарисуйте и обозначьте части нервной клетки (нейрона), опишите функции каждой части нейрона и их классификацию.

2. Нервные центры – понятие, виды, локализация. Перечислите общие и специальные свойства нервных центров.

3. Нарисуйте и обозначьте части рефлекторной дуги и опишите их функции.

2. вариант (выполняют студенты группы Начального образования)

1. Синапс – понятие, классификация. Нарисуйте и обозначьте части электрического синапса. Приведите сравнительную характеристику электрического и химического синапсов.

2. Нарисуйте и обозначьте части рефлекторного кольца (по Анохину П.К.) и опишите его значение в механизме адекватного регулирования.

3. Торможение в ЦНС – постсинаптическое торможение: понятие, механизм, разновидности, локализация в ЦНС.

 

3. вариант (выполняют студенты группы Психологии в образовании)

 1. Нарисуйте и обозначьте части химического синапса, перечислите его свойства и назовите отличия передачи возбуждения в синапсах ЦНС от передачи возбуждения в нейромышечных синапсах.

2. Пресинаптическое торможение: понятие, механизм, разновидности, локализация в ЦНС. Роль торможения в деятельности ЦНС.

3. Координационная деятельность ЦНС: понятие, фактор структурно-функциональной связи (ее варианты), фактор субординации и фактор силы – их значение. 

 Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения. Учебник для вузов.- Москва – Юрайт – 2020.

3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015г.

4. Н.П. Ерофеев "Физиология центральной нервной системы" - С-Пб:"СпецЛит", 2018. 

Внимание!

          Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненными заданиями на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 12.10.20

6.10.20.

Продолжение темы Физиология ЦНС

Лекция на тему "Высшая нервная деятельность"

В рамках лекции будут обсуждаться следующие вопросы: понятия низшая и высшая нервная деятельность (ВНД), безусловные и условные рефлексы, их сравнительная характеристика, особенности формирования и торможения условных рефлексов, типы ВНД и возрастные особенности ВНД.

Литература:

1. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология. Том 1. – Москва – Юрайт – 2019 г. (доступна в электронной библиотеке Юрайт)

2. Н.П. Ерофеев "Физиология центральной нервной системы" - С-Пб:"СпецЛит", 2018.

3. Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения. Учебник для вузов.- Москва – Юрайт – 2020.

4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015г.

Внимание!

К практическому занятию (13.10 и 14.10.20) необходимо подготовиться к тестовому контролю по теме "Анатомия и физиология ЦНС".

13.10.20 и 14.10.20

На практическом занятии группы пишут тестовый контроль. Тесты прикреплены к курсу.

Внимание! Каждому студенту из группы необходимо прислать фото страниц с выполненным тестовым заданием на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru)  в течение пары т.е. до 10 час. 

20.10.20

Лекция на тему: Психофизиология функциональных состояний

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Определение функциональных состояний (различные подходы). Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Разные уровни активации. Методы диагностики функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний. Эффекты действия симпатической и парасимпатической нервной системы. Биологическая обратная связь и искусственная обратная связь.

Литература:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, Ноздрачев А.Д "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.  Данилова  Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012. 

27.10.20 и 28.10.20

Практическое занятие на тему: Психофизиология эмоционально-потребностной сферы.

В рамках занятия студенты самостоятельно изучают материал, включающий в себя следующую информацию: основные понятия (потребности и их виды, эмоции и их формы); физиологическая основа эмоций (лимбическая система, ретикулярная формация, лобные доли коры больших полушарий); теории эмоций («Биологическая теория» эмоций Ч. Дарвина, теория Джеймса-Ланге, таламическая теория Кеннона-Барда, информационная теория П.В. Симонова).

После изучения  материала,  необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

1. Физиологические механизмы, лежащие в основе потребностей.

2. Структуры мозга, играющие решающую роль в обеспечении мотивационного состояния.

3. Предпусковая интеграция.

4. Роль доминанты и структур лимбической системы в мотивационном возбуждении.

 5. Психофизиологические теории мотиваций.

6. Структуры мозга, обеспечивающие эмоциональные реакции. Роль ретикулярной формации в возникновении эмоций.

7. Теория Джеймса-Ланге.

 6. Связь эмоций и информации.

8. Гипотезы участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.

В ходе изучения материала необходимо пользоваться следующей 

литературой:

1.      Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.

2.      Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.

3.       Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотиваций и эмоций. М. : ЧеРо, 2002. С. 462—480.

Внимание!! Ответы на вопросы по теме «Психофизиология эмоционально-потребностной сферы» не надо прислать на почту Н.Н.Судиловской.

3.11.20.

Лекция на тему: 

Основы возрастной психофизиологии.

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Общее представление о созревании. Критерии созревания (функциональные критерии созревания, рефлекторные и локомоторные критерии). Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе. Основные методы возрастной психофизиологии. Созревание головного мозга и психическое развитие. Старение организма и психи.

После изучения лекционного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

1.    Общее представление о созревании.

2.    Критерии созревания (функциональные критерии созревания, рефлекторные и локомоторные критерии). 

3.    Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе.

4.    Основные методы возрастной психофизиологии.

5.    Созревание головного мозга и психическое развитие.

6.    Старение организма и психическая инволюция.

В ходе изучения материала, кроме прикрепленных лекций, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007.

2.    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004.- 400 с.

3.    Югова Е.А., Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

4.    Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека, Питер, 2008

 Внимание!! Ответы на вопросы по теме «Основы возрастной психофизиологии» (фото страниц с выполненным заданием) надо прислать на почту Н.Н.Судиловской (sunadin@yandex.ru)  до 23.11.20.

 10.11.20 11.11.20

Практическое занятие на тему : 

Психофизиология речевых процессов

Найти  материал на тему Психофизиология речевых процессов , который будет включать в себя следующие вопросы: Неречевые формы коммуникации и их психофизиологические основы.  Речь как система сигналов.  Представление о второй сигнальной системе.  Уровни внутренней речи. Периферические системы обеспечения речи (энергетическая система, генераторная и резонаторная). Мозговые центры речи (центры Брока и Вернике, речь и межполушарная ассиметрия; метод Вада). Механизмы восприятия речи. Организация речевого ответа. 

После изучения найденного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

1.    Что относится к периферическим системам обеспечения речи?

2.    Что относится к мозговым центрам речи?

3.    В чем заключается значение зоны Вернике? 

4.    В чем заключается значение зоны Брока?

5.     В чем заключается значение моторной коры головного мозга?

6.    В чем заключается психофизиологическая основа процесса чтения?

7.    В чем заключается психофизиологическая основа процесса письма?

В ходе изучения материала, кроме прикрепленных лекций, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007.

2.    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004.- 400 с.

3.    Югова Е.А., Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

4.    Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека, Питер, 2008

 Внимание!! Ответы на вопросы по теме «Психофизиология речевых процессов" не надо прислать на почту Н.Н.Судиловской.

Внимание!! Задания для студентов направления Психология в образовании и Дошкольное + Начальное образование будут разными и будут отдельно прикреплены к курсу!

17.11.20.

Лекция на тему: 

"Психофизиология внимания"

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопроса:    Представление об ориентировочной реакции. Физиологические показатели ориентировочной реакции, впервые описанной И.П.Павловым. Нервная модель стимула. Предложена Е.Н.Соколовым. Значимость стимула. Возникновение ОР только на биологически значимый стимул.     Нейрофизиологические механизмы внимания.    

 После изучения лекционного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы: 

1.    Какие функции выполняют нейроны новизны?

2.    Как различаются генерализованная и локальная активация?

3.    Как отражается в параметрах вызванных потенциалов "установка на стимул" и "установка на ответ"?

4.    Какую функцию выполняют фронтальные доли мозга в обеспечении внимания?

В ходе изучения материала необходимо пользоваться следующей 

литературой:

1.      Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.

2.      Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.

3.       Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотиваций и эмоций. М. : ЧеРо, 2002. С. 462—480.

Внимание!! Ответы на вопросы по теме «Психофизиология внимания» не надо прислать на почту Н.Н.Судиловской.

24.11 и 25.11

Практическое занятие

Тема:  Психофизиология памяти

Изучить  материал на тему Психофизиология памяти , который будет включать в себя следующие вопросы:  Классификация видов памяти. Модально-специфические виды памяти, образная память, эмоциональная память, словесно- логическая память. Временная организация памяти (иконическая, кратковременная и долговременная). Механизмы запечатления. Опыты К.Лешли. Формирование энграмм (три этапа). Системы регуляции памяти. Два уровня регуляции (неспецифический и модально- специфический). Физиологические теории памяти Теория Д.Хебба, синаптическая теория, реверберационная теория. Биохимические исследования памяти (молекулы памяти и медиаторные системы). Формы процедурной памяти: условный рефлекс и навыки. Формы декларативной памяти: краткосрочная и долгосрочная образная память.

В ходе изучения материала, кроме прикрепленного материала, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007.

2.    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004.- 400 с.

3.    Югова Е.А.Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

Вопросы для самоконтроля: 

1.. Память. Классификация  видов памяти. 

2. Временная организация памяти.

3. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

 4. Системы регуляции памяти. Структуры ЦНС, ответственные за отбор, фиксацию и хранение информации.

5. Физиологические теории памяти.

6. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), классификация , физиологическая роль.

7. Научение. Его  виды и механизмы

8.Нейронные феномены пластичности

Вопросы для контроля для направления Психология в образовании:

1.    Укажите роль миндалины в формировании памяти.

2.    Каковы функции гиппокампа в процессах памяти.

3.    Нарисуйте основные молекулярные и структурные модификации нейрона, возникающие в процессе обучения.

 Вопросы для контроля для направления Дошкольное и Начальное образование

1.    Что такое консолидация памяти

2.    Каковы функции гиппокампа в процессах памяти.

3.    Назовите и нарисуйте структуры головного мозга, участвующие в формировании долговременной памяти

Внимание!!

 Каждому студенту из группы прислать фото страниц с выполненным заданием на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 5.12.20

 1.12.20.

Лекция на тему: 

"Психофизиология сознания"

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопроса:   Психофизиологический подход к определению сознания.  Нейрофизиологические основы сознания.   Физиологические условия осознания раздражителей.  Мозговые центры и сознание. Сознание и межполушарная асимметрия. Проблема соотношения психического и физиологического. Основные концепции сознания. Психофизиологический подход к определению сознания.

В ходе изучения материала, кроме прикрепленного материала, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007.

2.    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004.- 400 с.

3.    Югова Е.А.Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите подходы к пониманию термина сознание.

2. В чем суть теорий о происхождении сознания?

3.  Как различные понимания сознания связаны с речью?

4. Какую часть бессознательного изучает современная психофизиология?

5. Назовите два типа реагирования на неосознаваемые стимулы.

Внимание! На практическом занятии (8.12) будет проведен тестовый контроль по теме Психофизиология сознания.

8.12.20.

Практическое занятие на тему: 

"Психофизиология сознания"

В рамках занятия будут рассмотрены следующие вопроса: Физиологические условия сознания, виды, причины и проявления расстройства сознания, изменение сознания во время сна.

Кроме того будет проведен тестовый контроль по теме Психофизиология сознания.

В ходе изучения материала, кроме прикрепленного материала, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007.

2.    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004.- 400 с.

3.    Югова Е.А.Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

Внимание!!

Тестовый контроль будет разный: для группы Психология в образовании тесты будут выложены в Moodl 8.12, а для групп Дошкольное и Начальное образование - тесты будут выложены в Moodl 9.12.

Каждому студенту из группы ПвО прислать фото страниц с выполненным заданием на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 9.12.20 (включительно), а студентам из групп ДО и НОО - до 10.12.20 (включительно),

 15.12.20.

Лекция на тему: 

"Психофизиология мышления"

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопроса: 

1.     Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии.

2.     Психофизиологические аспекты принятия решения. Принятие решения в теории П.К.Анохина. Вызванные потенциалы и принятие решения. 

3.     Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.

4.     Психофизиологический подход к интеллекту. 

5.     Морфо-функциональные предпосылки интеллекта.

7.     Половые различия и интеллектуальные функции. .

 В ходе изучения материала, кроме прикрепленного материала, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.     Лурия А.Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына.- М.:Педагогика, 1978.

2.     Проблемы психофизиологии / Под ред. Л.И. Губаревой. – Ставрополь, 2003.

3.     Хомская Е.Д. Мозг и активация.-М.:МГУ, 1973.

4.     Милтнер Ф., Сифер В., Шеппах Дж. и др. Мысль, разум, интеллект: Практическое руководство по развитию умственных способностей (пер. с англ.), 2003

 Вопросы для самоконтроля.

 1.     Электрофизиологические корреляты мышления. 

 2. Биоэлектрическая активность мозга, ЭАК и глазные движения - как методы изучения мышления

 3. Детектор ошибок по Н.П.Бехтеревой.

 4. Три аспекта интеллекта по Г. Айзенку, 1995.

 5. Вербальный и невербальный интеллект.

Вопросы для контроля для всех направлений:

1. Перечислите мозговые структуры, имеющие непосредственное или опосредованное отношение к таким процессам мышления как:

        а) принятие решения

        б) выработка стратегии принятия решения

       в) возникновение спонтанных мыслей

        г) интуиция

2. Перечислите мыслительные процессы за которые отвечают следующие мозговые структуры:

      а) ядра миндалины

      б) гиппокамп

      в) ретикулярная формация и  лимбическая система

 Каждому студенту из групп прислать фото страниц с выполненным заданием на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 21.12.20

22.12.20. и 23.12.20

Практическое занятие на тему: 

"Психофизиология двигательной активности"

В рамках занятия необходимо рассмотреть и изучить следующие вопросы:  Строение двигательной системы.  Поддержание позы и собственно движения.  Высшие двигательные центры. Классификация движений. Автоматизированные и произвольные, ориентационные движения.  Функциональная организация произвольного движения.  Электрофизиологические корреляты организации движения. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями.  Программирование движения. И центральные моторные программы.   Рефлекторное кольцо. Нейронные коды моторных программ.

В ходе изучения материала, кроме прикрепленного материала, необходимо пользоваться  следующей литературой:

1.   Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

2.   Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.-Воронеж, 1997

3. Югова Е.А.Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

Вопросы для самоконтроля:

1. Опишите основные особенности строения нервно-мышечной системы.
2. Дайте классификацию и характеристику рефлекторного контроля движений.
3. Объясните суть кортикального контроля двигательной активности.
4. Изложите структуру двигательного контроля.
Внимание!!

Сегодня и завтра в рамках практического занятия студенты групп пишут Итоговое тестирование по дисциплине Псохофизиология. Тесты будут выложены (22.12 - для направления ПвО, 23.12 - для ДО и НОО) в Moodl вместе с материалом сегодняшнего занятия. 

Каждому студенту из групп прислать фото страниц с выполненными тестами на электронную почту  Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 24.12.20 включительно.